Урок-концерт "Авторская песня. Б.Ш.Окуджава"
методическая разработка (литература, 11 класс) на тему
Содержание урока "Пусть будет дверь открыта..." знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэта Б.Окуджава
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okudzhava.pptx | 2.86 МБ |
urok_literatury_v_11_klasse_avtorskaya_pesnya.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А.Галич В.Высоцкий А.Вертинский
Бард – эстрадный исполнитель поэтического произведения, им же самим положенного на музыку
С отцом, Шалвой Степановичем Окуджавой, 1926 г.
Булат Окуджава, 1941
С мамой, Ашхен Степановной Налбандян , 1929 г .
Предварительный просмотр:
- Предмет: Литература.
- Класс: 11
- Тема: «Памяти Булата Окуджавы посвящается…»
- Тип урока: Обобщение темы.
- Продолжительность: 1 урок
- CD: DVD – диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия,»,
- Учитель: Шапова Людмила Витальевна, учитель русского языка и литературы.
- Школа: СОШ №7 г. Нерюнгри
Общая тема: «Авторская песня»
Тема урока: «Памяти Булата Окуджавы посвящается…»
«Пусть будет дверь открыта…»
Форма урока: музыкально-литературная композиция о жизни и творчестве Б.Ш. Окуджавы.
Наглядность: фотография Б. Окуджавы на доске; на стуле – гитара и свеча, портрет Окуджавы на струнах; на доске записаны тема и эпиграф «Пусть будет дверь открыта…»; портреты бардов.
Мультимедийный проектор
Цель урока:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Окуджавы.
- Дать понятие о литературном жанре – авторская песня. Продолжить работу над выразительным словом, формированием навыка монологической речи.
- Воспитывать гуманное отношение к человеку, умение нести в себе духовные ценности и критическое мышление.
Материал для словарно-семантической работы: бард, авторская песня.
Стихотворные тексты и звуковые фрагменты взяты из БЭКМ «Медиа-каталог» раздела «Искусство и литература».
Ход урока.
- Звучит бравурная мелодия 30-40 годов, ее перебивает лирическая песня Окуджавы.
Учитель:
Ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о русском поэте, работавшем в жанре авторской песни. Этот жанр многогранен: творчество поэта-певца Владимира Высоцкого совсем не походе на творчество Юрия Визбора, а стихи-песни Юрия Шевчука на стихи Александра Башлачева. Авторская песня – демократичнейшее из искусств, так как не отделяет слушателя от исполнителя, а приглашает его в дружеский круг, где можно подпевать.
Сегодня поговорим о Булате Окуджаве.
1 ученик:
Песни Булата Окуджавы вошли в жизнь россиян как-то сразу и, как оказалось, надолго. Они заметно отличались от тех, что звучали тогда, в 50-х, на концертах, по радио, на пластинках, и от тех, что пели дома.
На фоне тогдашнего репертуара совершенно необычными казались слова и интонации, пришедшие с песнями Булата Окуджавы. Уже сами эти словосочетания и образы – «Часовые любви», «ситцевые женщины», «Мои кредиторы – молчаливые Вера, Надежда, Любовь…». Удивляла и радовала фраза о влюбленных парах на рассветных московских улицах – тихая, на убежденная: «Признаю только эти войска». И совершенно непривычно, хлестко звучало сказанное о недавней войне слово «подлая» в песне, которая сразу стала одной из самых наших любимых. Оказалось, что о Великой Отечественной и о гражданской можно петь так, как никто до тех пор не пел.
2 ученик
Оказалось, что обыденное может мгновенно превратиться в сказочное, что к женщине подобает обращаться «Ваше Величество» и что для песни иногда достаточно всего четырех строк:
В саду нескучном тишина,
Встает рассвет светло и строго.
А женщину зовут Дорога…
Какая дальняя она…
Не только по словам, не только по мелодии, но, прежде всего, по тону, по интонации. Это была интонация общения, беседы. Эти песни были адресованы не столько всем вместе, сколько каждому в отдельности. Окуджава не столько пел, сколько напевал. В таких речевых оборотах, как «мой дорогой», «а мы с тобой, брат…», «извините», «знаете», «пожалуйста», - словечках, казалось бы, необязательных, и даже, как утверждал один из критиков «совершенно лишних», возникала в песенном диалоге столь дефицитная, столь желанная, столь необходимая в переломное время пятидесятых годов атмосфера искреннего человеческого внимания и взаимопонимания.
(Портреты бардов на мультимедиа проекторе из БЭКМ)
Рядом с Окуджавой с магнитофонных лент звучали голоса Юрия Визбора, Юлия Кима, Александра Галича, Новеллы Матвеевой. Но их песни были в большей степени искусством, а песни Окуджавы – в большей степени жизнью.
3 ученик:
Потребность в жанре, который позже назовут «авторской песней», оказалось чрезвычайно велика. Термин этот появился много позднее и связан он с творчеством Владимира Высоцкого. Но само это явление (бард – эстрадный исполнитель поэтического произведения, им же самим положенного на музыку), столь широко распространенное, например, во Франции, было давно известно в русской культуре, стоит вспомнить хотя бы песни Александра Вертинского.
4 ученик:
Для радио, фирмы «Мелодия» и Мосэстрады песни Окуджавы оказались в те годы непривычными и даже неприемлемыми, большинство слушателей впервые познакомились с ними в «магнитофонном исполнении». Но страна влюбилась в эти песни, прежде всего, потому, что они были добры, мужественны, красивы. Но именно они и вызвали такую сокрушительную критику, какой не подвергался ни один из «предшественников» Окуджавы.
Что же такого было в этих песнях, что вызвало столь радостное принятие одних и яростное негодование других? Внимательно всматриваясь в биографию Окуджавы, мы можем теперь понять, что его «внезапное» и довольно позднее увлечение песенным творчеством (ему было далеко за 30) не случайно. Судьба этого человека, никогда не учившегося музыке, складывалась так, что его детство и юность оказались интенсивно насыщенными самыми разнообразными музыкальными и звуковыми впечатлениями.
5 ученик:
В раннем детстве, месяцами живя то в Москве с родителями, то в Грузии с бабушкой-армянкой, мальчик говорил и по-грузински и по-армянски. Потом случилось так, что ни по-грузински, ни по-армянски говорить не приходилось. Знание слов ушло, но чувство этих звучных языков осталось в глубине памяти. В 1937 году его отец, видный партийный работник, был арестован и вскоре расстрелян. Мать сослана в один из карагандинских лагерей. Сын с ней встретился только через 10 лет. Тринадцатилетнего мальчика родственниками удалось спрятать и тем самым спасти от детского дома, куда было положено «сдавать детей» «врагов народа».
(Звучит стихотворение «Мой отец»)
- Он был худощав и насвистывал старый, давно позабытый мотив,
И к жесткому чубчику ежеминутно его пятерня прикасалась.
он так и запомнился мне на прощанье, к порогу лицо обратив,
А жизнь быстротечна, да вот бесконечной ему почему-то казалась.
- Его расстреляли на майском рассвете, и вот но уже далеко.
Все те же леса, водопады, дороги, и запах акаций острый.
И кто-то ж кричал: «Не убий!» одинокий…
И в это поверить легко,
Но бредили кровью и местью святою все прочие братья и сестры.
- И время отца моего молодого печальный развеяло прах,
И нету надгробья, и памяти негде над гробом склониться, рыдая.
В те, что виновны в убийстве, и сами давно уже все в небесах,
И там, в вышине, их безвестная стая кружится, редея и тая.
- В учебниках школьных покуда безмолвны и пуля, и пламя, и плеть,
Но чье-то перо уже пишет и пишет о том, что пока безымянно.
И нам остается, пока суд да дело, не грезить, а плакать и петь.
И слезы мои солоны и горючи. И голос прекрасен…
Как странно.
6 ученик:
Только через 1,5 года Булат Окуджава смог вернуться в родной арбатский двор, продолжить учебу в московской школе. Из 9 класса ушел на войну. Был минометчиком, связистом и взводным запевалой.
Из автобиографического рассказа «Утро красит нежным светом»:
«Бедный капитан Качаров! Мы все-таки дожали его в один прекрасный день.
- Ладно, - сказал он, еле сдерживаясь, - черт с вами! Завтра приедете с кружкой – ложкой. В 9.00.
- А повестки? – спросили мы.
- Бюрократы! – закричал он. – Какие повестки, когда я вас самим говорю!
Но, увидев наши лица, швырнул розовые листки, отошел к окну и прохрипел оттуда:
- Сами будете заполнять, черт вас дери! Моя рука не виновата, запомните. Сами пишите!
Юрка отнес повестку мне, а я – ему».
Звучит отрывок из песни «До свидания, мальчики» (БЭКМ – звуковой фрагмент)
7 ученик:
В 1947 году вернулась мама. Об этой трогательной и горькой встрече Б. Окуджава поведал в рассказе «Девушка моей мечты».
«Обстоятельства моей тогдашней жизни были вот какие. Я вернулся с фронта и поступил в Тбилисский университет… Учился я на филологическом факультете, писал подражательные стихи, жил, как мог жить одинокий студент в послевоенные годы – не загадывая на будущее, без денег, без отчаяния. Влюблялся, сгорал, и это помогало забывать о голоде, и думал, бодрясь: жив – здоров, чего же больше? Лишь тайну черного цвета, горькую тайну моей разлуки хранил в глубине души, вспоминая о маме».
(Звучит стихотворение «Письмо к маме»)
- Ты сидишь на нарах посреди Москвы.
Голова кружится от слепой тоски.
На окне – намордник, воля – за стеной,
Ниточка порвалась меж тобой и мной.
За железной дверью топчется солдат…
Прости его, мама: он не виноват,
Он себе на душу греха не берет –
Он не за себя ведь – он за весь народ.
- Следователь юный машет кулаком.
Ему так привычно звать тебя врагом.
За свою работу рад он попотеть…
Или ему тоже в камере сидеть?
В голове убогой – трехэтажный мат…
Прости его, мама: он не виноват,
Он себе на душу греха не берет –
Он не за себя ведь – он за весь народ.
- Чуть за Красноярском – твой лесоповал.
Конвоир на фронте сроду не бывал.
Он тебя прикладом, он тебя пинком,
Чтоб тебе не думать больше ни о ком.
Тулуп на нем жарок, да холоден взгляд…
Прости его, мама: он не виноват,
Он себе на душу греха не берет –
Он не за себя ведь – он за весь народ.
- Вождь укрылся в башне у Москвы – реки.
У него от страха паралич руки.
Он не доверяет больше никому,
Словно сам построил для себя тюрьму.
Ему все подвластно, да опять не рад…
Прости его, мама: он не виноват,
Он себе на душу греха не берет –
Он не за себя ведь – он за весь народ.
8 ученик:
Сначала 50-х годов Б. Окуджава живет в Москве, работает в «Литературной газете». Он очень любил этот город и посвятил ему много стихотворений – песен.
Прекрасный московский цикл складывался как бы в полемике с двумя совершенно различными, но достаточно значительными музыкальными явлениями. Во-первых, преобладали в то время «гимновые» песни о Москве, во-вторых, увлекшись песнями французских певцов о Париже, Окуджава посчитал несправедливым, что нет таких же «интимных», «домашних» песен о его городе, о Москве, улицы и переулки которого любил не меньше, чем парижане – Большие бульвары.
Из воспоминаний поэта: «Мне давно хотелось написать песню о Москве, о городе, который я так люблю. Но не похожую на гимн, а какую-то интимную, выразить мою любовь. Вот так я думал, мечтал, мечтал.… И вот у меня стали появляться «Ленька Королев», «Полночный троллейбус», потом «Московский муравей», «Арбат, мой Арбат» - получился такой вот цикл московских песен».
Звучит песня из московского цикла «Ах, Арбат, мой Арбат (БЭКМ)
9 ученик:
По московским улицам в песнях поэта ходили самые прекрасные, самые красивые женщины. Булат Окуджава писал: «Тема многих моих стихов – песен – любовь. Долгое время у нас почти не пели о любви, и в самом слове «женщина» для некоторых было что-то сомнительное. Из протеста против пуританского ханжества я решился воспеть женщину, как святыню, пасть перед ней на колени. Должен признаться, что здесь мне ирония отказала. Если я и шутил, то только над собой, как над героем этих песен, которые изображали беспомощность и неудачи мужчин».
Звучит песня «Ваше Величество, женщина» (БЭКМ).
10 ученик:
В конце 50-х были написаны Окуджавой и песни о «комиссарах в пыльных шлемах» среди которых и та, что опубликована лишь в 1987 году – «О чем ты успел подумать, отец расстрелянный мой», и песни – зарисовки, типа, «Из окон корочкой несет поджаренной», и, наконец, «Песенка о голубом шарике» - совсем не такая уж простая, какой может показаться на первый взгляд.
Звучит «Песенка о голубом шарике (БЭКМ)
Вот с этим репертуаром 1959 году Окуджава вышел на «широкую» публику, но по-прежнему его песенное творчество было ориентировано на дружеское общение. Поэт говорил, что прежде всего хотелось написать ему такую песню, «чтобы друзья, сидевшие за столом, согласно закивали головами…» В начале 60-х годов репертуар поэта – певца пополнялся и довольно стремительно и к конце 1962 года содержал около 50 песен. В 1962 году Окуджава уходит из «Литературной газеты», в редакции которой он отработал несколько лет, и целиком отдается стихотворному и песенному творчеству.
К этому времени относится одна из известнейших песен Окуджавы «Песенка старого шарманщика».
(Мальчики поют «Песенку старого шарманщика», аккомпанируя на гитаре).
Подчеркивая визгливый, вскрикивающий звук шарманки, он создает смешной, нелепый и, как оказывается в его творчестве, трагичный образ «вечного шарманщика». Характерно для Окуджавы сочетание шутливой маскарадности с серьезным разговором о судьбе художника, с исповедальными интонациями дружеской беседы.
11 ученик:
В 1970 году появилась одна из самых знаменитых песен – «Мы за ценой не постоим», написанной по заказу киностудии. Эта песня стала одним из главных действующих лиц фильма «Белорусский вокзал».
Большой творческой удачей представляется еще одна «военная» песня. Она была написана в 1975 году для другого кинофильма, «Великая Отечественная». Это «Песня о московских ополченцах». Мужественная, она так и уйдет к нашим потомкам не только художественным, но и документальным памятником погибшим по Москвой. Примечательно, что создатели фильма просили Окуджаву озвучить эту песню своим голосом.
(Звучит попурри из «военных» песен)
Учитель:
Здесь мы подходим к чрезвычайному вопросу песенного творческого Булата Окуджавы и его слушательского восприятия: единству текста, мелодии, ритма, голоса, аккомпанемента. Только поняв, что большинство песен Булата Окуджавы, так же, как и песни Владимира Высоцкого, во всей полноте их замысла, тонкости оттенков и глубине трактовки могло быть воспринято наиболее полно именно и только в авторском исполнении, мы, наконец, приблизимся к отгадке их феноменальной популярности. Драматург Александр Володин сказал, что Окуджава «положил начало созданию фольклора городской интеллигенции». И еще добавил: «Народ, очевидно, становится все интеллигентней, поэтому Окуджаву поют все». Да, песни певца – поэта общедоступны, как фольклор. И, как истинная поэтическая лирика, смелы, углубленны, индивидуальны.
12 ученик:
В 80-е годы появляются такие песни – шедевры, как пронзительно – исповедальные «Все глуше музыка души», «Пускай моя любовь, как мир стара…», щемящие сердце песни о друзьях, погибших на войне, - «Всему времечко свое» и «Первое послевоенное танго», выразительны и красивы «В день рождения подарок» и «Песня, короткая, как жизнь сама», песня о «Володе Высоцком».
(Звучит песня о «Володе Высоцком»)
13 ученик:
Возможно, песни Окуджавы нравятся не всем. Но уж тот, кто их полюбит, тот навсегда встанет под их знамена. Эти песни создают целый художественный мир – необычайно привлекательный. Некий полусказочный город, в котором дома не имеют замков, по главной улице «прогуливаются» и Александр Сергеевич Пушкин, и Ленька Королев, вожак арбатских пацанов предвоенного времени, и «ситцевые женщины», в «Барабанном переулке барабанщицы живут», а во дворах, «пыля», кружатся пары, и «заезжий музыкант целуется с трубою», и Моцарт играет «на маленькой скрипке». По бульварам этого царства – государства кружит синий троллейбус, московский муравей создает себе богиню «по образу и духу своему», «новогодняя елка умирает», как человек, и сама Любовь дирижирует оркестром Надежды. Нарядный, на первый взгляд, пестрый ряд образов песен давал основание некоторым поверхностным критикам считать Окуджаву только «неисправимым романтиком». Но внимательно вслушиваясь в его песни, в их грусть и тревогу, слыша подчас и боль и издевку, нельзя ограничиться только этим. Булат Окуджава постоянен не только в своих привязанностях, но и в своей неприязни. Рядом с трогательным «бумажным солдатиком» существуют в его песнях и образы опасных «дураков», которые «любят собираться в стаи», и целая «Римская империя времени упадка», в которой узнаются до боли знакомые черты. Ирония, то открыто, то уходя в подтекст, в интонацию, - непременный компонент песен поэта:
Я выдумал музу Иронии
Для этой суровой земли.
Я дал ей владенья огромные:
Пари, усмехайся, шали.
Зевеса надменные дочери,
Ценя первородство свое,
Каких бы там умниц не корчили –
Не стоят гроша без нее.
Учитель:
Настойчиво и последовательно, но никогда не впадая в дидактичность, Окуджава внушает нам простые истины о любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии… Он делает это чаще всего деликатно, мягко: «Я потом, что непонятно, объясню», а иногда категорично: «Мы за ценой не постоим!», - но почти всегда с улыбкой, когда дружеской, а иногда с привкусом горечи и грусти: «Тем более, что жизнь короткая такая…»
Какой особой магией обладают иные словосочетания стихов и песен Булата Окуджавы! Не так-то просто подчас определить, в чем же состоит их привлекательность – «Возьмемся за руки, друзья!», «До свидания, мальчики!», «Пусть будет дверь открыта», «Давайте понимать друг друга с полуслова!».
Давайте! Эти добрые слова, конечно же, близки и дороги всем, кто ценит подлинное человеческое общение, которому так верно служит хорошая песня.
Звучит «Песенка об открытой двери» (БЭКМ)
Учитель:
В 1997 году Булата Окуджавы не стало.
(Звучит стихотворение «Чувствую, пора прощаться». Девочка зажигает свечу у портрета Окуджавы.)
Авторская песня живет. И напрасно в 80-х годах в литературной критике пытались петь панихиду этому жанру. На смену бардам Б. Окуджаве и А. Галичу, Ю. Визбору и В. Высоцкому пришли Вячеслав Бутусов, Юрий Шевчук, Виктор Цой, Александр Башлачев. Их жизненный и творческий путь не прост, у двух последних – трагичен. Но им есть, что сказать нам, слушателям. И если двери нашей души открыты добру и правде, то мы их услышим.
(Звучит стихотворение «Быстро молодость проходит»)
- Быстро молодость проходит,
Дни счастливые крадет.
Что назначено судьбою –
Обязательно случится:
То ли самое прекрасное в окошко постучится,
То ли самое напрасное в объятья упадет.
Ах, не делайте запасов из любви и доброты,
И про четный день грядущий не копите милосердья:
Пропадет ни за понюшку ваше горькое усердье,
Лягут ранние морщины от напрасной суеты.
- Чувствую: пора прощаться.
Все решительно к тому
Не угодно ль вам собраться
У меня, в моем дому?
Будет ужин и гитара,
И слова под старину.
Я вам буду за швейцара –
Ваши шубы отряхну.
И, за ваш уют радея,
Как у нас теперь в ходу,
Я вам буду за лакея
И за повара сойду.
Приходите, что вам стоит!
Путь к дверям не занесен.
Оля в холле стол накроет
На четырнадцать персон.
Ни о чем не пожалеем,
И, с бокалом на весу,
Я последний раз хореем
Тост за вас произнесу.
Нет, не то чтоб перед светом
Буйну голову сложу…
Просто, может и поэтом
Вам при этом послужу.
Был наш путь не слишком гладок,
Будет горек черный час…
Дух прозренья и загадок
Пусть сопровождает нас.
Учитель:
Урок предлагаю закончить песней Б. Окуджавы. Давайте споем ее вместе с автором.
(Песня «Давайте говорить друг другу комплименты…»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "На любовь свое сердце настрою" (Творчество Б.Окуджавы)
Внеклассное мероприятие "На любовь свое сердце настрою" посвящено творчеству поэта-барда Булата Окуджавы. Цель мероприятия познакомить с биографией удивительного поэта, а также с его творческим наслед...
Интегрированный урок.Авторская песня (барды). Б.Ш. Окуджава
Интегрированный урок включает в себя план- конспект урока, презентацию. Цель урока: познакомить обучающихся с авторской поэзией, с творчеством Б. Окуджавы, место авторской песни в развитии литера...
Литературная гостиная по творчеству Б. Окуджавы "Дайте выкрикнуть слова"
Сценарий знакомит с жизнью и творчеством поэта-барда Б. Окуджавы....
Авторская песня. Окуджава
Авторская песня...
Вечер авторской песни, посвящённый творчеству Ю. Визбора, Б. Окуджавы, В. Высоцкого
Вечер авторской песни, посвящённый творчеству Ю. Визбора, Б. Окуджавы, В. Высоцкого...
Урок литературы в 11 классе. "Авторская песня.Тема войны в творчестве Б.Окуджавы и В. Высоцкого»
На уроке рассматривается место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны; дается краткая картина данного периода развития литературы в ее связи с жизн...
Авторская песня, ее место в развитии литературного процесса 1950- 1990-х г.г. Поэзия Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы.
На данном уроке происходит знакомство учащихся с жанром авторской самодеятельной песни, бардовской песней, с творчеством Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы....