Блицтурнир по литературе
материал по литературе (8 класс) по теме
Данное мероприятие способствует повышению уровня читательской и речевой культуры, воспитывает любовь к слову, помогает развивать художественное мышление и творческие способности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blicturnir_po_literature.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Волшебных строк пленительная власть
Блицтурнир по литературе
Цель: способствовать повышению уровня читательской и речевой культуры, воспитывать любовь к слову, развивая художественное мышление и творческие способности учащихся.
Оборудование: портреты русских поэтов и писателей, иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, И.А. Крылова, И.С. Тургенева, тематические карточки к географическому конкурсу, к копилке мудрых изречений, театральной дуэли, «чёрный ящик».
В турнире участвуют 2 команды учащихся. Правильность ответов оценивает жюри.
Ход турнира
- Поединок теоретиков.
Ведущий по очереди зачитывает определение литературного термина теоретикам двух команд. Если теоретик не может назвать термин, ему помогает команда. В случае неправильного ответа право назвать литературный термин переходит к другой команде. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
I
- Краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы выразить главную мысль.
- Развёрнутое высказывание одного персонажа, обращённое к другим или к себе.
- Один из эпических жанров фольклора, повествующий о богатырях.
- Трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.
II
- Противопоставление картин, образов, слов.
- Преувеличение свойств изображаемого предмета.
- Двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.
- Древний вид устного народного творчества, особенно широко распространённый в Древней Греции.
- Копилка мудрых изречений
Обе команды получают высказывание известного поэта или писателя в виде карточек с отдельными словами. Ребята должны как можно быстрее составить фразу из этих слов.
Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьёзного читателя самого думать. Л.Н. Толстой
Человек – целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно. Ф.М. Достоевский
- Географический конкурс
На доске расположены портреты великих поэтов и писателей. Учащиеся получают карточки с географическими названиями. Команды должны как можно быстрее разместить карточку под портретом.
Ясная Поляна
Мелихово
Спасское-Лутовиново
Щелыково
Михайловское
Тарханы
Пошехонье
Мишенское
Достоево
Грешнево
- Вызов «Маска, я вас знаю!»
Участникам команд предлагается прослушать фрагмент поэтического текста и назвать героя, о котором говорится в отрывке.
I
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдёт уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мёртвое молчанье;
Свечка трепетным огнём
Чуть лиёт сиянье...
Как я сяду поеду на лихом коне
За Москву-реку прокатитися,
Кушачком подтянуся шёлковым,
Заломлю на бочок шапку бархатную,
Черным соболем отороченную, -
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешёптываясь;
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается...
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Приезд его сильно не понравился Савельичу. «Слава богу, — ворчал он про себя, — кажется, дитя умыт, причёсан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!»
Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.
Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;
Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин...
Монашеским известен поведеньем!..
II
Служил на Кавказе офицером один барин…
Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может и женишься и совсем останешься».
Пошёл он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.
Её сиянье факелы затмило.
Она подобна яркому бериллу
В ушах арапки, чересчур светла
Для мира безобразия и зла.
Как голубя среди вороньей стаи,
Её в толпе я сразу отличаю.
Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.
Любил ли я хоть раз до этих пор?
О нет, то были ложные богини.
Я истинной красы не знал доныне...
Вон из Москвы!
Сюда я больше не ездок!
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок!
Карету мне! Карету!
В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Я поднёс ему чашку чаю; он отведал и поморщился. «Ваше благородие, сделайте мне такую милость, — прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питье». Я с охотой исполнил его желание.
Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени…дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения, или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское.
Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу.
- Сокровища «Чёрного ящика»
Ведущий зачитывает описание предмета, находящегося в чёрном ящике. Участники команд должны назвать этот предмет и хотя бы одно произведение, где этот предмет упоминается.
I
Здесь находится предмет, который часто упоминается в сказках и дарить который, например, в Японии считается дурным тоном. С этим предметом связано много суеверий.
II
Это драгоценный предмет. В судьбе одного очень непослушного сказочного персонажа он сыграл огромную роль. Этот предмет мы используем почти каждый день, правда, в нашей повседневной жизни он не является драгоценным.
- Театральная дуэль
Каждая команда получает на выбор несколько карточек, на которых написано название литературного произведения, и выбирает одну. Участникам команды следует «оживить» название произведения так, чтобы болельщики догадались, о каком произведении идёт речь.
I
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
II
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
- Итоги блицтурнира подводит жюри.
Приложение
Ответы
Поединок теоретиков
I
Эпиграф, монолог, былина, дактиль.
II
Антитеза, гипербола, хорей, миф.
Географический конкурс
Толстой
Чехов
Тургенев
Островский
Пушкин
Лермонтов
Салтыков-Щедрин
Крылов
Достоевский
Некрасов
Вызов «Маска, я вас знаю!»
I
Мартышка
Светлана
Кирибеевич
Вещий Олег
Гринёв
Фамусов
II
Жилин
Ромео о Джульетте
Чацкий
Пугачёв
Троекуров
Ягнёнок
Сокровища «Чёрного ящика»
I
Зеркало
II
Золотой ключик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".
Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
Блицтурнир по физике 7 класс
Презентация. Интелектуальная игра по физике по теме " Строение вещества"....
Блицтурнир «Что я знаю об Англии?»
Блицтурнир «Что я знаю об Англии?»...
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...