"Я верю в чистую любовь".
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Методическая разработка предлагается преподавателям общеобразовательных учебных заведений, которые ведут литературу. Урок необычен, сценарий составлен по творчеству великих поэтов 19 века Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и А. К. Толстого. Форма - литературно - музыкально - хореографический салон с элементами парикмахерского искусства. Очень сложно представить себя на балу в 19 веке, поэтому была взята такая форма, где происходит полное "погружение" в тему: стихи читают "сами" поэты, танцы 19 века, этикет, наряды, поведение. Такой урок помогает увидеть своими глазами, поучаствовать, проявить творческие способности и, наконец, понять материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_veryu_v_chistuyu_lyubov..doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я верю в чистую любовь…» (А. К. Толстой).
Автор – преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО РПТ МО (Раменский политехнический техникум) – Балина Татьяна Ивановна.
Цели:
- Познавательная:
а) расширить знания учащихся о любовной лирике Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и А. К. Толстого.
б) познакомить ребят с адресатами любовной лирики поэтов.
В) дать представление о модных направлениях в прическах дам второй половины 19 века.
2. Развивающая:
а) показать, как проводились салоны этого периода и некоторые танцы.
б) послушать романсы на стихи поэтов.
в) интегрировать знания учащихся по литературе, музыке, танцам, моде в дамских прическах 2 половины 19 века.
3. Воспитывающая:
а) найти ответ на вопрос: «Что такое настоящая любовь»?
б) понять этикет на балах 19 века.
Форма: литературно – музыкально – хореографический салон.
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей русского языка и литературы, ведущих данные предметы в 10 классе общеобразовательных школ и в учреждениях НПО и СПО.
Ход урока.
Преподаватель литературы:
– Здравствуйте, уважаемые гости, участники салона и коллеги! Мы открываем наш салон под названием: «Я верю в чистую любовь…». Я работаю учителем литературы 27 лет. Впервые решилась провести такую форму урока – литературно – музыкально – хореографический салон. Все необычно: бал, танцы, романсы. Было большое любопытство: как это все тогда происходило? Идея оказалась интересной, меня поддержала организатор внеклассной работы – Кадырова Ирина Витальевна и группа детей, которые с огромным интересом участвовали в подготовке. В техникуме есть несколько кружков: хореографический, вокальный, ребята каждый год занимают призовые места на разных конкурсах.
Итак, речь пойдет о творчестве трех великих поэтов, эпизодов их личной жизни. Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет и Алексей Константинович Толстой – наши великие русские поэты.
Попробовали интегрировать материал по литературе, музыке, хореографии, моду в прическах. Представляем на ваш суд нашу коллективную работу. Действие происходит в наше время и в 19 веке. Не судите строго. Наш современник смотрит телепередачу о творчестве Тютчева, Фета и Толстого. Ему становится неинтересно, и он засыпает. Во сне он видит …Предлагаем вашему вниманию литературно – музыкально – хореографическую постановку. Перенесемся с вами в 19 век – век романтики, любовной поэзии, золотой век русской литературы.
(Наше время, юноша смотрит телепередачу о поэтах 19 века и их творчестве, но засыпает…)
Телевед. - В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил.
А кто не знал любви,
Тот все равно, что не жил…
– Эти слова принадлежат великому Мольеру. А мы сегодня рассмотрим истории любви трех великих русских поэтов: Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого. Что такое любовь? До сих пор никто не может точно дать определение этому чувству: ни философы, ни писатели, ни художники, может быть, поэты помогут нам разобраться в нем?)
(На сцене три девушки из дворянских семей собираются на бал, они одеты в бальные платья, им помогают горничные.)
- Барышня, голубушка, посидите спокойно.
- Дуняша, как я могу сидеть спокойно, если собираюсь на бал?
- Барышня, мы тогда не успеем локоны завить.
- А что без них нельзя?
- Что вы, завивка в моде в этом сезоне.
- Дуняша подай мне диадему, я хочу быть самой модной девушкой на балу.
- Хорошо, барышня, уже несу.
________________________________________________________________
- Акулина, пора на бал собираться, что в нынешнем сезоне в моде?
- Барышня, в моде химическая завивка и обесцвеченные волосы.
- Боже мой, а как же быть? Ведь у меня темные волосы?
- Барышня, не волнуйтесь, у вас есть замечательный парик, который вам батюшка из Парижа привез, его и наденем, он вам очень идет. Ведь мода на парики еще не прошла.- Замечательно, теперь я не пропущу ни один танец, и все кавалеры будут у моих ног.
__________________________________________________
- Глаша, что нового в мире моды в этом сезоне?
- Барышня, осветленные волосы и завивка.
- А говорят, что уже коротко стригутся?
- Да, за границей, но это смелые модницы, а наш царский двор этого не признает.
- Тогда и мы не будем идти против мнения двора.
- Чем можно украсить прическу?
- Для вашей прелестной головки все подойдет: обруч, перо, диадема, заколка.
- А что наденет Лопухина?
- Диадему.
- Тогда я заколку, вот эту, с бриллиантом.
- Хорошо, барышня.
(При первых звуках музыки юноша просыпается и с удивлением оглядывает зал и всех присутствующих)
Начинаем бал, первый танец.
(Юноша поворачивается и видит Тютчева)
Юноша. – Здравствуйте. Вы Федор Иванович Тютчев? Не могли бы вы рассказать мне о своей любви, пожалуйста, и почитайте свои стихотворения.
- С огромным удовольствием. С кем имею честь беседовать? (Юноша представляется).
Т. - Первой моей любовью была Амалия Крюденер. Юная немка произвела на меня неизгладимое впечатление:
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел, мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стаяла ты, младая фея,
На мглистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломка груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал…
Т. - Я подумывал жениться, но родители Амалии думали иначе, она вышла замуж за другого.
Еще дважды мы встречались на отдыхе, родилось стихотворение, которое впоследствии стало романсом.
(Переносимся на бал, где исполняется романс «Я встретил вас - и все былое…)
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что – то встрепенется в нас, -
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас как бы во сне,-
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Т. - Были в моей жизни и другие женщины – Эмилия Элеонора Петерсон. Я очень был любим ею:
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой.
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной, везде, всегда,
Недостижимый неизменный,-
Как ночью на небе звезда…
Т. - Но наш брак длился недолго, жена умерла. Долго я не мог забыть Элеонору, но жизнь взяла свое. Эрнестина – моя звезда, моя жена и Елена Денисьева - моя любовь, украсили мою жизнь
Больно было моей Эрнестине, но я ничего не мог поделать со своей слабостью – Денисьевой.
Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно – греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный.
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была –
Ты, ты мое земное провиденье!..
Т. - Моя верная Нести. Я знал, что она меня очень любит. Однажды увидел такую сцену: она сидит на полу и машинально бросает в огонь наши письма, а лицо все в слезах:
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как застывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут.
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
Т. (- Ты любила меня в 10 раз больше, чем я того стоил. Денисьева – поздняя любовь моя, отвергнутая обществом, отцом, любила меня самозабвенно):
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зари вечерней.
Полнеба охватила тень,
Лишь там, на западе бродит сиянье.
Помедли, помедли вечерний день,
Продлись, продлись очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность.
О, ты последняя любовь…
Ты и блаженство и безнадежность.
- Т. Так какое написать?
Бал, танец.
Тютчев. – Афанасий Афанасьевич, подойдите к нам, пожалуйста. Разрешите представить вам молодого человека.
Юноша. - Афанасий Афанасьевич, прочитайте, пожалуйста, мне ваши стихи.
Ф.- Благодарен вам за внимание, с удовольствием прочту.
Ф. - Для меня женщина – это муза. Первая любовь у меня сложилась трагично. Мария Лазич – вечная моя муза, погибла. Мой ангел, мой идеал, который я любил до конца своих дней.
Ты отстрадала, я еще страдаю…
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, ночных лучей,-
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном твоих очей!
Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в небытие!
Ф. – Долгое время я был один, затем женился на Марии Боткиной.
Если ты любишь, как я, бесконечно,
Если живешь ты любовью и дышишь,
Руку на грудь положи мне беспечно:
Сердца биенья под ним ты услышишь.
О, не считай их! В них силой волшебной
Каждый порыв переполнен тобою.
Так в роднике за струею целебной
Прядает влага горячей струею.
Пей, отдавайся минутам счастливым,-
Трепет блаженства всю душу обнимет!
Пей – и не спрашивай взором пытливым,
Скоро ли сердце иссякнет, остынет.
Ф. - Сложно говорить о наших чувствах с Боткиной. Но Я точно любил в жизни двух женщин – Марию Лазич и ее подругу А. Бржескую:
Только в мире и есть,
Что тенистый дремлющих кленов шатер,
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор.
( Бал, исполняется романс «На заре ты ее не буди».)
(Диалог А. К. Толстого и одного из присутствующих господ.)
- Господа, посмотрите какие великолепные дамы собрались, одна лучше другой. Я бы с некоторыми из них завел бы небольшие романчики.
- Господин, вы плохого мнения о женщинах?
- Нет, что вы, я очень люблю женщин, но не могу остановиться на одной.
- Тогда вы еще не любили по - настоящему, когда приходит настоящая любовь, то она на всю жизнь.
- Согласен, я вас узнал, вы Алексей Константинович Толстой?
- Да, к вашим услугам. С кем имею честь беседовать?
Юноша. – (Представляется).
Юноша. - Алексей Константинович, расскажите мне о своей любви.
Т. - Я готов поведать вам о своей любви.
Т. Я верю в чистую любовь
И душ соединенье;
И мысли все, и жизнь, и кровь,
И каждой жилки бьенье
Отдам я с радостию той,
Которой образ милый
Меня любовию святой
Исполнит до могилы.
Т. – Любовь всей моей жизни – Софья Андреевна Бахметева, моя муза и любовь. Именно она вдохновляла меня всю жизнь:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид.
И смех твой, и грустный, и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь –
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя – я не знаю.
Но кажется мне, что люблю!
Т. – Милой Софии я посвятил все свои стихотворения:
Минула страсть, и пыл ее тревожный
Уже не мучит сердца моего.
Но разлюбить тебя мне невозможно.
Все, что не ты, - то суетно и ложно,
Все, что не ты,- бесцветно и мертво.
Без повода и права негодуя,
Уж не кипит бунтующая кровь,
Но с пошлой жизнью слиться не могу я,
Моя любовь.
Так от высот нахмуренной природы,
С нависших скал сорвавшийся поток
Из царства туч, грозы и непогоды
В простор степей выносит те же воды
И вдаль течет, спокоен и глубок.
( Звучит романс «То было раннею весной».)
Танец и все исчезает, наш герой спит.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(В домах знатных дам идет обсуждение бала).
- Барышня, как прошел бал?
- Дуняша, замечательный был бал! Моя прическа и диадема сделали свое дело. Мною заинтересовались несколько достойных юношей.
- Голубушка, я за вас рада. К следующему балу мы сделаем химическую завивку и выкрасим вас в рыжий цвет: вы будете самой яркой и прекрасной!
- Спасибо, Дуняша. А ты бы видела и слышала выступления наших великих поэтов, какие они стихотворения читали, просто чудо и мне в альбом записал Федор Иванович:
Не верь мне, друг, когда в избытке горя
Я говорю, что разлюбил тебя,
В отлива час не верь измене моря,
Оно к земле воротится, любя.
Уж я тоскую, прежней страсти полный,
Мою свободу вновь тебе отдам,
И уж бегут с обратным шумом волны
Издалека к любимым берегам!
____________________________________________________
- Акулина, давай снимем скорее все с головы.
- Барышня, парик не подвел?
- Нет, он был хорош, но в следующий раз мы обесцветим волосы и соберем на затылке, оставив несколько локонов.
- Да, барышня, это будет красиво.
- На балу сам Фет читал стихи- Это было великолепно, мне нравится вот это:
В дымке – невидимке
Выплыл месяц вешний,
Цвет садовый дышит
Яблонью, черешней.
Так и льнет, целуя
Тайно и нескромно.
И тебе не грустно?
И тебе не томно?
Истерзался песней
Соловей без розы.
Плачет старый камень,
В пруд роняя слезы.
Уронила косы
Голова невольно.
И тебе не томно?
И тебе не больно?
- Очень красиво, барышня!
_______________________________________________
- Бал прошел блистательно, я танцевала с самыми великолепными мужчинами, слушала прекрасные стихи и романсы на стихи Ф. Тютчева, А. Фета и А. Толстого.
- Барышня, вам понравился А. К. Толстой?
- Очень понравился. Он все свои стихотворения посвятил жене – Софии. Счастливая!
Она достойна этого. Как можно лучше сказать о любви?
…И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Чтобы любовью не дышало.
- А ваша прическа и бриллианты сделали свое дело?
- Нет, не было достойных кавалеров.
- Жаль, но у вас все впереди, в моду входит естественность, натуральность, настоящие кавалеры оценят это.
_____________________________________________________________________
Телеведущий. – Любовь для наших поэтов - основной мотив творчества, источник вдохновения, «муки сердца», «безумное чувство», на которое «осужден» каждый поэт!
Юноша. – (Просыпаясь.) Вот это сон! Кому расскажи – не поверят!
Учитель. – Уважаемые дамы и господа, гости и участники салона! Каждый из вас услышал великолепные стихотворения, каждый из вас понимает по – своему, что такое любовь! Но для каждого это чувство новое, неповторимое, необъяснимое, но оттого не менее прекрасное. Наши поэты много страдали, часто теряли, но обретали любовь! Давайте же верить в чистую любовь, и пусть она нас всех посетит!!!
(Представление актеров и танцоров).
- Разрешите представить наших актеров. Благодарим всех за внимание!
Список литературы:
- Сборник стихотворений Ф. И. Тютчева.
- Сборник стихотворений А. А. Фета.
- Сборник стихотворений А. К. Толстого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная гостиная "Она в любовь верила" (о Зинаиде Райх) 8 - 11 классы
Данный материал предназначен для классных руководителей, завучей по внеклассной работе, библиотекарей при проведении мероприятий "Верь в великую силу любви". Может быть частично использова...
Святые добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Открытый урок по православной культуре для 5 класса...
Святые добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Открытый урок по православной культуре для 5 класса...
Разработка урока по ОПК: «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София»
Данная разработка урока по Основам православной культуры является разработкой урока для 5-х классов. Тема данной разработки урока - «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Свят...
Урок внеклассного чтения по литературе "Любовь и вера" (по книге А.Владимирова "Любовь и вера")
Размышления, решения проблемных вопросов на уроке относительно любви, какой она должна быть для верующего человека. Насколько важна для современных юношей и девушек нравственная чистота?...
Презентация "Самая чистая любовь в мире"
Презетнация предназначена для детей школьного возраста....
Вера, Надежда и Любовь
проект...