Блицтурнир по литературе
материал по литературе (8 класс) по теме

Девятиярова Ольга Ярославовна

Данное мероприятие способствует повышению уровня читательской и речевой культуры, воспитывает любовь к слову, помогает развивать художественное мышление и творческие способности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blicturnir_po_literature.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебных строк пленительная власть

Блицтурнир по литературе

Цель: способствовать повышению уровня читательской и речевой культуры, воспитывать любовь к слову, развивая художественное мышление и творческие способности учащихся.

Оборудование: портреты русских поэтов и писателей, иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, И.А. Крылова, И.С. Тургенева, тематические карточки к географическому конкурсу, к копилке мудрых изречений, театральной дуэли, «чёрный ящик».

В турнире участвуют 2 команды учащихся. Правильность ответов оценивает жюри.

Ход турнира

  1. Поединок теоретиков.

Ведущий по очереди зачитывает определение литературного термина теоретикам двух команд.  Если теоретик не может назвать термин, ему помогает команда. В случае неправильного ответа право назвать литературный термин переходит к другой команде. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

I

  1. Краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы выразить главную мысль.
  2. Развёрнутое высказывание одного персонажа, обращённое к другим или к себе.
  3. Один из эпических жанров фольклора, повествующий о богатырях.
  4. Трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.

II

  1. Противопоставление картин, образов, слов.
  2. Преувеличение свойств изображаемого предмета.
  3. Двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.
  4. Древний вид устного народного творчества, особенно широко распространённый в Древней Греции.

  1. Копилка мудрых изречений

Обе команды получают высказывание известного поэта или писателя в виде карточек с отдельными словами. Ребята должны как можно быстрее составить фразу из этих слов.

Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьёзного читателя самого думать. Л.Н. Толстой

Человек – целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно. Ф.М. Достоевский

  1. Географический конкурс

На доске расположены портреты великих поэтов и писателей. Учащиеся получают карточки с географическими названиями. Команды должны как можно быстрее разместить карточку под портретом.

Ясная Поляна

Мелихово

Спасское-Лутовиново

Щелыково

Михайловское

Тарханы

Пошехонье

Мишенское

Достоево

Грешнево

  1. Вызов «Маска, я вас знаю!»

Участникам команд предлагается прослушать фрагмент поэтического текста и  назвать героя, о котором говорится в отрывке.

I

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдёт уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!"

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом

Мёртвое молчанье;

Свечка трепетным огнём

Чуть лиёт сиянье...

Как я сяду поеду на лихом коне

За Москву-реку прокатитися,

Кушачком подтянуся шёлковым,

Заломлю на бочок шапку бархатную,

Черным соболем отороченную, -

У ворот стоят у тесовыих

Красны девушки да молодушки

И любуются, глядя, перешёптываясь;

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается...

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы...

Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан.

С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Приезд его сильно не понравился Савельичу. «Слава богу, — ворчал он про себя, — кажется, дитя умыт, причёсан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!»

Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца.

Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;

Однако бодр и свеж, и дожил до седин,

Свободен, вдов, себе я господин...

Монашеским известен поведеньем!..

II

Служил на Кавказе офицером один барин…

Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может и женишься и совсем останешься».

Пошёл он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.

Её сиянье факелы затмило.

Она подобна яркому бериллу

В ушах арапки, чересчур светла

Для мира безобразия и зла.

Как голубя среди вороньей стаи,

Её в толпе я сразу отличаю.

Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.

Любил ли я хоть раз до этих пор?

О нет, то были ложные богини.

Я истинной красы не знал доныне...

Вон из Москвы!

Сюда я больше не ездок!

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорблённому есть чувству уголок!

Карету мне! Карету!

В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Я поднёс ему чашку чаю; он отведал и поморщился. «Ваше благородие, сделайте мне такую милость, — прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питье». Я с охотой исполнил его желание.

Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени…дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения, или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское.

Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу.

  1. Сокровища «Чёрного ящика»

Ведущий зачитывает описание предмета, находящегося в чёрном ящике. Участники команд должны назвать этот предмет и хотя бы одно произведение, где этот предмет упоминается.

I

Здесь находится предмет, который часто упоминается в сказках и дарить который, например, в Японии считается дурным тоном. С этим предметом связано много суеверий.

II

Это драгоценный предмет. В судьбе одного очень непослушного сказочного персонажа он сыграл огромную роль. Этот предмет мы используем почти каждый день, правда, в нашей повседневной жизни он не является драгоценным.

  1. Театральная дуэль

Каждая команда получает на выбор несколько  карточек, на которых написано название литературного произведения, и выбирает одну. Участникам команды следует «оживить» название произведения так, чтобы болельщики догадались, о каком произведении идёт речь.

I

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

II

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

  1. Итоги блицтурнира подводит жюри.

Приложение

Ответы

Поединок теоретиков

I

Эпиграф, монолог, былина, дактиль.

II

Антитеза, гипербола, хорей, миф.

Географический конкурс

Толстой

Чехов

Тургенев

Островский

Пушкин

Лермонтов

Салтыков-Щедрин

Крылов

Достоевский

Некрасов

Вызов «Маска, я вас знаю!»

I

Мартышка

Светлана

Кирибеевич

Вещий Олег

Гринёв

Фамусов

II

Жилин

Ромео о Джульетте

Чацкий

Пугачёв

Троекуров

Ягнёнок

Сокровища «Чёрного ящика»

I

Зеркало

II

Золотой ключик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

Блицтурнир по физике 7 класс

Презентация. Интелектуальная игра по физике по теме " Строение вещества"....

Блицтурнир «Что я знаю об Англии?»

Блицтурнир «Что я знаю об Англии?»...