Есенин С.А. Литературная гостиная.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Предмет– Литература.
Тема– «Всю душу выплещу в слова». С.А.Есенин.
Тип урока: изучение нового материала, размышление.
Форма урока: урок-литературнаягостиная
Продолжительность занятия– 45 минут.
Класс–одиннадцатый.
Цели:
Образовательные:
· Введение учеников в сложный мир есенинского стиха, подчеркнуть его музыкальность и живописность
· Раскрытие особенности поэтического таланта автора
· Знакомство учащихся с личностью и жизнью поэта, эпохой
· Развивающие:
· формирование индивидуальных оценочных суждений о жизни и творчестве поэта;
· развитие творческих, актёрских способности
· Воспитывающие:
· привитие любви к творчеству С.Есенина;
· формирование эмоциональную культуру личности и ценностного отношения к искусству через изучение жизни и творчества С. Есенина;
· формирование навыков учебного общения и сотрудничества со сверстниками
Задачи занятия:
· Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути С.А.Есенина.
· Раскрыть истоки его жизненной трагедии и своеобразие поэтического мира.
· Познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.А.Есенина.
· Воспитывать любовь к творчеству С.А.Есенина.
видео к слайду № 16 http://www.youtube.com/watch?v=QQZiCPjcXQE&feature=youtu.be
презентация к уроку http://www.proshkolu.ru/user/Snopik42/file/2816377/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_uroka_vsyu_dushu_vypleshchu_v_slova..doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока «Всю душу выплещу в слова».
Учитель – Снопова Людмила Анатольевна.
Предмет – Литература.
Тема – «Всю душу выплещу в слова». С.А.Есенин.
Тип урока: изучение нового материала, размышление.
Форма урока: урок - литературная гостиная
Продолжительность занятия – 45 минут.
Класс – одиннадцатый.
Цели:
Образовательные:
- Введение учеников в сложный мир есенинского стиха, подчеркнуть его музыкальность и живописность
- Раскрытие особенности поэтического таланта автора
- Знакомство учащихся с личностью и жизнью поэта, эпохой
- Развивающие:
- формирование индивидуальных оценочных суждений о жизни и творчестве поэта;
- развитие творческих, актёрских способности
- Воспитывающие:
- привитие любви к творчеству С.Есенина;
- формирование эмоциональную культуру личности и ценностного отношения к искусству через изучение жизни и творчества С. Есенина;
- формирование навыков учебного общения и сотрудничества со сверстниками
Задачи занятия:
- Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути С.А.Есенина.
- Раскрыть истоки его жизненной трагедии и своеобразие поэтического мира.
- Познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.А.Есенина.
- Воспитывать любовь к творчеству С.А.Есенина.
Учебно-методическое обеспечение: учебник под ред. В.П.Журавлева. Русская литература XX в. по литературе, 11 класс, 1 часть. Москва, «Просвещение», 2006
Вид мадиапродукта: наглядная презентация учебного материала,
Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, проектор, экран.
Ход занятия:
Эпиграф к уроку:
Жизнь входит в берега.
Села давнишний житель,
Я вспоминаю то,
Что видел я в краю.
Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою.
С.А.Есенин
Организационный момент (слайд №1)
Наш урок посвящен одному из самых талантливых поэтов ХХ века
С.А.Есенину. За тридцать лет, отпущенных ему на этой земле, поэт успел так много, словно прожил огромную жизнь…. Гости нашей литературной гостиной помогут вам это увидеть, понять и прочувствовать… Предоставим слово нашему первому гостю.
Стадия вызова (слайд №2)
Татьян Федоровна Есенина 1 – ый ученик:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит…
Родина Сергея – село Константиново. Сергей был первым ребенком, оставшимся у меня в живых. (слайд №4) Голубоглазый крепыш был любимцем и баловнем в нашем доме. Но у меня не сложились отношения со свекровью, и через несколько пришлось уйти из дома Есениных. Дедушка (слайд №5) взял Сергея к себе, но меня послал в город добывать хлеб себе и сыну. Сергей, не видя матери и отца, привык считать себя сиротой, а подчас ему было обидней и больней, чем настоящему сироте. Дядья его были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили Сергея на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом они учили его плавать. Один дядя (д. Саша) брал Сергея в лодку, отъезжал от берега, снимал с него бельё и, как щенка, бросал в воду. А когда тот испуганно плескал руками, пока не захлебывался, он все кричал: “Эх, стерва! Ну, куда ты годишься? ” “Стерва” у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде часто заменял охотничью собаку, плавал за подстреленными утками по озерам.
По-матерински заботилась о Есенине бабушка. Отправляясь на богомолье, она брала внука с собой, зная, что без нее мальчика могут обидеть. В долгие зимние вечера она рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его воображение в мир старинных преданий и легенд:
Под окнами
Костер метели белой.
Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот….
И бабка что-то грустное
Степное пела,
Порой зевая
И крестя свой рот. («Мой путь»)
По настоянию деда Есенин рано стал одолевать грамоту по церковным книгам. «Читать начал рано, с 5 лет», - вспоминал позднее Сергей.
Среди своих сверстников и товарищей по уличным забавам Серега Монах (прозвище сына в детстве) был признанным коноводом, неугомонным выдумщиком и заводилой мальчишеских игр и забав, драчуном и забиякой.
Худощавый и низкорослый
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой…
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет» («Мой путь»)
В 9 лет переступил школьный порог и сел за парту. К тому времени мы снова вернулись в дом Есениных. Окончил школу Сергей с похвальным листом. (слайд №6) Жадность до книг – а он ухитрялся читать не только днем, но и ночью, с коптилкой, - доставляла мне много беспокойства. Но, по словам Сергея, именно «мать щедро наделила сына песенным даром, оказала едва ли не решающее влияние на будущего поэта.» Именно об этом он позднее скажет с большим чувством благодарности в своем стихотворении «Письмо матери». (слайд №7)
Хозяйка гостиной. Учитель Первые стихи были написаны Есениным в 8-9летнем возрасте. (слайд №8) После окончания сельской земской школы Есенина отдали в церковно-учительскую школу, которую он успешно закончил в 1912 году, получив звание учителя школы грамоты. (слайд №9, 10) В эти им годы написано множество стихотворений, однако далеко не все произведения этих лет были напечатаны при жизни поэта. Для молодого поэта природа – это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно. Она – подлинный герой ранней поэзии Есенина.
Анна Сардановская 2 - ой ученик: Освещает его ранние стихи и любовь, рано постучавшаяся в юношеское сердце. Еще до отъезда во второклассную школу Сергей подружился со мной, я сестра его товарища. (слайд №11) Когда он приезжал летом в родное село, мы часто встречались. Помню, как «однажды летним вечером, раскрасневшиеся, держа друг друга за руки, прибежали мы в дом священника и попросили бывшую там монашенку разнять нас, говоря: «Мы любим друг друга и в будущем даем слово жениться. Разними нас. Пусть, кто первый нарушит слово, того второй будет бить хворостом». Первой нарушила договор я. Приехав из Москвы и узнав об этом, Есенин написал письмо, попросив все ту же монашенку передать его мне, жившей после замужества в соседнем селе. Та, отдавая письмо, спросила: «Что Сережа пишет?» «Он, матушка, просит тебя взять пук хвороста и бить меня, сколько у тебя хватит сил». Позднее Есенин писал в стихотворении «Мой путь»
В пятнадцать лет
Взлюбил я до печенок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь.
Хозяйка гостиной. Учитель. Мечтами о любви согреты многие строки ранних стихов Есенина:
«Выткался на озере алый цвет зари.» (чтение стихотворения 3 - ий ученик).
Сестра Александра 4 - ый ученик: В 1912 году брат едет в Москву. Родные хотели, чтобы он стал учителем. У Сергея с поездкой были связаны иные надежды. Ему хотелось напечататься в каком-нибудь журнале или газете, встретиться с московскими поэтами, почитать им стихи. Но все произошло далеко не сразу. Отец устроил его к своему хозяину в мясной магазин. (слайд №12, 13) Отец не хотел и слушать о занятии сына литературой. Сергей бросает работу в лавке, переходит сначала в книжный магазин, а затем устраивается в типографию, где проработал более года. (слайд №14, 15) Здесь он в какой-то степени утоляет свой интерес к литературе. Здесь же он знакомится с революционно настроенной молодежью. Оказывается, что в свои 18 – 19 лет Сергей был настолько связан с политикой, что московская охранка проявляла к нему повышенный интерес. (слайд №16)
Осенью 1913 года поступает в Московский городской университет.
В начале 1914 года в печати появляются его первые стихи. Именно тогда было напечатано всем известное стихотворение:
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром…
Стихи Есенина подкупали влюбленностью в красоту родной природы, хрустальной прозрачностью образов.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона. («С добрым утром!»)
Хозяйка гостиной. Учитель. К каждому хоть раз в жизни приходит его весна. И каждый навсегда сохраняет ее в своей памяти. Единственную. Неповторимую. Такой стала для Есенина весна 1915 года. Он едет в Петербург. Едет встретиться с Блоком. Есенин пришел к Блоку со своей Россией, со стихами, наполненными подлинно народным «чувством родины».
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе…
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
В Петербурге к Есенину приходит известность.
«Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что я в первый раз видел живого поэта», - вспоминал Есенин. А Блок в тот день в дневнике записал «Крестьянин Рязанской губернии, 19 лет, стихи свежие, чистые, голосистые…»
Прежде чем предоставить слово следующей гостье, хотелось бы рассказать о двух небольших эпизодах, которые, наверное, кому-то могут показаться незначительными, но все же... В тревожное время 1919 года Есенин свободно гулял по ночному городу, несмотря на патрули. Однажды, при проверке документов, он неожиданно стал читать свои стихи. Когда дошли до памятника Пушкину, Есенин прекратил чтение, но начальник патруля попросил его: “Расскажи еще про деревню, уж больно складно у тебя получается”.
Рассказывают, что, знакомясь с Сергеем Есениным, Феликс Дзержинский обронил: “Как это вы так живете?” “Как?” - смутился поэт. “Незащищенный”.
Айседора Дункан 5- ый ученик Летом 1921 года, я, знаменитая американская танцовщица, по приглашению советского правительства приехала в Москву, чтобы отдать свой труд, навыки русским детям. Вскоре после приезда в Москву на одном из вечеров меня познакомили с Есениным. (слайд №17, 18) Он читал мне свои стихи, я ничего не поняла, но я слышала, что это музыка.
Что бы ни пытались утверждать в разное время разного рода знатоки и доброжелатели, несомненно одно: вспыхнувшая, словно далекая звезда, озаренная романтикой дружба и любовь была прекрасна и неповторима.
«За все, за все, за все тебя благодарю я…» - взволнованно писал Есенин на книге, которую подарил мне.
10 мая 1922 года рано утром с московского аэродрома в воздух поднялся небольшой самолет и взял курс на запад. Так была открыта первая международная линия «Аэрофлота» Москва – Берлин. Мы с Есениным вылетели в Германию. Перед заграничной поездкой официально зарегистрировали свой брак.
Почти 1,5 года пробыл Есенин за границей. (слайд №19, 20) Вдали от родины он мало писал, огромна была его тоска по России. Он думал о ней всюду: в Берлине, Риме, Нью-Йорке и Чикаго. Достаточно вспомнить строки его стихотворения, написанного в 1923 году в Париже:
Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком…
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом…
Наконец он на Родине. 1924 – 25 годы ознаменовали новый подъем творчества Есенина. В автобиографии, написанной им в 1924 году, он отмечал, что «еще не все сказано. Я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди». (слайд №21, 22) Но пройдет всего год и жизнь его оборвется. (слайд №23)
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать….
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать. (чтение стихотворения 6 - ой ученик).
Домашнее задание (слайд №24).
Выучить наизусть и подготовиться к анализу наиболее понравившегося стихотворения Есенина.
Использованные ресурсы (слайд №25).
Литература:
Куняев С.Ю., Куняев С.С. Сергей Есенин. Серия: «Жизнь замечательных людей»., Молодая гвардия 2010г.
Три века русской поэзии. Т 2. XXвек. М.: Литература, 2004г.
Шнейдер И. Встречи с Есениным. Воспоминания. М: Советская Россия.-1965 г.
Сайты:
http://www.a4format.ru
http://esenin.niv.ru
http://esenin.ru
http://feb-web.ru/feb/esenin/chronics
http://er3ed.qrz.ru/esenin-gallery.htm
Музыка:
- Песня «Забава» на стихи С.Есенина в исполнении А.Малинина. Комп. С. Беляев
- Песня «Я московский озорной гуляка» в исполнении Виктора Королёва. Комп. С.Сарычев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостиная "Певец России - Сергей Есенин"
Есенин и Россия. Эти два понятия неразделимы. Есенинские строки о природе, о родных просторах пронизаны любовью к России...
Литературная гостиная «Встреча с С.А. Есениным»
Разработка мероприятия по теме "Есенин С.А. и его творчество"...
Литературная гостиная «Он поэт родной земли» (по творчеству С. Есенина)
Работа «Литературной гостиной» – это способ реализации творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, прозаического или поэтического, стимул для более глубок...
Сергей Есенин. Литературная гостиная, посвященная творчеству поэта.
Литературная гостиная, посвященная творчеству С.Есенина. Сценарий для учащихся 5-11 классов....
Литературная гостиная по творчеству С.Есенина
Наш разговор в литературной гостиной посвящен творчеству Есенина. Он остается всегда современным, потому что близок к народу. Есенин6а по праву считают самым народным, самым русским поэтом.Лирика Есен...
Литературная гостиная на тему Сергей Есенин 21.09.1895 -28.12.1925
1. Дать яркий материал для размышлений и перипетиях творческого роста С.А. Есенина. Подумать над проблемами психологического роста.2....
Литературная гостиная "Мой край задумчивый и нежный". Встреча с Есениным.
Литературная гостиная посвящена жизни итворчеству С.А. Есенина. Материал можно использовать на уроках и во внеклассной работе....