Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова "Хирургия"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы в 5 классе с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.p.chehov_yumor_i_satira.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Юмор и сатира в рассказе А.П.Чехова «Хирургия».
Цель урока: показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика, познакомить с биографией А.П.Чехова, с понятиями «юмор и сатира», развивать культуру речи, читательские умения, развивать навыки сравнительного анализа, развивать навыки групповой работы, развивать монологическую речь, воспитывать интерес к предмету.
Оборудование:
Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»
Карточки-задания для работы в группе.
Аудиокнига «А.П.Чехов. Рассказы».
Лист самооценки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Ввод в тему урока. Мотивация.
Ребята, сегодня у нас необычный урок, поэтому предлагаю начать урок с игры, которая называется « Четвертый лишний».
Перед вами четыре произведения. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.
«Заколдованное место».
«Ночь перед рождеством»
«Хирургия»
«Пропавшая грамота»
С произведениями Н.В. Гоголя мы уже с вами знакомились на наших уроках, а сегодня познакомимся с биографией А.П.Чехова, с его произведениями.
В качестве эпиграфа я взяла известный всем афоризм «Краткость - сестра таланта» и второй эпиграф « Они смешные, но невеселые», такую характеристику своим рассказам дал писатель.
И мы с вами должны выяснить, что хотел сказать А.П.Чехов этими высказываниями.
3. Объяснение нового материала.
1) Между А.П.Чеховым и Н.В. Гоголем существует связь не только на литературном поприще, но и в биографии есть общее. Оба родились на Украине.
Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова» (Приложение 1.)
- Что нового вы узнали о А.П.Чехове?
- Что заинтересовало вас в биографии писателя?
2) Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни.
3) А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.
Предлагаю прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия» из аудиокниги «А.П.Чехов. Рассказы» в исполнении замечательного артиста, обладателя Гран-при первого открытого Российского конкурса артистов эстрады в Санкт-Петербурге – Марата Рави. (Это хороший пример сценического чтения литературного произведения). При этом говорю, что когда-то артиста аналогичного жанра называли « человек-оркестр».
- А почему? Вы должны будете мне ответить на этот вопрос после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении этого замечательного артиста.
(Прослушивание аудиозаписи). (Приложение 2)
- Согласны ли вы с тем, что Марата Рави можно назвать « человеком-оркестром»?
(Человек и голос, богатство тембров, что кажется перед нами настоящий театр).
- Понравился рассказ Чехова?
- Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия».
(Смешной, юмор.)
- А что такое юмор?
Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.
- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые.
- Давайте попробуем разобраться в этом.
4) Работа в группах. Обсуждение рассказа «Хирургия». Карточки-задания. (Приложение 3.)
А) Дать характеристику герою рассказа по плану.
1-я группа фельдшер Курятин.
2-я группа дьячок Вонмигласов.
3-я группа: Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства, перекличку в отдельных характеристиках.
- Чем вы объясняете эти совпадения?
Б) Обсуждение. Обоснование своей точки зрения.
4. Выводы
- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?
- Отчего это происходит?
Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.
Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.
5. Итоги урока.
6. Оценки.
Предлагаю ребятам заполнить лист самооценки (Приложение 3).
7. Домашнее задание.
Подготовиться к внеклассному чтению.
1. По группам или индивидуально подготовить:
1-ый ряд: чтение и пересказ рассказа «Толстый и тонкий»
2-ой ряд: чтение по ролям рассказа «Лошадиная фамилия»
3-ий ряд: инсценирование рассказа «Хамелеон»
2. Письменно ответить на вопросы:
- В чем ценность рассказа?
- Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны. Почему? В чем это проявляется? (На основе рассказа, который готовится для представления).
План-конспект урока литературы в 5 В классе
на тему:
Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова «Хирургия»
(с использованием икт)
Подготовила: Кондратенко В.И.
Рославль 2010г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе по теме "Сатира и юмор 20-30-х годов XX века"
Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе представляет собой путешествие в город сатиры и юмора на чала 20 века...
Конспект урока литературы в 7 классе по теме: Приёмы и объекты сатиры в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
1. выявить детали «оружия» сатиры2. нарисовать это «оружие» 3. посмотреть, в кого и...
Урок музыки в 6 классе "Юмор и сатира в музыке. Встречи с Леонидом Утесовым"
Данная авторская разработка предназначена для урока музыки в 6 классе.Цель: восприятие сатиры и юмора через призму творчества Леонида Утесова...
Юмор и сатира.
Данная презентация является вступительной к изучению творчества И.А. Крылова....
«Юмор и сатира в творчестве А. П. Чехова»
Конспект содержит подробное описание работы над рассказами А. П. Чехова: «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника». Форма урока - урок-проект....
Практическая работа по теме "Юмор и сатира"
Работа представлыет из себя теоретическую часть - определение терминов "сатира" и "юмор", а также - основных видов комического. Следует сначала разобрать отличие юмора от сатиры и ...
Юмор и сатира в рассказе Тэффи "Жизнь и воротник"
На данном уроке учащиеся 8 класса изучат биографию Тэффи , проанализируют рассказ, найдут юмор и сатиру в рассказе "Жизнь и воротник"...