Разработка вечера, посвященного памяти А.С. Пушкина
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Гений А.С. Пушкина привлекает к себе людей самых разных возрастов. Привить любовь учащихся к великому русскому поэту призван предлагаемый материал к вечеру, посвященному памяти А.С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecher_pamyati_a.s._pushkina.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вечер, посвященный памяти А.С. Пушкина
Оформление зала:
Плакат со словами Пушкина: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
Портрет Пушкина работы Кипренского, под портретом написаны слова Тютчева из стихотворения 29 января 1837 года «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет», компьютер, проектор, экран, презентация, открытки с видами Ленинграда (С- Петербурга) . Звучит мелодия Чайковского (Строгая, торжественная мелодия)
1. Ученик читает отрывок из стихотворения М.Ю Лермонтова
«Погиб поэт» до слов ...увял торжественный венок.
2. Ученик читает стихотворение Плещеева «Памяти Пушкина
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать ушел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;
Вот почему, возлюбленный поэт
Так дорог нам твой образ благородный,
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
1 ведущий:
Газета «Пионерская правда» обратилась к выдающимся людям нашей страны с просьбой ответить на вопрос: «Кому из поэтов - классиков вы отдаете предпочтение?» Авиаконструктор Туполев писал: «Часто в свободную минутку я беру томик пушкинских творений и с одинаковым восхищением перечитываю его сказки, и его поэмы, и прозу»
2 ведущий:
Летчик - космонавт Герман Титов ответил на этот вопрос так: «... по рассказам ребят, прошедших сурдокамеру раньше, я знал, что это нелегкая штука, и, отправляясь в «заключение» , «контрабандой» прихватил томик Пушкина. На четвертый день наизусть читал главы из «Евгения Онегина».
3 ведущий:
Чтобы понять стихи Пушкина, надо хорошо знать те места,
где жил и творил великий поэт. (проецируется на экран вид Ленинграда)
Петербург Пушкина...
С Петербургом тесно связан его жизненный и творческий
путь.
Пушкин постоянно обращался к теме Петербурга, которая все
более увлекала его. (сменяются открытки)
Ученик читает стихотворение А. С. Пушкина
Люблю тебя,
Петра творенье,
Люблю твой строгий; стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла...
4 ведущий:
1957 год Ленинград. Площадь искусств. В центре сквера, напротив Русского музея, собрались тысячи ленинградцев. Они пришли сюда на открытие памятника А.С. Пушкину. {Проецируется памятник А.С. Пушкину)
Пушкин - певец разума и красоты, поборник правды и свободы. Именно таким - земным и поэтическим – предстал великий поэт, созданный скульптором Аникушиным. Эта скульптура заставляет невольно вспомнить слова Тютчева: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..» {Музыкальная пауза. Музыка Чайковского)
На затемненной сцене выхваченный лучом стол, на нем горящая свеча, листы исписанной бумаги, клубок ниток и вязание с воткнутыми в него спицами. На заднике окно, через него виден зимний пейзаж
1 ведущий:
Зимний вечер. Маленький ветхий домик, затерянный в бескрайней снежной пустыне. Теперь этот дом опустел навсегда.
2 ведущий'.
А когда-то давным- давно в этой комнате горела свеча, потрескивали в печи поленья.
3 ведущий:
Старушка вяжет чулок, привычно ходят в руках спицы, разматывается клубок. Изредка старушка поднимает глаза на её бывшего воспитанника
Как он изменился с тех пор, как она его не видела, возмужал, только вот не вырос совсем. Старушка улыбается, может вспоминается ей, каким смешным и неуклюжим он был когда-то.
4 ведущий:
А он, прислушивается к завыванию вьюги за окном, вглядывается в искрящуюся под луной, снежную равнину. Что он хочет услышать в песни ветра, увидеть в таинственной тьме зимней ночи?
1 ведущий'.
Он видит и слышит то, что до него никто, никогда не видел и не слышал.
2 ведущий:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
3 ведущий:
Александр Пушкин... Сегодня нам с вами трудно представить, что было такое время, когда на земле не было «сказки о золотом петушке» и «Руслана и Людмилы», «Зимнего вечера», «Сказки о мертвой царевне», поэм, прозы, стихотворений, всего того, что создано лирой Пушкина.
4 ведущий:
Лира Пушкина. Она пережила короткий век поэта: «Нет, весь я не умру - душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит»
1 ведущий:
Лира - музыкальный инструмент древних греков, под звуки
которой пелись в старину песни.
Муза - древнегреческая покровительница поэзии
2 ведущий:
В те дни в таинственных долинах,
Весной при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны, -
Вспоминал Пушкин о первых своих стихах, написанных ещё в
Лицее
3 ведущий:
Но ещё задолго до Лицея, старая няня пробудила в юном Пушкине будущего поэта. «Мамушка», как ласково называл её Пушкин, совсем не похожая на древнегреческую покровительницу поэзии Музу, вручила поэту свирель.
4 ведущий:
... в вечерней тишине
Явилась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный дух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила
1 ведущий:
Так вошли в поэзию Пушкина мотивы «Сказки о золотом петушке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» и забавной, веселой сказки «О попе и о работнике его Балде»
2 ведущий:
Начинается сказка о чудесном море, море, которое никто никогда не видел, которое существует только в сказке. Это море можно замутить веревкой, в нем живут бес и бесенок, на его берегах случаются удивительные чудеса.
Сценка из сказки «О попе и его работнике Балде» (Поп, попадья и Балда)
3 ведущий:
.. .Идет Балда покрякивает
А поп, завидя Балду вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится.
Балда его тут отыскал,
Отдал оброк и платы требовать стал.
Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка
Со второго щелчка
Лишился поп языка
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика
А Балда приговаривал с укоризной
Не гонялся бы ты, поп,
за дешевизной!
4 ведущий:
Снова Михайловское. Снова зимний вечер. Отсюда пишет Пушкин письмо далекому другу...
1 ведущий:
(С листком в руке)
«Вот уже 4 месяца, как я нахожусь в глухой деревне, скучно, да нечего делать... Вечером слушаю сказки моей няни... Она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно»
(Из письма Пушкина Д.М. Шварцу)
2 ведущий:
Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые ворота
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
3 ведущий:
Уходит ещё один бесконечно долгий вечер в Михайловском.
Сколько их было этих вечеров? А сколько их ещё впереди?
4 ведущий:
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печальный свет она
1 ведущий:
Таинственная и сказочная тишина. Тишина на много вёрст вокруг. И в этой тишине звучит голос няни.
Ученица: (няня —рассказчица в русском костюме, платочке) «Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого; подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство 1 зерном накормит; вторая, что одним куском сукна оденет; третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на третьей», - так рассказывала Арина Родионовна.
2 ведущий:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна»
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки - царя
Родила богатыря» -
Так начинал Пушкин сказку «О Царе Солтане».
3 ведущий:
Бессмертны все творения Пушкина, как бессмертен и сам поэт. {тихая мелодия, спокойная)
4 ведущий: читает отрывок из стихотворения «Я памятник
воздвиг себе нерукотворный»
(без последнего куплета)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный вечер, посвященный памяти юных героев-антифашистов
Сценарий литературного вечера, посвященного памяти юных героев-антифашистов, предназначан для учащихся 8-9 классов....
Литературный вечер, посвященный памяти Н.Рубцова
Открытое мероприятие для работников РОНО....
Литературный вечер, посвященный памяти С.А.Есенина.
Литературный вечер дляучащихся 8-9 классов....
Вечер посвященный памяти Анны Герман!
28 ноября 2013 года,в шаней школе,мы организовали "вечер посвященный памяти Анны Герман".В нашем вечере мы отразили судьбу героини,ее взлеты и падения.,ее смех и слезы,ну и конечно же болезнь,ко...
Методическая разработка по развитию речи и физической культуре на тему: «Совместная деятельность посвященная памяти А. С. Пушкину».
Государственное Бюджетное Общеобразовательное УчреждениеСредняя Общеобразовательная школа № 38Приморского района г. Санкт-ПетербургаОтделение Дошкольного Образования Детей ВЕЧЕР ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ...
Литературный вечер посвященный памяти Сергея Есенина "Я сердцу никогда не лгу.."
Сценарий литературного вечера, посвященного памяти Сергея Есенина "Я сердцу никогда не лгу.."...
Литературно-музыкальный вечер, посвященный памяти B.C. Высоцкого
Литературно-музыкальный вечер, посвященный памяти B.C. Высоцкого...