Символизм
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Кузьмина Наталья Владимировна

Разработка презентации к уроку "Символизм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon simvolizm.ppt313.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИМВОЛИЗМ Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через СИМВОЛЫ .

Слайд 2

СИМВОЛ То, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого. Голубь –символ мира, якорь – символ надежды… Многозначное иносказание. Содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов. «Символ – окно в бесконечность». (Ф.Сологуб) В сжатом виде отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности.

Слайд 3

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900 гг.) Р усский философ , богослов , поэт , публицист, литературный критик. Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века . Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева , С. Н. Булгакова , С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского , С. Л. Франка , а также на творчество поэтов- символистов — А. Белого , А. Блока и др.

Слайд 4

Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искажённый Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете?

Слайд 5

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941 гг.) Русский писатель , поэт , критик , переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель . Муж поэтессы Зинаиды Гиппиус. Статья «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» - теоретические основы символизма.

Слайд 6

Жизнь Смерть Бог Основные темы символистов

Слайд 7

СИМВОЛИСТЫ СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ МЛАДО- СИМВОЛИСТЫ Петербургское крыло Д.Мережковский Андрей Белый А.Блок Московское крыло В.Брюсов

Слайд 8

Старшие символисты Понимали символизм как литературную школу Старшие символисты петербургского крыла считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека и иррациональных предчувствий. НАДПИСЬ НА КНИГЕ Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю… Я все уединенное, Неявное люблю. Я — раб моих таинственных, Необычайных снов… Но для речей единственных Не знаю здешних слов… З.Гиппиус 1896

Слайд 9

Старшие символисты московского крыла проповедовали «искусство для искусства». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов стихосложения. ТВОРЧЕСТВО Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. В.Брюсов 1 марта1895

Слайд 10

Младосимволисты Целостное мировоззрение, форма жизненного поведения, способ творческой перестройки жизни Значение имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни. Реальный мир второстепенен, но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей. Творчество и жизнь понимали как элемент грандиозного художественного произведения, космического процесса.

Слайд 11

Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.) Наиболее ярко выразил идеи «младосимволистов».

Слайд 12

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934гг.) Теоретик «младосимволистов». Организует литературный кружок «Аргонавты». В статье «О религиозных переживаниях» (1903г.) утверждал «взаимное соприкосновение искусства и религии», стремление «приблизиться к Мировой Душе»

Слайд 13

Солнце Автору «Будем как Солнце» Солнцем сердце зажжено. Солнце – к вечному стремительность. Солнце –вечное окно В золотую ослепительность. Роза в золоте кудрей. Роза нежно колыхается. В розах золото лучей Красным жаром разливается. В сердце бедном много зла Сожжено и перемолото. Наши души – зеркала, Отражающие золото. 1903г. Серебряный Колодезь

Слайд 14

Роль символизма в литературе Обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями.

Слайд 15

Пример ассонанса УТРО (и-е-а-о-у) Над долиной мглистой в выси синей Чистый-чистый серебристый иней. Над долиной, - как изливы лилий Как изливы лебединых крылий. Зеленеют земли перелеском. Снежный месяц бледным, летним блеском. В нежном небе нехотя юнеет. Хрусталея, небо зеленеет. Вставших глав блистающая стая Остывает, в дали улетая… Синева ночная, - там, над нами, Синева ночная давит снами! Молньями, как золотом в болото Бросит очи огненные кто-то. Золотом хохочущие очи! Молотом грохочущие ночи! Заликует, - всё из перламутра Бурное, лазуревое утро: Потекут в излучине летучей Пурпуром предутренние тучи. Андрей Белый Ноябрь 1917г. Сергиев Посад

Слайд 16

Пример ассонанса УТРО (и-е-а-о-у) Над дол И ной мгл И стой в выси с И ней Ч И стый-ч И стый серебр И стый И ней. Над дол И ной, - как изл И вы л И лий Как изл И вы лебед И ных крылий. Зелен Е ют з Е мли перел Е ском. Сн Е жный м Е сяц бл Е дным, л Е тним бл Е ском. В н Е жном н Е бе н Е хотя юн Е ет. Хрустал Е я, н Е бо зелен Е ет. Вст А вших гл А в блист А ющАя ст А я Остыв А ет, в д А ли улет А я… Синев А ночн А я, - т А м, н А д н А ми, Синев А ночн А я д А вит сн А ми! М О лньями, как з О лотом в бол О то Бр О сит О чи О гненные кт О -то. З О лотом хох О чущие О чи! М О лотом грох О чущие н О чи! Залик У ет, - всё из перлам У тра Б У рное, лаз У ревое У тро: Потек У т в изл У чине лет У чей П У рпуром пред У тренние т У чи. Андрей Белый Ноябрь 1917г. Сергиев Посад

Слайд 17

Символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...

Искусство Символизма

О искусстве символизма кратко, доступно для учащихся...

Презентация к уроку "Аромат солнца в искусстве символизма"

Пояснительная записка             Современное школьное образование предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и...

История Русского символизма

История Русского символизма...

Урок литературы в 11-м классе "Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Урок литературы в 11-м классе "Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт" ...

Презентация "Тайны созданных созданий (определение признаков символизма)

(определение признаков символизма на примере анализа стихотворений  В. Я. Брюсова...

«Символизм. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности».

Испепиляющие годы!Безумья ль в васНадежды ль есть?             А.А. Блок...