Древнерусская литература. "Слово о полку Игореве"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
В методической разработке урока представлен материал по древнерусской литературе, об истории "Слова о полку Игореве" и знакомство со Вступлением к "Слову..." Урок сопровождается компьютерной презентацией (приложение 1). Урок предназначен для учащихся 9 класса коррекционной школы VII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnerusskaya_literatura.docx | 20.05 КБ |
prilozhenie_1.pptx | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 2.
Тема: Древнерусская литература. История «Слова…» Вступление.
Цель:
- Познакомить с древнерусской литературой и историей создания «Слово о полку Игореве»
- Развивать способность к восприятию устной речи, умению выделить главное.
- Воспитывать любовь к произведениям древнерусской литературы.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор
- Презентация (Приложение1)
ХОД УРОКА:
I. Проверка домашнего задания.
Какие роды и жанры литературы запомнили?
Музы литературы. (слайд 1)
Беседа:
- Назовите роды, жанры литературы.
- Музы эпоса, лирики, драмы? Что они из себя представляют?
2 слайд
II. Древнерусская литература.
3 слайд
Древнерусская литература появилась в конце X века, когда Русь приняла Христианство.
4 слайд
Языческие предания в Древней Руси не записывали, а пересказывали друг другу – передавали из уст в уста (Устное народное творчество). Христианское же учение излагалось в книгах. Поэтому с принятием христианства на Русь пришли книги. Людей необходимо было знакомить с новыми христианскими представлениями о мире и человеке, с новым толкованием истории, природы.
Книги привозили из христианских стран – Византии, Греции, но в основном из Болгарии. Древнеболгарский (старославянский) и древнерусские языки были похожи, и Русь могла пользоваться славянским алфавитом, созданным братьями Кириллом и Мефодием.
(5 слайд)
Работа в тетради
- Когда и в связи с чем появилась Древнерусская литература?
- Чем знамениты Кирилл и Мефодий?
(В тетради:
Древнерусская литература появилась в конце X века, когда Русь приняла Христианство.
Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит.)
6 слайд
Потребность в книгах на Руси во времена принятия христианства была очень велика, но книг – мало. Процесс переписки книг был долгим сложным. Первые книги писались уставом, точнее, не писались, а рисовались. Каждая буква вырисовывалась отдельно от другой. Слитное письмо появилось лишь в XV веке.
Издавна любили на Руси читать и слушать книги.
Какие же книги читали на Руси? (по ходу рассказа заполняется карточка- таблица)
Карточка
Жанры | Произведения |
Любимым чтением были сочинения отцов церкви – римских и византийских богословов – святоотеческая литература.(слайд 7)
( сочинения Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория богослова и др.)
8 слайд
Жития святых. Жития – это повествования о людях, которые в жизни своей неуклонно следовали заповедям Христа. Составляли жития лишь после смерти человека, когда церковь признавала его святым.(Житие Александра Невского, Житие Алексия Человека Божия, Житие Петра и Февронии)
9 слайд
Древнейшая русская книга из дошедших до нас – это Евангелие.
10 слайд
Летописи. Летопись – жанр древнерусской литературы. Это исторические повествования о днях прошлых и рассказ о современных событиях. (Повесть временных лет).
11 слайд
Хождения – «Хождение за три моря Афанасия Никитина»
Святоотеческая литература | Сочинения: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова |
Жития | Житие Александра Невского, Житие Алексия Человека Божия, Житие Петра и Февронии) |
Евангелие. | |
Летописи | Повесть временных лет |
Хождение | Хождение за три моря Афанасия Никитина |
III. Памятник древнерусского искусства – «Слово о полку Игореве»
Слайд 12
Слово учителя:
«Слово о полку Игореве»…. Всякий раз, когда я беру в руки эту книгу, я испытываю необъяснимое волнение. Отчего это? Может, от того, что «Слово» написано в конце 12 века, такого далёкого от нас, загадочного и таинственного? Может, от того, что «Слово» - единственный дошедший до нас памятник русского средневековья, по которому мы можем судить о той толще культуры, которая породила его?
Это мои ощущения от данного произведения.
Какие впечатления останутся у вас, вы расскажите мне, когда «Слово» будет прочитано.
А пока запишите в тетради название произведения, которое нам с вами предстоит прочитать.
(В тетради: «Слово о полку Игореве»)
Вопрос классу:
- Когда было написано «Слово»? (ответ записать в тетрадь)
Слайд 13
Слово учителя:
Уже многие столетия «Слово…» волнует и притягивает к себе учёных-литературоведов, историков, просто любителей словесности. Всё в этом произведении, начиная с истории его открытия и опубликования, загадочно и таинственно. Оно было найдено в начале девяностых годов восемнадцатого века Мусиным-Пушкиным. Текст «Слова…» был написан между строк «Часослова» (это рукописный сборник 15-16 веков). С рукописи был создан список для Екатерины II, а в 1800 году появилось печатное издание «Слова…» (слайд 14).
( В тетради: найдено Мусиным-Пушкиным в 90-егоды 18 века. В 1800 году вышло печатное издание)
Но во время пожара 1812 года погиб дом Мусина-Пушкина со всем его ценнейшим собранием рукописей, в числе которых было и «Слово…». Так и не узнали бы мы этого произведения, если бы не тот самый список, сделанный для Екатерины II.
(В тетради: В 1812 году рукопись сгорела. Дошло до нас благодаря списку, сделанному для Екатерины II)
О чём же эта бессмертная книга?
Слайд 15
О неудачном походе на половцев северского князя Игоря Святославовича, в который он отправился вместе с братом Всеволодом из города Трубчевска, сыном Владимиром из Путивля и племянником Святославом Ольговичем из Рыльска.
Поход закончился поражением. Войско было уничтожено, Игорь ранен и захвачен в плен.
Обращение к произведению
- Полистайте «Слово…».
- Из каких частей оно состоит?
- Сегодня мы обратимся к Вступлению.
- Итак, слово начинается Вступлением – обращением к великому певцу древности Бояну (слайд 16).
К Бояну обращается сам автор произведения. Кто он? Нам это неизвестно. Имя автора не сохранилось. Но, читая, произведения, мы понимаем, что это человек, который хорошо знал и Игоря, и его поход, а, скорее всего, сам являлся участником этого похода.
- Посмотрим, как начинает автор Вступление.
(Чтение учителем до слов «По былинам времени сего»)
- Как вы понимаете это выражение? (рассказать всю правду)
- Да, автор хочет поведать правду о походе Игоря, не преукрашивая, не преувеличивая заслуг князя. Потому-то дальше он пишет (чтение учителем «Не гоняясь мыслью за Бояном»).
- Как вы это понимаете? (Бояну свойственны широта замыслов, свободный полёт воображения, игра фантазии «Если кому хотел песнь воспеть, то растекался мыслию по дрему, серым волком по земле, орлом под облаками»)
- Свои песни-рассказы Боян сопровождал игрой на гуслях («Вещие персты он подымал и на струны возлагал живые»)
- Игру Бояна автор сравнивает с соколиной охотой (зачитать)
- Эпитет «вещий», употреблённый по отношению к Бояну, говорит о том, что его считали человеком, способным предсказать, предугадать грядущие события. Он был наделён мудростью, тайными знаниями.
- Автор «Слова» как бы примеривает к Бояну события своей поэмы и придумывает за него запевки, которыми бы тот начал песнь об Игоревом походе (зачитать: «То не буря несёт за поля широкие и долы…»)
IV. Подведение итогов урока.
- Итак, о каком произведении мы сегодня с вами говорили?
- А когда появилась древнерусская литература и почему?
- Почему «Слово…» называют памятником древнерусской литературы?
V. Домашнее задание.
1. Записи в тетради, учебник стр 7-8, подготовить рассказ о древнерусской литературе и об истории «Слова…»
2. Прочитать Вступление, рассказать об авторе и о Бояне.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Древнерусская литература появилась в конце X века, когда Русь приняла крещение
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
ЕВАНГЕЛИЕ
ЛЕТОПИСИ
ХОЖДЕНИЯ
Всякий раз, когда я беру в руки эту книгу, я испытываю необъяснимое волнение. Отчего это? Может, от того, что «Слово…» написано в конце XII века, такого далёкого от нас, загадочного и таинственного? Может, от того, что «Слово…» – единственный дошедший до нас памятник русского средневековья, по которому мы можем судить о той толще культуры, которая породила его?
БОЯН – БЫЛИННЫЙ ДРЕВНЕРУССКИЙ ПЕВЕЦ – СКАЗИТЕЛЬ.
ВСЕМ СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольный тест по теме "Древнерусская литература. "Слово о полку Игореве"
Работа представляет собой задания по произведению древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" с учетом требований к ГИА по литературе. Работа состоит из 3-х частей: тестовые задания, задания с от...
Тест (2 варианта). Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»
Тестовая работа в 2-х вариантах по теме "Древнерусская литература. "Слово о полку Игореве"...
Презентация к уроку литературы "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы.
Данная презентация была мною создана для использования на уроке литературы в 9 классе. В неё включен материал, позволяющий изучать литературоведческий и культуроведческий аспекты темы. Презентация пом...
Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи
Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи. 9 класс....
Тест для зачета по произведению древнерусской литературы "Слово о полку Игореве"
Предлагаемый материал содержит тестовые задания для проведения зачета по произведению древнерусской литературы "Слово о полку Игореве"...
Из древнерусской литературы. "Слово о полку Игореве"
Цикл уроков № 2 - 4 на основе методического пособия Беляевой Н. В. «Уроки литературы в 9 классе. Поурочное планирование: пособие для учителей общеобразовательных организаций»....
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...