"... мне имя - Марина..." (Лирика М.Цветаевой).
творческая работа учащихся (литература, 11 класс) по теме

Сценарий литературно-музыкальной композиции по лирике Марины Цветаевой.(Руководитель:Кондакова М.Б.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno.doc44.5 КБ
Файл mne_imya_-.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция по лирике Марины Цветаевой.

( Сценарий выступления  11 класса перед  учащимися  9-10 классов во время проведения недели

                                          русского языка и литературы).

Цели:

•познакомить учащихся  9-10 классов с миром поэзии  М.Цветаевой;

•показать особенности  ее лирики;

•подвести учеников, еще не знакомых в достаточной степени  с творчеством поэтов ХХ века, к осознанию темы женской поэзии, к осознанию форм выражения вечных женских чувств.

Звучит стихотворение (музыкальное сопровождение – Ф.Шопен. Ноктюрн №2 и одновременно на экране идет видеопрезентация, выполненная учащимися ):

                                                               Слайды 1 и 2

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

 Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов,

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Ведущий 1: Марина Ивановна  Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в одном из старинных московских  переулков.

                                                             Слайд 3

Ее отец, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором  Румянцевского  музея и основателем Музея изящных искусств.

Мама, Мария Александровна  Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Натура романтическая, она открыла дочерям – Марине и Анастасии- прекрасный мир,  в котором были рождественские елки, детские праздники, книги и рассказы матери.

Домашний мир был наполнен искусством: литературой, музыкой – к ним приобщались дети с раннего возраста.

Ведущий 2: Какой была Марина Цветаева?

                                                          Слайд 4

Небольшого роста, стройная, с четкими чертами лица,  золотисто-каштановыми волосами, зеленоглазая. По характеру юная Марина была диковата и дерзка, застенчива и конфликтна. Она не уживалась в гимназиях и меняла их: за пять лет  -  три.

Звучит стихотворение «В 15 лет»:

Звенят-поют, забвению мешая,

В моей душе слова: «пятнадцать лет».

О, для чего я выросла большая?

Спасенья нет!

Еще вчера в  зеленые березки

Я убегала, вольная, с утра.

Еще вчера шалила без прически,

Еще вчера!

Весенний звон с далеких колоколен

Мне говорил: «Побегай и приляг!»

И каждый крик шалунье был позволен,

И каждый шаг!

Что впереди? Какая неудача?

Во всем обман и, ах, на всем запрет!

- Так с милым детством  я прощалась, плача,

В пятнадцать лет.

Ведущий 3: После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно меняется новым увлечением – книгами и стихами. Юная Цветаева пишет стихи на трех языках: русском, немецком, французском, которые она выучила, когда семья  жила за границей (мама заболела чахоткой, и ее здоровье требовало теплого, мягкого климата, поэтому семья перебралась в Европу).

 Она сразу поставила перед собой цель: ни у кого ничего не заимствовать, никому не подражать, «быть самой собой».

                                                      Слайд 5

Звучит стихотворение «Душа и имя»:

Пока огнями смеется бал,

Душа не уснет в покое.

Но имя Бог мне иное дал:

Морское оно, морское!

В круженье вальса, под нежный вздох

Забыть не могу тоски я.

Мечты иные мне подал Бог:

Морские они, морские!

Поет огнями манящий зал,

Поет и зовет, сверкая.

Но душу Бог мне иную дал:

Морская она, морская!

Ведущий (продолжает): В ее душе постепенно созревал честолюбивый замысел: войти в мир литературы и рассказать другим о своих чувствах. И она собрала стопку стихов, оплатила тираж 500 экземпляров и уже через месяц держала в руках довольно неказистую книгу в сине-зеленой обложке под названием «Вечерний альбом».

Она послала книгу Валерию Брюсову и Максимилиану  Волошину в издательство «Мусагет». Это была большая смелость: отправить полудетские стихи мастеру «с просьбой посмотреть». Но ведь уже тогда Цветаева следовала девизу, который отчеканила позже: «Единственная обязанность на земле человека – правда  всего существа».

Ведущий 1: Наивная первозданность, непосредственность подкупили читателей. На книгу последовали отклики Волошина, Брюсова, Гумилева и других – отклики одобрительные .  Автор «Вечернего альбома» приглашала в свою страну – блаженную страну детства, прекрасного, хотя и не всегда безоблачного.

Звучит стихотворение  «Наши царства»:

Владенья наши царственно-богаты.

Их красоты не рассказать стиху:

В них ручейки, деревья, поле, скаты

И вишни прошлогодние во мху.

Мы обе -  феи, добрые соседки,

Владенья  наши делит темный лес.

Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки

Белеет облачко в выси небес.

Мы обе – феи, но большие (странно!)

Двух диких девочек лишь видят в нас.

Что ясно нам – для них совсем туманно:

Как и на все – на фею нужен глаз!

Нам хорошо. Пока еще в постели

Все старшие, и воздух летний свеж,

Бежим к себе. Деревья нам качели,

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

Но день прошел, и снова феи – дети,

Которых ждут и шаг которых тих…

Ах, этот мир и счастье быть на свете

Еще невзрослый передаст ли стих?

Ведущий 2: Цветаева  была знакома со многими поэтами начала 20 века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок, которому она посвятила цикл стихов.

Звучит стихотворение:

Ты проходишь на Запад Солнца,

 Ты увидишь вечерний свет,

 Ты проходишь на Запад Солнца,

 И метель заметает след.

 

Мимо окон моих - бесстрастный -

 Ты пройдешь в снеговой тиши,

 Божий праведник мой прекрасный,

 Свете тихий моей души.

 

Я на душу твою - не зарюсь!

 Нерушима твоя стезя.

 В руку, бледную от лобзаний,

 Не вобью своего гвоздя.

 

И по имени не окликну,

 И руками не потянусь.

 Восковому святому лику

 Только издали поклонюсь.

 

И, под медленным снегом стоя,

 Опущусь на колени в снег,

 И во имя твое святое,

 Поцелую вечерний снег. -

 

Там, где поступью величавой

 Ты прошел в гробовой тиши,

 Свете тихий - святыя славы -

 Вседержитель моей души.

Ведущий 2 (продолжает): Любимым городом Цветаевой была  Москва. В стихах она обращается к родному городу не просто как к отчему дому, где находит себе приют любой "бездомный", живущий на Руси, но и  как  к кому-то реально существующему, живому, и в то же время невидимому и далекому.

                                                     Слайд 6

Звучит стихотворение «Домики старой Москвы»:

    Слава прабабушек томных,

     Домики старой Москвы,

     Из переулочков скромных

     Все исчезаете вы,

     Точно дворцы ледяные

     По мановенью жезла.

     Где потолки расписные,

     До потолков зеркала?

     Где клавесина аккорды,

     Темные шторы в цветах,

     Великолепные морды

     На вековых воротах,

     Кудри, склоненные к пяльцам,

     Взгляды портретов в упор...

     Странно постукивать пальцем

     О деревянный забор!

     Домики с знаком породы,

     С видом ее сторожей,

     Вас заменили уроды, --

     Грузные, в шесть этажей.

     Домовладельцы -- их право!

     И погибаете вы,

     Томных прабабушек слава,

     Домики старой Москвы.

   

Ведущий 3: Жизнь так сложилась, что в 1922 году Цветаева  вынуждена была эмигрировать (она не поняла и не приняла революцию, в это время ее муж уже был в рядах белой эмиграции). Но находясь 17 лет в эмиграции, Марина Ивановна постоянно думала о Родине:

Волшебство немецкой феерии,

 Томный вальс немецкий и простой,

 А луга в покинутой России,

 Зацвели куриной слепотой.

 Милый луг! Тебя мы так любили

 С золотой тропинкой у Оки…

Меж стволов снуют автомобили

 Золотые майские жуки.

Ведущий 3 ( продолжает): Цветаева – необыкновенный, самобытный поэт. Ее стихи задушевны, они глубоко  раскрывают внутренний мир женщины любящей и страдающей, но при всех страданиях не теряющей чувство собственного достоинства. Ее стихи настолько мелодичны, что к ним обращаются композиторы.

Звучит песня «Мне нравится» (в исп.Пугачевой).  В это время на экране презентация (фотоматериалы – жизнь Марины Цветаевой), выполненная учащимися.

Ведущий 1: Марину Цветаеву - поэта не спутаешь ни с кем другим. Она хотела быть разнообразной и поэтому  искала в поэзии различные пути. Ее поэзию  невозможно  вписать  в рамки литературного течения. Она уникальна и неповторима.

                                                         Слайд 7

Звучит стихотворение:

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и нагробные плиты...

- В купели морской крещена - и в полете

Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - веселая пена -

Высокая пена морская!

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«…мне имя – марина…» Работу выполнили: Заречкин Н., Федулов Л. (11 «А»). Руководитель работы: Кондакова М.Б.

Слайд 2

Жизнь и творчество Марины Цветаевой

Слайд 3

РОДИТЕЛИ

Слайд 4

«15 ЛЕТ» Еще вчера в зеленые березки Я убегала, вольная, с утра. Еще вчера шалила без прически, Еще вчера! Весенний звон с далеких колоколен Мне говорил: «Побегай и приляг!» И каждый крик шалунье был позволен, И каждый шаг!

Слайд 5

«Я создана писать стихи…»

Слайд 6

«…домики старой Москвы…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины ...

Урок "Жизнь и творчество М.И.Цветаевой"

Урок-знакомство с творчеством М.И.Цветаевой...

Учебно-методическое пособие по творчеству М.Цветаевой

Учебно-методическое пособие содержит методические указания для учителя, дидактический материал и  тестовые задания в формате ЕГЭ....

«Лирический цикл М.И. Цветаевой "Стихи о Москве" М.И. Цветаевой: тематика и художественное своеобразие»

Конспект урока по изучению теории литературы при знакомстве с Цветаевой в школе....

Урок по лирике М. Цветаевой. Тема России - важнейшая в творчестве Цветаевой.

Урок-семинар по теме: «М.И. Цветаева. Лирика. Тема России – важнейшая в творчестве поэтессы» проводится на основе самостоятельной работы в малых группах. Задания для каждой группы разработаны так, что...

М.И.Цветаева в школе. Читаем на уроке одно из поздних стихотворений Цветаевой.

Сегодня мы прикоснёмся к ещё одной «гениальной загадке» М.И.Цветаевой – стихотворению её позднего периода «Бузина», самого, пожалуй, цветаевского и, вместе с тем, сквозящего какой-то удив...

Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»

Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...