Свет "Зеленой лампы" А. Грина
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
От уважения человеческого достоинства к духовному зрению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svet_zelenoy_lampy_grina.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Свет «Зеленой лампы» Александра Грина. Урок литературы в 7 классе
Тема урока «От уважения человеческого достоинства к духовному зрению»
«Грин избрал для себя очень трудную дорогу –
писать не об изменении материальной жизни,
а о преображении внутреннего мира
человека» В.Харчев
Задачи:
1. Образовательная: познакомить ребят с рассказом А.Грина «Зеленая лампа», расширить их филологический кругозор;
2. Воспитывающая: научить способности понимать и чувствовать себя и другого, развитие интуиции на хорошие и добрые дела, на поступки, на духовные ценности, умение прощать людей, не таить зла в помыслах, стремиться к самосовершенствованию.
3. Обучающая: устное развитие речи, умение говорить, свободно выражать свои мысли.
4. Развивающая: умение выражать свои мысли, сравнивать свое поведение о поведение людей, развитие монологической и диалогической речи, умение разбираться в характерах, в событиях, понимать их.
- Организационный момент.
Сегодня мы обращаемся к творчеству А.Грина к его рассказу «Зеленая лампа», написанному в 1930 году. Тема урока: «От уважения человеческого достоинства к духовному зрению». Это внутреннее зрение человека, способность понимать и чувствовать себя и другого, своего рода интуиции на хорошее, ориентир на добрые дела, поступки, на духовные ценности. Поговорка: «Глаза без души слепы, уши – глухи».
Чтение эпиграфа: «Грин избрал для себя очень трудную дорогу –писать не об изменении материальной жизни, а о преображении внутреннего мира человека» В.Харчев.
Вот об этом предстоит вести нам разговор, анализируя рассказ А.Грина «Зеленая лампа». Прежде, чем приступить к анализу, я проверю, внимательно ли вы прочитали рассказ. Делимся на две команды. Если одна команда затрудняется, отвечает вторая.
Вопросы 1 – ой команде:
- Время и место происходящего события.
- Как молодой человек привлек внимание мужчин?
- Имя бродяги.
- Откуда приехал Джон Ив?
- Болезнь Джона Ива.
- Кто заинтересовался Джоном?
- Состояние Стильтона.
- на каком этаже сиял мягкий зеленый свет?
Вопросы 2 –ой команде:
- Откуда шли двое, хорошо одетых мужчин?
- Образование бродяги.
- Как звали мужчин?
- Что задумал Стильтон?
- Сколько он платил Джону Иву?
- В какой больнице работал Джон Ив?
- Сколько лет прошло с тех пор, как Стильтон стал нищим?
- Какая книга предопределила будущее Джона Ива?
Победила дружба! Я действительно убедилась, что вы очень внимательно прочитали текст.
- А теперь приступаем к основной нашей работе: анализу и беседе.
- Кратко расскажите биографию А.Грина.
- Понравился ли вам рассказ?
- Что особенно вам понравилось?
- Какой эпизод понравился больше?
- Почему рассказ называется « Зеленая лампа»?
Ответы учащихся:
-Зеленая лампа придумана Стильтоном, чтобы придать большую убедительность и правдоподобие своим словам.
-Зеленая лампа осветила жизненную дорогу Джона Ива, указала ему путь.
- Зеленая лампа окончательно «ослепила» Стильтона.
-Зеленая лампа сыграла определенную роль в судьбе героев.
Зеленая лампа – символ веры в возможность человека, в его стремление к исполнению мечты. Символ надежды, преодоления, как символ света, добра. «Прочитаешь «Зеленую лампу» А. Грина и ляжет на душу добро» ( Белла Ахмадулина)
Анализ композиции рассказа.
- Как построен рассказ? ( из 2 частей)
- Какая часть более важная, на ваш взгляд?(вторая, все нравственные выводы во второй части)
- Можно ли сказать, что две части противопоставлены одна другой? Если да, то в чем?( Можно. Противопоставлены по содержанию, по жизненным ситуациям)
- Как называется такой композиционный прием? Кто кому противопоставлен? Что с чем противопоставлено? ( Джон Ив – Стильтону, добро – злу, благородство – гордыне, одна судьба – другой судьбе)
В рассказе использована классическая схема: злодей и его жертва. Представим героев. Работа с книгой.
Стильтон в 1и 2 частях рассказа.
Джон Ив в 1 и 2 частях рассказа.
Это представление позволило нам раскрыть основные качества героев, продолжаем анализ.
- Что же задумал Стильтон относительно Джона Ива?
- Почему вдруг явился такой замысел?
- Как это характеризует Стильтона?
В произведениях А.Грина можно увидеть целую галерею подобных людей, людей с изуродованными душами. Вот версия Александра Грина о том, почему такие люди вообще появляются: «Наверное в детстве их усердно пичкали «конкретными идеалами»: достигай, успевай, преуспевай, деньги, деньги. Деньги. Став взрослыми, они озлобились на всех и вся» Эта злоба может принимать самые изощренные формы.
- Почему Стильтон был уверен, что шутка удастся, и Джон Ив станет идеальной жертвой?
- Получил ли Стильтон удовольствие от своей шутки?
- Как вы думаете, созрел бы такой замысел у Стильтона, если бы ему не перед кем было продемонстрировать свою безграничную власть над человеком? Какова реакция Реймера на Джона Ива и на задуманную шутку? ( работаем по тексту)
К сожалению, наши пороки потому и «расцветают», что некому нас остановить. И уж совсем страшно, если мы окружены равнодушными людьми, молчаливо поощряющими наши дурные деяния. Не без их помощи мы становимся порочнее.
Теперь настало время выяснить характер Ива.
- Ну а что же Джон Ив? Стал ли он классической жертвой? Какова жизненная позиция Джона Ива?
- А если бы на месте Джона Ива оказался слабохарактерный, безвольный человек, к каким последствиям привела бы тогда шутка Стильтона? ( по учебнику)
- А если бы вы оказались на его месте?
Выходит, Стильтон отдавал себе отчет в том, что может просто так загубить человеку жизнь. Можно утверждать, что разорение Стильтона – наказание судьбы за его дурное деяние.
( Версия о панике на бирже – не очень убедительно. Сам Стильтон воспринимает свое разорение как наказание, кается перед Ивом, просит прощения. Вот путь к спасению – покаяние!)
Вопрос: Добро или зло сотворил Стильтон по отношению к Джону Иву?
-Чем для Джона Ива обернулась шутка Стильтона? ( Шутка обернулась благом, несмотря на задуманное зло)
-От чего зависит такая концовка рассказа? ( От мировоззрения автора)
-Какова авторская позиция? (Зло возвращается к тому, кто его породил. Автор убежден в победе добра, уверен, что даже у злодея есть возможность спасти душу.)
- Что, по мнению Грина, страшнее: злой замысел или последствия этого замысла?
( Замысел. Из Библии: «Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя».)
Закончите предложение:
Человек не игрушка судьбы, а творец ее, если у него есть:
-.....
-.....
-.....
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".
Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....
Викторина по феерии А.Грина "Алые паруса"
Викторина по феерии Александра Грина "Алые паруса" (вопросы и ответы)...
Урок по повести Александра Грина "Алые паруса"
В начале презентации представлены фотографии из музея А. Грина, которые могут понадобиться для иллюстрации биографии писателя, а затем идут слайды по уроку, посвященному вопросу "Нужны ли миру мечтате...
Жизнь и творчество писателя А.С. Грина/ Анализ рассказа А.С. Грина «Зелёная лампа»
Урок литературы с элементами мастерской "Путь к Александру Грину".Цель: обращать внимание учащихся на многозначность отдельных слов, словосочетаний, предложений, содержащихся в тексте, подве...
«Чудеса надо делать своими руками!» Урок в 8 классе по повести А.Грина «Алые паруса».
Урок «Чудеса надо делать своими руками» для 8 класса по повести А.Грина «Алые паруса». На уроке учащиеся работают с текстом произведения, анализируют его, находят средства художественной выразит...
Александр Грин
"Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно во...
Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")
познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....