Стратегия РАФТ на уроках литературы в старших классах
материал по литературе по теме
Пример использования приёма ТРИЗ "Стратегия РАФТ" в работе над литературными произведениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategiya_raft_na_urokah_lit-ry_v_starshih_klassah.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Севидова Е.В., учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»
г. Новокузнецка
Стратегия РАФТ на уроках литературы в старших классах
(выступление на МО 21.04.2008 г.)
Одним из приёмов РКМ является социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). Основной задачей для выполняющих это социо-игровое является описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.
Данная стратегия формирует ряд умений и навыков учащихся:
- готовность к импровизации;
- свободное взаимодействие (общение на том языке, на котором думает собеседник);
- анализ своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к миру;
- формирует понимание специфики жанра, учит разбираться в художественных средствах.
Необходимо также заметить, что форма 3-го лица помогает снять страх перед самостоятельным высказыванием.
Итак РАФТ - это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).
Начинать надо, конечно, с темы. Например: "Посетители Ильи Ильича Обломова" (по роману И.А.Гончарова «Обломов»).
Затем переходим к выбору роли. Это очень важный этап. Мы не просто выбираем роль, а пробуем перевоплотиться в персонажа, почувствовать его. Не забудьте, что вам придется искать тот способ словесного воздействия, который позволяет воплотить заданный характер, сделать его узнаваемым. Речь у каждого героя особенная, имеющая свою лексику, свою конструкцию. Нужно продумать, к кому бы мог обратиться этот герой? То есть выберите аудиторию (адресат) и подумайте о форме, то есть в каком жанре герой мог бы обратиться к выбранной аудитории.
Роли: Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев – Васильев – Андреев, Тарантьев.
Аудитория - случайный попутчик, Захар, Штольц, Ольга Ильинская, староста Обломовки.
Форма: монолог, письмо, страдания, частушки, докладная записка, заявление (или другая форма, предложенная самостоятельно)
Ход работы:
- Деление класса на группы.
2. Выбор роли (жеребьёвка), аудитории, формы (каждой группой).
3. Обсуждение в группе выбранных параметров.
Задача - услышать советы, предложения, которые помогут перевоплотиться, нащупать сюжетную линию будущего текста. Какие факты, детали могли бы заинтересовать выбранного героя, о чем он непременно захотел бы рассказать и как.
4. Письмо.
В течение отведенного времени создается текст, соответствующий выбранным параметрам.
5. Читка и правка.
Когда текст записан, а отведенное время закончено, нужно попытаться совершенствовать написанное.
6. Выбор спикера, который представляет работу группы.
На уроках с использованием РАФТ были разыграны темы: «Свадьба Ромео и Джульетты» (по трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта»), «Онегин в деревне» (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»), «Плюшкин: бережливый или жадный?» (по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»), «Родная Русь» (стихотворения о родине А.Блока, С.Есенина, И.Бунина), «Странный Печорин» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»), «..ведь сад мой!» (по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
к вопросу об изучении творчества В.П. Астафьева на уроках литературы в старших классах;рассказ В. П. Астафьева "Пролетный гусь"
рассказ В.П. Астафьева "Пролетный гусь"-новое о Великой Отечественной войне...
Урок литературы в старших классах "Самый непрочитанный поэт"
"Самый непрочитанный поэт" - это урок о творчестве Николая Гимилева. Цель урока: Познакомить с биографией и творчеством поэта. Раскрыть основные принципы акмеизма, создателем которого он являет...
Методические разработки к урокам литературы в старших классах по биографии и творчеству А.П.Чехова
В методической разработке даются интересные факты из жизни А. П. Чехова, которые будут интересны учащимся при изучении биографии писателя....
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.
Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...
Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»
Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....
Мастер-класс «Метод контраста на уроках литературы в старших классах как один из эффективных методов формирования ключевых (или метапредметных) компетенций».
Мастер-класс был подготовлен для учителей средней школы.Материал состоит из двух файов: текстовой части (doc) и визуальной - презентации (ppt)....