« Театр эпохи Возрождения»
план-конспект (литература) по теме

 

« Театр эпохи  Возрождения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_no2.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Платонова Н.С.

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №1»

9 класс

« Театр эпохи  Возрождения»

« Театр эпохи  Возрождения»

План урока.

  1. Духовная жизнь средневекового города.
  2. Путь развития театра.
  3. Английский театр – чудо техники.
  4. Шекспир – « душа века».
  5. «Гамлет» - лучшее из творений Шекспира.

Слово учителя.

Пьесы пишут для  того, чтобы их ставить на сцене. Поэтому чтобы оценить пьесу и увидеть её глазами современников, надо вспомнить, в какого рода  театре  она ставилась.

В средневековом городе центром общественной жизни  была церковь. Здесь и проросли первые побеги будущего – вскоре так высоко взметнувшего свои ветви – дерева театра.

         Началось всё с театрализации отдельных элементов церковной службы, потом подобные сцены разыгрывались на паперти, а затем  окрепший театр вышел за церковную ограду, переместился на городскую площадь, ушёл из-под исключительной власти духовенства. Теперь в нём заправляли главы ремесленных цехов и гильдий. В 15 и 1-ой половине 16 веков процветает мистерия. Это представление на сюжет из  священного писания ставилось городом раз в несколько лет и имело размеры поистине грандиозные. В тексте мистерии было от 35000 до 60000стихов, разбитых  на рифмованные восьмисложные куплеты. Представление длилось от 5 до 40 дней. В нём участвовали сотни любителей-энтузиастов. Других актёров мистерия не знала – это ведь было самодеятельное искусство.

Это вообще не был театр в нашем понимании слова. Здесь не было ни профессиональной труппы, ни театрального здания. На время представления строился огромный помост, на котором и разыгрывались сцены грандиозного спектакля. Так было в Европе. В Англии мистерию ставили по- своему. Каждая сцена разыгрывалась на крыше огромного фургона – «педжента», о они поочерёдно выезжали на площадь. Актёры сидели в фургоне и выходили на крышу-помост по мере надобности.

Иногда они спускались на землю и играли прямо среди зрителей.

Театральные здания и профессиональные труппы возникают лишь на исходе средних веков, в тот период, который историки называют поздним  средневековьем, а историки культуры- эпохой Возрождения. И что любопытно – театры предшествовали появлению профессиональных актёров.

Театральное здание впервые появилось на родине Возрождения – в Италии. В 1528г. был построен театр с большой оформленной сценой и зрительным залом в виде амфитеатра. За ним последовали другие, поражавшие своей роскошью. В них играли участники кружков, в которых обсуждались проблемы новооткрытой античной культуры ( их назвали гуманистами). И лишь в середине 16 века возникали профессиональные труппы. Но что им было играть? Италия не создала тогда жизнеспособной драматургии. Пьес – в подражании античным образцам -  написано было немало, однако настоящего интереса у публики они не вызывали.

Какой выход нашли актёры? Следуя сценарию, они сам в ходе представления стали сочинять текст. И не без успеха. Этот театр пользовался огромной любовью в Италии и вскоре завоевал признание во всей Европе. Его гастроли привлекали толпы зрителей, он повлиял на искусство многих стран.

И всё же магистральный путь развития театра был проложен не в Италии, а в Испании и в Англии.

Театр имел уже прочную литературную основу. Театр имел поистине общенациональный характер. Помещения, в которых он обосновался, словно бы вобрали в себя воспоминания  о площадном зрелище.

Ещё больше следов площадного зрелища сохранил английский театр. За образец был принят гостиничный двор с внутренними галереями, тоже не было крыши, кроме как над сценой. Актёры шекспировского театра играли  (совсем) в окружении публики. Английский театр той поры представлял возможности для увлекательного  зрелища. Он был чудом техники. Сцена имела четыре люка по углам и один посредине. Они предназначались главным образом для неожиданного появления призраков, причём центральный был так велик, что из него могли подняться сразу восемь призраков. Подъёмные механизмы было скрипучие, и, когда их приводили в действие, начинала играть музыка или грохотать гром, чтобы их глушить. То и другое помогало заодно создать необходимое настроение. В крыше сцены тоже были механические приспособления, предназначенные к тому, чтобы спускать « с небес» нужные предметы и персонажей. Театр располагал разнообразными декорациями, костюмы актёров отличались богатством и роскошью.

Выяснилось, Что Возрождение создало не только драматургию, но и театральные формы, столь же для театра плодотворные. Вот тогда-то и появляется Шекспир.

Расскажите о В. Шекспире?

Он пришёл в 1585г. В  Лондон из захолустного  Стратфорда, где родился 23 апреля 1564 года в семье перчаточника и купца Джона  Шекспира, поступил актёром в одну из столичных трупп, а в 1590 году уже поставил свою 1 пьесу. Вскоре он стал пайщиком театра .Дела его шли хорошо. Он купил себе дворянство, несколько земельных участков, один из двух больших каменных домов в Стратфорде .Уйдя из театра, он умер в родном городе 54 лет от роду (по тем временам- возраст немалый), окруженный уважением и почётом.

А как относились в обществе к тем, кто писал?

Шекспир писал в среднем по 2 пьесы в год. Но признание ему принесла отнюдь не деятельность драматурга. Он, по-видимому, занимался какими-то коммерческими операциями, извлекал доходы из земли. Иначе он был бы обречён на скудное существование .Пьесы обычно оставались в рукописях. Драматургов знали мало, жили они на гроши. Шекспир получал больше других – к концу своей деятельности до 20 фунтов за пьесу. К тому же он никак не был лицом безвестным, напротив, уже многие современники понимали, кто творит рядом с ними: «Душа века!  Предмет восторгов, источник наслаждения, чудо нашей сцены!» - писали о нём.Трагедии и комедии Шекспира необыкновенно театральны. Легко понять, какой силой должно было обладать слово, способное, как по волшебству, создавать зрительный мир! Мы сейчас знаем, что читать Шекспира не менее интересно, чем смотреть. Гёте даже уверял, что читать его- ещё увлекательней Шекспир – сразу и театр, и высокая литература. Шекспира в Англии называют просто Бард. Он был один из столпов, на которых строится здание английского языка и литературы. Англия узнала Шекспира через театр, нов другие страны он проник сначала просто как писатель, работавший в драматургической форме, и это ничуть не уменьшило его славу.

Путь на сцены континента Европы проложил Шекспиру «Гамлет»- пьеса, и в Англии признанная лучшим из его творений. Пьеса необыкновенно сценична.

Кто впервые записал сюжет «Гамлета»? О чём повествует древняя ютландская легенда?

Сюжет « Гамлета» впервые записан Саксоном Грамматиком в его « Истории Дании»в конце 12 века. Эта древняя ютландская легенда рассказывает о принце Амлете, отец которого был убит своим братом.  Убийца женился на вдове убитого, а сын поклялся отмстить убийце отца. Чтобы обмануть бдительность убийцы, Амлет прикинулся безумным, но, как говорит легенда, в речах его была бездонная хитрость. В легенде намечены основные сюжетные узлы будущей трагедии Шекспира и основные персонажи, но это прежде всего история лести.

Саксон Грамматик замечает, что принц Амлет был от природы весьма одарённым человеком, вскользь упоминается о его меланхолии.Домашнее задание. Чтение трагедии В. Шекспира «Гамлет»

Литература.

  1. Древняя ютландская легенда
  2. Книга «Библиотека мировой литературы для детей», 1984г.
  3. Книга « Практические занятия по зарубежной литературе», 1981г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр. Зачем ребёнку кукольный театр?

Живая кукла - возможно ли это?...

Театр яши, театр яшәячәк

Тема: «Театр жил и будет жить…»Класс: 7Цель:1. Развитие творческих способностей учащихся; развитие эстетических представлений и актёрских способностей у детей;2. Познакомить учащихся с некоторым...

Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования детей (объединения «Детский театр»)

Программа «Театр и мы» рассчитана на три года обучения:  для детей среднего школьного звена, с одиннадцати до тринадцати лет. Коллектив формируется с уч...

Программа спецкурса "Театр и литература "(От уроков литературы к истории театра)

Программа спецкурса ориентирована на формирование у учащихся эстетической культуры, на приобщение их к миру искусства, к общечеловеческим ценностям через освоение художественного опыта прошлого....

интегрированный урок "МОДА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.В театре Диониса"

Данный материал можно использовать для проведения урока истории в 5 классе по теме "Театр Древней Греции" ,...

Презентация по МХК "Азбука театра (часть1) Виды театра. Античный театр"

Презентация по МХК  "Азбука театра  (часть1)  Виды театра. Античный театр" Содержит большое количество иллюстративного материала. Может быть также использована на уроках изобр...

Час общения на тему "Театр, театр, театр"

2019 год объявлен годом Театра. Но сельские жители и, в том числе, дети имеют  узкое представление о  театре. Для того , чтобы расширить представление о театре, как об удивительном и древнем...