конспект урока
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Тихонова Татьяна Анатольевна

работа над текстом лирического произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_10_klasse.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе.

 Тема:  А.Фет «Шёпот, робкое дыханье…»

 (Восприятие, истолкование, оценка)

Цели и задачи:

1.Обучение полнообъёмному анализу лирического произведения.

2.Закрепление знаний литературоведческих терминов.

3.Развитие речи.

4.Воспитание интереса к работе с лирическим текстом.

5.Создание положительного эмоционального настроя.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Тема нашего  урока сегодня – стихотворение А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…» - восприятие, истолкование, оценка. Работа с лирическим произведением считается одним из самых сложных видов работы на уроках литературы. В эпическом произведении есть сюжет, герои,  достаточно большой объём – можно многое рассказать о нём, а тут несколько стихотворных строчек, неуловимое, почти музыкальное очарование поэтического слова…  

И всё же это очень интересная работа! Важно настроить себя на лирическую волну, подумать над такими вопросами: Что такое лирика? Почему она по большей части  избирает для себя стихотворную форму? Почему в лирике слово становится таким ёмким, что способно потрясти больше, чем длинные описания? Итак, что же для вас лирика?

Лирика – это род литературы, изображающий внутренний мир человека, его чувства, эмоции, переживания.  Первичен не объект, а субъект, его отношение к изображаемому – таково литературоведческое определение лирики. А как бы вы  по-своему определили лирику? ( Варианты: воплощённое  в слове переживание, состояние говорящего, внутренний мир человека).

В лирике всегда присутствует «я» поэта, даже тогда, когда оно растворено в других компонентах произведения. Лирика – это всегда о чём-то сокровенном, личном, не только тогда, когда поэт говорит об интимных переживаниях, но и тогда когда гражданские чувства переполняют душу поэта.

                                                                                                                                                          1

Стихотворную форму лирическое произведение чаще всего имеет потому, что созвучие слов, рифма, ритм делают произведение музыкальным, неповторимым, мягким, проникновенным. А слову здесь дана такая сила потому, что в небольшом объёме  каждое слово значительнее, весомее.

  1. Наша с вами будущая работа может быть названа привычным словом «анализ», а может словом «интерпретация». Давайте разберёмся в этих понятиях.

Анализ ( от греч. разложение, расчленение)- исследовательское прочтение художественного текста, оценка отдельных составляющих произведения. Интерпретация – истолкование литературного произведения, постижение его смысла . Интерпретация осуществляется как перевод художественного содержания на  литературоведческий, критический язык, основанный на понятийно-логическом подходе, либо на иной художественный язык (графика, живопись, музыка, театр и другие виды искусства).

Так чем же мы будем заниматься – «расчленением» или «истолкованием»? (ответы) Два эти понятия, безусловно, взаимосвязаны, одно не может существовать без другого.

Если проанализировать произведение, опираясь только на известные литературоведческие понятия, используя сухую терминологию и не вкладывая своих чувств, не  обозначая свою позицию, получится бесцветная  лишённая художественности работа. А если опираться только на чувства, не зная литературоведческих основ, работа получится неполной, бездоказательной, размытой. Таким образом, необходимо , опираясь на литературоведческие знания, выразить своё понимание произведения, его ценности, авторского замысла, его переживаний.

  1. Итак, мы разобрались с названием нашей работы, а теперь выработаем путь постижения произведения. Есть произведение – центр нашего внимания, есть автор – его создатель, есть читатель, к которому оно обращено. Вырисовывается следующая цепочка – триада: автор – текст – читатель. И коль первым звеном в нашей цепочке является автор, будем говорить об авторе. Это первый конкретный подход к собственно прочтению произведения.
  2. Поговорим о Фете, об особенностях его поэзии. Что вы можете сказать? (ответы) Фет был из всех русских поэтов, наверно, самым лиричным. Его стихи наполнены искренними чувствами, чистотой, свежестью, яркими впечатлениями от окружающей жизни. Поэт не созерцает мир, несущий эту радость, он растворяется   в этом мире. Поэзия Фета – это поэзия восхищения, тончайших движений души. Он пишет о мимолётном и о вечном. Его поэзия словно утверждает изречение: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!»
  3. Итак, о поэте мы поговорили, теперь перейдём к тексту. НО прежде, чем мы приступим к работе над ним, проведём экспресс – опрос, тест на знание литературоведческих терминов.(Работа по вариантам, проверка).                         2
  4. Чтение стихотворения наизусть, работа над выразительностью.
  5. Беседа по тексту:

 Какова тема произведения? На первый взгляд, оно о природе, но и любви тоже. Гармония того и другого. Таким образом, стихотворение отражает две основные темы творчества Фета.

Понаблюдаем за пространством в стихотворении. Интересное решение – пространство постоянно в движении. От близкого к далёкому и наоборот. Финальное восклицание «Заря, заря!» - символично и широко. Это и конец ночи, начало нового дня и начало нового этапа в жизни влюблённых, заря в душе. На фоне этого то расширяющегося, то сужающегося пространства мы видим героев, скорее ощущаем их присутствие. Кто они,каковы? Несмотря на столь короткое произведение, мы многое можем о них сказать.( примерные ответы: робкие, юные герои, искренние и чуткие, трепетно относящиеся друг к другу . Они тянутся друг к другу и в то же время боятся чего-то, стесняются, преодолевают робость. Радость, счастье, признание в любви – таков финал встречи)

Проследим эмоциональное насыщение стихотворения: от эмоции наблюдаемой к эмоции к эмоции пассивно переживаемой и наконец к активно проявляемой. (шёпот, дыхание любимого человека – эмоция наблюдаемая, «милое лицо» , которое изменяется – эмоция пассивно переживаемая, «лобзания и слёзы» - эмоция бурно проявляемая, это уже действие, в нём чувства любящих людей сливаются.

От слышимого к зримому, а далее к действенному – так выражается нарастающая полнота страсти. Т.о. В стихотворении, несмотря на полное отсутствие глаголов, движение ощущается во всём: в пространстве, во времени, в чувствах героев.

Стихотворение наполнено звуком и цветом. (какими? Что можно о них сказать? Таинственные, загадочные , романтичные.

А что можно сказать о средствах художественной выразительности? С помощью чего автор делает стихотворение столь ярким, притягательным, романтичным?

Эпитеты, оксюморон, антитеза, лексический повтор , архаизм.

  1. Подведём итоги нашей работы:

Стихотворение Фета короткое – всего 12 строчек, но оно наполнено таким ощущением жизни, её красоты и гармонии, что мы можем ощущать, видеть, переживать, что вложил в него автор. Оно даёт возможность выразить полученные эмоции в других видах искусства.

Поэзия Фета – это необъяснимое очарование, чувство причастности к прекрасному. На этой лирической ноте мы и закончим нашу работу.

Оценки.

Домашнее задание:

 составить план будущего сочинения и подготовиться к нему.

                                                                                                                                                  3

                                                                                                                                                 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...