Тарас Бульба - патриот Русской земли.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Цели урока: учиться определять авторскую позицию в произведении; совершенствовать умения и навыки выразительного чтения , анализа текста.
Помочь ученикам выявить основную идею повести Гоголя; её патриотический пафос; уметь делать выводы.
Оборудование:
1. Тема, эпиграф.
2. Пословицы и поговорки о казаках (рисунки).
3. Газета, посвящённая творчеству Н.В. Гоголя.
4. Репродукции к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
5. Видеофильм(отрывок) из кинофильма «Тарас Бульба».
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Историческая справка.
3. Проверка домашнего задания (анализ эпизодов).
Вступительное слово учителя.
После выхода в свет « Вечеров на хуторе близ Диканьки» каждое новое художественное произведение Гоголя становилось событием в литературной жизни Росси. Совершенно восторженно была принята повесть « Тарас Бульба». Белинский назвал её колоссальным созданием». Это было смелое новаторское произведение , впервые с такой поэтичностью,с таким художественным совершенством открывшее русской литературе героическую атмосферу народной жизни , силу и обаяние народных характеров. Такой книги ещё не знала история мировой литературы. Н. В. Гоголь в период работы над повестью серьёзно занимался историей , читал летописи и исторические акты. В повести он передаёт живой дух того мятежного времени, как передавали этот дух народные песни. В « Тарасе Бульбе» нашла своё отражение героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение. Писатель работал над этой повестью более десяти лет. Она была любимым его детищем. Написав и напечатав её однажды , он неоднократно возвращался к ней , непрерывно перерабатывая и улучшая её.
Класс поделён на группы. Проверка домашнего задания.
1-ая группа -историки.
2-ая группа - литературоведы.
3-яя группа - исследователи.
Эпизоды. Речь Тараса о товариществе ( литературоведы).
Второй бой под Дубно ( историки).
Гибель Тараса ( исследователи).
Далее следует вывод по работе групп, подведение итогов.
Историки задают вопрос группе литературоведов: Какие главные, ключевые слова из этой речи Тарас Бульба подтверждает своими убеждениями, своей жизнью, даже гибелью?
«Нет уз святее товарищества! Примерный ответ группы литературоведов:
Эта речь выстрадана им, и начало этой речи-в споре с Кошевым, который предлагает бросить осаду голодного города и идти за татарами, напавшими на Сечь. Тарасу Бульбе пришлись не по душе такие слова, и он возражает Кошевому. « Нет, не прав совет твой, Кошевой. Ты не так говоришь. Ты позабыл, видно, что в плену остались наши ,захваченные ляхами? Ты хочешь, видно, чтоб мы не уважили первого ,святого закона товарищества: оставили бы собратьев своих на то , чтобы с них с живых содрали кожу?.. Что ж за казак тот, который кинул в беде товарища, кинул его, как собаку, пропасть на чужбине? До слов: » Один остаюсь!»
-? Какую мысль подчёркивает Бульба в своей знаменитой речи о товариществе? (этот вопрос задаёт группа литературоведов группе исследователей).
Примерный ответ ( отстаивая свою национальную свободу и независимость , казаки перед лицом иноземного врага гордо называют себя русскими .
Украинская земля - неотторжимая часть необъятной земли русской.
Тарас недаром говорит о « лучших русских витязях на Украине». Бульба подчёркивает в своей речи и необыкновенный патриотизм русского человека » Нет уз святее товарищества». « Нет, братцы, так любить , как русская душа ,- любить не то , чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал
Бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!»
Далее» историки» отвечают на вопрос исследователей:
«Чем Дубно как крепость отличалось от Сечи?»
Какое значение это обстоятельство имело для запорожцев?
Дубно - город. В нём» много казны и богатых обывателей». Обыватели защищают свой дом ,а не землю, поэтому город обнесён земляным валом, бдительно охраняется. Образ городской стены , встающей на »битвенном пути» казаков воспринимается как граница, исторически разделяющая образ жизни, культуру, сознание людей. Разгром запорожцев под Дубно воспринимается как историческая закономерность : уходит в прошлое общинный уклад, наступает новое время , которое воспринимает личность .
Битва окончилась пленением Остапа, ранением Тараса.
Исследователи анализируют эпизод «Гибель Тараса».
Вопрос группе исследователей задаёт группа литературоведов: » С кем можно сравнить Тараса в его последней битве?» (с былинным богатырём).
После проверки домашнего задания предлагается следующее задание: узнай героя.
Ученик выходит и читает наизусть небольшой отрывок, группы называют данного героя.
1. Был один из числа коренных ,старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».(Тарас Бульба).
2. « Молодость без наслаждения мелькнула перед нею , и её прекрасные свежие щёки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами» (мать).
3. « Какое-то измождённое , высохшее лицо смотрело ему прямо в очи. Длинные и чёрные , как уголь, волосы, неприбранные, растрёпанные, лезли из-под тёмного, наброшенного на голову покрывала».( татарка, служанка панночки).
Вывод по работе групп, подведение итогов ( группа исследователей).
Тарас произносит речь перед боем не только потому, что знал, как объединяет и подбадривает людей метко и вовремя сказанное слово, но и потому, что ему хотелось высказать всё, что было на сердце в этот напряжённый и трудный момент. Речь Тараса свидетельствует о его мудрости, патриотических чувствах, гордости, об огромном жизненном опыте и страстной убеждённости в своей правоте. Он выступает в этот момент как выразитель взглядов и патриотических чувств запорожских казаков. Группа литературоведов продолжает:
· Гневные слова Тараса направлены против тех, кто предаёт общенациональные интересы, думая только о себе, кто гнушается своим языком. Обращения «панове», «товарищи», «братья» , восклицательные интонации выражают глубину чувств Тараса. Слова его находят отклик в душе казаков.
(фрагмент из фильма «Тарас Бульба», речь Тараса о товариществе).
Дополнительные вопросы задаёт учитель группам.
Литературоведы отвечают.
-Какие черты Тараса связаны со временем действия повести?
-Что является содержанием жизни Тараса?
Группа исследователей.
-Охарактеризуйте Тараса Бульбу как члена Сечи.
Он мудрый, опытный воин; которого товарищи уважают и избирают своим наказным атаманом. Тарас готов отдать свою жизнь за веру, за Родину, за Сечь. Он всегда в центре сражения, успевает побывать всюду, дать нужные распоряжения.
Продолжает группа историков.
Мудрость Тараса, его талант полководца раскрываются и в последнем бою под Дубно, когда он приказывает установить курени в три табора, устроить засаду и покрыть часть поля острыми кольями, обломками копьев, чтобы погнать на них неприятельскую конницу.
Беседа по группам.
-Когда вы восхищаетесь Тарасом, а когда он кажется жестоким?
Группа исследователей.
-Почему Тарас приходит к страшному решению убить Андрия?
В этом эпизоде раскрывается до конца горячая, страстная натура Тараса, сила его характера. Он чувствовал свою вину перед товарищами, перед Родиной. Именно он, отец и старший товарищ ,вовремя разглядел в сыне предателя. Страстно убеждённый в своей правоте , он убивает собственного сына.
Группа историков.
- Может ли быть оправдан приговор Тараса? (Самое страшное для Тараса-приговор Отчизне, общему делу: он гораздо выше ставит родство по духу, чем по крови. Поэтому так потрясён был Тарас, когда увидел Андрия, возглавлявшего вражеский отряд. »Как?.. своих, чёртов сын, своих бьёшь?»
Группа исследователей отвечает на вопрос группы литературоведов.
Почему Тарас долго глядит на бездыханный труп убитого им сына?
Ответ: он сожалеет о сыне, но не сожалеет о его смерти и даже отказывается предать тело Андрия земле. И в этом он тоже сын своего жестокого времени. Он глубоко переживает за попавшего в плен Остапа, присутствуя при его казни, обнаруживает нежные отцовские чувства, а об убитом Андрии не вспоминает ни разу: сын-предатель просто перестал для него существовать.
Работают все группы.
Что изменилось в Тарасе после гибели его товарищей и Остапа?
Тарас остался один. Он воодушевлён только ненавистью к врагам, которым мстит за смерть сына. В конце повести Тарас становится очень жестоким, даже среди запорожцев, его девиз теперь: « Ничего не жалейте!»
Группа литературоведов.
Как проявляет себя Тарас перед лицом смерти?
Тарас проявляет истинное величие : он не думает о себе, все его мысли о товарищах, о Родине, смерти он не боится. Так он сам следует словам, сказанным когда-то о товариществе.
Работают все группы.
В каких словах выражена главная мысль повести?
« Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу?
В чём сила и причина непобедимости героев Запорожской Сечи?
Р.Р. Работают все группы.
1. Какие пословицы и поговорки о казаках вы знаете?
Кровь казачья не водица.
Казак без коня- сирота. Группа историков.
Казака даже чёрт боится.
2.Казака в степи только пуля догонит. Группа литературоведов.
И шашечка остра ,а дух –сильнее.
3.Не хвались в поход собираючись, а хвались из похода едучи.
С доброй песней и путь короче ,и жизнь слаще, и смерть легче.
«Нет уз святее товарищества». Группа исследователей.
Казацкие загадки.
1.Мал мужичок- костяная ручка.(нож)
2. На чужой спине едет, свой груз везёт (седло).
3.Крепка, звонка да отточена ,кто поцелует, тот и с ног долой (сабля).
4.Летит птица крылата, без глаз, без крыл. Сама свистит, сама бьёт(стрела).
Обобщение изученного материала. Тест.
Итог урока. Комментарий учителя.
В образе Тараса господствует одна психологическая черта: воплощающая преданность общему делу, которому отдаются все душевные и физические силы фольклорного богатыря. И окрашенное мягким юмором почти нежное отношение к своим боевым сподвижникам , и удивительная цельность характера : пронзительная любовь к погибающему Остапу, интонация библейского приговора другому сыну, Андрию, чья возвышенная и чистая любовь к» прекрасной полячке «не могла стать для Тараса оправданием измены Отчизне- во всём этом подлинная психологическая достоверность.
Д.З. ответить на вопросы и выполнить задания учебника (стр. 206-208).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русской литературе (8 класс) на тему: Н.В.Гоголь "Тарас Бульба".
Данная разработка урока включает в себя интерактивные методы обучения....
Драматизм образа Тарса Бульбы. По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Исследовательская работа даёт возможность и учителю и ученикам по - новому взглянуть на образ Тараса Бульбы. В чём заключается драматизм образ этого героя? Вы сможете поняить, просмотрев данную ...
"Тарас Бульба — народный герой. "Тарас Бульба" — героическая повесть"
Конспект урока в 7 классе...
Урок русской литературы "Тарас Бульба"
Тип урока: урок-творчествоМетоды обучения: интерактивные, информационно-коммуникативные, частично-поисковые, беседа. (Стратегии «Вопросы на стикерах», «Углы», многоуровневые вопросы.)Оборудовани...
Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...
Н.В.Гоголь "Тарас Бульба".Удаль, самоотверженность Тараса. Героика подвига.
Урок литературы,7 класс....
«Подвиг Тараса Бульбы» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» «Подвиг Тараса Бульбы» (6 класс)...