Пеннак "Глаз волка" (Урок внеклассного чтения в 6 классе)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок внеклассного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kr_2_lyubit.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Любить - это значит понимать (по книге Даниэля Пеннака «Глаз волка»).

Цель: объяснить суть понятие взаимопонимание на основе художественного текста.

Задачи:

  1. Обучающая: обучать приемам анализа художественного произведения; продолжить работу по обучению навыкам выразительного чтения.
  2. Развивающая: развивать речь учащихся.
  3. Воспитывающая: воспитывать умение сочувствовать, сопереживать, понимать другого непохожего на тебя, искать точки соприкосновения.

Ход урока:

1. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство по презентации с биографией писателя.

        Даниель Пеннак родился в 1944 году в Касабланке (Марокко), в семье военного. По происхождению корсиканец. Детство и юность он провел в гарнизонах во французских колониях - в Африке и в Юго-Восточной Азии.

        Образование Пеннак получил в Ницце. Работал резчиком по дереву, таксистом, художником-иллюстратором, более 25 лет был учителем в Париже и Суассоне, по большей части занимался с детьми с задержками в развитии.

        Первые его литературные опыты были отвергнуты в большинстве редакций, но один ведущий редактор прислал автору аргументированный разбор его произведения и посоветовал совершенствовать его явный литературный дар.

        Два года, с 1978 по 1980, Даниель Пеннак провел в Бразилии, где и решил для себя писать книги для детей. К этому периоду и относятся его известные книги "Собака Пес" (1982) и "Глаз волка" (1984).


2. Беседа на выявление восприятия.

        Понравился ли вам рассказ?

Что вас взволновало в нем?

Заставил ли писатель вас задуматься о чем-либо?

Интересно ли рассказ построен?

3. Постановка учебной задачи. «Глаз волка"» согласно издательской аннотации, обращена к школьникам среднего возраста. Согласны ли вы с такой рекомендацией? Советовали бы вы прочесть эту книгу своим родителям?

4. Анализ произведения.

4.1.Беседа по тексту.

Где жил Голубой Волк?

Каким было его детство?

Как он относился к людям?

Каковы характер и особенности Голубого Волка?

Где жил Мальчик Африка?

Каким было его детство?

Как к нему относились люди?

Каковы характер и особенности Мальчика Африки?

Чего же между героями больше - общего или разного?

И все-таки герои подружились. Где это произошло?

Как назвал Францию автор и почему?

Волк решил не замечать людей. Почему же он обратил внимание на этого мальчика?

Что стали делать Волк и мальчик, когда между ними возник интерес?

Вспомните, чем привлек Волк внимание мальчика.

Что чувствовал Волк, глядя в глаза мальчику? Нравилась ли ему игра?

Что же такого сделал Африка, за что Волк был ему благодарен?

Что мог означать этот жест для Волка?

4.2. Работа со словом.

В «Толковом словаре современного русского языка» найдем значение слова «понимание».

- 1.  Понимать - Понять. 2. Способность осмыслить, постичь смысл, значение сущность, содержание чего-либо.3. Та или иная точка зрения на что-либо, то или иное толкование, объяснение чего-либо. 4. Проникновение в чьи-либо мысли, состояние, чувства.

Выберите то значение, которое подходит повести «Глаз Волка».

- Проникновение в чьи-либо мысли, состояние, чувства.

4.3.Продолжение беседы. 

Что произошло, когда волк и мальчик поняли друг друга?

- Мальчик рассказал о своей жизни, а мальчик все понял о жизни волка.

Почему мальчик первым обратил внимание на волка, а волк долго не мог его понять?

- Волк был озлоблен на людей, а мальчик всю жизнь любил зверей. У мальчика — особое сердце. Оно способно не только слушать, но и вместить часть боли волка. В знак понимания и сострадания         мальчик тоже закрывает один глаз и открывает его только тогда, когда         волк, поверивший в искренность.

        Кто был первой любовью мальчика?

        - Верблюд Кастрюлькин.

        Доверял ли мальчик другим животным?

- Он верил гепарду, гиене. Он любил и понимал животных, он сам -         воплощенная любовь. У мальчика — особое сердце. Оно способно не только слушать, но и вместить часть боли волка. В знак понимания и сострадания мальчик тоже закрывает один глаз и открывает его только тогда, когда волк, поверивший в искренность его дружбы, тоже открывает глаз.

5. Работа со словом. Что значит любить?

 Итак, для того, чтобы полюбить (человека, дело, книгу), надо понять.

Любить - это значит понимать.

6. Сравнение с известной детям сказкой Сент-Экзюпери «Маленький принц».

В какой известной вам сказке зарубежного писателя есть такая фраза «Зорко одно лишь сердце»? Что она означает?

- Главное за пределами взрослого мира; оно не описывается взрослым - языком. Главное выражается на языке чувства, догадки, на языке без слов – на языке Сердца. Это язык ребенка. Это язык любви.

7. Обобщение. «Глаз волка"» согласно издательской аннотации, обращена к школьникам среднего возраста. Согласны ли вы с такой рекомендацией? Советовали бы вы прочесть эту книгу своим родителям?

        Любовь - это ключ, отпирающий все на свете таинственные двери, Небольшая повесть Пеннака обращена ко всем нам - маленьким и не очень маленьким, взрослым и совсем взрослым, ведь каждый из нас - человек или животное - хочет любить и быть любимым Можно ли преодолеть одиночество? Можно ли заставить другого полюбить тебя? Можно. Если не заставлять. Если подарить, раскрыть себя другому. Так смотрит на полярного одноглазого волка, свободного волка, несмотря на то, что долгие годы зверь сидит в клетке зоопарка, маленький чернокожий африканец, чья судьба ничуть не легче, чем судьба зверя.. Ведь именно животные - прежде и раньше всего, наши собаки и кошки - первыми дарят нам уроки любви, во всяком случае, тогда, когда мы уже научимся хоть что-то в этой жизни понимать. А взрослым уроки любви не устают преподносить дети. Потому книжка Пеннака и для детей, и для взрослых. Потому что она о любви.

8. Домашнее задание. Последний слайд

        В настоящее время  Пеннак - профессор филологии - продолжает также литературную деятельность. Прирождённый педагог, блестящий рассказчик Даниэль Пеннак отличается яркой манерой повествования. Самым главным качеством в человеке Пеннак считает любовь – любовь к детям, к людям, к животным, к жизни вообще.

        Конечно, о том же - о любви, о деятельной любви, то есть о бескорыстной помощи тому, кого любишь, рассказывают и книжки серии «Приключения Камо». Я вам советую их прочитать.

        А вашим папам и мамам я советую прочитать эссе «Как роман»,которое  перевернуло все представления педагогов о том, как научить детей любить книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация о творчестве К.Паустовского...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...

Список литературы для внеклассного чтения 7 класс

Данный список -  это современная зарубежная литературе для подростков и о подростках. Мои ученики с удовольствием прочитали эти книги. Одна книга в месяц из этого списка не только прочитана, но п...