События Отечественной войны 1812г в баснях И.А. Крылова
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
- расширить и углубить знания учащихся о баснях И.А. Крылова;
-воспитывать у них чувства любви к Родине, гордости за наших предков;
-убедить в неумирающей действенности басен Крылова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия»
Внеклассное чтение на тему
«События Отечественной войны 1812г. в баснях Ивана Андреевича Крылова».
Урок проведён в 6 «А» классе учителем русского языка
и литературы Богатовой Клавдией Фёдоровной.
Цель урока – расширить и углубить знания учащихся о баснях И.А. Крылова;
-воспитывать у них чувства любви к Родине, гордости за наших предков;
-убедить в неумирающей действенности басен Крылова.
Наглядность:
а) портрет И.А. Крылов. Художник К. Брюллов;
б) портреты Кутузова и Наполеона;
в) рисунок «Бородинское сражение»;
г) рисунки к басням Крылова художников Е.Рачева, Б. Тржемецкого, А. Сапожникова,
художников Кукрыниксы и др.
Домашнее задание к уроку.
I. Прочитать басни И. А. Крылова:
а) «Волк на псарне» (подготовить выразительное чтение басни в лицах) ;
б) «Обоз»;
в) «Щука и Кот»;
г) «Ворона и Курица» ;
д) «Кот и повар».
II. Подготовить письменный анализ одной из басен по данному плану:
1) Тема и идейный замысел басни.
2) Характеристика основных образов басни, и их роль в раскрытии ее идеи.
3) Язык и художественные особенности басни, их роль в её идейном смысле.
Ход урока.
I. Вопросы и задания классу:
- Что такое басня?
- Какие основные три элемента в басне?
-Что характеризует основное её содержание?
-Прочитайте наизусть известные вам басни Крылова, назовите их темы, укажите сатирическую направленность.
Учащиеся читают басни: «Осёл и Соловей» , «Мартышка и Очки», «Свинья под Дубом, «Волк и Ягнёнок», «Листы и Корни» и др. Отвечают на вопросы учителя, привлекая наглядные пособия.
-Вспомните, какое историческое событие произошло в России в 1812 году.
- Какие личности этой войны вам известны (Внимание на наглядность.)
II.Сообщение учителем цели и темы урока.
III. Проверка домашнего задания.
1. Учащийся выразительно читает басню «Ворона и Курица», и зачитывает письменный её анализ.
Тема басни – отклик на событие войны 1812 года.
Она богата содержанием.
Её основные аллегорические образы Ворона и Курица.
В ней рассказывается о печальной участи Вороны, опрометчиво оставшейся в Москве при вступление в неё французов и попавшей к ним в суп.
(Справка учителя. «Вороний суп»- колоритная деталь на истории войны 1812 года. В этом есть прямой смысл басни.)
Легко догадаться, что Ворона, мечтавшая поживиться чем-нибудь в Москве,- это Наполеон.
Он явился в Москву в погоне за славой и попался, «как Ворона, в суп. ( Обращается внимание учащихся на рисунок, изображавший огорчённого Наполеона.)
Кутузов называется в басне «Смоленским князем». Этот титул ему был присвоен после сражения под Красным (6 ноября 1812 г.) Басня «Ворона и Курица» была написана вскоре после этого сражения.
Автор показывает мудрость Кутузова, его искусство побеждать врага: Он «вандалам» сеть поставил и на погибель им Москву оставил».
Когда Кутузов голодом стал морить французов, Ворона сама к ним в суп попалась.» ( Это аллегория на разгром Наполеона.)
Что характеризует художественную форму басни?
Это прежде всего простота содержания, автор подчеркивает её в заглавии басни, в тоне рассказа.
Очень выразительно автор описывает героизм русского народа, не желавшего жить под властью иноземцев:
Тогда все жители, и малый и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен Московских поднялися,
Как из улья пчелиный рой.
Стих басни вольный, что определяет её общедоступность.
Басня написана живым русским языком. Это сказывается в синтаксическом построении речи, состоящей из простых предложений, и в народной лексике («противу», «супостат», «с гостьми», «по пятам несёшься», «…вон из стен Московских поднялися, как из улья пчелиный рой.»)
Диалог Вороны и Курицы - образец разговорной речи народа .
Неумирающая действенность басни заключена в её морали, которая говорит о черте, характерной во все времена для любого народа:
Так часто человек в расчетах слеп и глуп.
За счастьем, кажется, ты по пятам несёшься:
А как на деле с ним сочтешься -
Попался, как ворона в суп!
Анализы других басен учитель берёт домой на проверку.
Сообщение первого ученика.
Историческим поводом к написанию басни «Щука и Кот» послужила неудача адмирала Чикагова, не сумевшего отрезать Наполеону путь при переправе через реку Березину.
Адмирал Чикагов, моряк по роду оружия, самоуверенно взял на себя в Отечественную войну командование сухопутной армией. При переправе французов через Березину он не только не задержал неприятеля, но и сам отступил с трудом. В руки французов попала и канцелярия Чикагова и даже экипаж с его столовым серебром. На это и намекает фраза басни: «И крысы хвост у ней отъели»
Самоуверенного Чикагова Крылов показывает в образе Щуки, и подчеркивает, что адмирал взялся не за своё дело. Отсюда и мораль басни:
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник.
Второй ученик читает басню «Щука и Кот».
Сообщение ученика .
Чтение басни «Обоз» вторым учеником.
Сообщение третьего ученика.
Басня «Обоз» была написана в защиту медлительных действий Кутузова, избегавшего решительного сражения с Наполеоном. После сдачи русской армией Москвы, многие начали обвинять Кутузова в бездействии. Сам царь поставил главнокомандующему вину, что он не дал вторичного сражения Наполеону под Москвой.
Крылов басней «Обоз» выступил в защиту Кутузова. Старый добрый «Конь» Кутузова медленно и верно сводит обоз под гору, верно ведёт войну, а «Лошадь молодая», пустилась вскачь по камням и рытвинам, «с возом - бух в канаву». Сатира басни направлена против противников Кутузова, которые брались не за своё дело.
Чтение четвертым учеником басни «Обоз».
Он комментирует, что мораль басни носит общечеловеческий характер:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Сообщение пятого ученика об истории создания басни «Кот и Повар».
Инсценирование басни.
Вопрос классу: «Как вы понимаете мораль басни?»
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить,
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.
Примерные ответы учащихся:
«Истинные патриоты России понимали, что нельзя терять времени, надо готовиться к бою. Крылов не мог молчать и об этом смело и решительно заявил в своей басне.»
« Как патриот России Крылов не мог молчать и осудил медлительность Александра I, которая могла привести к гибели России.»
Чтение в лицах басни «Волк на псарне»
Справка учителя. Басня отражает тот этап войны России с французами, когда Наполеон, убедившись в провале своего плана завоевать Россию, пытался вступить с русским правительством в переговоры. «Мне нечего у вас делать, - заявлял он. – я готов воротиться… Пора положить конец несогласиям между двумя великими народами…».
Известно, что Кутузов говорил при Тарутине: «Разбить меня Наполеон может, а обмануть никогда.»
В ответ на лицемерное предложение Наполеона Кутузов «выпустил на Волка гончих стаю» и закончил разгром врага.
Вопрос классу: как показано в басне лицемерие Волка- Наполеона, попавшего в безвыходное положение?
Какие строки говорят об уме старого ловчего – Кутузова?
Как в басне Крылов изображает народное движение? Отвечайте текстом басни.
Слова басни «Волк на псарне» использовали Кукрыниксы в годы Великой Отечественной войны к своему рисунку: «Ты - сер , а я - СССР, и волчью вашу я давно натуру знаю.»
Учащиеся получают задание выписать в тетрадь из разобранных на уроке басен выражения, которые стали пословицами и поговорками.
Проверка задания у троих учащихся и объявление учителем оценок.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка (для педагога)
Автор материала (ФИО) | Богатова Клавдия Федоровна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | Учитель русского языка и литературы, рук. шк музея Боевой славы 57 армии |
Образовательное учреждение | МОУ «Средняя образовательная школа №100» г. Саратова |
Название материала | События Отечественной войны 1812г в баснях Крылова |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.) | текстовый документ , |
Цели, Задачи материала | -расширить и углубить знания учащихся о баснях И.А. Крылова; |
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники | Басни Крылова И.С. Тургенев «И.А. Крылов и его басни» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Донские казаки в Отечественной войне 1812г.
материал содержит конспект урока; презентации к уроку "Ратный подвиг казаков", "Атаман Платов", "Историческая карикатура","Казаки - герои Отечественной войны 1812г.", песня "Слава Платову герою"...
отечественая война 1812г
методическая разработка урока...
Интерактивный урок по дисциплине «История» на тему « Внешняя политика Александра I.Отечественная война 1812г.»
Современный процесс обучения истории характеризуется все более широким применением в нем компьютерных технологий, интерактивных методов. Выполняя функцию информативного сопровождения истории, компьюте...
Разработка урока на тему: "Отечественная война 1812г"
Разработка интегрированного урока(история и литература)....
Классный час "Основные события Отечественной войны 1812г"
Отечественная война 1812года – огромное событие в истории России. Эта война вызвала большой всплеск национального самос...
Отечественная война 1812г
Урок в 8 классе....
Отражение событий Отечественной войны 1812 года в баснях И.А. Крылова
Урок литературы. Тема "Отражение событий Отечественной войны 1812 года". Использована кейс - технология , проблемные вопросы. Литературный материал : басни "Волк на псарне", !Обоз", "Кот и повар". Лит...