Опорные схемы по литературе
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Использование опорных схем на уроках – считаю важным моментом в моей работе. Одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornye_shemy_po_literature.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
4 раздел
1.
Постоянная мифологическая структура
3 звена сюжетного развития
II III
I II III
Потеря действия героя приобретение
Беда, недостача преодоление беды, ликвидация по-
ликвидация недостачи тери
Испытания положительного героя
3 звена
Предварительное основное дополнительное
Подвиг героя на идентификацию
(т.е.ликвидация
потери) доказательство
(совершил подвиг!) посрамление соперни-
ков.
- Праславянские и библейские мифы
С IXв. в славянских землях
Конец официального существования славянской мифологии
Низшие уровни
Высшие уровни
Большая устойчивость
Разруше-ние
Трансформация мифологических ?
персонажей (двоеверие)
Либо Либо Сохранилась демонология
Перемещение отожествление Лешие Водяные Полевки
в разряд с христианскими (связь с домашним хозяйством)
отрицательных святыми
Триглав Перун Велес Ярила ЗАГОВОРЫ
Бог-Отец Илья-пророк Власий Георгий Магические
Бог-Сын (связь с громом, тексты-фор
Бог-Святой дождем) мулы.
Дух.
5 раздел
1. «Сказки Салтыкова-Щедрина»
(опорная схема-конспект)
«Премудрый пескарь»
«Дикий помещик»
С К А З К И
Задача: обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.
Особенности:
Фантастика, реальность, комическое + трагическое, гротеск, гипербола
«Для детей изрядного возраста»
1869 – 1886 г.г.
Итог жизни:
«Жил дрожал, и умирал – дрожал»
Безропот-ность, терпение, трудолюбие
Глупость, жадность, паразитизм
Черты:
Глупость, трусость, беспомощность
Цель жизни:
беречь свою распостылую жизнь
ЧЕРТЫ
Цель: в чем смысл жизни и назначение человека
Судьба пескаря
помещиками
народом
Цель: пробудить самосоз-нание, показать отношения между:
2. ОСК (опорная схема конспект) «АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ»
(по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
«Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи?» (А.Болконский)
Аустерлиц Общ. Европа 1812 год
благо
* * * *
Слава Отечество
ДРУЖБА ЛЮБОВЬ МЕСТЬ
ОПИСАНИЕ:
Четыре взлета испытал в своей жизни Андрей Болконский. Это битва при Аустерлице, где он был близок к осуществлению своих честолюбивых мечтаний, творческое участие в реформах Сперанского («общественное благо»), давшее ощущение преобразования жизни. Третий взлёт – познание европейской свободной мысли («Европа»), и четвёртый - героический 1812 год, открывший Андрею действительный смысл бытия. Но были в жизни главного героя и три катастрофических падения: разочарование, постигшее его под небом Аустерлица, поражение Сперанского, не получил счастья в любви, «сожженной» изменой Наташи.
Какие же силы поднимали Андрея Болконского? Это дружба с Пьером, любовь к Наташе Ростовой, чувство мести к Анатолию Курагину.
Рассмотрим среднюю линию – символ посредственной жизни. Она не свойственна Болконскому, и тем не менее в его судьбе имеет свое начало и конец. Жажда славы превращает жизнь князя в цепь одухотворенных одержимостей и катастрофических разочарований. Но вот вошёл в неё 1812 год и очередного падения не происходит. Открылась вдруг Андрею истина: вся его жизнь – ложь, и все живут во лжи. Впереди его взлетов шла корысть, поэтому не было у него счастья. И вот два вывода:
- нужно жертвовать собою ради любви, а не мечтать о ней;
- не жажда славы или месть должны вести человека на войну, а мысль об Отечестве.
3. ОСК к поэме Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»
«Я лиру посвятил народу своему»
1863 1877 тому живется хорошо на
Руси, кто борется за
освобождение народа
Задача : Цель :
Показать Русь снизу доверху осмыслить опыт борьбы за свободу,
до и после реформы разобраться в сущности народного
характера
Пролог – программа действий
Цель путешествия: «Как живется счастливо, вольготно на Руси»
Главный конфликт поэмы
«Дольщики» «Народное море»
духовенство,
помещики, холопы протестанты русская женщина
помещики: Ипат, правдоискатели Матрена
Оболт-Облдуев, Яков, Яким Нагой Тимофеевна
Утятин-Последыш, Шутов, Ермил Гирин Корчагина
Шалашников Глеб Савелий
Фогель
Глуховский Народный заступник
Григорий Добросклогов
Понимание счастья, долга
В ы в о д. «Ведь на Некрасове целое поколение революционеров училось»
ОСК «Пьер Безухов»
?
Платон Наташа Тайное общество
1812 год
Масонство
Элен Андрей
Анатоль
Любовь Республика
Европа
ОПИСАНИЕ:
Пьер был воспитан в Европе. В Петербург он приехал исполненный любовью ко всем людям и сочувствующий республиканскими идеями. Первое дало ему в попутчики по жизни Анатоля, Элен, Андрея. Второе – только дружбу Андрея. Позже Пьер поймет, что Анатоль и Элен заведут его в тупик. И вся его духовность сконцентрируется на дружбе с Андреем. Под влиянием князя Болконского Пьер начнет искать свой путь в жизни. Но масонство, к которому он придёт, не оправдает его надежд. Устойчивой натуре Пьера хватит сил, чтобы начать новый поиск.
1812 год даст возможность после проб и ошибок обрести зрелость убеждения, социальную позицию. 1812 год – это познание философского мира Платона Каратаева, любовь Наташи, гордость и боль российский народ, который приведут его к участию в тайном обществе. Дальнейшая судьба Пьера нам известна. Но те, кто вышел на Сенатскую площадь, не боялись возможного поражения, т.к. «выучились видеть великое, вечное и бесконечное» (Л.Толстой).
ОСК «НАТАША РОСТОВА»
«Я не жил прежде.
Теперь только я живу»
(Князь Андрей)
Андрей
Наташа
Пьер
Берг
Анатоль
«…кроме блуда, не чувствовал ничего»
(Анатоль)
Борис Николай
Марья
«Эта девушка такое сокровище… «Все любовались ею»
Это редкая девушка»
(Пьер Безухов)
ОПИСАНИЕ:
В центре - сама Наташа. Она как родник чистой воды в болоте – все гнилое, нездоровое отталкивает к берегу: Берга – сразу, Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в её судьбу, но он обречен. Борис Друбецкой, князь Николай, княжна Марья не делают погоды в её жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле неё. Борис хотел забыть Наташу, но увидел её после разлуки и не смог; брат Николай любуется её русской натурой всю жизнь; она приятна Марье, позже их свяжет крепкая дружба. Зависимость княжны от Наташи сильнее, поэтому её орбита стрелки больше всех. А Пьер и Андрей при помощи Наташи возрождаются. Она счастлива с ними по-настоящему. Путь с Андреем не такой уж длинный. С Пьером она будет идти всю жизнь, поэтому изгиб стрелки больше.
ОСК «ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА»
«Между нами есть какая-то общая точка…
Мы одного поля ягоды…»
(Свидригайлов Раскольникову)
ЛУЖИН
СВИДРИГАЙЛОВ
РОСКОЛЬНИКОВ Т
Д Р
У И
Н Х
Я И
Н
Ы
ОЛПИСАНИЕ:
Действительно, между Раскольниковым, Свидригайловым, Лужиным, ненавидящими, боящимися и презирающими друг друга, есть «общая точка».
Это – возлюби прежде всего себя. Это - «я и сам хочу жить, а то уж лучше и не жить». Именно поэтому стрелки «Раскольников», «Лужин», «Свидригайлов» замыкаются на одной общей точке-планке «трихины», которая характеризует, по определению Раскольникова, микроскопические существа, заражающие людей вирусом себялюбия, отчуждения и жестокости.
Да, и орбиты у этих стрелок похожи: Лужин «служит миллиону», Свидригайлов развратности, анархии , а Раскольникову надо лишь «мысль разрешить». Это и отличает движение стрелок: за их удовольствия платят слабенькие.
Дуня – из «слабеньких». Но почему стрелки отталкиваются от неё? Вспомните, Дуня дважды стреляет в Свидригайлова; та, которая привыкла страдать. Прощать. И она поражена язвами насилия.
В этом и предостережение человечеству.
ОСК «СОНЯ МАРМЕЛАДОВА»
«Солнцу прежде всего надо быть солнцем»
Р
А
С
К
О
Л
Ь
Н
И
К
О
В
Лизавета
Марфа Петровна
С
О
Н
Я
Мать
Дуня
Маляр
Описание:
Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: «Станьте солнцем, вас все увидят». Но солнце еще и греет. Продолжим его мысль.
В романе Достоевского типичным светом становится Соня Мармеладова. Сестра старухи Лезавета, жена Свидригайлова, Марфа Петровна, мать Раскольникова, его сестра Дуня, Микола-маляр – все эти персонажи сфокусированы на Соне. Они составляют её образ, олицетворяют в себе сострадание. Но: Лизавета терпит страдания бесполезно для себя; Марфа Петровна пытается взять от судьбы больше, чем может, и т.д.
Все эти люди излучают сострадание и добро, но нет от них тепла сердцу. Согреть душу способна только Соня. Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает её жить по желтому билету. Но после совершенного ею греха, Катерина Ивановна подошла к «Сонечкиной постели и весь вечер простояла у нее в ногах на коленях, ноги её целовала»…,за истощенных голодных детей, которые благодаря Соне получили возможность жить. На этом уровне находиться и Мармеладов. После гибели Катерины Ивановны и отца, именно она, падшая, смысл своей жизни видит в заботе и малолетних детях. Благодарны ей и люди, окружающие её. Лучи тепла достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени.
ОСК
«Образ глуповцев»
(по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
ГРАДОНАЧАЛЬНИКИ .
глупые, алчные, жестокие, бездеятельные, эгоистичные, жадные
ГЛУПОВЦЫ
КАЧЕСТВА НАРОДА
терпеливые, верящие, наивные, добрые, трудолюбивые, искренние
«Мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалив – мы и тогда противного слова не молвим!»
Цель: писатель хотел заставить народ уважать себя
НАРОДНЫЕ ЗАСТУПНИКИ
раскрыть облик формируют ведут к политической
самодержавия самосознание масс активности
4 раздел
Центон – литературное произведение
У древних римлян это было одеяло из цветных лоскутков. Желая выразить свое уважение к какому-либо поэту, они составляли из его строк стихотворения, центоны.
Теперь это стало литературным термином, упражнением. На уроках я использую этот вид работы в качестве творческого домашнего задания, где предлагаю детям составить центон по сказкам Пушкина, басням И.Крылова. Это значительно легче, чем создать свое произведение. Таким образом ученики не только лучше запоминают произведения, но и пополняют свой читательский опыт. Чтобы вы меня лучше поняли, я предлагаю вам познакомиться с центоном ученицы 6 класса составленного по басням И.Крылова. Попробуйте угадать, какие фрагменты басен здесь прозвучали?
* * *
Зубастой Щуке в ум пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок».
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.
Центон по сказкам К.И.Чуковского
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает…
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!
«Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
Я только маленьких детей!
И сказал Гиппопотам
Крокодилам и китам:
«Кто с чудовищем сразится,
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую!»
Из далеких из полей
Прилетает Воробей.
Прыг да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик!
Вот и нету великана.
Поделом великану досталося.
И усов от него не осталося.
И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
А слониха-щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слова
Кубарем упала.
Расскажите детям о синекдохе…
Послушайте такую шуточную историю: « На плите беседует вода в чайнике и щи. Вода в чайнике возмущается: «Все пыхчу, пыхчу, а вся слава чайнику достается. Чайник кипит. Уморили! Это меня в чашки наливают и заваривают меня. И когда только люди это поймут. Все перепутали! » «Это еще что, - подхватили щи. Меня съедят, а потом хвастаются: «Съел целую тарелку!» Тарелке-то что, ее помыли и опять на полку поставили. А меня съели… и хоть бы раз правду сказали!» Действительно, выпить стакан , съесть тарелку мы не можем, но так говорим.
Я думаю, что дети обязательно поймут, что такое СИНЕКДОХА
Практическая проверка знаний в группах. На партах лежат карточки. Распределите их по принципу: может быть, не может быть. Но предварительно еще убедитесь, что поняли все ученики. Попробуйте вместе: говорит Москва (может или не может быть), объясняет учитель, картина написана маслом, картина написана художником. После этого каждая группа будет выполнять разные варианты заданий.
1 группа: распределите слова на две колонки по принципу: может быть – не может быть : все село об этом знает, вытирайте ноги, вытирайте туфли, концерт для скрипки с оркестром, праздничный концерт, ликует болельщик победе «Спартака», болельщик купил билет, у него легкая рука,
это легкая сумка, волка ноги кормят.
Ответ:
Простое выражение | Синекдоха |
Вытирайте туфли | Все село об этом знает |
Праздничный концерт | Вытирайте ноги, когда заходите в здание |
Болельщик купил билет | Концерт для скрипки с оркестром |
Это легкая сумка | Ликует болельщик победе «Спартака» |
У него легкая рука | |
Волка ноги кормят |
2 группа: из отрывков стихотворений выпишите синекдоху в отдельный пустой столбик:
Пример карточки
Пример литературного произведения | Синекдоха | |
1 | Белеет парус одинокий В тумане моря голубом… (М.Лермонтов) | Белеет парус одинокий (вместо лодка) |
2 | И слышно было до рассвета Как ликовал француз (М.Лермонтов) | |
3 | Все флаги в гости будут к нам… (А.Пушкин) | |
4 | …что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. (М.Ломоносов) | |
5 | Швед , русский колет, рубит, режет (А.Пушкин) | |
6 |
3 группа: составьте свои предложения с предложенными примерами: съесть тарелочку супа, концерт для скрипки с оркестром, говорит Москва, выпей чашечку компота. (это задание для сильных учеников).
Расскажем ученикам 9-11 классов…
о стилистических повторах
(алгоритм)
об эпитетах, оксюмороне, антитезе
(алгоритм)
о сравнении, метонимии, метафоре, синекдохе
(алгоритм)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные схемы на уроках литературы в старших классах
Схемы различных типов для уроков литературы в старших классах (по программам Курдюмовой , Агеносова, Журавлевой)....
Опорные схемы и конспекты по литературе
Опорные схемы и конспекты - это один из способов, приёмов обучения, которые помогают глубже осмыслить художественное произведение в целом, дают возможность сориентироваться в объёмном литературн...
Педагогический проект Опорные схемы и конспекты на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Материал презентациии был подготовлен для аттестации.В проекте проанализирована многолетняя работа по опрным таблицам по русскому языку, что позволяет сказать о этом приеме как действенном. Обучение, ...
Опорные схемы по литературе
Опорные схемы содержат обобщающие сведения по творчеству авторов, изучаемых в старшем звене школы....
Опорная схема для анализа эпизода "Спор Базарова и Павла Петровича Кирсанова" (урок литературы в 10 кл. по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
Одним из самых интересных моментов в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", безусловно, является спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, который выявляет полярность их мировоззрений, жизненн...
К урокам литературы. Таблицы, алгоритмы, опорные схемы.
1. Памятка для анализа стихотворного и(или) прозаического произведения в среднем и старшем звене. Сжатый план и небольшой словарик- помощник. 2. Стихотворные размеры. Таблица и алго...
Опорная схема "Особенности древнерусской литературы X-XII в.".
Для изучения темы "Из древнерусской литературы" в 5-м и 6-м классах....