Обобщение педагогического опыта
статья по литературе по теме

 Хочу поделиться с коллегами своим хоть  небольшим ,но опытом!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie__pedagogicheskogo_opyta.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение  педагогического опыта

 учителя русского языка и литературы

Исалиевой Людмилы Николаевны

по теме

«  Нетрадиционные методы и формы обучения на уроках русского языка и литературы».

Палласовка 2011

Для некоторой части школьников учение является бременем, а иногда наказанием и мучением.

Воспитатель, помни, что если дело доходит до этого, ни о каком успехе воспитания не может быть и речи.

Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении - в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, - чувствует радость и обретает человеческую гордость.

В последнее время много говорят и пишут о модернизации российской системы народного образования. Это связано с современным состоянием общества: рыночные отношения, кризис обновления, разрушение прежней системы образования, большой объем информации, быстрое обновление знаний, интеграция в мировое пространство - заставляет переходить на новое мышление -творческое и диалектическое.

Это сложный и многогранный процесс, результативность которого зависит от и от качества учебников, и от школьных программ, и от успешности реализации их в школьной программе, но не следует забывать, что реформирование образования - это не только новые программы, но  и  обновление методики преподавания, внедрение новых педагогических технологий.

Проблема эффективности обучения школьников в нашей стране очень актуальна. Государственная политика основывается на гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, свободном развитии личности (ст. 2 п. 1, редакция 2004 г. Закон « 06 образовании».

Стратегия инновационного обучения предполагает осознанное системное управление воспитательно-образовательным процессом в школе.

В этой системе главная роль отводится учителю, его взаимодействию с учащимися; следующая роль принадлежит процессу освоения знаниями учащихся, и этот процесс уже не может быть рутинным. Усвоение организуется в многочисленных формах поисково-мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс.

Одним из важных направлений решения задач являются разработки и внедрение новых педагогических технологий.

Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Деятельность учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель как верный друг и наставник, прежде всего, должен пробудить интерес, желание познавать, искать и экспериментировать,    а   для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нем правила.

Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка, он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становление гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой.

Уроки   литературы и русского языка должен заставлять учащихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Нельзя это сделать при сухом, догматическом подходе к преподаванию. Поэтому возник нетрадиционный урок. В течение последних трех  лет я занимаюсь поиском и созданием копилки разнообразных нетрадиционных  методов обучения. Начала с поиска  нестандартных игровых уроков, которые развивают познавательный интерес к предмету, заставляют работать с научной литературой, определился ряд задач: активизировать деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время, учить самостоятельности, развивать творческую инициативу, учить отстаивать свою точку зрения, развивать монологическую речь.

В моём творческом отчете речь пойдет о различных нетрадиционных методах обучения русскому языку и литературе.

Нестандартные уроки отличаются, прежде всего, новизной, оригинальностью; каждый урок неповторим, он представляет собой творческую находку учителя.

Нестандартный урок как нельзя лучше соответствует новой концепции образования, в которой основное внимание уделяется ученику как личности, развитию его творческих возможностей, привитию интереса к учебе, именно нестандартные уроки направлены на преодоление безликого, удушающего единообразия в преподавании.

Нестандартные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

Как добиться наибольшей эффективности сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладевать ими, совершенствовать их?

В связи с постановкой таких вопросов и возникло понятие « Нестандартные формы обучения». Пришло время отойти от общепринятых норм, искать свои методы и приемы.

При подготовке и проведении нестандартных уроков надо помнить, что их эффективность будет обеспечиваться при условиях, если: ( слайд №5)

а) учитель хорошо владеет методикой проведения таких уроков;

б) умело сочетает традиционные и нестандартные формы;

в) владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока.

Хочу остановиться на наиболее распространенных в моей практике нестандартных формах проведения уроков русского языка.

Начну с простого,  тест как нетрадиционная форма опроса уже давно применяется в моей практике. Больше всего он приемлем на этапе проверки знаний. ( слайд №6)

 Пожалуй, одними из наиболее интересных, применимых на всех этапах изучения материала, являются уроки – путешествия. ( слайд №7)

 Наибольшей популярностью они пользуются у учащихся 5-6- х классов так, как отвечают их возрастным потребностям. Свежи воспоминания начальной школы, и важная роль в процессе обучения все еще отводится игре, а все новое, необычное и яркое усваивается быстрее.

Ребята в этом возрасте наиболее восприимчивы к всякого рода сказкам, фантазиям.

Сам по себе урок должен иметь необычное начало. В 5 классе при обобщении и повторении темы «Лексика» я провожу урок- путешествие. Ребята попадают в страну с необычным названием, в город, в котором нужно найти нужные улицы и переулки. Урок, облаченный в необычную форму, спрятанный за принимаемой всеми игрой. А в результате урок обобщения и проверки знаний проходит без лишнего ненужного волнения со стороны учеников, без строгого учителя.

На заключительном этапе обучения, т.е. после изучения каждого раздела, можно предложить уроки- путешествия, которые ставят своей    целью обобщить и систематизировать полученные знания

Особенно любят учащиеся 5-6 классов игры викторины. Например, я провожу такой урок по теме, «Члены предложения.Повторение». Перед началом викторины класс делится на 3 команды. На доске чертится табло для занесения результатов, учитель объясняет правила викторины и содержание конкурсов.

1 конкурс -  «Слова» нужно определить, к какой части речи относятся слова.

2 конкурс -  « Предложения» Нужно произвести синтаксический разбор предложения.

3.конкурс –« Схемы» Составить предложения по схемам.

4 конкурс - «Допиши начало и конец текста». Опорные слова, чтобы получился связный текст.

После каждого конкурса учащиеся проверяют правильность выполнения заданий, Результаты конкурсов заносятся в табло. В конце определяется команда –победительница.

Игра - одна из нетрадиционных форм проведения урока. Игру надо применять в учебном процессе, так как она дает возможность облекать познание мира в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, пополнение и расширение знаний. С возрастом, пишут психологи, потребность в игре не исчезает, меняется лишь ее характер.

Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся,  так как учеба почти всегда строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно.

Игра вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуя развитию интереса к предмету. Она   дает возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников.

Игра выдвигает новый критерий оценки. Ведь победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать, у кого развита память, кто с умом умеет пользоваться ее богатствами.

Игра требует сотрудничества всего коллектива. Она создает атмосферу здорового соревнования, мобилизует творческие возможности учащихся, так как от его ответа, зависит не только личная отметка, но и победа команды. Следовательно, игра вырабатывает у учащихся чувство долга перед коллективом.

Игра превращается в действенное орудие как обучения, так и воспитания, требуя от участников большого умственного напряжения и принося в то же время большое удовольствие. Игру я считаю необходимым ключевым условием воздействия на ребенка. Она освобождает подсознание, делает процесс обучения свободным и притягательным.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса. Игровая деятельность может занять целый урок.  Урок -игра в 7 классе. Тема «Интересно жить на свете, если знаешь междометье.» Весь урок состоит из различных заданий, представленных в форме игры. Игра «Аукцион» ( Учащиеся по очереди называют междометия) Побеждает тот, кто свое слово назовет последним)

Игра «Кто больше?» (За определенное время нужно записать как можно больше междометий)

«Шуточное стихотворение» (Гость «Страны междометий задает вопросы, учащиеся отвечают на них)

Нравится ребятам и такая форма работы как урок-зачет  ( слайд №8, 9). Я его провожу в необычной форме.  Называется он «урок-улей».  На доске вывешивается улей с пчелами, а внизу табло с фамилиями учеников с номерами заданий.

Такой урок можно проводить, когда завершается изучение любого раздела русского языка. Во вступительном слове учитель рассказывает о том, как трудится пчела, чтобы заполнить улей медом. Объясняет ученикам, что и они сегодня, как пчелки должны трудиться. Объясняет ученикам, что и они сегодня, как пчелки должны потрудиться, чтобы заполнить свое табло. Учащимся объясняются критерии оценок. Красный кружок - отлично, желтый - хорошо, зеленый - удовлетворительно, коричневый- неудовлетворительно,

Каждое задание проверяют консультанты, учитель ставит оценку, ученик заносит ее напротив в своей фамилии в табло. К концу урока все табло светится красками, выводится итоговая отметка, учитель и дети радуются, если «мед» получился янтарным, ну, а если есть и «2», учитель говорит о том, что «кто-то» добавил ложку дегтя в мед.

Таким образом, играя весь урок,  дети незаметно, безболезненно сдают зачет по определенному разделу .

Для учащихся старших классов я тоже провожу уроки с нестандартными формами.

Урок-практикум в 11 классе по теме «Простое предпожение. Главные члены предложения»

Учащиеся работают бригадным методом ( 3 бригады) Критерии оценок: на доске таблица с фамилиями учащихся каждой бригады. За каждый правильный ответ член бригады получает знак «+». В конце урока подводится итог работы в бригадах, и каждый ученик видит, как он поработал лично на уроке. Этапы могут быть такими:

1. Анализ эпиграфа к уроку.

2. Словарная работа.

3. Теория вопроса (Выступают 3 «теоретика»)

4. Историческая справка.

5. Работа с тестами.

6. Анализ лирического стихотворения.

7. Д/задание

8. Итог урока. Подсчет баллов, выставление оценок.

Применяю на своих уроках элементы «блочного» изучения материала. Это дает возможность учителю весь теоретический материал дать за один урок. Учащиеся с помощью опорных сигналов, различных схем-алгоритмов, сравнительных таблиц быстрого запоминают теоретический материал.

Оставшееся время учитель использует для практической работы на уроках, для отработки навыков и умений.

Элементы игры можно применять на различных этапах урока: (Словарная работа; ребусы, кроссворды, игра, «ЧТО это? Кто это?»(толкование слов, чтение писем, которые принес «Попугай», эстафета)  

Чтобы пробудить интерес к предмету, нужно вовлечь ребят и во внеурочную деятельность по предмету. Провожу с учащимися различные викторины, лингвистические марафоны, разгадывание кроссвордов, олимпиады,  литературные гостиные. ( слайд № 11, 12)  ( просмотр фрагмента литературной гостиной « Марина Цветаева».

Обобщая все сказанное, можно сделать такой вывод, что применение нестандартных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Нестандартные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...