Диалог с текстом: из опыта работы
статья по литературе (9 класс) по теме
Как же дать ученику понять, что текст – живой организм, с которым можно и нужно вступать в разговор, если сам ученик для нашего разговора порой, как сейчас принято говорить, «offline», т.е. недоступен?
Я начинаю работу по включению учащихся в ситуацию проблемного диалога постепенно, пошагово. Сразу хочу отметить, что100-процентного успеха добиться не удается, но достижения, безусловно, есть. Ученики сначала с моей помощью пробуют «говорить» с текстом, спорить со мной и автором, а потом включать в спор и другие произведения и авторов. Процесс это сложный и часто достаточно болезненный, т.к. многие подростки воспринимают ситуацию диалога с текстом только как возможность высказать личную позицию, попутно осуждая или восхваляя автора. Мне же нужно не только подтолкнуть их к формулировке собственной позиции, но и научить выслушать чужое мнение, признать право на существование точек зрения, отличных от собственных, т.е. собственно вести диалог (или обсуждение) как с текстом, так и со сверстниками и старшими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pedsovet_2012_13.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета
«Диалог с текстом: из опыта работы»
Бутенко Наталья Викторовна, ГБОУ СОШ №269, учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург
Аннотация
Как же дать ученику понять, что текст – живой организм, с которым можно и нужно вступать в разговор, если сам ученик для нашего разговора порой, как сейчас принято говорить, «offline», т.е. недоступен?
Я начинаю работу по включению учащихся в ситуацию проблемного диалога постепенно, пошагово. Сразу хочу отметить, что100-процентного успеха добиться не удается, но достижения, безусловно, есть. Ученики сначала с моей помощью пробуют «говорить» с текстом, спорить со мной и автором, а потом включать в спор и другие произведения и авторов. Процесс это сложный и часто достаточно болезненный, т.к. многие подростки воспринимают ситуацию диалога с текстом только как возможность высказать личную позицию, попутно осуждая или восхваляя автора. Мне же нужно не только подтолкнуть их к формулировке собственной позиции, но и научить выслушать чужое мнение, признать право на существование точек зрения, отличных от собственных, т.е. собственно вести диалог (или обсуждение) как с текстом, так и со сверстниками и старшими.
Как реально практикующий учитель, постоянно сталкиваюсь с проблемой, которая, по моим ощущениям, стремится стать катастрофой: современный «общеобразовательный» ученик или не хочет читать, или не умеет читать, или не знает и не понимает, что произведение может «разговаривать» со своим читателем.
Заставить читать современного подростка, на мой взгляд, задача не совсем осуществимая. Может быть, немного подтолкнуть, помочь «идущему» школа может. Научить читать можно, правда, проще научить читать быстро (пресловутая техника чтения, отрабатываемая в начальной школе), а вот читать вдумчиво, вступая в диалог с автором и произведением – вот та самая сложная задача, с которой справиться непросто. Хочу поделиться собственными размышлениями, основанными на опыте работы в этой области.
Современный подросток, по моим наблюдениям, предпочитает реальному общению общение в так называемых социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники, Твиттер и т.п). Этому поколению проще найти общий язык с людьми из пространства Интернет, причем, из любой точки земного шара, чем с соседом по парте, тем более, с реальным взрослым человеком – учителем, который еще и предъявляет требования, проверяет, оценивает, объясняет и т.д. Так как же дать ученику понять, что текст – живой организм, с которым можно и нужно вступать в разговор, если сам ученик для нашего разговора порой, как сейчас принято говорить, «offline», т.е. недоступен?
Я начинаю работу по включению учащихся в ситуацию проблемного диалога постепенно, пошагово. Сразу хочу отметить, что100-процентного успеха добиться не удается, но достижения, безусловно, есть. Ученики сначала с моей помощью пробуют «говорить» с текстом, спорить со мной и автором, а потом включать в спор и другие произведения и авторов. Процесс это сложный и часто достаточно болезненный, т.к. многие подростки воспринимают ситуацию диалога с текстом только как возможность высказать личную позицию, попутно осуждая или восхваляя автора. Мне же нужно не только подтолкнуть их к формулировке собственной позиции, но и научить выслушать чужое мнение, признать право на существование точек зрения, отличных от собственных, т.е. собственно вести диалог (или обсуждение) как с текстом, так и со сверстниками и старшими.
Что же такое текст художественного произведения? Думаю, что текст художественного произведения – это прежде всего мысли, чувства, эмоции автора, которыми он так щедро делится со своим вдумчивым читателем. А навык «медленного» или вдумчивого чтения – основа проблемного диалога. Учитель «пошагово подводит учеников к формулированию темы, на этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» [ 5]. Следовательно, читать текст художественного произведения – значит «открывать» его, понимать, полемизировать, задавать вопросы и получать на них ответы (или давать собственные), «вычитывать информацию из каждой единицы текста» [2]. Существует понятие аналитического (изучающего) чтения, «включающего все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов»[4]. Значит, человек, владеющий навыком аналитического чтения должен уметь:
- классифицировать факты, различая важные и второстепенные;
- отвечать на вопросы и уметь их задавать;
- производить все виды свёртывания информации;
- уметь представлять тексты в виде разных схем;
- выделять основные и дополнительные мысли;
- уметь комментировать и интерпретировать текст;
- производить рефлексию — оценку прочитанного и создание собственных смыслов;
- “присваивать ” новые знания как собственные;
- формулировать и выражать свое мнение в различных жанрах письменных работ.
Как же научить детей критически осмыслять текст художественного произведения? Исследователи отмечают, что способность критически осмыслять текст редко возникает самостоятельно, эту способность «необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми» [2]. Принято выделять несколько основных этапов работы с текстом: научить видеть в тексте авторские вопросы (прямые и скрытые), включать творческое воображение учащихся, научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения, помочь учащимся самостоятельно вести диалог по ходу первичного чтения.
Стоит отметить, что такая работа должна проводиться «с карандашом в руках». Я настаиваю, чтобы мои ученики «брали текст на карандаш», подчеркивая ключевые или незнакомые слова, записывая на полях вопросы или ответы, возникающие мысли. Если нет возможности работать прямо в тексте, предлагаю пользоваться блокнотом, делать пометки по ходу работы с текстом. Таким образом, весь текст оказывается покрытым «паутиной» размышлений, трансформируясь в совместное произведение автора и читателя, т.е. вступает в диалог.
Рассмотрим несколько примеров диалога с текстом на уроках не только литературы, но и русского языка. Так в 5 классе в учебнике русского языка (Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) представлен текст В.М. Пескова и дано задание к нему: «Прочитайте историю, рассказанную В.М. Песковым. Докажите, что это текст. Выберите название, в котором отражена основная мысль текста: «Встреча в лесу», «Странная встреча в лесу». Для того, чтобы выполнить эти задания, пятиклассникам необходимо провести сложную работу с текстом, которую следует начать с небольшого знакомства с автором и первичного чтения (вслух, комбинированного). Во время чтения учим детей вести диалог с автором и текстом.
А) Знакомство с автором: Василий Михайлович Песков – известный журналист, писатель, фотокорреспондент. Много писал о неповторимой и уникальной красоте родной природы, вел телепередачу «В мире животных».
Б) первичное чтение вслух:
Странная была встреча. ( Интересно, почему эта встреча показалась автору именно странной?) Олень глядел на меня и не спешил убегать. (Здесь дан ответ на вопрос: олень, вопреки ожиданиям, не убегал). (Почему же он не убегал?)Любопытство! (Ответ на вопрос). Два сливовых глаза глядели на меня не моргая ( Что значит сливовых? Подберем однокоренное слово слива, значит, цвета сливы, темно-фиолетовых).Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара.
Я почти не дышал, не шевелился. (Почему рассказчик так себя вел? Что заставило его замереть вместе с оленем?) Оленю надоела неясность. (Как вы понимаете слово неясность? Что же оно обозначает? Представьте, как будут дальше развиваться события?) Он шаркнул передней ногой и опять замер. Не знаю, чем бы закончилось единоборство двух пар любопытных глаз (А что значит это слово? Сколько в нем корней? С каким лексическим значением? Какой вывод можно сделать о его значении?), но откуда-то появилась сойка и застрекотала ( Как вы думаете, почему автор обращает внимание на появление сойки и её стрекот?). А это в лесу сигнал: опасность! (Ответ на вопрос). Сигнал сорвал с места оленя. Он прыгнул в сторону, задел ореховый куст. Мелькнуло между осинами тело оленя, стихли удары копыт по сухим листьям.
Сойка с минуту не могла успокоиться, прыгала по осине и стрекотала. (Подумайте, почему сойка так себя ведет?) Лес на два километра вокруг по этому крику знал: что-то случилось. (Ответ на вопрос).
В) Выявление первичного восприятия:
- Что удивило в этой истории?
- Что показалось самым интересным и занимательным?
Г) Работа по заданиям:
-Так какой же заголовок текста отражает основную мысль текста? Обоснуйте свой выбор, опираясь на текст.
Д) Обобщающая беседа:
- Так почему же именно эта встреча в лесу так запомнилась автору?
- Что интересного мы узнали о жизни дикой природы?
Еще один пример: работа с отрывком из произведения Леонида Андреева «Ангелочек» (урок внеклассного чтения в 9 классе в ходе знакомства с литературой Серебряного века).
Основные этапы работы:
А) Краткое сообщение о жизни и творчестве автора (подготавливаем вместе с учеником заранее), например:
Андреев Леонид Николаевич родился в 1871 году в городе Орел. С детства много читал, увлекался рисованием. Когда Леонид Андреев учился на юридическом факультете Петербургского университета, у него умер отец. Семья впала в нищету. Андреев пишет первый рассказ о голодном студенте: «Я плакал, когда писал его, а в редакции, когда мне возвращали рукопись, смеялись». Позже, в 1897 году, начал сотрудничать с газетами и журналами. В 1901 году публикует рассказ «Жили-были», который приносит ему известность. Публикует свои наиболее известные произведения: «Бергамот и Гараська», «Кусака», «Красный смех», повесть «Иуда Искариот», пьесы. Вот что о своем мировоззрении говорил сам Леонид Андреев: «Мне важно только одно - что он [герой] человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни». После Октябрьской революции 1917 года оказывается в эмиграции. Скончался 12 сентября 1919 года в Финляндии. Перезахоронен в 1956 году в Ленинграде.
Б) Работа с текстом до чтения:
- Рассказ называется «Ангелочек». Как вы думаете, о чем рассказывает автор?
-Почему именно ангелочек, а не ангел? (На доске опорные слова под рубрикой «Наши предположения»: ангел, Бог, чистота, ангел-хранитель, маленький и т.д. )
-Вспомните, мы с вами читали рассказ «Кусака». Что за историю рассказал нам автор? Почему так называлось произведение? Чем оно запомнилось? Какие проблемы рассматривал автор? (На доске опорные слова, например: Кусака, собака, недоверие к людям, семья, «приручили», поверила, бросили, одиночество, мрачная история, правда жизни/реализм)
-Что мы можем сказать об авторе произведения «Ангелочек» на основе небольшого сообщения и знакомства с произведением «Кусака»? (Опорные слова, например: реалист, бунтарь, беспощаден).
В) Работа с текстом во время чтения (первый абзац)
Леонид Андреев « Ангелочек»
Текст I. Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью: не умываться по утрам холодной водой, в которой плавают тоненькие пластинки льда, не ходить в гимназию, не слушать там, как все его ругают, и не испытывать боли в пояснице и во всем теле, когда мать ставит его на целый вечер на колени. Но так как ему было тринадцать лет и он не знал всех способов, какими люди перестают жить, когда захотят этого, то он продолжал ходить в гимназию и стоять на коленках, и ему показалось, что жизнь никогда не кончится. Пройдет год, и еще год, и еще год, а он будет ходить в гимназию и стоять дома на коленках. И так как Сашка обладал непокорной и смелой душой, то он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери, не лгал он только одному отцу. Когда в драке ему расшибали нос, он нарочно расковыривал его еще больше и орал без слез, но так громко, что все испытывали неприятное ощущение, морщились и затыкали уши. Проорав сколько нужно, он сразу умолкал, показывал язык и рисовал в черновой тетрадке карикатуру на себя, как орет, на надзирателя, заткнувшего уши, и на дрожащего от страха победителя. Вся тетрадка заполнена была карикатурами, и чаще всех повторялась такая: толстая и низенькая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика. Внизу крупными и неровными буквами чернела подпись: "Проси прощенья, щенок", - и ответ: "Не попрошу, хоть тресни". Перед рождеством Сашку выгнали из гимназии, и, когда мать стала бить его, он укусил ее за палец. Это дало ему свободу, и он бросил умываться по утрам, бегал целый день с ребятами и бил их, и боялся одного голода, так как мать перестала совсем кормить его, и только отец прятал для него хлеб и картошку. При этих условиях Сашка находил существование возможным. | Анализ текста Почему ему не хотелось жить? А что тогда не жизнь? Кто его ругал, за что и почему? Что должно потом произойти? Что Сашка вкладывает в понятие жизнь? Зачем мстить жизни? Как это можно сделать? Почему Сашка не лгал только отцу? Что в отце особенного?* Что называется карикатурой? Кто такой надзиратель? Почему он рисовал карикатуру на себя? Каким он изображал себя? Почему? Что обычно мы ждем перед Рождеством? За что выгнали Сашку? О какой свободе идет речь? В чем она проявилась? Почему он боялся только голода? *Ответ: отец любил Сашку. Тогда какое же существование можно назвать нвозможным? |
Г) Работа с текстом после чтения:
- Что вас удивило в повествовании? Что оказалось неожиданным?
- Появился ли «ангелочек»?
- Дает ли автор описание внешности Сашки? А характера? (Ключевые слова под рубрикой «Текст. 1 часть», например: перестать жить, боль, непокорная и смелая душа, бил, не попрошу, свобода, голод). Совпали ли наши ожидания и впечатления от текста? Как вы думаете почему?
- Что вы можете рассказать о Сашке?
-Что можно сказать о семье Сашки, времени действия?
- Как вы думаете, как Сашка оказался в гимназии?
- Что можно сказать о мире, в котором «существует» Сашка?
- Могли бы вы «существовать» в таких условиях?
- Почему так часто встречается частица НЕ в первом абзаце текста?
- Заявлена ли авторская позиция в 1-м абзаце?
Далее мы анализируем I и II части произведения в целом, особое внимание уделяя II части (эпизод «На елке у Свечниковых»), объясняем и анализируем прием антитезы, записываем ключевые слова. Ребята, сравнивая ключевые слова из разных групп («Наши ожидания», «Кусака», «I часть», «II часть», «III часть»), делают выводы, формулируя собственную позицию, комментируют и обосновывают свое мнение. Таким образом, такая подробная работа по 1 абзацу I части позволяет учащимся еще до подробного знакомства с текстом составить представление и о характере героя, и об эпохе, и об авторском отношении к проблеме, помогает не осуждать Сашку, а понять мотивы дальнейших поступков, прочувствовать на себе эмоциональное состояние героя. Тогда вопрос, сформулированный одним из моих учеников («А случилось ли чудо накануне Рождества?») получает далеко не однозначный ответ, а точнее, множество различных ответов, полученных в ходе невероятно эмоционального обсуждения.
Таким образом, включая детей в диалог с текстом , мы разрушаем препятствия, которые мешают школьнику. Известные фразы: «Я не понимаю», «Это скучно», «Это непонятно, значит, неинтересно» - теряют свою актуальность, т.к. «пошаговая работа с текстом формирует ситуацию успешности, когда любой ученик знает, что он может работать с различными пластами текста. Мы показываем нашим ученикам, что нет такого текста, с которым он не смог бы справиться, приложив определенные усилия и проведя знакомую по структуре работу. Значит, опираясь на требования, сформулированные в Федеральном Образовательном Стандарте основного общего образования, мы формируем «личностные характеристики выпускника». И это ученик, а впоследствии и взрослый человек, «осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике» [7 ].
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Леонид Андреев Избранное. – М.: Профиздат, 2010.
2. Е.В. Бунеева , О.В. Чиндилова Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6-м классах./ / Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008
3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. - М.: 1995.
4. Ивашина М.В., Гейн А.Г., Брюхова О.В., Евдокимова Л.Ю., Немчинова Л.А., Щербинина Г.С. Человек и информация. Информационно-библиографическое обеспечение учебной деятельности: Учебное пособие для основной и средней школы / Под ред. А.Г. Гейна, Н.С. Сулимовой. - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2007.
5. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. — М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003.
6. О.В. Соболева, С.А. Дыбленко «Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя»// «Начальная школа плюс: До и после». – 2002, №8
7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку включает задание творческого характера — сочинение-рассуждение на заданн...
Диалог с поэтическим текстом на уроке словесности (из опыта работы)
Организация познавательной деятельности - основная задача учителя.Интерес - первичный элемент познания. Познавательный интерес, как ивсякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и...
Диалог как текст. Виды диалога
Данная презентация поможет учащимся 8 класса обобщить и систематизировать знания, полученные по теме "Диалог"...
Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста (обобщение опыта работы).
Современный ученик, не осознавая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют его: реклама с экрана телевизора и на улице, информация по радио, статьи ...
Несколько приемов работы с текстом: из опыта работы
Одним из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, а также реализация всех целей обучения в их комплексе: коммуникативная, образовател...
ОСОБЕННОСТИ ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Аннотация. В статье затрагиваются вопросы лингвистического анализа художественного текста. Автор рассматривает данный вид работы с точки зрения извлечения из текста актуальной для читателя информации ...