Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"
Цели урока: Образовательные: - Обобщить знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года.
- Акцентировать их внимание на важнейших событиях, определить их значение в ходе войны.
- Показать народно-освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев.
- Рассмотреть итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы.
Развивающие: - Формировать у учащихся умения работы с текстом учебника и историческими источниками, правильно формулировать свои мысли.
- Продолжить формирование материалистического мировоззрения.
Воспитывающие: - Воспитывать чувства гордости за русский народ, патриотизм.
- На примере героизма русского народа и солдат воспитывать героизм, самопожертвование, самоотверженность. Прививать чувства ответственности за свои поступки и дела.
Оборудование урока: Учебник В.И.Буганов, П.Н. Зырянов “История России. Конец XVII – XIX век”, хрестоматия по истории России XIX века, книга И.А.Крылов “Басни”,карточки-цитаты (Приложение 1),карточки-задания (Приложение 2),карта “Отечественная война 1812 г.”, портреты полководцев М.И.Кутузова, П.И.Багратиона,М.Б.Барклая-де-Толли, А.П.Тормасова, героев войны,план рассмотрения вопросов (на доске). Эпиграф урока: “Война двенадцатого года настала. Кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима Иль русский Бог?” А.С. Пушкин Ход урокаОрганизационный момент. I этап урока: Актуализация. Вступительное слово учителя: “Война 1812 года оставила в истории России неизгладимый след. Это война не была первой народной, таковым уже было освобождение Москвы от поляков в 1612 году в период Смутного времени. Но эта война, как и тогда, показала дух русского народа, его готовность пожертвовать собой ради Отчизны, его стремление к свободе, даже будучи в крепостной неволе. Сегодня мы с вами должны рассмотреть основные события этой войны, определить, почему она называется Отечественной, значение победы русского народа, как для России, так и для Европы в целом. Предлагается следующий план работы (написан на доске): План рассмотрения вопросов урока: - Причины Отечественной войны. Силы и планы сторон.
- Ход войны в период наступления французов (до Бородино).
- Битва при Бородино. Кто в ней победил?
- Почему эта война называется Отечественной? Партизанская война.
- Участие населения Иркутской губернии в Отечественной войне 1812 г.
- Изгнание врага из России, причины победы и её значение.
Карточки-задания (Приложение 2)раздаются слабоуспевающим ученикам дляиндивидуальной письменной работы на основе текстов учебника и хрестоматии. II этап урока: Обсуждение темы 1) Причины войны. Силы и планы сторон. а) Зачитывается карточка №1. Лев Николаевич Толстой подвергает сомнению причины, выдвинутые историками. А как думаете вы? По окончании ответа ученика зачитывается карточка № 2. б) Каковы были планы сторон и расстановка сил? Ответ ученика у карты. Зачитывается карточка №3. 2) Ход войны в период наступления французов (до Бородино). Рассказ ученика о первом этапе войны (до Бородино) и назначении М.И.Кутузова главнокомандующим русской армией с использованием карты и с указанием полководцев на портретах. По окончании зачитываются карточки №4 и №5. Делается вывод, что армия Наполеона уже начала терпеть морально-психологическое поражение. 3) Битва при Бородино. Кто в ней победил? Учитель: “Михаил Илларионович Кутузов с первого момента, как приступил к командованию русской армией, понимал, что если она не даст генерального сражения противнику, дух армии упадёт ниже критической отметки, и тогда ничто не сможет спасти Россию от нашествия. 26 августа 1812года у деревни Бородино это сражение состоялось.Пожалуйста, откройте учебники на стр. 134 – 136.Прочитайте описание Бородинского сражения”. “Ответьте на вопросы: – Каково соотношение русских и французских войск при Бородино? – Численность потерь русских и французских войск? – Какая армия первой отошла с поля боя?Почему?” Учитель: “После отвода войск с Бородинского поля Кутузов собрал военный совет”. Инсценировка военного совета в Филях (роли членов военного совета играют ученики) (Приложение 3) Учитель: “Какой вопрос обсуждался на военном совете? Какое решение было принято?Почему?” Ответы учеников. Учитель: “Теперь самое время обсудить вопрос о том, кто же победил в Бородинском сражении?Историки до сих пор спорят. А как думаете вы?” Обсуждение вопроса о победителях в битве у Бородино. Зачитываются карточки №№ 6 – 8. Делается вывод, что военную победу одержали французы, но моральную, впоследствии сыгравшую главную роль в разгроме врага,одержала русская армия. Зачитывается карточка №9. 4) Почему эта война называется Отечественной?Партизанская война. Учитель : “Оставим на время армию. Ответим на вопрос –почему эта война называется Отечественной?” Ученики на примерах партизанской войны доказывают её народно-освободительный характер и отвечают на поставленный вопрос. Зачитывается карточка №10. 5) Участие населения Иркутской губернии в Отечественной войне 1812 г. Учитель: “Война действительно не оставила равнодушным ни одного подданного Российской империи.Активное участие в ней приняло и население нашего края – Иркутской губернии”. Один из учеников делает заранее подготовленное сообщение об участии населения Иркутской губернии в Отечественной войне. 6) Изгнание врага из России и значение победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Учитель: “Война для французов приняла совершенно неожиданный поворот. Они, захватив Москву,думали, что Россия повержена. Но именно теперь их ждали неприятные сюрпризы. На все послания Наполеона о заключении мира император России Александр I отвечал гробовым молчанием. Как же развиваются события дальше?” Ученики рассказывают по карте об оставлении Наполеоном Москвы, его неудачных попытках прорваться к югу страны и бегстве по старой Смоленской дороге до реки Березины, где Наполеон окончательно теряет армию. Учитель: “Отечественная война 1812 года закончилась. Так“кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай,зима, иль русский Бог?” (слова из эпиграфа урока). Кто сыграл главную роль в победе над врагом? После ответа учеников зачитывается карточка№ 11. Как проявился полководческий талант М.И.Кутузова? В чём историческое значение Отечественной войны для России? Для стран Европы?” Ответы учеников. III этап урока По окончании рассмотрения вопросов урока собираются карточки-задания, розданные ученикам в начале урока, и их письменные ответы для проверки. Примечания: Если учащиеся, работающие с карточками, справились с заданием раньше, чем рассчитывал учитель, то они привлекаются к работе на уроке, в том числе и по тем вопросам, над которыми они работали. Запас: Так как рассмотрение темы рассчитано на два урока, возможно, останется время. Его можно занять обсуждением вопроса, чему посвящена басня И.А.Крылова “Волк на псарне”. Один из подготовленных учеников читает текст басни наизусть, затем происходит обсуждение главной идеи басни. Делается вывод, что басня посвящена героической борьбе российских народов против Наполеона. – Подведение итогов урока, выставление оценок |