Урок-лаборатория "Толстой - мастер пейзажа"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок литературы в 10 классе. На уроке исследуется роль пейзажа в раскрытии характеров и поступков героев романа Л.Толстого "Война и мир".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lev_tolstoy_-_master_peyzazha.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.Н. Толстой - мастер пейзажа
(по роману «Война и мир»)
Урок – лаборатория
Цель: выяснить роль пейзажа в раскрытии характеров героев и их поступков.
Оборудование: текст романа Л.Толстого «Война и мир», видеофрагменты из фильма «Война и мир», аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Ноябрь. На тройке», раздаточные материалы (тексты заданий для групп, матрицы таблиц).
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
- Л.Толстой высоко ценил облагораживающее влияние природы на человека, показал в своих произведениях её красоту.
В критической литературе о писателе глубоко и многосторонне разработан вопрос о тесной связи его пейзажей с внутренним миром героев. Пейзаж Толстого, пишет Л.М.Мышковская, «обогащённый и осмысленный восприятием героев, их чувствами и мыслями… в свою очередь служит им службу – он полнее, ярче и звучнее раскрывает сложнейшие моменты их душевной и духовной жизни».
«Самая чистая радость – радость природы», - заявлял Толстой.
- Почему писатель мог такое заявить, в чём своеобразие пейзажей Толстого? Над этими вопросами мы задумаемся сегодня на уроке.
II. Аналитическая работа учащихся. Работа в группах.
Первая группа работает по следующим заданиям:
Анализ эпизода «Николай Ростов отправляется к местечку Островное».
(т.III,ч.1, гл.XIV).
- Что говорит о том, что природа оттеняет состояние солдат в эскадроне Ростова?
Вторая группа анализирует эпизод из т.IV ,ч.2, гл.VI.
-Что здесь обращает на себя внимание читателей? Чем это описание созвучно тому, что было прочитано ранее?
Вывод. (Запись в тетрадь.) Природа оттеняет состояние человека в переломные моменты жизни.
- Давайте вспомним такие эпизоды из романа.
III. Работа с эпизодом «Небо Аустерлица». Просмотр кинофрагмента в видеозаписи.
- Какими изобразительными средствами создан пейзаж?
- Давайте выясним, однозначны ли по смыслу эпитеты Толстого. Для этого проделаем такую работу: выясним, какими видами эпитетов пользуется Толстой: описательными, метафорическими или оценочными.
Составление таблицы.
Эпитеты, употреблённые Толстым | Вид |
синеющая (бесконечность) | Описательный |
ползущие (облака) | Метафорический |
справедливое, доброе (небо) | Оценочные |
бесконечное, высокое (небо) | Оценочные |
- Символом чего является здесь небо?
- К каким мыслям пришёл князь Андрей, глядя в небо Аустерлица?
Вывод. Пейзаж, при создании которого используется минимальное количество художественных приёмов (эпитеты, повторы), выполняет идейную функцию, он проникнут страстным толстовским осуждением агрессивных войн, антигуманных эгоистических стремлений, призывом к высоким идеалам добра и справедливости. Очень существенна и композиционная его роль: он даёт почувствовать, что в жизни князя Андрея наметился серьёзный перелом, что герой, очевидно, откажется от честолюбивых помыслов и военной карьеры, а значит, читателя ожидает ощутимый поворот сюжета.
IV. Работа с эпизодами «Берёзовая роща» и «Дуб». Просмотр кинофрагментов в видеозаписи.
- Как автор смог добиться такой выразительности и живости изображения?
- Какой приём использует автор, описывая рощу?
- Как через образ старого дуба Толстой показывает душевное состояние князя Андрея?
Вывод. Дуб параллель образу Болконского. Толстой блестяще применяет приём олицетворения и вытекающие из него метафоры: дуб с неуклюжими, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами то стоит презрительным уродом, то млеет в лучах солнца, и нет у него старого
недоверия и горя. Пейзаж непосредственно воздействует на человека, просветляя и умудряя его, он соответствует настроению героя.
V. Работа с эпизодом «Лунная ночь в Отрадном». Чтение отрывка наизусть.
- Использование каких средств выразительности помогает Толстому нарисовать такую радостную картину ночи?
- Как это описание помогает понять душевное состояние героев?
Вывод. Композиционная роль пейзажа очень ощутима: он усиливает настрой сцены, сулящей прекрасные перемены сюжета.
VI. Чтение эпизода «Святочная ночь» в сопровождении пьесы П.И.Чайковского «Ноябрь. На тройке» (Т. II, ч. 4, гл. X).
- Проведите параллель между этими произведениями.
- Какую роль в этом отрывке играет пейзаж? Как позволяет понять чувства и переживания героев?
- Как писателю удаётся передать это движение и радость?
Вывод. В композиционном отношении пейзаж связывает Николая и Соню, как ранее Андрея Наташу, и как бы предсказывает новые сюжетные ходы. Природа так пронзительно прекрасная, что возвышает человека над будничностью и прозаичностью, приподнимает его и окрыляет.
VII. Работа с отрывками «Пейзаж Бородинского боя», «Картина неба после сражения под Красным».
- Перечисленные ранее картины природы, как и большинство пейзажей Толстого, связаны с образами главных героев. Но не только они важны для понимания «Войны и мира». Центр романа – военные сцены, а кульминация его – Бородинское сражение, решившее исход войны 1812 года. И хотя в повествовании о Бородине пейзаж занимает мало места, значение его существенно.
Мы видим, что природа, описанная Толстым, торжественна и великолепна.
- Какими красками рисует писатель пейзаж?
- Что вам кажется в этом описании неправдоподобным?
- Какое средство выразительности, используемое Толстым, помогает почувствовать мысль, очень существенную для понимания романа о войне и мире?
Выпишите примеры в таблицу.
Примеры | Средства выразительности речи, используемые в эпизоде |
Вывод. Небо такое далёкое, высокое и бесконечное, когда Андрей под Аустерлицем искал в нём смысл жизни, как приблизилось к земле, стало простым и близким – рядом долгожданный мир.
Вселенная, земля, люди созданы для счастья. Толстой верит в это, верит в победу разума и справедливости, и пейзаж его – гимн миру, братству людей на земле.
VIII. Запись в тетрадь выводов-наблюдений.
а) Особенности изобразительных средств Толстого, которые он использует для создания пейзажа, таковы:
- тонкий психологизм и в связи с этим приём олицетворения;
- объёмность, стереоскопичность картин природы, изображение её в движении, звуках, красках, с игрой света и теней;
- различие эмоциональных оттенков стиля – то вдумчиво-глубокого, то романтически-приподнятого, то торжественно-величавого, то шутливо-обыденного.
б) Каждая картина природы играет немалую роль: намечает повороты в судьбах отдельных героев или даже всего народа, подчёркивает значимость определённых эпизодов романа.
в) Пейзажи Толстого наполнены большим идейным смыслом, передают в той или иной степени его философию: природа прекрасна, человек – неотъемлемая часть её, он должен постигать красоту, величие и смысл природы, искать в жизни достойные цели, среди которых борьба во имя мира, справедливости, единства и счастья народа и родины – самая высокая и чистая.
IX.Творческая лаборатория.
Учащиеся работают в тетрадях, давая ответы на следующие вопросы:
- Какую роль в жизни людей играет природа?
2) Почему писатели так часто изображают природу? Какую роль играет пейзаж в раскрытии характеров персонажей?
3)Можно ли соотнести понятия «русская природа» и «русская душа»? Почему?
4) Самоценен ли пейзаж в романе? Какую роль он выполняет? Связан ли с действием? Отражает ли духовное состояние героев?
5) Можно ли судить о герое по его отношению к природе? На какие две группы в этой связи можно разделить главных персонажей в романе?
6) Роль сцен охоты.
7) Роль сцены на поле Аустерлица. (Князь Андрей, его восприятие неба Аустерлица).
8) Беседа князя Андрея и Пьера на пароме и природа.
9) Смысл двух описаний дуба.
10) Ночь в Отрадном.
11) Дождь на бородинском поле.
12) Сделайте вывод о художественных особенностях толстовского пейзажа:
- цветопись
- звукопись
- романтические символы
- противопоставления
- сравнения
- эпитеты и другие художественные приёмы
13) Сделайте вывод об отношение к природе русских писателей, приведите примеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР КЛАСС.ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558822","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558829","at...
МАСТЕР КЛАСС.ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558822","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558829","at...
Мастер-класс "Зимний пейзаж"
В работе даны пошаговые рекомендации по созданию пластилиновой мини-картины для обучающихся дополнительного образования начального звена....
И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа (урок литературы в 5 классе).
Обобщающий урок литературы в 5 классе по творчеству И.С.Тургенева (по учебнику В.Я.Коровиной). Цели урока: познакомить с литературоведческими терминами "портрет", "пейзаж", "сравнение", "гипербола"; о...
Горький - мастер романтического пейзажа
Анализ отрывка рассказа Максима Горького "Старуха Изергиль". Работа с текстом на уроке словесности, направленная на выявление индивидуальных стилевых черт, специфики, поэтики и мировосприятия писателя...
Творчество Клода Лоррена- величайшего мастера классического пейзажа
Биография и творчество, его время...
Мастер-класс "Пейзаж"-объемная картина
Мастер-класс на тему "Пейзаж"-объемная картина...