"... мне имя - Марина..." (Лирика М.Цветаевой).
творческая работа учащихся (литература, 11 класс) по теме
Сценарий литературно-музыкальной композиции по лирике Марины Цветаевой.(Руководитель:Кондакова М.Б.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno.doc | 44.5 КБ |
mne_imya_-.pptx | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция по лирике Марины Цветаевой.
( Сценарий выступления 11 класса перед учащимися 9-10 классов во время проведения недели
русского языка и литературы).
Цели:
•познакомить учащихся 9-10 классов с миром поэзии М.Цветаевой;
•показать особенности ее лирики;
•подвести учеников, еще не знакомых в достаточной степени с творчеством поэтов ХХ века, к осознанию темы женской поэзии, к осознанию форм выражения вечных женских чувств.
Звучит стихотворение (музыкальное сопровождение – Ф.Шопен. Ноктюрн №2 и одновременно на экране идет видеопрезентация, выполненная учащимися ):
Слайды 1 и 2
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Ведущий 1: Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в одном из старинных московских переулков.
Слайд 3
Ее отец, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.
Мама, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Натура романтическая, она открыла дочерям – Марине и Анастасии- прекрасный мир, в котором были рождественские елки, детские праздники, книги и рассказы матери.
Домашний мир был наполнен искусством: литературой, музыкой – к ним приобщались дети с раннего возраста.
Ведущий 2: Какой была Марина Цветаева?
Слайд 4
Небольшого роста, стройная, с четкими чертами лица, золотисто-каштановыми волосами, зеленоглазая. По характеру юная Марина была диковата и дерзка, застенчива и конфликтна. Она не уживалась в гимназиях и меняла их: за пять лет - три.
Звучит стихотворение «В 15 лет»:
Звенят-поют, забвению мешая,
В моей душе слова: «пятнадцать лет».
О, для чего я выросла большая?
Спасенья нет!
Еще вчера в зеленые березки
Я убегала, вольная, с утра.
Еще вчера шалила без прически,
Еще вчера!
Весенний звон с далеких колоколен
Мне говорил: «Побегай и приляг!»
И каждый крик шалунье был позволен,
И каждый шаг!
Что впереди? Какая неудача?
Во всем обман и, ах, на всем запрет!
- Так с милым детством я прощалась, плача,
В пятнадцать лет.
Ведущий 3: После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно меняется новым увлечением – книгами и стихами. Юная Цветаева пишет стихи на трех языках: русском, немецком, французском, которые она выучила, когда семья жила за границей (мама заболела чахоткой, и ее здоровье требовало теплого, мягкого климата, поэтому семья перебралась в Европу).
Она сразу поставила перед собой цель: ни у кого ничего не заимствовать, никому не подражать, «быть самой собой».
Слайд 5
Звучит стихотворение «Душа и имя»:
Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!
Ведущий (продолжает): В ее душе постепенно созревал честолюбивый замысел: войти в мир литературы и рассказать другим о своих чувствах. И она собрала стопку стихов, оплатила тираж 500 экземпляров и уже через месяц держала в руках довольно неказистую книгу в сине-зеленой обложке под названием «Вечерний альбом».
Она послала книгу Валерию Брюсову и Максимилиану Волошину в издательство «Мусагет». Это была большая смелость: отправить полудетские стихи мастеру «с просьбой посмотреть». Но ведь уже тогда Цветаева следовала девизу, который отчеканила позже: «Единственная обязанность на земле человека – правда всего существа».
Ведущий 1: Наивная первозданность, непосредственность подкупили читателей. На книгу последовали отклики Волошина, Брюсова, Гумилева и других – отклики одобрительные . Автор «Вечернего альбома» приглашала в свою страну – блаженную страну детства, прекрасного, хотя и не всегда безоблачного.
Звучит стихотворение «Наши царства»:
Владенья наши царственно-богаты.
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.
Мы обе - феи, добрые соседки,
Владенья наши делит темный лес.
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облачко в выси небес.
Мы обе – феи, но большие (странно!)
Двух диких девочек лишь видят в нас.
Что ясно нам – для них совсем туманно:
Как и на все – на фею нужен глаз!
Нам хорошо. Пока еще в постели
Все старшие, и воздух летний свеж,
Бежим к себе. Деревья нам качели,
Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..
Но день прошел, и снова феи – дети,
Которых ждут и шаг которых тих…
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Еще невзрослый передаст ли стих?
Ведущий 2: Цветаева была знакома со многими поэтами начала 20 века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок, которому она посвятила цикл стихов.
Звучит стихотворение:
Ты проходишь на Запад Солнца,
Ты увидишь вечерний свет,
Ты проходишь на Запад Солнца,
И метель заметает след.
Мимо окон моих - бесстрастный -
Ты пройдешь в снеговой тиши,
Божий праведник мой прекрасный,
Свете тихий моей души.
Я на душу твою - не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому святому лику
Только издали поклонюсь.
И, под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег,
И во имя твое святое,
Поцелую вечерний снег. -
Там, где поступью величавой
Ты прошел в гробовой тиши,
Свете тихий - святыя славы -
Вседержитель моей души.
Ведущий 2 (продолжает): Любимым городом Цветаевой была Москва. В стихах она обращается к родному городу не просто как к отчему дому, где находит себе приют любой "бездомный", живущий на Руси, но и как к кому-то реально существующему, живому, и в то же время невидимому и далекому.
Слайд 6
Звучит стихотворение «Домики старой Москвы»:
Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,
Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?
Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,
Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор...
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!
Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, --
Грузные, в шесть этажей.
Домовладельцы -- их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.
Ведущий 3: Жизнь так сложилась, что в 1922 году Цветаева вынуждена была эмигрировать (она не поняла и не приняла революцию, в это время ее муж уже был в рядах белой эмиграции). Но находясь 17 лет в эмиграции, Марина Ивановна постоянно думала о Родине:
Волшебство немецкой феерии,
Томный вальс немецкий и простой,
А луга в покинутой России,
Зацвели куриной слепотой.
Милый луг! Тебя мы так любили
С золотой тропинкой у Оки…
Меж стволов снуют автомобили
Золотые майские жуки.
Ведущий 3 ( продолжает): Цветаева – необыкновенный, самобытный поэт. Ее стихи задушевны, они глубоко раскрывают внутренний мир женщины любящей и страдающей, но при всех страданиях не теряющей чувство собственного достоинства. Ее стихи настолько мелодичны, что к ним обращаются композиторы.
Звучит песня «Мне нравится» (в исп.Пугачевой). В это время на экране презентация (фотоматериалы – жизнь Марины Цветаевой), выполненная учащимися.
Ведущий 1: Марину Цветаеву - поэта не спутаешь ни с кем другим. Она хотела быть разнообразной и поэтому искала в поэзии различные пути. Ее поэзию невозможно вписать в рамки литературного течения. Она уникальна и неповторима.
Слайд 7
Звучит стихотворение:
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жизнь и творчество Марины Цветаевой
РОДИТЕЛИ
«15 ЛЕТ» Еще вчера в зеленые березки Я убегала, вольная, с утра. Еще вчера шалила без прически, Еще вчера! Весенний звон с далеких колоколен Мне говорил: «Побегай и приляг!» И каждый крик шалунье был позволен, И каждый шаг!
«Я создана писать стихи…»
«…домики старой Москвы…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины ...
Урок "Жизнь и творчество М.И.Цветаевой"
Урок-знакомство с творчеством М.И.Цветаевой...
Учебно-методическое пособие по творчеству М.Цветаевой
Учебно-методическое пособие содержит методические указания для учителя, дидактический материал и тестовые задания в формате ЕГЭ....
«Лирический цикл М.И. Цветаевой "Стихи о Москве" М.И. Цветаевой: тематика и художественное своеобразие»
Конспект урока по изучению теории литературы при знакомстве с Цветаевой в школе....
Урок по лирике М. Цветаевой. Тема России - важнейшая в творчестве Цветаевой.
Урок-семинар по теме: «М.И. Цветаева. Лирика. Тема России – важнейшая в творчестве поэтессы» проводится на основе самостоятельной работы в малых группах. Задания для каждой группы разработаны так, что...
М.И.Цветаева в школе. Читаем на уроке одно из поздних стихотворений Цветаевой.
Сегодня мы прикоснёмся к ещё одной «гениальной загадке» М.И.Цветаевой – стихотворению её позднего периода «Бузина», самого, пожалуй, цветаевского и, вместе с тем, сквозящего какой-то удив...
Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»
Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...