Презентации по литературе ХХ века
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
Презентации к урокам литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cvetaeva.ppt | 473 КБ |
p.sanaev_pohoronite_menya_za_plintusom.ppt | 568 КБ |
rol_peyzazha_v_romane_tihiy_don.pptx | 1.66 МБ |
tragediya_grigoriya_melehova.ppt | 329 КБ |
i.a.bunin_.pptx | 340.96 КБ |
cvetaeva_sasha_p.ppt | 411 КБ |
cvetaevam_i_plyusninal.ppt | 391 КБ |
izobrazhenie_1_mirovoy_voyny_v_tihom_done_sholohov.pptx | 307.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети — это взгляды глазок боязливых, Ножек шаловливых по паркету стук, Дети — это солнце в пасмурных мотивах, Целый мир гипотез радостных наук
Каждый стих - дитя любви, Нищий незаконнорожденный. Первенец - у колеи На поклон ветрам - положенный
Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! - Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед
Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе Насторожусь — прельщусь — смущусь — рванусь. О милая! Ни в гробовом сугробе, Ни в облачном с тобою не прощусь
Ятаган? Огонь? Поскромнее, — куда как громко! Будь, знакомая, как глазам — ладонь, Как губам — Имя собственного ребенка.
Не знаю, почему. Должно быть, Устала попросту душа, И как-то не хотелось трогать Мятежного карандаша
«Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода», — из воспоминаний Марины Цветаевой
«Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Похороните меня за плинтусом» «Похороните меня за плинтусом» — автобиографическая повесть Павла Санаева , написанная в 1994 году . Была опубликована в 1996 году в журнале «Октябрь». Удостоена премии журнала «Октябрь» за 1996 год , номинировалась на Букеровскую премию и, в начале 2003 года вышла самостоятельным изданием в серии «Современная библиотека для чтения» издательства «МК-периодика». В 2009 году экранизирована Сергеем Снежкиным. В петербургском театре «Балтийский дом» был поставлен одноимённый спектакль. Роль Саши в нем играет Игорь Скляр.
Сюжет Повесть о девятилетнем мальчике Саше Савельеве, который живет у бабушки с дедушкой, потому что бабушка не доверяет воспитание ребенка своей дочери. Она осуждает «беспутную» дочь, нашедшую нового мужа, которого считает «бездарным художником», «карликом-кровопийцей» и «алкашом». Безоглядная любовь к внуку перерастает в гиперопеку и домашнюю тиранию. «Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу. Свою повесть я решил начать с рассказа о купании, и не сомневайтесь, что рассказ этот будет интересным. Купание у бабушки было значительной процедурой, и вы в этом сейчас убедитесь.»
«Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева — это автобиографичная повесть от сына известных родителей (пасынка Ролана Быкова, внука народного артиста Санаева). Уже только этим книга обеспечила себе колоссальный успех, однако это вовсе не значит, что автобиографичность и известность автора являются ее единственными достоинствами. Этот роман — о любви и о том, какие облики она может принимать, о том, что детство — это не всегда праздник, о том, что даже самые страшные вещи могут восприниматься как обыденность после определенной черты. Восьмилетний мальчик Саша живет со своей бабушкой, которая не дает его матери с ним видеться. Мать, впрочем, особо и не стремится идти на контакт — у нее «сложные жизненные обстоятельства» и новый брак. Таким образом, Саша оказывается заточенным в плену старческой, полубезумной и абсолютно нерациональной любви, когда ругань и проклятия, щедро проливающиеся на его голову, становятся едва ли не самыми ценными знаками внимания.
Книга написана живым, доступным и местами довольно оригинальным языком. Читается она достаточно легко, имеет неожиданный финал и в целом является довольно интересной. Однако это — лишь вершина айсберга. Погружаясь в роман целиком, читатель не может не сопереживать каждому из участников драмы, еще более страшной от того, что происходит она с ребенком и основана на реальных событиях. Критики восприняли «Похороните меня за плинтусом» неоднозначно. Нашлись те, кто увидел в этой книге возрождение русских литературных традиций — она заставляет переживать, переосмысливать, сочувствовать. Другие назвали роман откровенной чернухой — и тоже оказались правы, ведь описываемые в книге события попадают именно под эту категорию. Ближе всего к истине подобрались те, кто оценил «Похороните меня за плинтусом» как достойный образец современной литературы. Какова действительность — таковы и книги. Данная повесть — лучшее тому подтверждение. Подтверждение, наполненное болью, ставшей обыденностью, подтверждение, вольно обращающееся с классическим русским языком, периодически скатываясь на нецензурную брань, подтверждение, мимоходом, но все же довольно красноречиво, кивающее на социальные проблемы нашего общества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тонко и проникновенно, во всей своей живой и трепетной достоверности изображает Шолохов родную природу. Пейзаж у него всегда одухотворен.
В романе «Тихий Дон» шолоховские картины природы приобретают особое идейно-эстетическое наполнение.
Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы становится особенно острым и впечатлительным, как бы увиденным впервые. Достаточно вспомнить самые трагические эпизоды романа: зверское убийство казаками красного командира Лихачева. Идя на смерть, он видит красоту весеннего леса.
Впечатления окружающего мира, вступающие в сознание и героя, и читателя, разряжают крайнее напряжение. Писатель как бы широко распахивает душу читателя для восприятия огромного мира природы, человеческих чувств после сосредоточенного нагнетания художественных средств, устремляющих все внимание к одному необычайно напряженному событию. Вспомним эпизод, когда в степи работают Наталья и Ильинична. Последняя измена Григория окончательно надломила Наталью
Природа движется сама по себе. Люди страдают и радуются своими радостями и печалями. Но вот на миг оба движения совпадают, и проклятье Натальи, усиленное метафоричностью грозовой тучи, звучит необычайно выразительным трагическим взрывом. Здесь параллелизм перестает быть одним из приемов введения пейзажа и вырастает в существенную особенность композиции и характерную черту стиля.
О том, что пейзаж в романе Шолохова не безразличен человеку и может служить для выражения определенных символов, свидетельствуют многие сцены. Приведем несколько примеров. Отправляясь на побывку домой, Григорий заметил в степи диких гусей. Далее Шолохов рисует красочную картину охоты.
К концу «Тихого Дона» символические образы природы встречаются все чаще. После одной из стычек бандитов с красноармейцами Григорий лежит в степи, испытывая странное чувство отрешенности и успокоения. С восхищением он любуется цветком, росшим совсем рядом.
Сходен поэтический строй удивительного и загадочного своей силой образа черного солнца. Черным оно показалось Григорию потому, что в час Аксиньиной смерти физические силы оставили его – свет померк в очах. Смерть коснулась его, виновника смерти Аксиньи и многих других людей, потребовала к себе, – вот что значил для него ужас черного солнца. Не случайно он прощался с Аксиньей, «твердо веря в то, что они расстаются ненадолго».
Между тем природа в «Тихом Доне» не только противостоит Григорию и осуждает его, но и призывает к пониманию и сочувствию. Когда Григорий отверг предложение бывшего фоминца Чумакова вновь поискать легкой бандитской жизни, когда решил вернуться к людям, когда впервые за долгое время своего пребывания в лесу чуть заметно улыбнулся – начала оттаивать и природа. Светлая нота в эмоциональной окраске шального пейзажа романа вполне гармонирует с финалом трагедии. Путь Григория завершается окончательным крушением ложной идеи. Но трагедия разрешима, имеет выход.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образ Григория Мелехова - главного героя романа-эпопеи «Тихий Дон» - формируется в перипетиях гражданской войны и революции, проходя трагический, тяжелый, но все же незавершенный путь.
… любовь-страсть, первобытное, яркое чувство…
Григорий Мелехов и Наталья (Пётр Глебов и Зинаида Кириенко)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иван Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в старинной обедневшей дворянской семье в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение Озёрки ( Орловская губерния , ныне Липецкая область , Становлянский район , Петрищевское сельское поселение)
Отец — Алексей Николаевич Бунин (1827—-1906 ), мать — Людмила Александровна Бунина (урождённая Чубарова) (1835—-1910). До 11 лет воспитывался дома, в 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия . Много занимался самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики. В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 — дебют в печати.
В 1889 г. переезжает в Орёл и идёт работать корректором в местную газету «Орловский вестник» . К этому времени относится его продолжительная связь с сотрудницей этой газеты Варварой Пащенко, с которой они вопреки желанию родни переезжают в Полтаву ( 1892 ).
Сборники «Стихотворения» (Орёл, 1891 ), «Под открытым небом» ( 1898 ), «Листопад» ( 1901 ; Пушкинская премия ). 1895 — лично познакомился с Чеховым , до этого переписывались.
В 1890-х путешествовал на пароходе «Чайка» (« барк с дровами ») по Днепру и посетил могилу Тараса Шевченко , которого любил и много потом переводил. Спустя несколько лет написал очерк «На „Чайке“», который был опубликован в детском иллюстрированном журнале «Всходы» ( 1898 , № 21, 1 ноября).
В 1899 вступает в брак с Анной Николаевной Цакни , дочерью революционера- народника Н. П. Цакни . Брак был непродолжительным, единственный ребёнок умер в 5-летнем возрасте ( 1905 ). В 1906 году Бунин сожительствует (гражданский брак оформлен в 1922 году ) с Верой Николаевной Муромцевой , племянницей С. А. Муромцева , председателя Государственной думы Российской империи 1-го созыва .
Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия. 1 ноября 1909 года он был избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание: 1 Биография 2 Творчество 3 Интересные факты 4 Библиография
Биография Марина Цветаева родилась 26 сентября ( 8 октября ) 1892 г. в Москве , в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева и Марии Александровны Мейн-Цветаевой. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе , где сейчас существует цветаевский дом-музей. Марина начала писать стихи — не только на русском, но и на французском и немецком языках — еще в шестилетнем возрасте. В 1906 г. мать умерла, Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца. Марина училась в Москве, затем в пансионах Швейцарии и Германии . Опубликовав свои ранние стихи, она привлекла к себе внимание знаменитых поэтов — Брюсова , Волошина и Гумилева .
Биография В 1911 г. Цветаева знакомится со своим будущим мужем Сергеем Эфроном . Во время гражданской войны Сергей воевал в рядах Добровольческой армии на стороне белых и после победы большевиков был вынужден эмигрировать. В январе 1912 г. Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона . В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля) . В 1914 г. Марина встретилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок , их роман продолжался до 1916 г. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов "Подруга". В 1917 г. Цветаева родила дочь Ирину, которая почти сразу после рождения оказалась в детском приюте, где умерла от голода в возрасте 3-х лет.
Биография В 1922 г. Цветаева эмигрировала. Сперва она жила в Берлине , затем — в Праге . В 1925 г., после рождения сына, она переехала во Францию . Вела практически нищенскую жизнь, снимая квартиры в пригородах Парижа . Из Парижа была «выдавлена» атмосферой, сложившейся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова , сына Троцкого . В мае 1926 года с подачи Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Марией Рильке , жившим тогда в Швейцарии . Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке.
Биография В 1939 г. Цветаева вернулась в СССР, вслед за мужем и дочерью Во время Великой Отечественной войны она с сыном отправилась в эвакуацию в Елабугу . Там, доведенная одиночеством, безработицей и трагичностью судеб близких, Марина Ивановна покончила жизнь самоубийством , повесившись 31 августа 1941 г. и оставив предсмертную записку к сыну: "Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик." Похоронена на кладбище г. Елабуга . Сын, Георгий, погиб 3 годами позже в 1944 г. от пулевого ранения.
Творчество Романтический максимализм , мотивы одиночества, трагическая обреченность любви , неприятие повседневности, конфликт быта и бытия, обыденности и жизни души. Интонационно-ритмическая экспрессивность , парадоксальная метафоричность .
Интересные факты В 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой , тогда как отпевать самоубийц в РПЦ запрещено. На вопрос: «Что позволило сделать исключение для Цветаевой?» — патриарх ответил: «Любовь народная»
Библиография Антокольский П. Книга Марины Цветаевой // Новый мир, 1966. — N 4; Цветаева А. Воспоминания. — М.: 1971; Твардовский А. Марина Цветаева. Избранное, в его кн.: О литературе, М., 1973; Эфрон А. Страницы воспоминаний. // Звезда, 1973. — N 3; Эфрон А. Страницы былого // Звезда, 1975. — N 6; Белкина М. Скрещение судеб — М.: 1988; Саакянц А. М. Цветаева. Жизнь и творчество — М.: 1997; Марина Цветаева. Фотолетопись жизни поэта — М.: 2000; Кудрова И. Путь комет. Жизнь Марины Цветаевой — СПб: 2002; Эфрон Г. Дневники, тт. 1-2 — М.: 2005; Библиография работ о Марине Цветаевой Полянская М. Брак мой тайный. Марина Цветаева в Берлине — М.: 2001. Омри Ронен. Часы ученичества Марины Цветаевой // Марина Цветаева 1892-1992. Под ред. С.Ельницкой и Е.Эткинда. Нортфилд, 1992.
Работу выполнила: Ученица 11 класса Попова Саша
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Молитва». 26 сентября 1909, Таруса Ах, этот мир и счастье быть на свете Еще невзрослый передаст ли стих? Ты дал мне детство - лучше сказки И дай мне смерть - в семнадцать лет...
Родители М.И. Цветаевой Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. «Стихи о Москве» (из цикла). 16 августа 1916
Вот и мир, где сияют витрины, Вот Тверская, - мы вечно тоскуем о ней. Кто для Аси нужнее Марины? Милой Асеньки кто мне нужней? «Тверская»
Марина Цветаева и Сергей Эфрон В его лице я рыцарству верна, - Всем вам, кто жил и умирал без страху! - Такие - в роковые времена - Слагают стансы - и идут на плаху. «С. Э.». 3 июня 1914, Коктебель
Безумье - и благоразумье, Позор — и честь, Все, что наводит на раздумье, Все слишком есть- Во мне! - Все каторжные страсти Слились в одну! Так в волосах моих - все масти Ведут войну! «Безумье — и благоразумье...». 3 января 1915
Белый был - красным стал: Кровь обагрила. Красным был - белым стал: Смерть победила. «Ох, грибок, ты мой, грибочек, белый груздь...» Декабрь 1920
Две руки - ласкать, разглаживать Нежные головки пышные. Две руки - и вот одна из них За ночь оказалась лишняя. «Две руки, легко опущенные...». Первая половина апреля 1920
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Война – всенародное бедствие. Не сохами – то славная землюшка наша распахана… Распахана наша землюшка лошадиными копытами. А засеяна славная землюшка казацкими головами, Украшен – то наш тихий Дон молодыми вдовами, Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами.
Казаки познают ту самую черту неизвестности между двумя неприятельскими войсками, о которой говорил Толстой и вспоминает в романе Шолохов, - черту, отделявшую живых от мертвых. Один из казаков записывает в своем дневнике, как он в то мгновение «слышал отчетливый хрипловатый шлепок немецких пулеметов, перерабатывающих этих живых людей в трупы. Два полка были сметены и бежали, бросая оружие. На плечах их шел полк немецких гусар». Поле недавней сечи. На прогалине в лесу – длинная стежка трупов. «Лежали в накат, плечом к плечу, в различных позах, зачастую непристойных». Пролетел самолет – сбросил бомбу. Из–под развороченного крыльца выползает Егорка Жарков – «дымились, отливая нежно розовым и голубым, выпущенные кишки». На Владимиро-Волынском и Ковельском направлениях в сентябре 1916 года применили французский способ наступления — волнами. «Шестнадцать волн выплеснули русские окопы. Колыхаясь, редея, закипая у безобразных комьев смявшейся колючей проволоки, накатывались серые волны людского прибоя... Из шестнадцати волн докатились три…».
Такова страшная правда о войне. И каким кощунством над моралью, разумом, сущностью человечности казалось прославление подвига. Потребовался герой — и он появился. Кузьма Крючков якобы один убил одиннадцать немцев. Герой нужен штабу дивизии, влиятельным дама и господам офицерам, императору. О Крючкове писали газеты и журналы. Его портрет был на пачке папирос. Шолохов пишет :« А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались нравственно искалеченные. Это назвали подвигом». Критики говорили, что здесь подражание Толстому по мысли (антитеза) и синтаксису («разоблачительная» фраза, оформленная как периодическая речь). Да, сходство, несомненно, но шло оно не от внешнего подражания, а от совпадения во взглядах на ужасы, ложь, маскировку, парадные представления о войне. Но в то же время нельзя дело представлять себе так, будто, по мысли писателя, в той войне вообще не было подвигов. Они были. Значительной части народа казалось, что дело идет действительно о спасении Родины, славянства, что цель России — оказать помощь Сербии, укротить притязания германских милитаристов. Это вдохновляло фронтовиков и ставило их в очень противоречивое положение. Главное внимание Шолохова сосредоточено на изображении неурядиц, которые принесла война России. Полуфеодальный режим, существовавший в стране, за время войны еще больше усилился, особенно в армии. Дикое обращение с солдатом, зуботычины, слежка... Фронтовиков кормят, чем придется. Грязь, вши... Бессилие генералов поправить дело. Бездарность и безответственность многих из командования. Стремление союзников выиграть кампанию за счет людских резервов России, на что охотно шло царское правительство.
Идея революции выношена и выстрадана «низами». Лагутин говорит Листницкому , что у его отца четыре тысячи десятины земли, а у других — нет ничего. Есаул озлился: «— Вот чем начиняют тебя большевики из совдепа... Оказывается, недаром ты с ними якшаешься. — Эх, господин есаул, пас, терпеливых, сама жизня начинила, а большевики только фитиль подожгут...» Так народ искал и находил выход из трагического тупика истории, вставая под большевистское знамя. «Тихий Дон» резко отличается от тех книг о мировой войне, герои которых, проклиная действительность, не в силах найти выход и впадают в отчаяние или примиряются. Роман и по сей день остается непревзойденной книгой о той страшной мировой катастрофе.
Ой ты, наш батюшка тихий Дон! Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь? Ах, как мне, тиху Дону, не мутну течи! Со дна меня. Тиха Дона, студены ключи бьют, Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература 18 века. Классицизм. Русский классицизм."
Одна из первых обучающих лекций по литературе в 9 классе. Рассказ учителя сопровождается слайдами с текстом, чтобы ученики могли без суеты записать основное. Лекция рассчитана на 30-40 минут, зависит ...
Презентация к итоговому уроку литературы в 5 классе по теме "Литература 19 века"
В ресурсе содержатся различные нестандартные задания ,позволяющие заинтересовать учащихся,провести урок в игровой форме....
Презентация "Русская литература 19 века"
Презентация "Русская литература 19 века"...
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....
Презентация "Судьба России в XX веке. Русская литература XX века"
Материал к вводному уроку литературы в 11 классе. Содержит периодизацию русской литературы в XX веке с краткой характеристикой...
Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века
Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...
Комментарии
М. Цветаева
Трагедия Григория Мелехова
"Все стихи - душа поэта"
Re
Какая милашка рядом с Вами)))