Разработка урока литературы по русской обрядовой поэзии "Раз в Крещенский вечерок..."
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме
Урок литературы из цикла " Русская обрядовая поэзия" "Раз в Крещенский вечерок..." проводится 18-19 января в 7-8 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-prazdnik_raz_v_kreshchenskiy_vecherok.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-праздник « Раз в Крещенский вечерок »
Канунникова Светлана Федоровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №135 с углублённым изучением английского языка
Выборгского района Санкт-Петербурга
Урок проводится ближе к Крещению. 18-19 января. Дети в русских народных костюмах.
Задачи урока: Знакомство детей с обычаями русского народа, особенностями обрядовой поэзии. Воспитание уважения к народным традициям.
Звучит музыка из балета П.И.Чайковского. Выходят чтецы.
- Рождественские вечера!
Ах, как давно всё это было…
Метель в окно стучалась так,
Как никогда.
И пахло чем-то милым, вечным,
Рождественские вечера…
Воспоминанья, тени, блики
Средь золота и серебра –
Забытые слова и лики,
И – возвращение добра,
Рождественские вечера…
Чтец 1: Рождество…Волшебный праздник рождения. Появление на свет любого человека является величайшим чудом, а уж Рождество Христа – великий святой день на все времена. Это было…лет назад.* Но каждый год весь мир ждёт чуда Рождества, вспоминает старый заброшенный сарай. Вифлеемскую звезду, волхвов и их дары. Каждый год зажигаются свечи, источают дивные запахи накрытые столы, таинственно манят с любовью приготовленные подарки.
Под музыку Чайковского ангелочки выносят Звезду.
Чтец 2: Католический мир встречает Рождество в ночь с 24 на 25 декабря, а православный с 6 на 7 января. Но для всех это светлый, духовный, высокий праздник.
Рождественская песенка на немецком языке.
Чтец 3: В рождественскую ночь начинался на Руси старинный праздник Святки. В Святках участвовали все от мала до велика, от бедного до богатого. Молодые выбирали для себя суженых, старики вспоминали молодость, старушки гадали девушкам «что было, что будет, чем сердце успокоится».
Чтец 4: Легенды рассказывают, что до Нового года празднуют святые, а после начинаются бесовские потехи. Про это Н.В.Гоголь писал: «Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. И тут через трубу одной хаты клубами повалил дым, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле». Ребята, а вы помните, как называется эта повесть? («Ночь перед Рождеством»)
Выходит чтец:
Настали Святки.
То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима.
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв невозвратимо.
И всё равно: надежда им
Лжёт детским лепетом своим.
(На сцене – Бабушка и Внучка, одна читает вслух, другая вяжет носки.) Звучит музыка Эдварда Грига «Утро».
Внучка:
Раз в Крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали,
Снег пололи, под окном
Слушали, кормили
Счётным курицу зерном,
Ярый воск топили.
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны.
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
– О-о! А что это такое – «кормили счётным курицу зерном»?
Интересно… Бабушка!
Бабушка: А-а, это, значит, гадание такое есть: курицу приносят в горницу, где заранее приготовлены вода, крупа и кольца – золотое, серебряное и медное. И вот, если чья курица будет воду пить – у той муж будет пьяница, какая курица крупу клевать будет – та жди мужа богатого.
Внучка: Бабушка, а кольца зачем?
Бабушка: А вот если курочка золотое колечко выберет – всю жизнь девушке в деньгах прожить, ежели серебряное, серединка на половинку, а уж если медное выберет – тогда в нищете придётся жить.
А пока курица зерно клевала, пели такую песенку:
Рылась курочка
На завалинке,
Вырыла колечушко серебряное.
Ладо ладу.
Кому мы поём,
Тому честь воздаём.
Внучка: Ой, бабушка, как интересно! А мы с подружками сегодня собирались гадать, только не знаем как.
Бабушка: Да, девки все любопытные. Будущее все хотят знать, только теменью всё сокрыто. Кто знает, куда судьба повернёт…А уж нынешние молодки гаданья не помнят, это правда.
Внучка: Бабушка, научи, расскажи, пожалуйста, как в старину гадали!
Бабушка: Да уж научу, пожалуй, что с тобой делать. Слушай, внучка. Все-то святочные вечерки и ночки все гадают, судьбу выгадывают. Вечерние-то гадания не очень боязные. Девицы выходят на улицу, гуляют, да к прохожим пристают, имя выпрашивают, через оглобли прыгают, а по перекрёсткам с пирогами да зеркалами ходят. А вот полуночные гадания – те жуть! Девушек-то из баньки, бывало, родственнички выносили обморочных.
Внучка: Да ты что, Бабуля! Что с ними было?
Бабушка: Уж теперь не узнаешь, что там случалось – то ли в зеркалах что увидала, то ли домовой подшутил.
Внучка: Вот бы попробовать!
Бабушка: А не страшно, Милая?
Внучка: С тобой не страшно!
Бабушка: Коли не страшно, вот тебе миска с водой, зеркало да свеча горящая. Смотри на отражение огня в воде и говори так: «Суженый-ряженый, приходи ко мне наряженный…» Да несколько раз говори, а то не услышит.
Темнота, свет лишь от свечи. Внучка повторяет слова.
Звучит мистическая музыка (Пер Гюнт. В пещере горного короля.)
Страшные фигуры появляются и водят зловещий хоровод.
Внучка в испуге вскакивает и отскакивает от зеркала:
– Бабушка, страшно. Не хочу я знать про жениха своего, я без гадания выберу себе самого лучшего.
Бабушка: Да, хлипкая молодёжь пошла, пугливая…обращается к детям: Кто хочет в гадании участвовать? (6 человек)
Только для начала надо заворожиться – очертить круг по солнцу.
Дети чертят круг.
– Дети, надо хором сказать: «Мы в кругу, черти за кругом!»
– Ну, что ж, мы начинаем.
Горшки хором:
Хлебу да соли долог век, слава!
Барышне нашей боле того
Кому мы спели, тому добро.
Кому вынется, скоро сбудется, скоро сбудется, не минуется
(Повторяется перед каждым гаданием)
Горшок 1:
Полотенце! Полотенце далеко расстилается,
Кому станется, тому сбудется.
(Ждёт тебя дорога, путешествие)
Горшок 2:
Булка! Мышь по горнице бежит,
Каравай в дом тащит.
(В твоем доме достаток будет, благополучие)
Горшок 3:
Сей, мать, мучицу, пеки пироги,
К тебе будут гости,
Ко мне – женихи.
(Кому колечко достанется – свадьба близко)
Горшок 4:
Лента! Через поле идучи,
Русу косу плетучи,
Шёлком переплетаючи,
Златом перевиваючи.
(Лента – к богатству, прибыли)
Горшок 5:
Деревянная щепка!
Кому эта щепка достанется,
Тому сбудется, не минуется,
Тому жить богато,
Ходить хорошо!
(Щепка деревянная – к крепкому здоровью, хорошей жизни)
Слышны крики, шум, смех, чьё-то пение.
Внучка: Бабушка, что это такое?
Бабушка: А это похоже, ряженые пришли. Без них какое же Рождество. Заходите, гости дорогие, мы вам рады!
(К детям) – Если в святочную ночь вы, открыв дверь, увидите на пороге незнакомых людей в чудной одежде, не удивляйтесь – к вам пришли ряженые. Ещё с порога они начинают славить хозяев, а те в свою очередь, не должны остаться в долгу – гостей положено угостить.
Ну, встречайте ряженых! (Бабушка встаёт, кланяется в пояс. Все хлопают в ладоши.)
Ряженые:
Добрый вечер тому, кто в этом дому!
Коляда, коляда,
А бывает коляда накануне Рождества!
Коляда пришла,
Нам забавы принесла!
Кто даст пирога,
Тому рожь густа!
С колоска – полмешка,
С зёрнышка – пирог,
С полузёрнышка – блинок.
Коляда, коляда,
Подавай еду сюда.
Конфет коробок
Или вилы в бок.
(См. колядки в приложении)
Бабушка: Ну, внученька, угощай гостей дорогих.
А с чем же вы к нам пожаловали? Что в подарок принесли?
Ряженые:
1. – Принеси мы вам шутки печёные да загадки толчёные, кто их отгадает, пусть сам себя и поздравляет.
2. – А вот за что купил, за то и продаю.
Купил за пятак, продал по рублю.
3. – Русские потешки, скоморошьи пересмешки!
А вот послушайте загадки,
Не горьки, не кислы и не сладки.
Кто их отгадает, тот весь год забот не узнает.
1. – Маленький Данилка застрял в дырке.
2. – А вот вам вторая. Самая смешная: с ушами, а не слышит.
3. – Ну, ладно, вот загадка третья, ни за что не ответите:
В брюхе баня, в носу дырка, одна ручка и та на спине.
4. – Вот ещё одна загадка. У кого за носом пятка?
5. – Катался колобком, пока не стал носком.
– Всех загадок не загадаешь, пора нам поиграть. Мы будем играть в фанты. Внучка будет придумывать задания для тех, кого я позову. Согласны? Тогда начали!
Что сделать участнику…(5 человек)
(Пройти на руках, спеть, изобразить что-либо, сплясать, строить рожи и т.д.)
Ряженые:
– Задержались мы у вас, добрые хозяева, пора и честь знать.
– А на прощание желаем тому, кто в этом дому,
Чтобы все здоровы были.
Чтобы праздники любили
И обряды не забыли.
(Все участники выходят)
Чтец: Полночь бьет, а в сердце трепет.
В этот тихий час
Духи светлые незримо
Окружают нас.
Внучка: Вьются легким хороводом,
В очи нам глядят.
Все: «С Новым годом, с новым счастьем», - тихо говорят.
Чтец: Да, Рождество, Новый год, Крещение друг от друга недалеко, так что поздравляем вас со всеми праздниками.
Все: Мы желаем счастья вам!
(Все поют песню «Мы желаем счастья вам!»)
Учитель: Посиделки, вечеринки,
Звезды в праздничной выси –
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Жизнь такая – не иная,
Не заморская, чужая,
Это наша сторона.
Все, что было, вспоминая,
Пусть живет страна родная,
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Святочники:
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка, горох, чечевичка.
На поле копнами, на столе пирогами.
С Новым годом, с новым счастьем!
С Новым годом, со всем родом,
Чтобы здоровы были, много лет жили! (Осыпают зерном)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"
На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Календарно-обрядовый фольклор».
Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Календарно-обрядовый фольклор»....
Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"
Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....