урок литературы
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок литературы в 6 классе (защита проекта)
«С любовью ко всему живому»
(создание фильма по рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok__literatury_v_6_klasse.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе (защита проекта)
«С любовью ко всему живому»
(создание фильма по рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка»)
Учитель Паршикова Елена Владимировна
Задачи:
1.Усиление практической направленности урока, мотивации познавательной деятельности.
2. Воспитание чувства ответственности человека перед природой.
3. Развитие коммуникативных умений (диалогической и монологической речи, сжатого пересказа, инсценирования), развитие навыков составления сценария литературного произведения, определения темы, идеи художественного произведения
4. Знакомство с особенностями киноискусства как синтеза литературы, изобразительного искусства, музыки.
5. Развитие творческих способностей учащихся.
Подготовительная работа :
Учащиеся разбиваются на творческие группы: ( Госкино, сценаристы, режиссер и его помощники, композиторы, зрители) и получают задания:
Госкино
К вам пришла творческая киногруппа просить деньги на съемку фильма по рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка». Вы сомневаетесь, кому дать деньги: создателям «Белогрудки» или другой киногруппе для съемок фильма о Звездных войнах. Продумайте вопросы, которые вы будете задавать создателям фильма «Белогрудка». Перед вами важный выбор. Вы должны понять, какая из двух проблем важнее и должна быть воплощена на экране. Вступите в диалог со съемочной группой фильма «Белогрудка».
Сценаристы
1. Подготовьте краткий пересказ рассказа В.П.Астафьева «Белогрудка». Определите тему и основную мысль сценария. Подготовьте доказательства того, что проблемы, затронутые в сценарии, являются самыми важными проблемами современности. Убедите в этом дирекцию Госкино.
2. Напишите сценарии ключевых сцен:
- Мальчики находят и разоряют гнездо Белогрудки;
- Разговор отца с сыном.
3. Подберите актеров и поставьте эти сцены.
Режиссер и его помощники
Подготовьтесь к разговору с чиновниками Госкино. Вам нужны деньги для съемок фильма по рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка». Дирекция Госкино решает вопрос, кому дать деньги на фильм – вам или другой киногруппе для создания фильма о Звездных войнах. Докажите, что проблемы, затронутые в вашем фильме, являются более острыми, важными проблемами современности. Убедите в этом дирекцию Госкино.
Подготовьтесь к разговору с чиновниками Госкино.
- Подумайте, какими вы видите ключевые сцены фильма «Белогрудка».
- Определите основную мысль этих сцен.
- Какую задачу должны выполнить актёры в каждой сцене?
- В каких сценах вы будете использовать:
- крупный план
- замедленную съемку
- аэросъёмку
- Отберите из представленных вам кинопроб – лучшую.
Композиторы
Подберите музыку к следующим сценам:
- На косогоре.
- Белогрудка у разоренного гнезда.
- Пес поедает куненка.
- Месть Белогрудки.
Зрители
Оцените работу всех групп.
Осуществление проекта:
1.Выявление интереса учащихся (классный час о братьях наших меньших, анкетирование учащихся).
2. Погружение в проект (определение проблемы, цели, задачи).
3.Организация деятельности (группы) (составление плана, выбор формы и способа презентации).
4.Осуществление деятельности (самостоятельная работа учащихся, консультации).
5.Презентация – понимание проблемы умения планировать и осуществлять работу.
Конспект
Слово учителя
Доброе утро, ребята, гости!
О природе написано немало произведений М. Пришвиным, К.Паустовским, В.Бианки, В.Астафьевым. Многие из этих произведений вам нравятся. Но в ходе анкетирования , проведенного после классного часа, посвященного братьям нашим меньшим, выяснилось, что вас интересуют рассказы о природе, написанные В.П.Астафьевым.
Вас, ребята, заинтересовала проблема защиты братьев наших меньших, которая актуальна в наши дни.
В течение месяца мы работали над этой проблемой, изучали её и решили создать фильм по рассказу В. П.Астафьева «Белогрудка».
Целью нашей работы было не только изучить творчество В.П.Астафьева, но и выяснить, как в творчестве автора отражается проблема отношения к братьям нашим меньшим.
Наш проект мы назвали «С любовью ко всему живому» и адресуем его своим ровесникам и учащимся начальной школы. А напутствием в этой работе служили слова Р.Рождественского:
Люди- исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце, сердце человечье.
Наша презентация пройдет в форме игры. А любая игра имеет свои правила. Каждый участник игры должен знать, что будет делать и как. Цель в любой игре одна.
- А какая цель нашего урока?
- Итак, я прошу представителей каждой группы представиться и назвать свои задачи.
Представление групп.
Слово учителя
Чтобы игра была успешной, результативной, надо соблюдать правила.
Общие правила игры:
- Войди в образ! Говори согласно заданной роли.
- Говори конкретно, доказательно и убедительно.
- Внимательно, не перебивая, выслушивай собеседника.
- В диалоге выигрывает знающий, красноречивый и вежливый.
- Удачи в создании фильма!
- С чего, ребята, начинается фильм, работа над ним? (создание сценария, переговоры с чиновниками о выделении денег). Посмотрим, как это происходит.
( Диалог с чиновниками Госкино).
Мотор! Дубль 1
Учитель:
- Уважаемые представители киногруппы, справились ли вы с поставленной задачей?
Итак, цель убедить чиновников в актуальности данного проекта – достигнута.
- Ребята, каков сюжет нашего фильма? Слово сценаристам.
(краткий пересказ текста с использованием рисунков на киноленте)
Учитель:
Но прежде чем приступить к следующему заданию проекта, выясним, чем отличается работа сценаристов и режиссеров.
- Чем занимается сценарист? (пишет сценарий – литературную запись фильма)
- А режиссер – постановщик? (ставит фильм)
- Что значит ставить фильм? (определить место действия и дать рекомендации актерам)
Тихо! Идет съемка!
Дубль 2! Камера!
(инсценирование сцен:
– мальчики находят и разоряют гнездо Белогрудки
- разговор отца с сыном )
Учитель:
-Ребята, что мы узнали из данных сцен?
Мы должны помнить, что вред, нанесенный людьми природе, не останется безнаказанным. Она живая и отвечает на зло злом.И безобидная до этого Белогрудка начала мстить людям.
Чтение наизусть отрывка «Месть Белогрудки».
-Ребята, давайте на мгновение отвлечемся от сюжета и послушаем рассказ кинооператора нашего фильма о видах съемки. Эти профессиональные хитрости помогут нам в создании фильма.
Оператор
(крупный план, замедленная съемка, аэросъемка).
Учитель:
-Ребята, мы переходим к последнему этапу создания фильма. Это тонировка. Иными словами – озвучивание фильма, добавление музыки. И в этом нам поможет группа композиторов.
- А зачем нужна музыка к кинофильму?
Композиторы
(рассказывают о характере музыкальных отрывков, которые они подобрали к сценам из задания, чтение отрывков из текста на фоне музыки).
Учитель:
Спасибо композиторам за их работу. Мы убедились , что без их участия фильм не был бы таким ярким, эмоциональным. Я знаю, что композиторы подобрали финальную песню к фильму ( сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой «Просьба») , Давайте её исплним.
(звучит песня «Просьба»).
Учитель:
-Итак, работа над фильмом завершена. Картина вышла на экран. И после премьеры- традиционная встреча со зрителями. Вам слово, ребята.
(выступление группы Зрители).
Учитель:
Работая над фильмом, мы использовали определенные понятия, давайте их вспомним и объясним:
- Экология
- Красная книга
- тема
- идея
- сценарий
- сценарист
- кинопроба
- мизансцена
Рефлексия
- Ребята, справились ли мы с поставленной задачей – создать фильм по рассказу В.П.Астафьева ?
- А кто же работал над фильмом?
- Посмотрев фильм, изменилось ли ваше отношение к природе, животным?
- Как вы будете защищать животных?
- Поделитесь своими мыслями о совместной работе над фильмом. Чему она вас научила?
( огни в окошке)
Работа над проектом объединила, сплотила вас, и я хочу, чтобы в вашем сердце оставалось местечко для братьев наших меньших.
Д/з : записать 5 заповедей отношения человека к природе.
( приложение – презентация)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"
История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....