Художественный анализ стихотворения.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Предлагается алгоритм художественного анализа стихотворения как раздаточный материал, который поможет учителю обучать художественному анализу стихотворения с 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
16-_hudozhestvennyy_analiz_stihotvoreniya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественный анализ стихотворения
- Тема произведения.
- В стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкин описывает (показывает, изображает) зимнее утро, смену вечера с пробуждением дня …
- Идея произведения.
- Он воспевает его красоту, показывает необыкновенную прелесть зимнего пейзажа, выражает свою любовь к природе, родине. В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение автора простым русским пейзажем. Оно проникнуто весёлым, жизнерадостным настроением.
- Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении.
-Это стихотворение написано счастливым человеком, умеющим наслаждаться жизнью, красотой, видеть прекрасное в каждом прожитом дне.
- Композиционно стихотворение состоит из 1, 2, 3, 4… частей, каждая из которых представляет собой
- катрен ( четверостишие)
- пятистишие
- секстину (шестистишие )
- септиму (семистишие)
- октаву ( восьмистишие)
- онегинскую строфу (16 строк).
4. Размер стиха.
Произведение написано ямбом, дактилем…
- хорей – двусложная стопа с ударением на 1 слоге.
- ямб – двусложная стопа с ударением на 2 слоге.
- дактиль – трёхсложная стопа с ударением на 1 слоге.
- амфибрахий – трёхсложная стопа с ударением на 2 слоге.
- анапест – трёхсложная стопа с ударением на 3 слоге.
5. Рифма точная, неточная (…), перекрёстная ( кольцевая, парная.)
Мороз и солнце – день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись,
Открой сомкнуты негой взоры…
- перекрёстная – а б а б
- кольцевая – а б б а
- парная - а а б б
- Лексические средства языка.
В произведении А.С. Пушкин использует яркие ( красочные, разнообразные) выразительные средства языка.
Проанализируем лексические средства языка. Прежде всего, это красочные эпитеты …, интересные метафоры…, необычные сравнения…
Автор использует также синонимы …, антонимы… Мы видим и приём антитезы, который показывает противопоставление, контраст между вчерашней вьюгой и нынешним чудесным днем …
В стихотворении есть и лексический повтор…, который усиливает чувства автора, показывает его восхищение красотой природы.
-Преобладает прямой порядок слов …(инверсия…)
-А.С. Пушкин использует сочетание прямого порядка … слов с инверсией…
Богатое разнообразие лексических средств языка создаёт живую картину природы,
( точно передаёт переживания лирического героя).
6. Морфологическая структура произведения.
- Рассмотрим морфологическую структуру произведения. В нём можно отметить обилие существительных, создающих яркий образ зимнего утра (мороз, солнце ,небеса, снег лёд, ель, речка …) прилагательных ( великолепный, чудесный, прелестный, прозрачный …), а также глаголов (проснись, открой, лежит, чернеет, блестит…), которые передают смену действий, динамику.
7. Синтаксические средства языка.
Интересны также синтаксические средства языка. В стихотворении ( в начале стихотворения) преобладают повествовательные предложения… Они показывают спокойную интонацию произведения. Затем голос автора становится более взволнованным, и это ярко передают восклицательные предложения ... имеются и вопросительные предложения …риторический вопрос…
В стихотворении нет восклицательных предложений, однако за внешним спокойствием интонации, сдержанностью лирического героя скрывается глубина и сила его чувств, скрывается столько любви, нежности, печали…
Произведение представляет из себя одно ( два) сложное предложение.
- В произведении преобладают простые ( сложные предложения)…
- Здесь можно увидеть сочетание простых и сложных предложений…
Обилие однородных членов предложения создают наиболее яркий и точный образ зимы ( любви, лирического героя) …
В стихотворении есть и обращение…, вводные слова …, прямая речь, которая создаёт ощущение присутствия читателя.
8. Фонетические средства языка.
Автор использует приём аллитерации ( нагнетение шипящих согласных – ж, з, ч, ш), а также звонких (б, в, р, л, н - …, а также ассонанса ( нагнетение гласных звуков – а, о, и, е - …Эти фонетические средства языка словно передают скрип снега, звон льда, топот коня.
9. Каким представляется мене лирический герой?
Лирический герой представляется мне поэтичным человеком с тонкой душой, глубокими чувствами. Он любит природу, родной край, умеет замечать вокруг себя красоту. Автор жизнерадостный человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
Художественный анализ стихотворения.
Предлагается алгоритм обучения художественному анализу стихотворения как раздаточный материал. Используется с 5 по 11 классы....
Художественный анализ стихотворения
Алгоритм художественного анализа стихотворения предлагается использовать в качестве раздаточного материала....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...
Лингвистический анализ художественного текста. Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"
Лингвистический анализ художественного текста.Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"...