"Мы спим, а время уходит"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Чикунова Людмила Борисовна

Урок по роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_spim.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мы спим, а время уходит.

Урок по роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» 10 класс.

Форма. Урок – исследование.

Методы. Слово учителя, беседа с элементами дискуссии, цитирования, чтение по ролям, сравнительно – сопоставительный анализ, моделирование.

Оборудование. Тексты романа «Дворянское гнездо» , записи по статье И.Ильина «О русской идее», заголовки для проекта.

Наглядность. Эпиграф на доске:

              Мы не смеем обещать от лица России никому, ничего. Мы должны помнить её, и только её. Мы должны быть верны ей, и только ей. Поколение русских людей, которое поведёт себя иначе, будет однозначно в истории России, как поколение дряблое и предательское.

                                      И.А.Ильин

Комментарии. Класс заранее делится на три группы по желанию учащихся.

Группа исследователей работает над анализом романа  «Дворянское гнездо».

Группа аналитиков рассматривает статью И.Ильина «О русской идее».

Творческая группа готовит проект будущего России.

          На уроке ребята должны видеть друг друга, поэтому первые две группы садятся друг против друга. Творческую группу лучше собрать за отдельным круглым столом, чтобы она могла сосредоточиться на своём задании и не мешать остальным. После обсуждения первых групп кто-то из ребят делает общий вывод, который заслушивает творческая группа, и представляет свой проект.

Задание к уроку.

Группа исследователей: перечитать главы 11, 12 (образ Леврацкого); главы 25, 33 (споры).

Группе аналитиков: сделать записи по статье И. Ильина «О русской идее», быть готовым высказать своё мнение.

Творческой группе: сделать заготовки будущего проекта.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя.

Россия всегда была особой странной, вспомним строки замечательного русского поэта Ф.И. Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Объединяли людей, помогали им выстоять в трудные минуты духовные ценности. Оглянитесь на наше сегодня: жестокость, ненависть стали нормой отношений. Людейничего не объединяет, и страна перестала быть единой, сильной. Мы привыкли к понятиям «страны СНГ», «национализм»…

Куда мы идём? Какой путь изберём для России?

К этому вопросу обращались и мучительно искали ответа многие поколения наших предшественников. К чему была устремлена почти вся русская литература второй половины XIX века. Вопрос стал едва ли не центральным в условиях общественно-политического подъёма того времени (вспомним борьбу славянофилов и западников). Его решали в своих произведениях Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов. Сообщение темы и цели урока.

II. Формирование новых знаний.

Учитель.

Тургенев нашёл форму жизни – любви в романе «Отцы и дети»; смиренной милосердной любви – в романе  «Дворянское гнездо». Опираясь на такое представление жизни, он предложил путь развития России, её будущего.

Ещё в «Отцах и детях» Тургенев развенчал одну из идей русского общества, идею нигилизма, искусственную, оторванную от «народной почвы», «русской души». Взамен в  «Дворянском гнезде» предложил другую – развития России. Она связана прежде всего с образом главного романа (вспомним, что он постоянно ищет смысл жизни).

Беседа.

(разговор начинает группа исследователей). Обратимся к образу главного героя романа (гл.11, 12).

- Какое впечатление получил Лаврецкий в доме отца?

-Почему автор называет воспитание Лаврецкого «недоброй шуткой» отца – англомана?

«Он не умел сходиться с людьми: 23-х лет отроду, с неукротимой жаждой любви в пристыженном сердце, он ещё ни одной женщине не смел взглянуть в глаза. При его уме, ясном и здравом, но несколько тяжёлом, при его склонности к упрямству, созерцанию и лени ему бы следовало с ранних лет попасть в жизненный водоворот, а его продержали в искусственном уединении».

Воспитание Лаврецкого оторвано от русской почвы, искусственно.

-Как объясняет причину несчастной жизни Лаврецкого Михалевич?

Читается спор Лаврецкого и Михалевича (гл.25).

«Четверть часа не прошло, как уже загорелся между ними спор… Мы спим, а время уходит». «Ты желал самонаслаждения, ты желал счастья в жизни, ты хотел жить только для себя… Ты искал опоры там, где её найти нельзя, ибо ты строил свой дом на зыбком песке»,- говорит Михалевич.

- О какой опоре идёт речь?

О вере и теплоте сердечной – «ум, всё один только копеечный ум…»

Герой мучительно ищет ответа на вопрос Чернышевского: «Что делать?»

- Какой выход предлагает ему Михалевич?

«Это всякий сам должен знать,- возражал с иронией Демосфен,- помещик, дворянин и не знает, что делать! Веры нет. А то бы знал; веры нет – нет откровения…»

Учитель.

На прошлом уроке мы говорили о поисках веры не только героя, но и самого автора. Тургенев подвёл нас в развязке романа  «Дворянское гнездо» к милосердной любви, тем самым указав путь. То же – с Россией: её основы в душе человеческой, в его вере, любви.

А ведь поиски веры, жажда веры не давали покоя многим современникам Тургенева, да и всему XIX веку. Послушайте, почему

(Читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Наш век».)

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвётся из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушён,

Невыносимое он здесь выносит…

И сознаёт свою погибель он,

Он жаждет веры…но о ней не просит.

-Современны ли эти строки сейчас?

А что предлагают мыслители ХХ века? Порассуждаем над работой одного из выдающихся философов нашего времени И. Ильина «О русской идее». (В беседу включается группа аналитиков.)

- Что понимает И. Ильин под «русской идеей»?

«Русская идея – есть идея сердца… Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью строится современная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа… Эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь…»

- Какую любовь имеет в виду Ильин?

Христианскую, смиренную. «Эту идею русская душа восприняла от христианства… Бог есть любовь».

-Перекликаются ли мысли Ильина с идеей Тургенева?

Во многом оба мыслителя предлагают духовный путь развития России. Если Тургенев видит выход в «теплоте сердечной и откровении», то Ильин – в христианской любви не как религиозной догме, а как «идее сердца», построенной по законам общечеловеческим.

Вернёмся к роману Тургенева. Перечитаем и спор Лаврецкого и Паншина в доме Калитиных (гл.33).

«Россия,- говорил он (Паншин),- отстала от Европы: нужно подогнать её. Уверяют, что молоды, - это вздор; да и при том у нас изобретательности нет; сам Хомяков признаётся в том, что мы даже мышеловки не выдумали. Следовательно, мы поневоле должны заимствовать у других… Все народы в сущности одинаковы; вводите только хорошие учреждения – и дело с концом. Пожалуй, можно приноравливаться к существующему народному быту; это наше дело, дело людей…(он чуть не сказал: государственных) служащих… Завязался спор. Лаврецкий отстаивал молодость и самостоятельность России; отдавал себя, своё поколение на жертву, но заступался за новых людей, за их убеждения и желания; Паншин возражал неожиданно и резко, объявил, что умные люди должны всё переделать… Лаврецкий не рассердился, не возвысил голоса – и покойно разбил Паншина на всех пунктах. Он доказал невозможность скачков и надменных переделок, не оправданных ни знанием родной земли, ни действительной верой в идеал, хотя бы отрицательный; привёл в пример своё собственное воспитание, требовал прежде всего признание народной правды и смирения перед нею, без которого и смелость противу лжи невозможна».

- На чьей стороне автор?

Паншин резок и раздражителен, его красноречие недаром прерывается пением соловья, описанием ночного неба, первых звёзд. Это должно показать, несколько неестественно, оторвано от действительности всё, о чём он говорит.

Мысли Лаврецкого разделяет и Лиза, а это главные герои романа.

Учитель.

«Беда русских людей не в том, что они Россию не любят, а в том, что эта любовь…так долго ненавидела, что порою хочется сказать:

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

И в том ещё беда русских людей, любящих Россию, что они в родной земле, как в чужой», - это слова замечательного человека нашего столетия Д.С. Мережковского.

- Можно ли их отнести к Паншину?

- Какой ответ предлагает Ильин?

(В работу включается группа аналитиков.)

«Задача русского народа… со своей возможной полнотой и творческой силой блюсти свою духовную природу, не соблазняться чужими укладами, не искать своего духовного лица… Мы призваны не заимствовать у других народов, а уходить в собственную глубину и восходить из неё к Богу».

-Близка ли идея Тургенева «русской идее» ХХ века?

«Творить своё и по-своему – эта мысль объединяет Тургенева и Ильина. Но чтобы идти своим путём Тургенев считает необходимым знание родной земли, её культуры, а прежде всего признание «народной правды» и смирение перед нею. Ильин же верит в некий «божественный замысел».

Делается общий вывод: рассмотреть обе идеи о путях развития России, можно сказать, что они очень созвучны. Тургенев и Ильин считает, что в основе взаимоотношений между людьми должны быть любовь и вера или, иными словами, чтобы увидеть будущее, Россия должна создать единое «духовное пространство». У нашей страны свой путь развития, и понять его можно, если опираться на общечеловеческие ценности: любовь, доверие, уважение (христианство – по Ильину, «народную правду» - по Тургеневу), культурные ценности страны.

III. Применение новых знаний.

Творческая группа. Ещё раз обратимся к эпиграфу урока.

- А каково ваше мнение, каким вам видится будущее России?

Творческая группа предлагает для обсуждения свой проект будущего.

IV. Задание на следующий урок.

Чем бы вы хотели дополнить представленный проект?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Уходит конь – остается зеленое поле, уходит герой – остается его слава"

Данный мастер-класс был показан на конкурсе "Учитель года 2011" и посвящен Дню Героя Отечества...

Время уходит, память остаётся !

В современном обществе сейчас как никогда актуальны вопросы формирования у подрастающего поколения гражданственности, нравственности, любви к Родине,  семье.В школе через работу организации...

Роль косметических средств в уходе за кожей. Средства по уходу за кожей и декоративная косметика.

Выбор косметических средств по уходу за кожей. Изучение вредных веществ в составе косметических средств. Их воздействие на организм....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По ПМ 02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационных процессах. МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел 1. «Сестринский уход в терапии

Традиционно сложилось, что медицинская сестра первой начинает контактировать с пациентом, получает дополнительную медицинскую информацию и провидит доврачебные  экстренные медицинские манипуляции...

Поурочное планирование.: Уход за полами. Средства по ухода за полами. Практическая работа. Мытьё полов.

Цель урока:  учить детей ухаживать за полом в зависимости от покрытия (лак, линолеум, масляная краска, ламинат, паркет, плитка), используя химические средства, закрепить правила пользования пылес...

Классный час: "Время уходит, память остается"

Мемориалы воинской славы расположены по всей нашей стране. Все они похожи – главный в них  воин-герой. И пока горит Вечный огонь мы будем помнить  о великом подвиге наших прадедов, ост...

«Время уходит – память остается»

Методическая разработка урока истории...