ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ. "ТРИЛОГИЯ ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ " А.А.БЛОКА
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме

Белякова Марина Михайловна

Этот опорный конспект обобщает работу по поэзии А.А.Блока в 11 классе, 

систематизируя знания учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.А.БЛОК .«ТРИЛОГИЯ   ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ»  

Это лирический  дневник поэта, последовательное описание переживаний, событий, происходивших в его жизни:  «Таков мой путь, <...> я твердо уверен… что все стихи вместе — «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянию, проклятиям, «возмездию» и <...> — к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный  материал, вглядываться в контуры «добра и зла» — ценою утраты части души» .

В предисловии к первому изданию поэт изложил концепцию своего творчества: "Каждое стихотворение необходимо для образования главы (цикла); из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать "романом в стихах". В слове "вочеловечение" есть Библейский смысл. "Вочеловечением" называется земной путь Христа

1 КНИГА  ( 1898-1904 )

Циклы: 

 "Ante Lucem", "Стихи о Прекрасной Даме", "Распутья"

Вместо точных подлежащих — туманные: тяготение к неопределенным местоимениям и односоставным предложениям, чаще безличным (влияние Фета).

Стихотворная речь зашифрована. Слова:  туманный, тайный,таинственный, тайна, сон  - доминируют в ранней лирике 1 книги ( влияние символизма).

Антитеза света  и тьмы условно разделяла в воображении лирического героя весь мир пополам: на черную половину и белую. В черной помещались окружающий мир, люди, реальность,  а в светлой — неземное, т.е. Она   (Прекрасная Дама)

Святость его возлюбленной была для него непререкаемым догматом. Он так и называл ее святая: «О, святая, как ласковы свечи»

Небесно-голубой, белый,  золотой в антитезе с черным – любимая  гамма цветов беспорочной любви без похоти и  сладострастия. Похоть для героя – грех.

«Servus — Reginae» ( Раб –царице)  название стихотворения, созвучное всей книге, потому что вся его книга - выражение этой коленопреклоненной любви.

Лирический герой  полон предчувствиями,  мечтами: «Предчувствую Тебя…»

Место действия многих стихотворений 1 книги - храм : «Я, отрок, зажигаю свечи, Огонь кадильный берегу…»

1 книга – мечта о встрече со Светом и Любовью, книга ожиданий и надежд

2 КНИГА     (1904-1908)

Циклы:

 "Вступление","Пузыри земли", "Ночная фиалка",

"Разные стихотворения", "Снежная маска",

"Город", "Фаина", "Вольные мысли"

Слово «кабак»  стало повторяться у него столь же часто, как некогда слово «храм».  Его потянуло к вину. Говорить от лица пьяных гуляк стало его постоянной потребностью: «И на щеке моей блеснула, сверкнула пьяная слеза….»

2 том – «пьяный, мутный, — не горние высоты, но низменности. Недаром в этом томе столько стихов о болоте» ( К.Чуковский), чертях, нечисти.

«Эта книга есть март его жизни, тот «весенний и тлетворный дух», которым была тогда напоена его кровь» ( Чуковский):      «Это шутит над вами болото…»

В лирике появились люди, раздавленные непосильною ношею: женщина, которая заперла дома детей, а сама легла на рельсы, под поезд; больной человек, который надорвался под тяжестью, упал и умер в пути; уличная девушка, которая размозжила себе голову о стену. И поэт вопрошал в изумлении:

«  Господь, ты слышишь? Господь, простишь ли?»

Лирический герой стал демонстративно издеваться над своими святынями.

 «Бешенство объятий», «ночные желания» — эти слова появились у него только теперь. В 1904 г. в его стихах впервые появляется слово «блудница» и с тех пор уже не сходит со страниц:

«Здесь та изумительная двойственность, в которой было главное обаяние лирики Блока: пафос, разъедаемый иронией; ирония, побеждаемая лирикой; хула и хвала одновременно. Все двоилось у него в душе, и причудливы были те сочетания веры с безверием, которые сделали его столь близким современной душе. Он и веруя — не верил, что верует, и насмехаясь над мечтами — мечтал» ( К.Чуковский), - таковы особенности 2 книги. ( «Незнакомка» - открытие двойственности в поэзии)

КНИГА   ( 1907 – 1916)

Циклы:  

"Страшный мир" , "Возмездие" , "Ямбы", "Итальянские стихи",

"Разные  стихотворения", "Арфы и скрипки" , "Кармен" ,

поэма "Соловьиный сад",  "Родина", "О чем поет ветер"

Если во втором томе был март, то в третьем  - сентябрь ( мысль Чуковского)

Ощущение  лирическим героем мировой пустоты:

( «Жизнь пуста, безумна и бездонна…» - «Шаги командора»)

В русской литературе еще никогда не звучал такой кощунственный страшный  смех:       Что делать! Изверившись в счастье, / От смеху мы сходим с ума,  

И, пьяные, с улицы смотрим, / Как рушатся наши дома!

Об этом смехе  в 1908 году, Блок написал статью «Ирония»:  «Я знаю людей,  которые готовы задохнуться от смеха, сообщая, что умирает их мать, что они погибают с голоду, что изменила невеста. Человек хохочет, и не знаешь, выпьет ли он сейчас, расставшись со мною, уксусной эссенции, увижу ли его еще раз? И мне самому смешно, что этот самый человек, терзаемый смехом, повествующий о том, что он всеми унижен и всеми оставлен, — как бы отсутствует; будто не с ним я говорю, будто и нет этого человека, только хохочет передо мною его рот….Самого меня ломает бес смеха; и меня самого уже нет. Нас обоих нет. Каждый из нас — только смех, оба мы — только нагло хохочущие рты».

Лирический герой потерял  веру, любовь; смеясь над своей любовью и верой, он уничтожает себя, топя в этом разлагающем смехе «свою радость и свое отчаяние, себя и близких своих, свое творчество, свою жизнь и, наконец, свою смерть».

Этот смех есть смерть. И все восемь лет, с 1908 до 1916 года, Блок неустанно твердил, что он мертвый :  «Сердце — крашеный мертвец…»

 Такие слова, как  «гибель», «губительный», «гибельный»,  «смерть» , - особенно

полюбились ему: «Нет исхода из вьюг, и погибнуть мне весело…»

Восторг гибели был почти всегда связан у него с ощущением ветра,

вьюги, разгулявшейся стихии

«Любить для него значило чувствовать ветер. Иногда сама любовь казалась ему ветром, ворвавшимся в сердце» ( Чуковский) : «Как ветер, ты целуешь жадно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 кл. А. Блок Урок по поэме А. Блока "Двенадцать"

План урока в 11 кл. по поэме А. Блока "Двенадцать". Опыт подробного комментирования...

Урок литературы в 11 классе на тему: "Это всё - о России" (А.Блок). Тема Родины в творчестве А.Блока.

Урок-семинар представляет собой корректировку и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта....

Романтический мир раннего Блока.А. Блок и символизм.(11 класс)

Урок разработан по учебнику литературы 11 кл. под редакцией Журавлева. Он содержит анализ ранней лирики А Блока из различных сборников,а также прослеживает постепенный переход поэта от символизма...

Урок по лирике А.Блока « Земная из земных» любовь в поэзии А.Блока

Тема любви в лирике А.А. Блока освещена в учебниках, но  не достаточно глубоко. На мой взгляд, до учащихся не донесён сложный  эволюционный путь этой темы в его творчестве.. Ибо Блок н...

опорные блоки по географии для 6 класса

Представлены опрные блоки  по темам "Географические координаты", "Атмосфера", ""Водяной пар", Гидросфера", "Природный комплекс", "Погода. Климат"...

Опорные конспект к урокам в 7 классе по темам ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ БЛОКИ. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МЕХАНИКИ

Опорные конспекты представлены в удобной для распечатки форме. Они содержат как готовые схемы и рисунки для рассмотрения, так и предполагают заполнение учащимися информации на основе изучения нового м...