Тема дружбы в русской поэзии.
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме
Разработка урока по сквозной теме русской литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_druzhby_v_russkoy_poezii.docx | 35.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литература
Тема: «Тема дружбы в русской поэзии»
Класс: 11
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала
Место урока: после изучения лирики А.А. Блока.
Планируемые результаты:
Личностные: совершенствовать нравственные качества личности: умение ценить дружбу, дорожить друзьями.
Метапредметные : уметь структурировать материал в биографиях А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Блока; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; выделять причинно- следственные связи между эпохой, биографическими сведениями авторов и раскрытием темы стихотворений.
Предметные: уметь анализировать стихотворения путём их сопоставления (определять тему, идею, связь времени написания стихотворения и особенности раскрытия темы); находить изобразительно- выразительные средства и объяснять их роль в раскрытии идеи стихотворений; понимать авторскую позицию и выражать своё к ней отношение.
Виды деятельности:
Продуктивная творческая: написание домашнего сочинения
Поисковая : самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.
Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текстов стихотворений Пушкина, Лермонтова, Блока и современных поэтов.
Репродуктивная : составление учащимися таблицы; сообщения учеников; осмысление сюжета стихотворений, изображённых в них характеров, событий; ответы на вопросы проблемного характера.
Исследовательская : сравнительный анализ стихотворений.
Основные понятия и термины: лирический герой, ключевые слова, жанр, авторское отношение, биографический комментарий.
План урока:
- Организационный момент (1 мин.)
- Активизация знаний обучающихся (2 мин.)
- Сообщение обучающегося (4 мин.)
- Выразительное чтение стихотворения учителем, прослушивание стихотворений в исполнении мастеров слова.(5 мин.).
- Сообщения учеников об истории создания стихотворений(4 мин.).
- Работа по теме в группах (15 мин.)
- Выводы по теме. (7 мин.)
- Оценивание. Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока:
- Организационный момент .
- Активизация знаний обучающихся
На интерактивной доске первый слайд
А.С. Пушкин
"К другу стихотворцу" (1814)
"К Пущину" (1815)
"Дельвигу" (1817)
"Разлука" (1817)
"19 октября" (1825)
" Пущину" (1826)
"19 октября" (1827)
"Чем чаще празднует Лицей" (1832)
"Была пора:" (1836)
М.Ю. Лермонтов
«К другу»
« Паияти Одоевского»
А.А.Блок «Друзьям»
-Что объединяет эти стихотворения? Какова их тема?
(Все эти стихотворения посвящены дружбе и друзьям.)
Тема дружбы занимает большое место в творчестве многих поэтов, но особенно ярко она представлена в лирике Пушкина. Как истинный гений, Пушкин был наделен великим чувством любви - к жизни, к человечеству вообще и к каждому человеку, как особому и неповторимому. Среди высоких и прекрасных талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть один особый - талант дружбы. Отношения поэта с людьми, близкими ему по духу и мыслям, запечатлены в его стихах, которые остаются образцом верности, преданности, постоянства.
-Что же такое дружба? Кого мы считаем другом? Почему эта тема волновала поэтов? В этом нам предстоит сегодня разобраться.
Есть мнение, что русское слово друг образовано от слова другой, то есть
иной, не я. И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей
маленькое человеческое я расширяется, включает в себя другую жизнь,
обогащается ею. Тут затронута глубинная тайна человеческой сущности,
заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один.
- Дома вы должны были определить значения слов дружба и друг.
(Согласно «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, дружба - это близкие
отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности
интересов. В качестве силы, соединяющей людей, дружба всегда считалась
важной социально-нравственной ценностью. Не случайно в широком смысле
понятие «дружба» обозначает не только межличностные, но и социальные
отношения.
В разговорном языке слово «друг» имеет несколько значений. Оно означает
знакомого, человека, к которому мы относимся с симпатией, словом, всех, кто нам близок.)
Итак, дружба бесконечно важна в жизни каждого человека.. А как тема дружбы раскрывается в поэзии Пушкина , Лермонтова и Блока мы поговорим сегодня на уроке. Какова же проблема нашего урока сегодня?
( Обучающиеся высказывают свои предположения, на доске вывешивается второй слайд — тема урока; учитель называет цели урока.)
- Какое же место в творчестве этих великих поэтов занимает дружба? В чем особенности её изображения? Что влияет на разное трактование темы? Эти вопросы мы постараемся решить сегодня.
- Сообщение обучающегося по теме: (третий слайд — название темы ) «Тема дружбы в поэзии первой половины 19 века».
4.Выразительное чтение учителем стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину».
5.Сообщение заранее подготовленного ученика об истории создания стихотворения:
(Стихотворение написано Пушкиным 13 декабря 1826 года, то есть накануне первой годовщины восстания декабристов. Посвящено оно лицейскому другу Пушкина Ивану Пущину, который для поэта был и оставался всегда самым близким другом. История создания этого стихотворения такова. В мае 1820 года по личному распоряжению Александра 1 Пушкин был выслан из Петербурга далеко на юг. Причиной этому послужило то, что в это время по всей стране в переписанных от руки листках ходят его запретные “вольные” стихи. В Одессе поэт вступил в резкий конфликт с местным губернатором. По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – в село Михайловское.
Пущин первым из друзей Пушкина посетил “поэта дом опальный” в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день проведенный вместе. И все. Больше они никогда не виделись. Свидание в Михайловском – это один из самых драматических моментов в жизни друзей. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и непременно хотел повидать Пушкина, и проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение. Когда Пушкина освободили из ссылки, Пущин был уже под арестом. )
-Своему другу А. И. Одоевскому , погибшему на Кавказе , посвятил стихотворение «Памяти Одоевского» М.Ю. Лермонтов.
Сообщение ученика о поэте- декабристе А.И. Одоевском.
( Поэт-декабрист Александр Иванович Одоевский (1802—1839), автор знаменитого стихотворения «Струн вещих пламенные звуки…», написанного в ответ на «Послание в Сибирь» Пушкина. В 1837 г. Одоевский был переведён из Сибири на Кавказ рядовым солдатом Нижегородского драгунского полка, где встретился и подружился с Лермонтовым. Умер Одоевский 15 авг. 1839 г. от лихорадки, находясь в действующей армии на берегу Черного моря. В стихотворении воссоздан облик и духовный мир декабриста, сохранившего «веру гордую в людей и жизнь иную». Этот оптимизм был выражен Одоевским в названном выше ответе на послание Пушкина.
Лермонтов интересовался Одоевским и его стихами, повидимому, еще до встречи с ним на Кавказе. К 1830 г. относится стихотворение Лермонтова, в котором он говорит, может быть, о печальной судьбе Одоевского: «Когда твой друг с пророческой тоскою» («К***»). Там есть строки:
Он был рожден для мирных вдохновений,
Для славы, для надежд; — но меж людей
Он не годился — и враждебный гений
Его душе не наложил цепей;
И не слыхал творец его молений,
И он погиб во цвете лучших дней).
Прослушивание стихотворения в исполнении мастеров слова (фонохрестоматия).
К теме дружбы обращаются и поэты 20 века. Послушайте стихотворение А.А. Блока «Друзьям».
(Чтение учителем).
- По- разному решается тема дружбы в стихах этих поэтов, почему это происходит попробуем разобраться .
7.. Работа в группах:
- У каждой группы таблица с заполненными для обсуждения вопросами для анализа стихотворений, тексты стихотворений.
- заполнение таблицы ;
- обмен информацией.
1 группа : анализ стихотворения Пушкина «И.И.Пущину»
2 группа: анализ стихотворения Лермонтова « Памяти А.И. Одоевского»
3 группа: анализ стихотворения Блока «Друзьям»
(Заполненная таблица — см. ниже Приложение)
А.С.Пушкин «И.И.Пущину» | М.Ю. Лермонтов « Памяти А.И. Одоевского» | А.А.Блок «Друзьям» | |
Дата написания | |||
Характеристика эпохи и её отражение в стихотворении .Реально- биографический комментарий | . | ||
Жанр стихотворений | |||
Ключевые слова | |||
Черты лирического героя | |||
Особенности речи стихотворений | |||
Обращения, используемые поэтами.. | |||
Чувства, выраженные в стихотворении |
Вопросы для обсуждения: (четвёртый слайд )
- Какие факты биографии Пушкина ,Лермонтова и Блока нашли отражение в стихотворениях?
-Определите жанр стихотворений.
-Какова основная мысль стихотворений?
-Как решается проблема взаимоотношений лирического героя и окружающего мира?
- В чем заключаются речевые особенности стихотворений? Как они передают идею стихотворений?
-Что отличает лирического героя каждого стихотворения?
-Ваше восприятие этих стихотворений?
- Что общего и в чём разпичия в понимании и изображении дружбы Пушкиным, Лермонтовым и Блоком?
- Изучая поэзию Пушкина и Лермонтова, мы говорили о том, как раскрывается тема дружбы в стихотворениях Пушкина «19 октября», «К Пущину», Лермонтова «Пир», «К друзьям», которые относятся к их ранней лирике. Изменилось ли толкование темы в поздней лирике А.С.Пушкина? А у Лермонтова? В чём причины?
(Раскрытие темы дружбы менялось на протяжении жизни в поэзии Пушкина, но всегда тема эта она занимала огромное место в его жизни. Она виделась ему как союз людей, одержимых одной идеей. Дружба для Пушкина - это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. К таким отношениям в дружбе, к такому благородству, к бесстрашному отстаиванию истинных ценностей должны стремиться и мы, потомки бессмертного гения.
В ранней поэзии Лермонтова звучит традиционная тема прославления друзей и веселой дружбы с пирушками и бутылками («Пир», «К друзьям», «Посвящение»), но дружеской идиллии не получается в лермонтовской поэзии даже в самый первый период ее развития. Тема удовлетворенной дружбы уже и тогда заглушается и перерывается у Лермонтова трагическими декларациями о том, что дружбы на земле не существует, что она обманчива, что он «не умел ужиться с другом» и что те, кого он в отдельных случаях считал своими
друзьями, оказались недостойными этого имени» . В результате в 1831 году тема дружбы заметно убывает в лирике Лермонтова, а затем на несколько лет почти вовсе прерывается..
Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности,
бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессменная, .как
пламень., печаль — вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова.
Многие современники поэта были людьми бесконечно одинокими,
замкнутыми в себе, они ощущали вокруг лишь леденящую пустоту, ничто не
могло согреть их сердце, да и сами они не излучали душевной теплоты.
Лермонтов сумел передать атмосферу своего времени, настроения своих
современников. Он ощущал боль своего поколения острее других, он постиг
духовные потрясения в атмосфере подавления неординарной личности...
- Почему у Блока столько негативных эмоций вызывают друзья? Причины этого в обществе, во времени или обстоятельствах личной жизни?
(В стихотворении «Друзьям» звучат трагические, исповедческие ноты, мотив бездомности. Автор поднимает проблему творца и творчества. Поэт – фигура трагическая, он разочарован в том мире, который создает, он видит, что его не понимают. В русской лирике есть множество стихов, славящих и воспевающих дружбу как одно из самых прекрасных чувств, связывающих людей между собой. Резким диссонансом в поток этих стихов врывается лирика Блока, в которой дружба предстает в совершенно ином свете и почти каждое слово о ней словно облито злостью, горечью, желчью, пронизано духом сарказма. Пожалуй, нет другого поэта, в творчестве которого дружба подвергалась бы таким ожесточенным нападкам, как это мы видим в лирике Блока. Лишь только в ней заходит речь о дружбе – кажется, что горло поэта перехватывает судорога боли и гнева и он не может найти иных слов, кроме самых резких и язвительных:
Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух,
Да, таким я и буду с тобой:
Не для ласковых слов я выковал дух,
Не для дружб я боролся с судьбой.
Для того чтобы уяснить характер стихов Блока о дружбе, нам следует принять во внимание то, что их порождало, отношения поэта с окружающей его средой, с людьми, которые становились ему на какой-то период наиболее близкими и в конце концов переходившими (как это обычно бывало) в стан его ожесточенных и непримиримых врагов.)
8. Обобщение и выводы по теме.
-Почему же одна тема раскрывается по- разному? Что влияет время, общество, обстоятельства жизни , личность самого поэта или савокупность этих факторов?
- Насколько важна дружба в жизни человека?
- Какое место занимает эта тема в русской поэзии?
-Как вам кажется , обращаясь к поэзии в дальнейшем, мы будем встречаться с этой темой? Почему?
Знаете ли вы стихи современных поэтов о дружбе? Прочитайте.
( Учащиеся читают стихи В. Высоцкого, Е. Евтушенко, Р. Гамзатова и др.)
- Меняется ли трактование этой темы в современной поэзии?
9.Домашнее задание
«Какое понимание дружбы дала мне русская поэзия ?»
(Заполненная таблица — см. ниже Приложение)
Пушкин «И.И.Пущину» | Лермонтов « Памяти А.И. Одоевского» | А.А. Блок | |
Дата написания | 1826 г. | 1839 г. | 1908 г. |
Характеристика эпохи и её отражение в стихотворении.Реально- биографический комментарий | Поражение декабристов. Ссылка Пущина,Кюхельбекера и других декабристов в Сибирь. | Политический застой в обществе . Лермонтов узнаёт о смерти Одоевского,с которым вместе служил на Кавказе. | Поражение революции 1905 г. Разброд в обществе. Разочароние поэта в бывших друзьях. |
Жанр стихотворений | Дружеское послание | Элегия | послание |
Ключевые слова | Друг, утешенье, голос, душа, заточенье,лучом | Друг, жизнь, мор, душа.горький,безумный, тоска,сердце. | Дом, проклясть, друг, сгнить, год, ворох, рождение, смерть. |
Черты лирического героя | Лирический герой испытывает чувство благодарности к другу , радости от встречи. Дружба дарит счастье общения, взаимопонимания.Поддерживает находящегося в заточении друга. | Лирический герой переживает потерю, одиночество, осознаёт бессмысленность существования. | Лирический герой- фигура трагическая, он разочарован в мире,он видит, что его не понимают. |
Особенности речи стихотворений | Лексика высокая( дарует. благословил, уединенный,занесенный,огласил,святое провиденье).Использована анафора. | Автор использует инверсию, синтаксический параллелизм, риторические вопросы. | Использует аллитерацию( повторение [ж, ч, з, с], позволивших передать весь спектр негативных чувств, исходящих от друзей. Градация( враждебны, завистливы, глухи, чужды). |
Обращения, используемые поэтами.. | Мой первый друг, мой друг бесценный | ||
Чувства, выраженные в стихотворении | Благодарность, нежность, искреность,желание вселить надежду в лучшее, поддержать Пущина. | Грусть, трагичность утраты,. одиночество, разочарование в жизни. | Трагичные исповедальные ноты.Разочарованность в дружбе и друзьях. |
Использованная литература:
1. Благой Д. Мастерство Пушкина. – М.: Наука, 1995
2. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. – М.: Прогресс, 1994
3. Вырыпаев П.А. Лермонтов: материалы к биографии. - М., 1982
4. Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М., 1996
5. Как сердцу высказать себя //Сборник поэзии. – М.: Молодая гвардия,
1991
6.Блок. А. Стихотворения. Поэмы. - М.: Художественная литература, 1984.
7.Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2006. - С. 172 – 182.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")
Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации....
Проект на тему "Серебряный век русской поэзии"
Проект можно использовать на уроках литературы в 11 классе при зучении темы "Серебряный век русской поэзии. Символизм"...
Проект на тему "Серебряный век русской поэзии"
Проект можно использовать на уроках литературы в 11 классе при зучении темы "Серебряный век русской поэзии. "...
Проект на тему "Серебряный век русской поэзии"
Презентацию можно использовать на уроках литературы в 11 классе при зучении темы "Творчество М. Горького"...
Презентация на тему "Серебряный век русской поэзии. Футуризм"
Презентацию можно использовать на уроках литературы в 11 классе при зучении темы "Серебряный век русской поэзии. Футуризм"....
Урок по теме «Серебряный век русской поэзии»
Урок по теме «Серебряный век русской поэзии»...
Урок литературы в 11 классе на тему "Серебряный век русской поэзии"
Конспект урок а с использованием ЭОР...