Русские женщины. Евдокия Ростопчина.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Максимова Любовь Федоровна

Евдокия Петровна Ростопчина (урожденная Сушкова) - яркая звездочка на небосклоне русской поэзии и русского общества. Она вошла в историю России как женщина-поэт, женщина-драматург и как женщина-благотворительница

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_zhenshchiny._evdokiya_rostopchina.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Русские женщины. Евдокия Ростопчина.

( 1811- 1858гг.)

Оформление: портреты поэтов и писателей 19 века.

«… женская душа

Должна в тени светиться».

Е.Ростопчина

Ведущий 1.

Путешествие Алек сандра Дюма по России походило на карусель, которую он видел на Ни жегородской ярмарке. Ухали колокола, дресси рованные медведи, звя кая цепями, потешали трактирную публику, ло мились от снеди и вин столы, хватали ртом воз дух фантастические осе тры... А в каком-нибудь забытом Богом Пропойске ему вдруг показыва ли великолепную обсер ваторию или собрание картин, достойных Вер саля.

Ведущий 2.

Дюма влюблялся. На пропалую. В аристокра ток и простолюдинок. На час, на вечер, на пару дней, всегда искренно и ненадолго. Но эту жен щину он забыть не мог. Как долго не мог отре шиться от смешения чувств, которое вызвали запущенный дом, мона хи-католики, темными ведениями возникавшие то там, то здесь, пока он шел бесконечным рядом полупустых комнат. А в сердцевине этого зловещего дремотного царства на диване, по доткнутая со всех сто рон подушками, полуле жала она -знаменитая Ростопчина. Поэтесса и писательница. Как то гда говорили - «первей ший талант». Странная Ростопчина, дававшая столько поводов к зло словию и сплетням. Ее обожало студенчество, актерство, все «начи нающие», которым она помогала. И ненавидели многие - за прямой до дерзости нрав, за неохо ту соврать о себе и дру гих ни в стихах, ни в про зе, ни в случайном разго воре.

Ведущий 1.

Вероятно, и об этом Дюма знал. А о большем знаменитому гостю знать не полагалось. Напри мер, о там, как господи ном Ростопчиным проку тились те сокровища, ко торые делали некогда этот дом похожим на му зей. О том, что старуха Ростопчина, ханжа и фанатичка, принявшая ка толичество, затопила эти комнаты холодной ненавистью к невестке...

Дюма поцеловал про тянутую руку и с улыб кой взглянул на женщи ну. Увы! Ростопчина по дошла к тому роковому сроку, когда зеркало от нимает всякую надежду, а сердце упорно отказы вается учить роль стару хи. К тому же болезнь. Французский романист искал любезные слова для «собрата» по про фессии. Но чувство зав зятого сердцееда и по клонника красоты было уязвлено. Говорили - очаровательница, ориги налка и соблазнительни ца с пышным шлейфом «галантных» историй... Как бы побыстрее от кланяться?

Ведущий 2.

Женщина улыбнулась, заговорила, и Дюма по нял, что московские друзья правы. Ее речь была увлекательна, энергична, обильна мыс лями острыми и необыч ными, Дюма, великий го ворун, поневоле затих, слушая ее, любуясь ею, удивляясь и не замечая треньканья каминных часов.

Прощаясь, Дюма взял с Евдокии Петровны обещание, что она опи шет ему в письме хотя бы некоторые фрагмен ты своей жизни, пода рившей ей удивитель ные встречи. Они вместе откроют французам ге ниев России...

Ведущий 1.

В Москве возле Чи стых прудов до сих пор сохранились остатки усадьбы, где росла де вочка, которой было су ждено стать замечатель ной русской поэтессой. Родилась Евдокия Сушкова - такова была ее девичья фамилия - в 1811 году. К десяти  -двенадцати годам уже писала стихи. Ее то бра нили, считая это непри личным занятием для де вушки - дворянки, то, удивленные невесть от куда взявшимся даром, заставляли читать в до мах обширной родни

Ведущий 2.

Бабушка и дед скра шивали внучке, как уме ли, сиротское детство. Замечали: девочка не из числа обыкновенных, легко усваивает языки, «глотает» научные тал муды, И нраву странно го - без причины пла чет, некстати смеется, то козой скачет на маскара дах, то сидит маленькой старушкой.

Кроме дедовой би блиотеки, было у девоч ки еще одно сокрови ще - огромный зарос ший сад. Дрожа от ве черней сырости, не от кликаясь на зов няню шек, она пряталась в за рослях сирени и наблю дала оттуда прекрасный мир. Вот гаснет закат над Москвой. Вот кру жат над Меншиковой башней галки, устраива ясь на покой. Кричат? Как жаль, что не понима ет она их языка. И вот сначала потихоньку, а потом, заполняя все пространство вокруг, за ставляя ее душу захо диться в немом востор ге, стелется колоколь ный звон. Утром, когда ни заката, ни птичьего круженья, ни звона не будет, можно вспомнить пришедшее в голову но чью и все снова пере жить. Это и есть— «сочинять стихи»...

Ведущий 1.

Однажды поэт Вязем ский взял у маленькой Сушковой    исписанный листок,  Показал  поэту Дельвигу. Тот удивился. Стихи появились в печа ти. Правда, без фамилии автора.    Быть    может, Дельвиг думал: случайность, озарение, пришло и ушло. Евдокия же чувствовала:   «удел   таин ственный    мне    что-то предвещало...».

С Евдокией подружил ся, прозвав ее кратко и ласково - Додо, под росток с сумрачными глазами. Это был Лер монтов.

Ведущий 2.

На одном из танце вальных вечеров ее из нарядной толпы моло деньких подружек выделил своим вниманием взрослый человек. Не танцевал - беседовал с ней, серьезно и обстоя тельно. Этот человек - Пушкин.

Ведущий 1.

Жуковский, уже при жизни классик и верный друг Пушкина, после ги бели поэта подарил Ев докии не заполненную Александром Сергееви чем тетрадь для стихов. «Книгу-сироту». Сказал, что верит - ей по силам заполнить ее стихами, достойными Пушкина. Она испугалась:

Чтец.

«...И мне сей дар!

 -мне, слабой,

недостойной,

Мой сердца духовник

пришел его вручить.

 Мне песнью робкою,

неопытной, нестройной

Стих чудный Пушкина

велел он заменить!»

Ведущий 2.

Это ли не удел? Высо кий, таинственный... Быть поэтом. Именно так — поэтом, а не поэ тессой — будут называть Евдокию великие совре менники-мужчины: Гоголь, Крылов, Чаадаев, Тютчев, Щепкин, Глинка, Брюллов, Федотов, Тропинин, еще и еще из све точей русской культуры, в круг которых она вой дет на равных.

Но в юности, когда она «простор мечтам звала», грезились совсем не тома изданных книг и не похвальные отзывы «ве ликих». Мечталось, как и всем девушкам на све те, только о НЕМ. Самом прекрасном и единствен ном. Который, наверное, тоже разыскивает ее. И мучается. И мечтает о встрече.

Ведущий 1.

Так и началась поэ зия Додо Сушковой - с превращения в пре красную поэтическую строку совсем обыкно венных девичьих грез.

А потом мы услышим в ее стихах голос женщи ны, которую реальность заставляет очнуться от «снов любимых». И вот уже сердце тронул холо док первого разочарова ния. Еще не раз будут воскрешаться надежды. Еще не раз будет опла киваться их смерть.

Взрослеет женщина, Взрослеет поэт. Взрос леют стихи. Незваный приход мудрости. Сми рение перед неизбеж ным. И это правда: чело век приходит в мир один? И горько плачет. И уходит - один. А на плач уже нету силы. «Мои мечты привыкли к думе погребальной...»

Ведущий 2.

Всю свою не слишком долгую жизнь Евдокия Ростопчина писала Днев ник Женщины, И за про шедшие полтора столе тия ничто в нем не уста рело, не исказилось, не стерлось. Он остался и останется Дневником Женщин самых разных поколений, наших праба бушек и тех, кому только предстоит явиться на этот свет, ибо, как ни различны наши судьбы, никому не даю перешаг нуть за грани «вечного треугольника»: жизнь — любовь- смерть.

Странно, но Евдокия как будто «не заметила» своего превращения в Ростопчину, войдя в известное и богатое се мейство. Звон свадеб ных колоколов ни еди ной строкой не отозвал ся в ее поэзии. Лишь че рез тридцать лег, вспо миная ту свадебную вес ну- «весну без соло вья, весну без вдохнове нья, весну без ланды шей», спрятав себя под чужое имя, Ростопчина скажет: «Она вошла в мужнин дом без заблу ждений... но с твердою, благородною самоуве ренностью, с намерени ем верно и свято испол нять свои обязанно сти,— уже не мечтая о любви, слишком не возможной, но готовая подарить мужу прямую и высокую дружбу».

Ведущий 1.

Писала прозой. Ибо стихи, видимо, «о пря мой и высокой дружбе» с мужем не слагались. И легкая, летящая риф ма Додо продолжала прятать другого, таин ственного, который прошел через ее жизнь не видимкой. Кто он? Никто не знает. Двоюрод ная сестра Ростопчиной вспоминала, что Евдо кия перед свадьбой «за неделю до решения свей ей судьбы... с отчаянием говорила о своей пла менной и неизменной любви к другому».

Чтец.

Когда б он знал, как страстно

и как нежно

 Он, мой кумир,

рабой своей любим...

Когда б он знал, что в грусти

безнадежной

Увяну я, не понятая им!..

Когда б он знал!

Ведущий 2.

После свадьбы нача лась другая жизнь. Про щай, любимый сад, уеди нение, заветные книги... Их сменили развлече ния, танцы, театры, по клонники. Уже не до поэзии.

Зачем ей вся эта ку терьма? Она ответит сама, словно извиняясь перед своей Музой, испу ганной ее тщеславными и мелкими утехами:

Чтец.

Средь пестрых

личностей,

скользящих вкруг меня,

На время личность

я свою уничтожаю,

Самосознание жестокое теряю,

Свое тревожное

позабываю я...

Ведущий 1.

Что, если не «самосо знание жестокое» под сказало Ростопчиной: остановись! Остановись, даже если есть опас ность прилюдно забить ся в плаче горьком о том, что не создана к той жизни, какую при нуждена вести теперь, Одиночество вдвоем-хроническая болезнь всех несчастливых се мей, настигла и Ростоп чиных.., Что делать было дальше?

Русской глуши, без вестным до поры дере вушкам литература обя зана многими прекрас ными страницами. «При ют спокойствия, трудов и вдохновенья» был не только у Пушкина в Михайловско. Вот так же спасались Державин, Ка рамзин, Тютчев, Некра сов, многие, многие дру гие. Покой мерно дыша щей земли, цвирканье птахи, среди сугробов зовущей весну, осенние ливни и размытые доро ги- всему этому дано влиять на душу. Навер ное, в зрелом возрасте это ощущается сильнее. Вот и Евдокия, когда была девочкой, скучала в деревенской глуши.

Теперь она уже дру гая. Познавшая истин ную тоску и истинную грусть. Собралась да и уехала в воронежское село со странным названием – Анна.  

Ведущий 2.

На просторе, в старом доме со скрипящими по ловицами о многом пере думала Евдокия. О том, что же это такое— ее замужество? Зачем? «...Живую в душную мо гилу... схоронили в два дцать лет...» Надо было покончить с обидами на себя ли молодую, взду мавшую обмануть серд це, или на судьбу, сво дившую ее с великими, и разведшую с един ственным.

Чтец.

Вы вспомните меня

 когда-нибудь..,

но поздно!

 Когда в своих степях

далеко буду я,

Когда надолго мы,

навеки будем розно –

Тогда поймете вы

и вспомните меня!..

Ведущий 1.

Уныние и меланхолия отступали. Она снова на чала писать стихи.

Чтец

Вы думали,

что стих мой страстный

Легко, шутя

достался мне

 И что не куплен

он в борьбе,

Борьбе

мучительной,

ужасной?

Ведущий 2.

Минуты отчаяния, когда она в отвращении к себе, бесталанной, рвала бумагу, сменялись со знанием, что вот оно -        получается. В селе Анна написала Ростопчина первую книгу про зы, множество стихотворений. В 1840 году вы ходит поэтиче ский сборник. Один за другим появляются ро маны в стихах и прозе. Их чита ют как «полную историю жизни». А бур ный, творческий темпе рамент Ростопчиной тол кает ее попробовать себя в новом жанре, И опять удача. Имя женщины-драматурга не сходит с афиш знаменитых теат ров - Малого и Александринки. Ни один из столичных журналов и альманахов не выходит без подборки ростопчинских стихов и прозы. Из датели буквально вы хватывают рукописи из-под пера, и книги Евдо кии Петровны не лежат на прилавках.

Ведущий 1.

Ростопчина помогала пробиваться и молодым талантам. Ее щедрая душа была готова ока зать поддержку любому начинанию на благо рус ской культуры. Все сред ства от издания своих произведений Евдокия Петровна передавала на благотворительные цели. В отечественной словесности и культуре XIX века не найти столь яркой женской фигуры, как Ростопчина. Ни один женский голос не звучал с такой уверенной и звонкой силой....

Ведущий 2.

А в том, что называет ся личной жизнью, каза лось, все располагало к унынию и душевной усталости. Был нелюби мый муж. Крыша над го ловой их общего дома. Навсегда. Этого было не исправить. И была лю бовь. Незаконная, неблагословленная, грешная, осуждаемая, но любовь...

Отцом двух дочерей Евдокии Петровны был Андрей Карамзин, сын знаменитого писателя и историка. Что это была за страсть? И что было причиной ее печального исхода? Едва ли мы об этом когда-нибудь узна ем. Того, чем -так лихо овладели мы и считаем особым достоинством - называть вещи своими именами, - нет в поэти ческом дневнике Ро стопчиной. Есть слова, ощущения, мысли, кото рые должны умереть вместе с человеком, не ведомые никому. «Да! женская душа должна в тени светиться», - утверждает Ростопчина. Роман окончен. Сон прерван... Законной же ной Андрея Карамзина стала красавица Аврора Демидова. От тех драма тических лет остались строки:

Чтец.

Проста же ты,

мой незабвенный!

 Немое горе и в душе

 Воспоминаний

ряд бесценный —

 Вот все, что

остается мне!

Прости, Ярости!..

Одной мольбою,

 Одним желаньем о тебе

Я буду докучать судьбе:

Чтобы избранная тобою

Любить умела бы как я...

Чтоб ты был счастлив без меня!

Ведущий 1.

В феврале 1841 года, приехав в Петербург в отпуск, Михаил Лер монтов увидел уже не тоненькую черноглазую девочку, Додо Сушкову, а столичную знамени тость в полном расцвете своей красоты, литера турной славы. Он уви дел много пережившую женщину. Она тоже хо рошо понимала, кто он на самом деле - офицер Мишель Лермонтов.

Им было о чем погово рить, что вспомнить, на что пожаловаться и чем утешить друг друга. Они были свои. Читали друг другу стихи, а позже Ми хаил Юрьевич просил свою бабушку Елизавету Алексеевну прислать но вый ростопчинский то мик ему в Пятигорск.

Ведущий 2.

Отпуск его пролетел быстро. Надо было соби раться на Кавказ, и Лермонтов говорил Додо, что пред чувствует свою скорую смерть. У той сжималось сердце, но она не подавала виду. Даже под трунивала над его мнительно стью. «Он вер нется невре дим...» Эта строчка из стихов Ростопчиной, на писанных под впечатле нием мрачных дум поэта, звучит как заклинание. «Я одна из последних пожала ему руку»,-вспоминала она. Дума ла - до встречи. Оказа лось - на вечную разлу ку.

Тогда, уходя, у самого порога он протянул Додо альбом, куда впи сал посвященное ей сти хотворение.

Чтец 2.

Я верю:

под одной звездою

 Мы с вами

были рождены;

 Мы шли дорогою одною,

Нас обманули те же сны.

Предвидя вечную

разлуку,

Боюсь я сердцу

волю дать;

Боюсь предательскому

звуку

Мечту напрасную

вверять...

Ведущий 2.

...В письме к Дюма она спешила рассказать о Лермонтове, чтоб не ушли вместе с ней сны, пусть они и обманули, мечты, если они и не сбылись. То единствен ное, что не изменяло им никогда, - поэзия, она останется. И чье-то серд це забьется в такт их рифме. Значит, все было не напрасно...

К письму была прило жена маленькая записка. Ласковая. Любезная. Дюма споткнулся о по следнюю фразу:

Чтец 2.

 «Когда вы получите мое письмо, я буду мертва». Он по смотрел на штемпель: догоняя его в бесконеч ных странствиях, письмо долго плутало. Завер шался 1858 год. Евдокии Ростопчиной уже не было в живых.

Интернет-источники:

  1. Л.М. Быченкова.Вы вспомните меня… Из журнала «Крестьянка», 1974.-№5
  2. Lib.Ru/Классика: Ростопчина Евдокия Петровна: Собрание сочинений
  3. http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0,_%D0%95%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...

«Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»

Пленительные образы! Едва ли в истории какой-нибудь страныВы что-нибудь прекраснее встречали.Их имена забыться не должны.Высок и свят их подвиг незабвенный. Н.А. НекрасовОткрыв первую страни...

«Поэтический образ русской женщины-крестьянки» (Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).

«Поэтический образ русской женщины-крестьянки»(Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).(Урок внеклассного чтения 5 класс)Цель урока:Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А.Некрасова...

Урок литературы «Образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"

Цель урока:1.     Обучающая: прочитать и проанализировать поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины»; раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге во имя любви ...

Величие духа русских женщин (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)

Величие духа русских женщин(по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)...

Николай Алексеевич Некрасов. Поэма «Русские женщины». Подвиг и величие духа русских женщин.

Созданию условий для понимания образа главной героини поэмы, её поступка; определению нравственных понятий: «подвиг», «величие духа», духовные возможности человека; развитию ан...