Викторина по творчеству А.И. Куприна
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Петрушевская Ирина Алексеевна

Вопросы викторины можно использовать при подготовке к литературной игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Викторина

Жизнь и творчество А. И. Куприна

1870 – 1938

  1. Кто были предки Куприна по материнской линии, от которых, по его мнению, ему досталась «бешеная кров»?
  2. Были ли среди писателей 19 века земляки Куприна, родившиеся в той же губернии, что и он, а кто из писателей-современников был его ровесником?
  3. Какую фамилию дал Куприн своему автобиографическому герою в романе «Юнкера», а кого наградил эпитетом «обожаемая»?
  4. Какое горестное воспоминание о кадетском училище осталось у писателя на всю жизнь и отразилось в повести «Кадеты»?
  5. Как пострадал юноша в юнкерском училище за первый опубликованный рассказ?
  6. На какое «страшное, гнусное дело» откликнулся 17-летний Куприн?
  7. Что помешало молодому офицеру поступить в Академию Генерального штаба и заставило подать в отставку?
  8. Будучи романтиком по натуре, какие романтические профессии пытался освоить Куприн?
  9. Что послужило для Куприна главной писательской « школой»?
  10. Кого он называл «людьми со священным безумием в сердце»?
  11. Как парадоксально озаглавлен купринский рассказ о бедном чиновнике, нашедшем кошелек с тремя рублями и сошедшем с ума?
  12. Какая повесть принесла 26-летнему автору известность?
  13. Кто такой Молох и чему он уподоблен в одноименной повести?
  14. Как сформулировал свое творческое кредо молодой Куприн: «…все,…все,…все и обо всем»? Какие глаголы пропущены?
  15. О каком своем произведении писатель отозвался так: «Мой главный, девятый вал, мой последний экзамен»?
  16. Почему Куприн назвал свою повесть об армии «Поединок»?
  17. Как зовут главного героя повести и как называет его любимая женщина?
  18. Какие три призвания, достойные человека, выделяет он и какое выбирает для себя?
  19. Какая смешная, наивная привычка думать о себе была у Ромашова, как и у одной толстовской героини?
  20. Что пообещала Ромашову Шурочка при последнем свидании, и что почувствовал он?
  21. Взгляды какого немецкого философа  отразились в монологах Назанского?
  22. О ком Назанский говорил: «…все они на службе делаются низменными, трусливыми, глупыми зверюшками»?
  23. Куприн верил, что «человек пришел в мир для безмерной свободы, творчества и …». Чего?
  24. По мнению писателя, «чем ближе человек к природе, тем выше его … …». Что выше?
  25. Кто такой Гамбринус?
  26. На чем играет герой «Гамбринуса» в начале и конце рассказа?
  27. Продолжите афоризм, которым завершается «Гамбринус»: «Человека можно искалечить, но искусство …».
  28. Чьё это признание: «Случилось так, что меня не интересовало в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей, для меня вся жизнь заключается только в Вас»?
  29. Какое музыкальное произведение завещал исполнить Желтков?
  30. Откуда взяты слова молитвы «Да святится имя твоё»?
  31. Попробуйте угадать купринских героев: а) «Его нежная, почти женственная натура жестоко страдала от грубых прикосновений действительности»; б) чувствительный офицер, который сотрясался от рыданий, «точно плачущая женщина», при виде истязаемого солдата-татарина; в) «добрый», но «слабый» интеллигент, не сумевший помочь любимой девушке; г) «чистый» и «жалкий» молодой человек, страдающий от окружающей пошлости и неразделенной любви.
  32. Кто из купринских героинь осознала, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется один раз в … лет»? Во сколько лет?
  33. Кто и о ком говорит: «До сих пор, пока люди будут любить друг руга <… > имя твоё во многие века будет произноситься с умилением и благодарностью»?
  34. Какую машину изобрел учитель гимназии, герой рассказа «Механическое правосудие, и был ею же  «наказан»?
  35. Кого взялся экзаменовать другой учитель из рассказа «Исполины» и ставил экзаменуемым самые низкие баллы?
  36. Где происходит действие купринской «Ямы»?
  37. Какую эсеровскую газету редактировал Куприн после Февральской революции?
  38. Какую повесть о старом профессоре-эмигранте и французской девочке, к которой он привязался, написал Куприн, находясь в эмиграции?
  39. Вспомните заглавия купринских рассказов о «братьях меньших»: «Белый …», «Собачье …», «Золотой …», «Медвежья …»,  «…» (кличка лошади),  «…» (кличка собаки),  «…» (кличка кошки).

Ответы

  1. Татарские князья. Мать – урожденная княжна Куланчакова.
  2. М. Лермонтов и В. Белинский тоже уроженцы Пензенской губернии. И.Бунин – ровесник Куприна (1870 г.р.).
  3. Александров, т.е. превратил свое имя в фамилию. Мать Любовь Алексеевна, которую обожал.
  4. Публичная порка розгами. Так был наказан и герой повести Буланин.
  5. Получил дисциплинарное взыскание и попал в карцер.
  6. На расправу над народовольцами, обвиненными в подготовке покушения на царя (1887).
  7. Столкновение с околоточным надзирателем, за что был отозван с экзаменов в полк и подал в отставку.
  8. Воздухоплавание и авиаторство, водолазное дело. Кроме того, выступал на цирковой арене борцом.
  9. Репортерская работа в киевских газетах.
  10. Авиаторов.
  11. «Миллионер» (1895).
  12. «Молох» (1896).
  13. Древний моавитянский бог солнца, огня и войны, «требовавший» человеческих жертвоприношений. Заводу, пожирающему человеческие жизни, «прогрессу, машинному труду, успеху культуры» - цивилизации вообще.
  14. «…видеть», «…знать», «…уметь», «…писать».
  15. О повести «Поединок» (1904-1905).
  16. Авторское объяснение – «мой поединок с царской армией». Кроме того, герой – правдоискатель находится в конфликте со своей средой, и повесть завершается дуэлью между двумя офицерами, на которой погибает главный герой.
  17. Георгий (Жора) Ромашов – Ромочка.
  18. Искусство, наука и физический труд. Первое.
  19. Думать о себе в третьем лице. У Наташи Ростовой.
  20. Что никто из дуэлянтов не будет ранен; «… между ними незримо проползло что-то тайное, гадкое, склизкое, от чего пахнуло холодом на его душу».
  21. Ф Ницше.
  22. Об офицерах, своих сослуживцах.
  23. «…счастья».
  24. «…духовная красота».
  25. Король, покровитель пивоварения.
  26. На скрипке и свистульке.
  27. «… всё перетерпит и всё победит».
  28. Желткова («Гранатовый браслет»).
  29. Сонату Бетховена №2 (часть 2).
  30. Их слышит героиня «гранатового браслета» при звуках бетховенской музыки, как будто с ней разговаривает умерший возлюбленный.
  31. а) Бобров («Молох»), б) подпоручик Козловский («Дознание»),

в) Иван Тимофеевич («Олеся»), г) Ромашов («Поединок»).

  1. Вера Николаевна («Гранатовый браслет»); «тысячу».
  2. Царь Соломон о Суламифи («Суламифь»).
  3. Для сечения розгами и сам был высечен.
  4. Русских писателей – классиков. А портрет Щедрина поставил в угол.
  5. В борделе  на Ямской улице в Киеве.
  6. «Свободная Россия».
  7. «Жанета».
  8. «…пудель», «счастье», «петух», «молитва», «Изумруд», «Пиратка», «Ю-ю».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна...

Мастерская по творчеству А.И.Куприна. 11 кл.

Урок-мастерская-это интересная и неизбитая, на мой взгляд. форма урока литературы. Преимущество этой формы в том, что учащиеся могут интерпретировать текст," пропустить его через себя", дать своё толк...

Конспект урока по литературе «Тема любви в творчестве А.И.Куприна»

Урок – исследование  по русской  литературе 20 века.   Дан  материал по  теме любви  в творчестве А.И.Куприна. На уроке  ведется наблюдение за тем, как рассматр...

Презентация к уроку по творчеству А.И.Куприна ("Гранатовый браслет")

Презентация к уроку по произведению А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

Тест по творчеству А.И. Куприна

Данные тесты предназначены для проведения уроков по литературе в 11 классе, а также для подготовке к ЕГЭ по литературе....

Тест по творчеству А.И. Куприна

Данные тесты предназначены для проведения уроков по литературе в 11 классе, а также для подготовке к ЕГЭ по литературе....

методическая разработка урока литературы по творчеству А.И.Куприна: Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

Автор работы хочет предложить вашему вниманию разработку открытого урока по литературе с применением элементов учебного диалога, для формирования ситуации дискуссии и диспута (т.е. в ходе ...