КТП по литературе. 8 кл. По программе Г.С. Меркина. - Омск, 2011.
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему

Азарова Елена Викторовна

Календарно-тематическое планирование составлено из расчета 2 часа в неделю (70 годовых) по учебнику: Литература. 8 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений. В 3 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 368 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_8_literatura.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия № 115» г. Омска

Согласовано                                                                  Утверждаю

Руководитель МО_________                                        Зам. директора по УВР ________

___ _____ 2011 г.                                                            ___ ______ 2011 г.

Календарно-тематический план по литературе

8 класс

2011-2012 уч.год

Азаровой Е.В., Бухтияровой А.А.

Общее количество часов по учебному плану - 70, в неделю – 2

Часов развития речи – 15

Внеклассное чтение – 8

Сочинений классных – 3, домашних - 3

Основное учебное пособие: Литература. 8 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений. В 3 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 368 с.


Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящий календарно-тематический план разработан в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и на основе следующей программы основного общего образования по литературе: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 200 с. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса.

Структура документа

Календарно-тематический план по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; развернутый календарно-тематический план.

Общая характеристика учебного предмета

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Школьный курс литературы обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально0ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность, освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики, научиться анализировать и оценивать литературные произведения, получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей, развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Принципы отбора содержания стандарта, программы и, соответственно, тематического планирования по литературе связаны и преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования по литературе предполагается реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Компетентностный подход к созданию тематического планирования по литературе обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. В процессе изучения курса литературы 8 класса предполагается развивать коммуникативную (К), рефлексивную (Р), ценностно-ориентационную (ЦО), смыслопоисковую (СП), культуроведческую (КУЛЬТ) компетенции и способствовать личностному саморазвитию школьников.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личности и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу знаний и их воспроизведение, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, семинаров, конференций и др.

Стандарт общего образования по литературе ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в тематике уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на это основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Цели и задачи обучения литературе

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе государственного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов, к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общеучебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает развитие межпредметных связей в курсе литературы.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции,

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности,

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью,

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы,

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе чтением наизусть,

- приобретение навыков устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки,

- свободное владение устной и письменной монологической и диалогической речью,

- получение умений развернуто аргументированно отвечать на вопрос, рассказывать о литературном герое, создавать словесный портрет героя, составлять характеристику персонажа, давать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение,

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой компетенций и личностное саморазвитие.

Место предмета литература в базисном учебном плане МОУ «Гимназия №115»

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе в объеме 70 часов с недельной нагрузкой – 2 часа.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность усовершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков, способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, сообщение, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.):

- умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями;

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров);

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды;

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по литературе, основных видов деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Общее
количество часов

Развитие речи

Сочинения

Внеклассное чтение

Календарное время на изучение

классные

домашние

Введение

1

-

-

-

-

02.09

Из устного народного творчества

1

-

-

-

-

07.09

Из древнерусской литературы

2

-

-

-

-

09.09-14.09

Из литературы XVIII в.

3

1

-

-

-

16.09-23.09

Из литературы XIX в.

40

9

3

1

5

28.09-29.02

Из литературы XX в.

18

4

-

2

3

02.03-11.05

Из зарубежной литературы

5

1

-

-

-

16.05-30.05

ИТОГО

70 / в неделю 2

15

3

3

8

Раздел III. Содержание тем учебного курса

Введение (1 ч.)

Своеобразие курса литературы в 8 кл. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного народного творчества (1 ч.)

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Из древнерусской литературы (2 ч.)

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература, сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод.

Из литературы XVIII века – 3 ч. (в т.ч. 1 ч. РР)

Г.Р. Державин. Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и поэзия – основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Из литературы XIX века - 40 ч. (в т.ч. 5 ч. Вн. чт. + 9 ч. РР, из них 3 ч. классные сочинения) + домашнее сочинение 1

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники: В.А. Жуковский «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище»; К.Ф. Рылеев « Я ль буду в роковое время…», «Смерть Ермака»; К.Н. Батюшков «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского», «есть наслаждение и в дикости лесов…», «Мой гений»; Е.А. Баратынский «Чудный град порой сольется…», «Разуверение», «Муза»; А.А. Дельвиг «Русская песня» («Соловей мой, соловей…»), «Романс», «Идиллия»; Н.М. Языков «Пловец», «Родина». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада, элегия, жанровое образование дума, песня, «легкая» поэзия, романтизм, элементы романтизма.

А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения» «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертания, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы, художественная идея ми средства ее выражения, образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме, лиро-эпическая поэма, роль вступления, лирического монолога, романтическое движение, поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

И.С. Тургенев. Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера - основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии, песня, народность (создание первичных представлений), выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие, роль глаголов и глагольных форм.

А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики А.А. Фета.

А.Н. Островский. Кратки сведения о писателе. Пьеса-сказка «снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Л.Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. «отрочество» (главы из повести), становление личности в борьбе против жестокости и произвола – рассказ «После бала». Нравственность и чувство длолга, активный и пассивный протест, истинна и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: Автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Из литературы ХХ века – 18 ч. (в т.ч. 4 ч. РР + 3 ч. Вн. чт.) + домашние сочинения 2-3

М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

В.В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт и лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

О серьезном – с улыбкой (сатира начала ХХ века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие», М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей», человек и государство, художественное своеобразие рассказов, от литературного анекдота – к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Странная актриса», «Некрасивая девочка» - по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества  в лирике Н. Заболоцкого 50-60-х годов.

В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью- даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. ХХ век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы состарадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Из зарубежной литературы - 5 ч. (в т.ч. 1 РР)

У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульета» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

М. Сервантес. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 кл.

В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен

знать / понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Маскарад», Н.В. Гоголь «Ревизор», «Портрет», И.С. Тургенев «Ася», «Вешние воды», «Первая любовь», А.Н. Островский «Снегурочка», Л.Н. Толстой «Отрочество», «После бала», «Холстомер», М. Горький «Макар Чудра», «Песня о Соколе», Н.А. Тэффи «Свои и чужие», М.М. Зощенко «Обезьяний язык», В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет», А.Т. Твардовский « За далью даль», В.Г. Распутин «Уроки французского», У. Шекспир «Ромео и Джульетта», М. Сервантес «Дон Кихот»);

- основные факты жизни и творческого пути Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, В.В. Маяковского, А.Т. Твардовского, В.Г. Распутина, У. Шекспира, М. Сервантеса);

- изученные теоретико-литературные понятия (фольклор, устное народное творчество, историческая песня, житие, эпический род литературы, повесть, лирическая повесть, роман, исторический роман, герой-рассказчик, автобиографическая проза, композиция, сюжет, фабула, драма как род литературы, трагедия, драма, комедия, лирический род литературы, стихотворение, послание, песня, ритм, рифма, поэтический синтаксис, конфликт в лирике, лиро-эпический род, поэма, сентиментализм, романтизм, символизм, неологизм, средства художественной выразительности – тропы, фигуры, виды комического, сатира и др.);

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению;

- участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

использовать приобретенные знания и умения в практической и учебной деятельности, а также в повседневной жизни для:

- создания связного текста;

- определения своего круга чтения;

- поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе.


Раздел V. Развернутый календарно-тематический план для 8 класса по программе Г.С. Меркина и др.

№ п/п, дата урока

Система уроков

Теория литературы

Дидактическая

модель

обучения

Педаго-

гические

средства

Вид

деятель-

ности

учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Информационно-
методическое

обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информаци-онная

Базовый уровень

Продвинутый

уровень

1

02.09

Введение

Цель: познакомить школьников с учебником, дать учащимся представление о своеобразии курса литературы 8 кл., связи художественной литературы и истории, роли писателя в развитии литературного процесса и значении художественного произведения в культурном наследии страны; актуализировать знания о жанрах и родах литературы, жанровом своеобразии отдельных периодов литературного процесса.

Род литературы Жанр

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа с учебником, чтение, анализ образов и языка отрывков художествен-ных произведе-ний, угадывание произведения – викторина.

Индивиду-ально-коллектив-ная

Знать: связь литературы и истории на уровне жанра, сюжета, образов, проблематики; теоретические понятия – «жанр», «род литературы».

Уметь определить эпоху создания литературного произведения.

Продуктивный уровень: Р

Знать: отражение эпохи создания произведения в  его проблематике и языке.

Продуктивный уровень: К, СП

Развитие навыков образного и выборочного лексического анализа литературно-го текста.

Энциклопеди-ческий словарь юного литературоведа / сост. В.И. Новиков.- М.: Педагогика, 1988. – 416 с.

Из устного народного творчества – 1 ч.

2

07.09

Исторические песни как отражение народных представлений и оценок («Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск»).

Цель: активизировать знания о фольклорных жанрах, изучить специфику жанра исторической песни, песни-плача, проследить отражение в песнях исторической памяти народа.

Фольклор

УНТ

Эпос

Лирика

Лиро-эпический род

Былина

Историчес-кая песня

Песня-плач

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, беседа, опорные записи, чтение песен, работа в группах по анализу песен.

Коллектив-ная, групповая

Знать характеристику исторической песни как жанра фольклора.

Уметь определить жанр песни, анализировать произведение, находить средства художественной выразительности, различать песню и былину.

Продуктивный уровень: К., Р

Знать основные сюжеты и образы песен.

Уметь выяснять значение архаизмов и историзмов по словарю, составлять словарь одной из песен.

Продуктивный уровень: СП, ЛС

Развитие навыков работы с текстом (выразитель-ного чтения, литератур-ного анализа)

Басовская Е.Н. Русская словесность в художественном осмыслении: учеб. для 8 кл. ср. шк. – М.: ЦГО, 1996. – 414 с.

Из древнерусской литературы – 2 ч.

3-4

09.09

14.09

Глубина и сила нравственных представлений о человеке в древнерусской литературе; тема святости («Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе»,

«Житие Сергия Радонежского»).

Цель: познакомиться с жанрами жития, сказания, моления, тематическим многообразием древнерусской литературы, проанализировать глубину и силу нравственных представлений и понятие «святость» в древнерусской литературе.

Древнерус-ская литература

Летописный свод

Житие

Слово

Моление

Объяснительно-иллюстративная, поисковая

Слово учителя, чтение материала учебника, ответы на вопросы, выразительное чтение, работа в группах с текстом, письменное размышление и ответы на вопросы.

Коллектив-ная, групповая, индивиду-альная

Знать жанры дневнерусской литературы.

Уметь определить жанровую принадлежность, анализировать произведения, находить средства художественной выразительности.

Понимать специфику образов и сюжетов.

Продуктивный уровень: Р, ЦО

Знать основных героев и авторов житийной литературы.

Уметь выяснять значение архаизмов и историзмов по словарю, формулировать и записывать выводы.

Продуктивный уровень: СП, ЛС

Развитие навыков групповой и индивиду-альной работы с текстом (выразитель-ного чтения, литератур-ного анализа)

Древнерусская литература: кн. для учителя. – М.: Олимп, 2000.- 618 с.

Знамя Преподобного Сергия Радонежского. – Новосибирск: Изд-во «Сибирь, XXI в.», 1991.

Из литературы XVIII века – 3 ч. (в т.ч. 1 ч. РР)

5

16.09

Г.Р. Державин – поэт и чиновник, тема поэта и поэзии (стихотворения «Вельможа», «Памятник»).

Цель: рассмотреть отражение биографии в творчестве, проследить появление в рус. лит. темы поэта и поэзии.

Традиции классициз-ма в лирическом тексте

Объяснительно-иллюстративная

Анализ текстов, выразит. чтение стихотворений, заучивание стихотворения «Памятник», письменный ответ на вопрос

Коллектив-ная, индивиду-альная

Знать наизусть стихотворение «Памятник».

Уметь произвести тематич. ан. текста.

Продуктивный уровень: Р, ЦО

Уметь произвести литерат. и лингв. анализ текстов, строить ответ на их основе ключевых слова.

Продуктивный уровень: СП, ЛС

Владение монологи-ческой речью и техникой выразительного чтения наизусть.

Турьянская Б.И. и др. Литература в 7 кл.: урок за уроком. – М.: Русское слово, 1997. – С. 53-58 (биография, «Памятник»).

6-7

21.09

23.09

Н.М. Карамзин как основоположник русской сентиментальной прозы («Бедная Лиза»).

РР 1. Выразительное чтение и лингвистический анализ прозаического текста.

Цель: познакомившись с биографией автора и повестью «Бедная Лиза», понять литературное новаторство Карамзина и специфику сентиментальной прозы.

Сентимента-лизм

Сентимен-тальная повесть

Исследователь-ская

Литературный и лингвисти-ческий анализ текста, чтение, пересказ, формулировка и запись выводов, письменный ответ на проблемный вопрос.

Коллектив-ный, групповой, индивиду-альный

Знать особенности сентиментальной прозы.

Уметь выполнять литературный анализ текста, писать сочинения.

Продуктивный уровень: Р, СП.

Знать специфику сентимент-ма в рус. лит. и его место в мировом лит. процессе.

Уметь самостоят. письменно рассуждать на литературную тему.

Продуктивный уровень: СП, ЛС, КУЛЬТ.

Владение устной и письменной монологи-ческой речью

Басовская Е.Н. Русская словесность в художественном осмыслении: учеб. для 8 кл. ср. шк. – М.: ЦГО, 1996. – 414 с.

Из литературы XIX века - 40 ч. (в т.ч. 5 ч. Вн. чт. + 9 ч. РР, из них 3 ч. классные сочинения) + домашнее сочинение 1

8-9

28.09

30.09

Творчество поэтов пушкинского круга. Предшественники и современники: .А.Жуковский,

К.Ф. Рылеев, К.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков

РР 2. Выразительное чтение наизусть поэтических текстов на основе расстановки логических ударений.

Цель: познакомиться кратко с биографиями поэтов, понять тематику лирики начала XXI века, художественное богатство поэтических произведений, специфику балладного жанра.

Романтизм

Баллада

Элегия

Жанровое образование – дума

Песня

«Легкая» поэзия

Объяснительно-иллюстративная, поисковая, исследова-тельская

Реферативные сообщения, литературный и лингвисти-ческий анализ текста, составление тезисного плана, выразит. чтение, заучив. стих. Языкова «Пловец», Жуковского «Сельское кладбище»

Индивиду-альная, коллектив-ная

Знать основные темы, мотивы, жанры поэзии первой трети XXI века.

Уметь выразительно читать стихотворения наизусть, составлять тезисный план.

Продуктивный уровень: Р, СП, ЦО

Уметь самостоятельно подготавливать и представлять реферативные сообщения, анализировать выступления товарищей, выполнять лингв. ан. поэтич. текста.

Продуктивный уровень: К, СП, ЛС.

Умение развернуто обосновывать суждение, представлять научное сообщение, работать с аудиторией, владение устной речью.

Русские писатели XXI- начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. – М.: Просвещение, 1995. – С. 95-102, 185-187, 203-209, 358-361, 468-471.

Семанова М.П. Творческая история произведений русских писателей: кн. для учителя. – М.: Просвеще-ние, 1990. – С. 7-22).

10

05.10

Внеклассное чтение 1. «Пригла-шение к чтению» - читательская конференция по зарубежным романам конца XVIII – первой половины XIX вв. в рамках декады русского языка и литературы

(В. Скотт «Айвенго», В. Гюго «Собор Парижской богоматери», Стендаль «Красное и Черное», Ж. Санд «Консуэлло», М. Рид «Всадник без головы», А Дюма «Асканио»))

Цель: через знакомство с произведения зарубежной литературы конца XVIII – первой половины XIX вв. понять мировой литературный процесс указанного периода для широкого контекстного изучения образцов русской классики.

Роман Историчес-кий роман Приключен-ческий роман

Поисковая, исследователь-ская

Читательская конференция

Групповая

Знать основные темы и произведения зарубежной литературы конца XVIII – первой половины XIX вв

Уметь кратко пересказывать фабулу произведения, давать оценку литературным образам и героям.

Продуктивный уровень: Р, ЦО

Понимать специфику лит. проц. конца XVIII – первой половины XIX вв.

Уметь готовить и представлять сообщение о литературном произведении.

Продуктивный уровень: К, СП, ЛС, КУЛЬТ.

Владение устной монологической речью, умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, принимать участие в обсуждении, обосновы-вать свою точку зрения

11-17

07.10

12.10

14.10

19.10

21.10

26.10

28.10

Жанровое и тематическое разнообразие творчества А.С. Пушкина.

Лирика, отдельные стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».

РР 3. Выразительно чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина на основе смыслового анализа.

«Пиковая дама»: основная проблематика. «Маленькие трагедии» - «Моцарт и Сальери»: проблема гениальности и ремесленничества в искусстве.

«Капитанская дочка» как новый тип исторической прозы: жанр исторической повести, проблема формирования личности, проблемы чести и достоинства, нравственная красота героев, тема народного бунта, проблема вождя, авторское отношение к героям и событиям.

РР 4. Сочинение 1 по повести «Капитанская дочка».

Цель: изучить жанровое разнообразие произведений Пушкина, постичь универсализм автора, понять его новаторство на уровне языка, тематики, жанров, проследить актуальность тематики.

Род литературы

Лирика

Послание

Песня

Поэтическая интонация

Эпос

Историчес-кая повесть

Историчес-кая основа

Сюжет

Фабула

Композиция

Средства художест-венной вырази-тельности

Выразитель-ные возмож-ности лексики, морфологии и синтаксиса в поэзии и прозе

Объяснительно-иллюстративная, исследователь-ская, поисковая

Слово учителя, беседа, работа с текстом (лингвист. и литерат. анализ прозы и поэзии, событийный и контекстуаль-ный анализ повести), выразительное чтение, чтение наизусть «И.И. Пущину», проблемные задания, индивидуаль-ные сообщения биографичес-кого и исторического характера, самостоятель-ное формули-рование выводов, составление тезисного плана, абота с иллюстрациями, написание сочинения 1.

Коллектив-ная, групповая, индиви-дуальная.

Знать: основные периоды творчества Пушкина, содержание изучаемых произведений, исторические источники произведений, этап формирования характера героя.

Уметь выразит. читать стихи и прозу, в т.ч. наизусть, делить текст на смысловые части, анализировать литературное произведение, составлять тезисный план.

Владеть различными видами пересказа.

Продуктивный уровень: Р, СП, ЦО

Уметь самостоятельно подготавливать и представлять реферативные сообщения, анализировать выступления товарищей, выполнять лингв. ан. поэтич. и прозаич. текстов, рассуждать о роли обстоятельств и персонажей  в судьбе главных героев, отвечать на проблемные вопросы, писать сочинение на заданную тему по самостоятельно составленному плану, рисовать словесный портрет героя.

Продуктивный уровень: Р, СП, ЦО, К, ЛС, КУЛЬТ.

Самостоя-тельный поиск нужной информации по заданной теме, свободная работа с текстом художествен-ного произведе-ния.

Русские писатели XXI- начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. – М.: Просвещение, 1995. – С. 341-351.

Читаем, думаем, спорим…: Дид. матер. по лит.: 8 кл. / Авт.-сост. Г.И. Беленький, О.М. Хренова. – М.: Просвещение, 2001. – С. 34-51.

Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.: Современник, 1993. – С. 378-386.

Басина М. В садах лицея. На брегах Невы: докум. пов. – Ленинград: Дет. лит., 1988.- - 357 с.

Турьянская Б.И. и др. Литература в 7 кл.: урок за уроком. – М.:Русское слово, 1997. – С. 74-80 («Мал. трагедии»).

18-19

11.11

16.11

Мцыри – любимый идеал М.Ю. Лермонтова.

Тема свободолюбия и само-пожертвования, художественная идея и средства ее выражения, образ героя и образ природы.

Цель: рассмотрев основные вехи творческой биографии писателя, изучить проблематику и специфику образов в поэме «Мцыри».

Лироэпический род Поэма

Сюжет и фабула в поэме

Поэтический синтаксис

Композиция

Вступление

Лирический монолог

Романтизм, романтичес-кие тради-ции

Объяснительно-иллюстративная, поисковая

Лекция, беседа, анализ поэмы, проблемные задания, сообщения,

выразительное чтен. наизусть стих. «Смерть поэта»,

домашнее сочинение 1.

Коллектив-ная, групповая, индивиду-альная

Знать основные факты жизни и творчества Лермонтова, содержание изучаемой поэмы, романтические мотивы.

Уметь оценить значение образа природы, анализировать образ героя, характеризовать особенности композиции, выявлять фабулу.

Продуктивный уровень: Р, СП, ЦО

Уметь: строить письменно е и устное рассуждение на заданную тему по самостоятельно составленному плану, подбирать цитаты и созда-вать цитатный план, выполнять комплексный анализ фрагмента текста, готовить и представлять индивидуальные сообщения.

Продуктивный уровень: Р, СП, ЦО, К, ЛС

Использова-ние разных видов чтения, самостоятель-ный поиск материала, цитирование.

Русские писатели XXI- начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. – М.: Просвещение, 1995. – С. 236-245.

Читаем, думаем, спорим…: Дид. матер. по лит.: 8 кл. / Авт.-сост. Г.И. Беленький, О.М. Хренова. – М.:Просвещение, 2001. – С. 52-64.

20

18.11

Внеклассное чтение 2. М.Ю. Лермонтов «Маскарад».

Цель: познакомиться с произведением, рассмотреть основные образы и проблемы, понять философский и социально-исторический смысл произведения.

Драмати-ческий род

Драма как жанр

Поисковая

Ответы на проблемные вопросы, индивидуаль-ные сообщения.

Коллектив-ная, индивиду-альная

Знать основную проблематику произведения. Уметь самостоятельно анализировать поступки героев. Продуктивный уровень: Р, СП

Понимать символизм произведения и и его философский и социальный смысл.

Продуктивный уровень: ЦО, КУЛЬТ.

Владение навыками устного монологичес-кого высказы-вания, ведения беседы и дискуссии.

Русские писатели XXI- начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. – М.: Просвещение, 1995. – С. 236-245.

21-25

23.11

25.11

30.11

02.12

07.12

Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» как образец социальной сатиры.

Русское чиновничество в сатирическом изображении. В.Г.Белинский о комедии.

РР 5. Выразительное чтение по ролям драм. произведения, инсценирование.

Цель: рассмотрев основные вехи творческой биографии писателя, изучить особенности сценического произведения и жанровую специфику комедии, а также проблематику комедии «Ревизор» и специфику сатирического разоблачения Гоголем пороков чиновников; познакомиться с литературной критикой.

Драма как род литературы

Комедия

Юмор, сатира

Комическая ситуация

«Говорящие фамилии»

Фантастический элемент

Литератур-ная критика

Объяснительно-иллюстративная, поисковая, творческая

Беседа, ответы на проблемные вопросы, выразительное чтение по ролям, инсценирова-ние

Групповая, индивиду-альная

Знать особ-ти драматич. произв., основы сценич. произв., сод-е и осн. проблематику комед. «Ревизор».

Понимать специфику жанра комедии,

Уметь выразит. читать по ролям драм. произв-е.

Владеть различными видами пересказа.

Продуктивный: К, Р, СП

Уметь видеть в драматическом произведении авторскую точку зрения, разыгрывать сцены комедии, рисовать словесный портрет. Продуктивный: ЛС, ЦО, КУЛЬТ.

Владение монолочес-кой и диалогичес-кой речью, получение опыта сценической речи.

Русские писатели XXI- начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. – М.: Просвещение, 1995. – С. 146-155.

Балакина Т.И. История русской культуры. – М. АЗ, 1996. – С. 136-138.

Читаем, думаем, спорим…: Дид. матер. по лит.: 8 кл. / Авт.-сост. Г.И. Беленький, О.М. Хренова. – М.:Просвещение, 2001. – С. 65-84.

26

09.12

Внеклассное чтение 3. Гоголь «Портрет».

Цель: познакомиться с произведением, рассмотреть основные образы и проблемы, мистические мотивы в творчестве Гоголя, проблему выбора и самоопределения творческой личности.

Повесть

Объяснительно-иллюстративная

Ответы на проблемные вопросы, обмен мнениями, литературный анализ произведения, ответ на проблемный вопрос.

Коллектив-ная

Знать содержание произведения.

Уметь отвечать на проблемные вопросы.

Продуктивный: К, Р, СП.

Уметь аргумент. свою точку зр.

Понимать актуальность проблематики произв. для современного общества.

Продуктивный: ЛС, ЦО.

Владение монологичес-кой речью, умение вести дискуссию.

Русские писатели XXI- начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. – М.: Просвещение, 1995. – С. 146-155.

27-30

14.12

16.12

21.12

23.12

Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев лирических повестей И.С. Тургенева («Ася»).

Внеклассное чтение 4. И.С. Тургенев «Вешние воды», «Три встречи», «Первая любовь»

РР 6. Сочинение 2 по лирическим повестям Тургенева.

Цель: рассмотреть основные вехи биографии писателя, специфику изображения высоких чувств в повестях о любви Тургенева, познакомиться с произведениями, проанализировать цельность характера Аси, сочетание трагизма и возвышенности.

Лирическая повесть

Тропы

Фигуры

Объяснительно-иллюстративная

Литературный анализ произведения, анализ художествен-ных средств, ответ на проблемные вопросы, сочинение 2.

Групповая, индивиду-альная

Знать содержание произведения, особенности творчества автора.

Уметь отвечать на проблемные вопросы.

Продуктивный: Р, СП.

Уметь: выявлять тропы и фигуры в прозаическом тексте, понимать их роль  в художественном тексте.

Продуктивный: Р, К,  ЛС.

Владение монологичес-кой речью, умение отвечать на вопросы, строить письменное рассуждение на литератур-ную тему

Читаем, думаем, спорим…: Дид. матер. по лит.: 8 кл. / Авт.-сост. Г.И. Беленький, О.М. Хренова. – М.:Просвещение, 2001. – С. 30-31.

Русские писатели XXI- начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. – М.: Просвещение, 1995. – С. 408-420.

31

28.12

Внеклассное чтение 5.

Рождественские истории (приглашение к чтению повестей, рассказов о Рождестве; чтение наизусть лирики на новогоднюю тему)

Цель: рассмотреть своеобразие отражения темы нового года и рождества в прозе и поэзии разных авторов

Род литературы

Жанр литературы

Жизнеподо-бие и фантастика как принципы создания художественного мира

Исследователь-ская

Презентация произведения

Групповая (малые группы не более 3 человек), парная, индивиду-альная

Знать содержание произведений Продуктивный: Р.

Понимать особенности отражения данной темы в связи со спецификой творчества автора Продуктивный: К, ЛС.

Умение устно презентовать произведение

32

11.01

Судьба и жизнь народа в изображении Н.А. Некрасова («Внимая ужасам войны…», «Тройка», «На Волге» (отрывки), «Зеленый шум».)

Цель: изучить основные вехи биографии поэта, темы в творчестве и изображение в его стихотворениях природы и жизни народа.

Фольклор-ные приемы в поэзии

Песня

Народность

Выразитель-ные средства

Объяснительно-иллюстративная

Наизусть «Внимая ужасам войны»

Фронталь-ная, индивиду-альная

Знать содержание произведений, особенности творчества автора.

Уметь понимать лирический текст.

Продуктивный: Р, СП.

Уметь: выявлять тропы и фигуры в поэтическом тексте.

Понимать различие темы и идеи лирического произведения, специфику изображения лирического героя,

Умение связно отвечать на вопросы, анализиро-вать поэтическое произведе-ние.

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова: матер. для выставки в школе. – М.: Дет. лит., 1987. – 20 с.

33-34

13.01

18.01

Гармония природы и чувств в поэзии А.А. Фета («Целый мир от красоты…». «Учись у них: у дуба, у березы…»)

РР 7. Выразительное чтение наизусть и анализ лирики Фета.

Цель: изучить интересные факты  биографии поэта, основные мотивы лирики, понять специфику изображение природы, общие особенности медитативной лирики. 

Медитативная лирика

Двусожные размеры: ямб, хорей

Объяснительно-иллюстративная, исследовательсво-аналитическая

Наизусть «Учись у них: у дуба, у березы…», решение тестов в формате ГИА, письменный и устный анализ лирики

Фронталь-ная, индивиду-альная

Знать содержание произведений, особенности творчества автора.

Уметь анализировать лирический текст.

Продуктивный: Р, СП.

Понимать различие темы и идеи лирического произведения, специфику изображения лирического героя, специфику отражения в лирике мироощущения автора.

Продуктивный: Р, К,  ЛС.

Умение устно и письменно анализиро-вать поэтическое произведе-ние, выразительно читать наизусть лирику.

Русские писатели XXI- начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. – М.: Просвещение, 1995.

34-37

20.01

25.01

27.01

А.Н. Островский. «Снегурочка».

Система уроков:

Творческая и сценическая история пьесы «Снегурочка»

Образ Снегурочки. Образы берендеев.

Народные обряды и элементы фольклора в сказке.

РР 8. Выразительное чтение и инсценирование пьесы-сказки.

Цель: рассмотреть своеобразие жанра, сюжета и образов пьесы-сказки, фольклорные мотивы

Драма

Пьеса-сказка

Объяснительно-иллюстративная

Работа с учебником, тест на знание текста, анализ драматического текста, выразительное чтение, инсценирова-ние

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать содержание произведения, его творческую и сценическую историю, его специфику по сравнению со всем творчеством автора, особенности творчества автора.

Продуктивный: Р, СП.

Понимать отличия авторской и фольклорной литературы.

Уметь находить черты фольклора в авторском произведении.

Продуктивный: Р, К,  ЛС.

Умение отвечать на вопросы, устно анализиро-вать драматичес-кое произве-дение, инсцениро-вать, работать в команде

Русские писатели XXI- начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. – М.: Просвещение, 1995.

38-46

01.02

03.02

08.02

10.02

15.02

17.02

22.02

24.02

29.02

Л.Н. Толстой. «Отрочество». «После бала».

Система уроков:

Основные вехи жизненного и творческого пути Л.Н. Толстого.

Особенности автобиогра-фической прозы (на примере глав из повести «Отрочество).

Становление личности подростка в XIX и XXI веках (по повести  «Отрочество»)

Становление личности в борьбе против жестокости и произвола (на примере рассказа «После бала»).

Основные мотивы рассказа «После бала» (нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинна и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви)

Приемы создания образов главных героев.

Образ рассказчика. Тест в формате ГИА.

Специфика стиля Л.Н. Толстого.

РР 9. Литературный анализ отрывка прозаического текста.

РР 10. Сочинение 3

Цель: рассмотреть своеобразие жанра рассказа и автобиографической повести, сопоставить процесс становления личности в прошлом и современности.

Эпос как род литературы, повесть, рассказ, сюжет, фабула, компози-ция, образ рассказчика, автобиогра-фическая проза

Объяснительно-иллюстративная, аналитическая

Работа с учебником, индивидуаль-ные сообщения, тест на знание текстов, тест в формате ГИА, литературный анализ прозы, ответы на проблемные вопросы, выразительное чтение,

сочинение 3

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Знать содержание и проблематику произведений

Уметь: отвечать на проблемные вопросы и анализировать прозу

Продуктивный: Р, СП.

Понимать особенности автобиографической прозы.

Уметь охарактеризовать стиль писателя.

Продуктивный: К,  ЛС.

Умение отвечать на вопросы, устно анализиро-вать текст, работать в группе и в паре, готовить индивиду-альные сообщения

Русские писатели XXI- начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. – М.: Просвещение, 1995.

Из литературы ХХ века – 18 ч. (в т.ч. 4 ч. РР + 3 ч. Вн. чт.) + домашние сочинения 2-3

47-50

02.03

07.03

09.03

14.03

М. Горький.«Песня о Соколе», «Макар Чудра».

Система уроков: 

Основные вехи биографии М. Горького. Проблематика ранней прозы («Сказки об Италии»).

Свобода и сила духа в изображении М. Горького («Песня о Соколе»).

Проблема цели и смысла жизни, в рассказе «Макар Чудра».

Истинные и ложные ценности.

РР11 Подготовка к домашнему сочинению.

Цель: понять художественное своеобразие ранней прозы М. Горького, специфику жанров песни и романтического рассказа.

Романтизм

Песня

Образ-символ

Романтичес-кий рассказ Авторская сказка

Объяснительно-иллюстративная

Работа с учебником, индивидуаль-ные сообщения, тест на знание текста, выразительное чтение прозы наизусть, домашнее сочинение 2

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать содержание и проблематику произведений

Уметь: отвечать на проблемные вопросы, выразительно читать прозу

Продуктивный: Р, СП.

Понимать особенности романтического рассказа

Уметь характеризовать символику произведения.

Продуктивный: К,  ЛС.

Умение отвечать на вопросы, работать в группе, готовить индивиду-альные сообщения

Русские писатели XXI- начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. – М.: Просвещение, 1995.

51-52

16.03

21.03

Тема творчества и творческой личности (поэт и толпа) в стихах В.В. Маяковского («Хорошее отношение к лошадям»)

Уроки:

В.В. Маяковский. Краткие сведения о поэте.

«Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского.

Цель: через биографические сведения об авторе и его мировоззрение, рассмотреть тему поэта и поэзии, мотив отношений с толпой в стихах Маяковского, познакомиться со спецификой стиля автора

неологизм,

окказиона-лизм,

конфликт в лирическом стихотворе-нии,

рифма,

ритм

Объяснительно-иллюстративная, исследователь-ская

Работа с учебником, анализ поэтического текста в группе, выразительное чтение стихотворения, подбор окказионализ-мов

Фронталь-ная, групповая, индивиду-альная

Знать содержание произведений, изученные литературовед-ческие термины

Продуктивный: Р, СП.

Уметь охарактеризовать стиль автора, выявлять окказионализмы и формулировать их знгачение.

Продуктивный: К, ЛС.

Умение анлизировать лирическое произведение и производить сплошную выборку слов заданной группы

53

23.03

РР 12. Внеклассное чтение 5.

Урок-концерт «Поэзия начала ХХ века» (А.А. Ахматова «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом…», «Проводила друга до передней…», М. И. Цветаева «Генералам 1812 года», С.А. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…», «Письмо матери», Б.С. Пастернак «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…»)

Цель: познакомиться с тематическим своеобразием  поэзии начала XX века

Репродуктивная

Выразительное чтение стихотворений наизусть

Индивиду-альная

Знать стихотворения наизусть

Уметь выразительно читать поэзию

Сценическое чтение

О серьезном – с улыбкой (сатира начала ХХ века) – 2 ч.

Литератур-ный анекдот

Фельетон Формы комичес-кого: юмор, сатира, ирония, сарказм

Объяснительно-иллюстративная

Работа с учебником и текстом

Фронталь-ная, индивидуальная

Знать содержание произведения, формы комического

Понимать особенности жанра Продуктивный: СП.

Уметь видеть в тексте иронию и сарказм, различать формы комического, понимать их роль в тексте

Продуктивный: ЛС.

Монологическое высказываение, ответы на вопросы

Русские писатели XXI- начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. – М.: Просвещение, 1995.

54

04.04

Н.А. Тэффи «Свои и чужие» - большие проблемы маленьких людей.

Цель: рассмотреть художественное своеобразие произведения.

55

6.04

Художественное своеобразие и проблематика рассказа М.М. Зощенко «Обезьяний язык» 

Цель: изучить художественное своеобразие рассказа, рассмотреть возможности представления серьезной проблематики в юмористической форме

Юмористический рассказ

Формы комичес-кого: юмор, сатира, ирония, сарказм

Объяснительно-иллюстративная

Работа с учебником и текстом

Фронталь-ная, индивидуальная

Знать содержание произведения, формы комического

Понимать особенности жанра Продуктивный: СП.

Уметь видеть в тексте иронию и сарказм, различать формы комического, понимать их роль в тексте

Продуктивный: ЛС.

Монологическое высказываение, ответы на вопросы

56

11.04

Тематика творчества Н.А. Заболоцкого (Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Странная актриса», «Некрасивая девочка»)

Цель: рассмотреть темы и мотивы труда, красоты, духовности, творчества в лирике Заболоцкого

Лирика

размер

Объяснительно-иллюстративная, исследователь-ски-аналити-ческая

Аналитическая работа с текстом, чтение наизусть

Индивиду-альная, групповая

Знать тематику творчества, одно стихотворение наизусть

Продуктивный: СП.

Уметь находить выразительные средства в поэтическом тексте

Продуктивный: ЛС.

Монологическое высказываение, ответы на вопросы

57

13.04

Внеклассное чтение 7. Читательская конференция по произведениям советских писателей (В.П. Астафьев «Ангел-хранитель», В. Шаламов «Детский сад», В.М. Шукшин «Гринька Малюгин», «Волки», В.Ф. Тендряков «Весенние перевертыши») 

Цель: представить тематику рассказов 1950-80 годов, рассмотрев литературу как отражение жизни и ее проблем

Исследователь-ская

Сообщение, презентация, выразительное чтение по ролям

Групповая, индивиду-альная

Знать содержание произведений, особенности творчества автора

Продуктивный: СП.

Уметь презентовать произведение

Продуктивный: ЛС.

Монологическое высказыва-ние, чтение в группе по ролям

58

18.04

Литература и история в творчестве В.П. Астафьева («Фотография, на которой меня нет»).

Цель: рассмотреть проблему нравственной памяти, проследить отношение автора к событиям и персонажам.

Образ рассказчика

Объяснительно-иллюстративная

Аналитическая работа с текстом.

Домашнее сочинение 3

Индивиду-альная, групповая

Знать содержание и проблематику произведения

Продуктивный: СП.

Уметь характеризовать литературный персонаж и стиль автора

Продуктивный: ЛС.

Монологическое высказываение, ответы на вопросы

59-60

20.04

25.04

Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского («За далью – даль») 

Уроки:

Основные вехи биографии А.Т. Твардовского. Судьба страны в поэзии автора.

Россия на страницах поэмы «За далью - даль»

Цель: через рассмотрение отдельных моментов биографии и тематики творчества Твардовского понять специфику раскрытия в его поэзии темы родины и мотива ответственности художника перед страной.

Дорога и путешествие в эпосе Твардов-ского

Объяснительно-иллюстративная

Работа с учебником, текстом, чтение отрывка поэмы  «За далью – даль» наизусть

Индивиду-альная, групповая

Знать содержание и проблематику произведения

Уметь выразительно читать наизусть

Продуктивный: СП.

Уметь характеризовать литературный персонаж

Понимать художественное своеобразие изученных глав произведения.

Продуктивный: ЛС.

Монологическое высказываение, ответы на вопросы, чтение наизусть

61

27.04

РР 13. Внеклассное чтение 8. Урок-концерт «А Музы не молчали…» (стихотворения о Великой отечественной войне: А.А. Ахматова «Нежно с девочками простились…», Д.С. Самойлов «Перебирая наши даты…», М.В. Исаковский «Враги сожгли родную хату», К.М. Симонов «Жди меня», П.Г. Антокольский «Сын» (отр.), О.Ф. Бергольц «Памяти защитников», М. Джалиль «Мои песни», «Дуб», Е.А. Евтушенко «Свадьбы», Р.Г. Гамзатов «Журавли»). 

Цель: познакомить учащихся с отражением подвига и боли народа в лирике, развивать чувство патриотизма

Репродуктивная

Выразительное чтение стихотворений наизусть

Индивиду-альная

Знать стихотворения наизусть

Уметь выразительно читать поэзию

Сценическое чтение

62-65

02.05

04.05

09.05

11.05

Нравственная проблематика повести В.Г. Распутина «Уроки Французского».

ХХ век на страницах прозы В. Распутина Основные вехи биографии автора.

Центральный конфликт и основные образы повести «Уроки французского».

Нравственная проблематика повести (Взгляд автора на вопросы состарадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества).

РР 14. Проблемная дискуссия о нравственности и границах дозволенного.

Цель: изучить специфику повести и новаторство Распутина в раскрытии темы детей и нравственных проблем на страницах повести

Типы рассказчи-ков в художест-венной прозе

Объяснительно-иллюстративная, исследовательски-аналитическая, проектная

Проблемная дискуссия, устное рассуждение, работа с учебником и текстом произведения, подготовка газеты о нравственности

Индивидуальная, групповая, парная, фронтальная

Знать содержание и проблематику произведения

Уметь анализировать проблематику и поступки персонажей

Продуктивный: СП.

Понимать художественное своеобразие произведения, специфику в раскрытии темы детства

Уметь формулировать свое видение нравственный проблем, подбирать пословицы, поговорки, афоризмы

Продуктивный: ЛС.

Монологическое высказываение, ответы на вопросы, умение вести дискуссию, формулировать свою точку зрения и оспаривать другие точки зрения

Из зарубежной литературы (5 ч. – в т.ч. 1 РР)

66-67

16.05

18.05

У. Шекспир – певец великих чувств и вечных тем («Ромео и Джульетта»)

РР 15. Выразительное чтение трагедии, инсценирование.

Цель: через краткие сведения о писателе и беседу о сценической  истории и проблематике пьесы рассмотреть особенности раскрытия вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей).

Жанр трагедии

Объяснительно-иллюстративная

Работа с учебником и текстом произведения

Индивиду-альная, групповая

Знать содержание и проблематику произведения

Уметь анализировать проблематику и поступки персонажей

Продуктивный: СП.

Понимать художественное своеобразие произведения

Продуктивный: ЛС.

Ответы на вопросы

68-70

23.05

25.05

30.05

Основная проблематика романа М. Сервантеса «Дон Кихот»

Уроки:

М. Сервантес и его роман. Идея автора и его оценка героя.

Основная проблематика романа «Дон Кихот» (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность).

Образ Дон Кихота. (Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство)

Цель: понять своеобразие проблематики романа.

Жанр романа

Объяснительно-иллюстративная

Работа с учебником и текстом произведения

Индивиду-альная, групповая

Знать содержание и проблематику произведения

Уметь поступки персонажа

Продуктивный: СП.

Понимать художественное своеобразие произведения

Продуктивный: ЛС.

Ответы на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП по литературе для 10 кл по программе Агеносова, Архангельского. - Омск, 2011.

Данное КТП рассчитано на 105 часов учебного плана (3 ч. в неделю) и подготовлено по следующему учебнику: Русская литература XIX века. 10 кл. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Н. Арх...

КТП по русскому языку для 10 кл. по программе Дейкиной, Пахновой. - Омск, 2011.

КТП подготовлено из расчета 105 годовых часов (3 часа в неделю) при изучении русского языка в старших классах на профильном уровне по учебнику: Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык (базовый и ...

Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 6 класса по УМК Г.С.Меркина рассчитана на 105 часов в год...

Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина 2014-2015 уч.год

Данная программа составлена в соответствии с новыми требованиями, содержит 8 пунктов...

Рабочая программа по литературе 7 класс программа Г.С.Меркина 2016-2017 уч.год

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) «Примерной основной образ...

Рабочая программа по литературе. 8 класс. Программа Г.С. Меркина.

Рабочая программа по предмету "Литература". 8 класс. Программа Г.С. Меркина....

рабочая программа по литературе (ФГОС) по программе Г.С. Меркина для 5-9 классов

Данная рабочая программа будет полезной для учителей русского языка и литературы, работающих в 5-9 классах по программе Г.С. Меркина (ФГОС)....