Под звуки нежные романса
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме
Цель работы - открыть для современных школьников малоизвестные станицы русской литературы, приобщить их к культурному наследию страны, помочь талантливым ребятам раскрыть свои организаторские, вокальные, театральные способности с неизвестной для них самих стороны, укрепить взаиморасположение школьников и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pod_zvuki_nezhnye_romansa....doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОД ЗВУКИ НЕЖНЫЕ РОМАНСА…
Вечер русского романса второй половины 19 века
Цель: открыть для современных школьников малоизвестные станицы русской литературы, приобщить их к культурному наследию страны, помочь талантливым ребятам раскрыть свои организаторские, вокальные, театральные способности с неизвестной для них самих стороны, укрепить взаиморасположение школьников и педагогов.
Задачи:
- Обучающие: знакомство с новым литературным жанром, творчеством А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета; знакомство с творчеством русских композиторов и цыганским романсом; знакомство с новыми тенденциями в развитии литературы в России после реформы 1861 года.
- Развивающие: систематизация знаний по литературе второй половины XIX века; развитие представления о жанрах русской литературы; обобщение знаний о культуре пореформенной России; расширение связей литературы с другими областями искусства – театром, музыкой; развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, подготовка к успешной социализации в обществе.
- Воспитательные: воспитание любви к русской национальной культуре, знакомство с её традициями; влияние русской литературы XIX века на становление и развитие личности современного молодого поколения; открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры; патриотическое воспитание; развитие организационных навыков и самоуправления в коллективе старшеклассников; укрепление связей школьников и педагогов, создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.
Действующие лица:
- Ведущие – 2 пары
- Инсценировка по мотивам пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»:
- Лариса Дмитриевна
- Харита Игнатьевна
- Кнуров
- Паратов
- Инсценировка по мотивам пьесы Л.Н. Толстого «Живой труп»:
- Федя
- Маша
- Офицер
- Вокалисты – 4 человека, учителя и ученики
- Вокальная группа
- Гости в салоне
Оформление:
Тематические стенгазеты с материалами о композиторах, авторах романсов, а также исполнителях русских и цыганских романсов. Стенгазеты вывешиваются за неделю до Спектакля в кабинете русского языка или фойе.
Занавес оформлен павлово-посадскими шалями.
Гостиная в стиле 19 века: рояль (если возможно), диван, столики, цветы, свечи.
У занавеса появляются двое ведущих – юноша и девушка.
Музыка «Отвори потихоньку калитку…».
Ведущий: Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звезды зажгут небеса
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса.
Отвори потихоньку калитку
И взойди в тихий садик, как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.
Ведущая: Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.
Листьев ли шепот иль ветра порывы
Чуткой душою я жадно ловлю.
Взоры глубоки, уста молчаливы:
Милый, о, милый, люблю.
Ведущий: Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию.
Ведущая: Сегодняшний вечер мы посвящаем русскому романсу второй половины 19 века.
Ведущий: В музыкальной жизни России романс занял определенное место со второй половины XVIII века. Постепенно этот жанр как бы разделился на два потока: классический, «профессиональный» романс и романс бытовой, любительский (т.е. создаваемый музыкантами-любителями).
Ведущая: Классический романс, занимая видное место в концертной деятельности многих исполнителей, сформировался в творчестве таких великих композиторов, как Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский, Рахманинов.
Ведущий: Бытовой романс по своему характеру и большей простоте формы был ближе песням. Хотя композиторы-классики обращались к бытовому романсу, все же творили в этом жанре, в основном, любители. То, что бытовой романс сохранил популярность в течение почти 250 лет, говорит о высоком уровне любительского музицирования прошедших эпох. Лучшие образцы коллекции русского романса являются поистине шедеврами.
Ведущая: Для многих присутствующих романс ассоциируется, прежде всего, с пьесой А.Н. Островского «Бесприданница».
Ведущие уходят.
Справа появляются действующие лица первой инсценировки
под музыку «Нет, не любил он…»
Лариса садится в кресло. Кнуров и Огудалова присаживаются у столика на диван.
Паратов становится у трибунки с вазой и цветами.
У мужчин в руках бокалы с шампанским.
Паратов: Что вы нас покинули, Лариса Дмитриевна?
Лариса: Мне что-то нездоровится.
Паратов: Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал, да, вероятно, и не услышу уж более.
Кнуров: Позвольте и мне повторить ту же просьбу.
Лариса: Право же, господа, прошу простить, мне действительно нездоровится.
Огудалова: Спой, Лариса, уважь дорогих гостей.
Паратов: (подносит гитару и становится на колено) Просим!
Кнуров, Паратов, Огудалова: Просим! Просим!
Лариса: Подыграйте мне.
Поет романс «Нет, не любил он»
(Аккомпанирует Бойко О.Н. – учитель музыкальной школы.)
Выходят ведущие – вторая пара.
Ведущая: Лучшие образцы в жанре романса второй половины XIX века представлены прежде всего произведениями Петра Ильича Чайковского на стихи Алексея Константиновича Толстого, Льва Мея, великого князя Константина Романова.
Ведущий: Вокальным шедевром по праву считается романс Сергея Рахманинова «Весенние воды» на стихи Ф.И. Тютчева.
Ведущая: Стихи А.К. Толстого вдохновили к написанию великолепных романсов Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Ведущий: Некоторые авторы второй половины XIX века остались в истории благодаря одному-двум произведениям – гениальным озарениям. Таков задумчиво-печальный элегический романс В.Абаза на стихи И.С. Тургенева «Утро туманное».
Ведущая: Тургенев часто говорил, что его биография заключена в художественных произведениях. Об этой истории он поведал в романе «Дворянское гнездо».
Ведущий: Среди прислуги в доме матери была одна девушка – белошвейка Авдотья Ермолаевна Иванова. С первого раза приглянулась она Ивану Сергеевичу ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, скромностью.
Ведущая: Дошла весть об этой любви до самой Варвары Петровны, которая давно держала обиду на сына. Обрадовалась она случаю пристыдить «берлинского мудреца». Поднялся в доме шум-гам. Заперли Авдотью в чулан, а молодого барина потребовали к родительнице.
Ведущий: Ястребом налетела она на сына, упрекала его в безнравственности и безбожии. Иван Сергеевич сообщил о своем намерении жениться на Авдотье. Последние слова вызвали настоящую истерику. Она выгнала сына из дома и обещала лишить его наследства. Авдотью же выслала в Москву.
Ведущая: Там родилась у Авдотьи Ермолаевны девочка Пелагея, очень похожая на отца. Девочку у матери забрали, и Варвара Петровна поселила ее в Спасском. Здесь девочка росла на положении дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая. Выполняла она самую грязную работу.
Ведущий: С матерью шутки были плохи: обещала пустить по миру – слово свое сдержит. С грустными, тяжелыми мыслями покидал Тургенев Спасское. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей, скудные нивы с редкой стернёй тянулись до самого небосклона, сами собой складывались элегические стихи…
Вокальная группа исполняет романс «Утро туманное»
Выходят ведущие – первая пара
Ведущая: Романс – произведение для голоса с инструментальным сопровождением, как правило, фортепианным. Текстами романсов могут служить лирика, повествование, сатира. Содержание и музыкально-выразительные особенности романсов отличаются большей сложностью, нежели песенные, но эти жанры зачастую достаточно сложно разграничить. Пик развития романса в России пришелся на XIX – XX вв.
Ведущий: Корни же романса как вокального жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в частности, Испании XIII – XIV веков. Любовные песни исполнялись бродячими певцами того времени на языках романской группы, что повлекло в дальнейшем название сочинений такого плана – «романс».
Ведущая: Жанр романса благодаря своему камерно-лирическому, интимному складу нашел благодатную почву в творчестве русских композиторов.
Ведущий: В романсах наиболее удачно смогли проявиться душевные качества и запросы русского народа.
Звучит романс «Я помню вальса звук прелестный».
Во время исполнения две пары – кадеты и девушки
с хореографического отделения – танцуют вальс.
Выходят ведущие – вторая пара
Ведущий: Во второй половине XIX века получило большое распространение выступление цыганских артистов – солистов-певцов и хоров, сначала в ресторанах, а затем часто и в концертных залах. Многие из цыганских музыкантов были прекрасными аранжировщиками, в частности, русских романсов и песен, а также сочиняли сами.
Ведущая: Известна была целая большая цыганская музыкальная семья Шишкиных. Вероятно, представителю этой династии Андрею Шишкину принадлежит блестящий концертный романс на стихи М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю». Певец и гитарист Николай Шишкин является автором романтически возвышенных романсов с благородной мелодией «Слушайте, если хотите» (стихи его же) и «Ночь светла» на стихи Николая Языкова.
Ведущий: К этому же периоду относятся сочинения близких к цыганским кругам аранжировщиков и авторов Н.Пашкова, Н. Зубова, Я.Пригожего. Безыскусственная песня-романс Н.Пашкова (на собственные стихи) «Не уезжай ты, мой голубчик» сочетает в себе мелодические интонации романсов начала XIX века. Романс Н.Зубова «Побудь со мной», получивший «второе рождение» в конце XX века, также находится в русле цыганских песенных традиций.
Ведущая: Цыганские романсы в исполнении Веры Паниной вызывали у слушателей настоящие переживания, погружали в атмосферу страстной любви. Удивительный образ цыганки-исполнительницы романсов создал в своей пьесе «Живой труп» Лев Николаевич Толстой.
Вторая инсценировка. Маша, Офицер, Федя Протасов.
Цыганки и цыгане сидят вокруг.
Звучит музыка – романс «Пассия Прэ Чар (Легла речка)» - аудиозапись.
Протасов сидит с закрытыми глазами.
Офицер: Федя! Спишь?
Федя: Не разговаривайте! Это степь, это десятый век, это не свобода, а воля… Спой еще, Маша!
Офицер: Спой мою похоронную!
Федя: Отчего похоронную?!
Офицер: А это оттого, что когда я умру…понимаешь, умру, в гробу буду лежать, придут цыгане... Так жене завещаю. И запоют – так я из гроба вскочу. Понимаешь?
Федя: Ах, Маша, Маша, как ты мне разворачиваешь нутро все.
Маша: Что вы, Федор Васильевич?
Федя: Ты мне небо открываешь. Ты сама не понимаешь, что делаешь!
Маша: Как не понимать я понимаю, что кого люблю, для того и стараюсь и пою лучше.
Поет романс «Не говорите мне о нем…»
Выходят ведущие – первая пара.
Ведущий: Есть множество прекрасных произведений, известных романсов неизвестных авторов, имена которых со временем забылись. Среди этих сочинений «Очи черные», «Темно-вишневая шаль».
Ведущая: Особенно хочется отметить один анонимный шедевр – романс на стихи Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас». Только благодаря тому, что он сохранился в памяти великого певца И.С. Козловского, который и сделал обработку напева, мы имеем возможность радоваться этому прекрасному сочинению.
Исполняется романс «Я встретил Вас…»
Выходят ведущие – все четверо
Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш вечер.
Ведущая 1: Для одних из вас это была встреча со старыми добрыми друзьями.
Ведущий 2: Для других – погружение в новый, почти неизведанный мир русского романса.
Ведущая 2: Хочется надеяться, что этот вечер оставит у вас приятные воспоминания и привлечет новых почитателей жанра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечер русского романса на тему: «Романса трепетные звуки»
«Романса трепетные звуки» – настоящий праздник романса.Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Рома́нс в музыке (romance, от romanice, буквально — «...
Презентация к Вечеру русского романса на тему: "Романса трепетные звуки"
Презентация к Вечеру русского романса...
Сценарий вечера "Под звуки нежные романса..."
Автор сценария Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог - организатор ЦДТ "Царицыно"Тема: «Под звуки нежные романса…»ЦелиПознакомить современных школьников с историей возникн...
Под звуки нежные романса...
Сенарий внеклассного мероприятия для учащихся 7-11 классов, посвящённый истории романса как жанра, русского романса в частности....
Внеклассное мероприятие по литературе " Под звуки нежные романса"
Мероприятие пп литературе для учащихся 9 - 11 классов...
Внеклассное мероприятие "Романса нежное дыхание"
Музыка, песня помогает людям жить, трудиться, отдыхать, дарят им радость.Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна....
Конспект урока по музыке по теме "Романс.Романса трепетные звуки"
Конспект урока по музыке 5 класса по теме "Романс.Романса трепетные звуки"...