Дети и война. (Рассказ В.О.Богомолова «Иван»)
статья по литературе (6 класс) на тему

Познакомить учащихся с биографией писателя и его рассказом, показать необычность характера героя; выяснить, какие нравственные вопросы поднимает автор; приобщить к хорошей, яркой прозе детей, воспитывать чувство патриотизма и толерантности у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_3.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №6 г. Лениногорска РТ

Тема: Дети и война. (Рассказ В.О.Богомолова «Иван»)

Цели урока: познакомить учащихся с биографией писателя и его рассказом, показать необычность характера героя; выяснить, какие нравственные вопросы поднимает автор; приобщить к хорошей, яркой прозе детей, воспитывать чувство патриотизма и толерантности у учащихся.

Оборудование: выставка книг писателя, его портрет, иллюстрации к повести.

Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь,

И птицы-память по утрам поют,

И ветер-память по ночам гудит,

Деревья-память по ночам лепечут…

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег летит и пасть не может.

Д.Самойлов

Зачем ты, война, у мальчишек

их детство украла

и синее небо, и запах простого цветка?

В.Рыдкевич

  1. Слово учителя.

Дети и война… Нет более несовместимого на свете, чем дети и война. Точно сказано: «У войны не женское лицо». И тем более не детское.

Во множестве были затоптаны страшными сапогами – безоружные, слабые дети. Вот как об этом пишет Глеб Еремеев в стихотворении «Война вошла в мальчишество мое…»

Война вошла в мальчишество мое

Сперва без дыма, крови и тревоги,

А как заходят путники в жилье

Передохнуть, испить воды с дороги.

«Во время Второй мировой войны на земле погибло около 13 миллионов детей.

Кто теперь скажет, сколько среди них было русских детей, сколько белорусских, польских или французских? Погибли дети – граждане мира».

  1. Сообщение учащихся.
  2. Беседа.

- Почему рассказ называется «Иван»?

- В чем особенность композиции рассказа?

- Кто он, от чьего лица ведется повествование?

- Почему ему автор поручает рассказ о герое?

- Расскажите о первой встрече Ивана и Гальцева?

- Каким мы видим мальчика?

- Почему снова и снова вглядывается Гальцев в Ивана?

- Почему в описании героя необычное сочетание детского и взрослого?

- Какой взгляд у мальчика?

- Как он ведет себя?

- Имел ли право Иван чтобы о нем сообщили в тыл?

- «Он один дает больше, чем… разведрота». Докажите справедливость этих слов.

- Можно ли предположить, какие данные доставил Иван после первой разведки?

- Попытайтесь представить путь мальчика в тыл врага.

- Что пришлось ему преодолеть?

- Может быть, ничего детского не осталось в этой душе, опаленной войной?

- Но вот Иван снаряжен в разведку. Как он выглядит теперь?

- Каким словом определяют главный мотив мальчика хорошо знающие его люди?

- В чем причина поражающей нас взрослости Ивана?

- Попробуйте представить и сформулировать задание, которое должен он выполнить.

- В чем трудность задания?

- Докажите, что посылавшие Ивана в разведку сделали все, чтобы по возможности уберечь его от опасности.

- Мы не знаем, что пришлось пережить Ивану на этот раз в немецком тылу, известно только, что он выполнил задание, вернулся и снова ушел, ушел сам, потому что не хотел, не мог ехать в суворовское училище, куда его направляли.

- Почему Иван отказывается ехать в суворовское училище?

- Что помогает нам понять мотивы его поведения?

- Вместе с Гальцевым оказываемся мы 2 мая 1945 года в центре Берлина, где в составе опергруппы он перебирает документы и архивы гестапо. Представьте, что он испытал, когда из одной из папок глянуло на него лицо Ивана… «Я узнал его сразу по скуластому лицу и большим широко расставленным глазам…»

- Чтение копии сообщения начальника тайной полиции 2-ой немецкой армии.

- Что поражает нас в этом документе? Что открывается нам за бесстрастными строками документа?

- Какие награды имеет Иван?

- Ваше отношение к герою. Совпадает ли оно с авторским?

- Когда был расстрелян Иван? Почему важна эта деталь?

- Иван расстрелян ранним утром 25 декабря.

- О чем говорит нам эта дата?

- С каким чувством мы закрываем книгу?

  1. Слово учителя.

В.Богданов так определил идею рассказа: «Главное для меня в «Иване» - это гражданственность, неприятие человеком зла и несправедливости, изображение ненависти ребенка к немецким захватчикам и его самого активного противодействия».

Но суровые строки рассказа рождают с сердце и щемящую боль за исковерканную войной судьбу, несостоявшее «завтра», за то, что юные Иваны навсегда остались за огненной чертой.

Память войны стучит нам в сердце…

  1. Чтение учащихся стихотворения С.Щипачева «Павшим».

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни,

Не потому ли я живу,

Что умерли они.

Чем им обязан – знаю я,

И пусть не только стих,

Достойна будет жизнь моя

Солдатской смерти их.

  1. Задание на дом.

I группа – отзыв о рассказе.

II группа – рассказ о последнем подвиге Ивана.

  1. Итоги.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская о ценности детства «ДЕТИ и… ВОЙНА» ( по повести Владимира Богомолова «Иван»)

Цель: образовательная – а) повторение ранее изученного произведения ( Л.Н.Толстой «Петя Ростов»);б) знакомство с произведением о Великой Отечественной войне 1941-1945гг., где герой-ровесник вносит пос...

Урок внеклассного чтения по повести В.Богомолова "ИВАН"

                                    Что  общего на этих  фотографиях...

Дети и война. (Рассказ В.О.Богомолова «Иван»)

Познакомить учащихся с биографией писателя и его рассказом, показать необычность характера героя; выяснить, какие нравственные вопросы поднимает автор; приобщить к хорошей, яркой прозе детей, воспитыв...

Урок внеклассного чтения " У войны недетское лицо"(Повесть В.Богомолова " Иван"

Урок-проект составлен в сооттветствии с требованиями ФГОС...

План-конспект урока «У войны не детское лицо» (по повести В. Богомолова «Иван»)

Цели урока:• Провести анализ повести Богомолова «Иван», ввести в атмосферу описываемых событий, обменяться опытом прочтения;• подвести учеников к осознанию того, что война - тяжё...

Презентация к внеурочному занятию по повести Богомолова "Иван" и стихотворению Ю. Воронова "Опять война..."

Данное занятие посвящено 75-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Его можно провести с обучающимися 6-7 класса. Для определения темы и целей занятия используется технология кроссен...

План-конспект урока "У войны не детское лицо" по повести В.Богомолова "Иван"

Цели урока:• Провести анализ повести Богомолова «Иван», ввести в атмосферу описываемых событий, обменяться опытом прочтения;• подвести учеников к осознанию того, что война - тяжё...