Статья "От культуры полезности - к культуре достоинства"
методическая разработка по литературе по теме
В данной статье представлен опыт работы по использованию технологии сотрудничества на уроках литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_kultury_poleznosti_k_kulture_dostoinstva.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
О.И.Шалафаст,
МБОУ «Гимназия №2»
г.Нижневартовск
От культуры полезности – к культуре достоинства
(технология сотрудничества на уроках литературы)
Умножать, а не только уважать
человека в человеке.
Е.Н.Ильин.
Мониторинг знаний по литературе в целом по России на протяжении многих лет констатирует невысокий уровень литературного образования учащихся. Возможно, «корень зла» заключается в кажущейся перегрузке содержания школьного курса. Однако практика свидетельствует: дело не в перегрузке содержания, а в условиях, обеспечивающих эффективное изучение курса литературы.
Главная причина, по моему мнению, в организации изучения самого предмета.
С позиции требований, предъявляемых современной психологической и педагогической наукой, каждый учитель перестраивает свою работу, ищет новые пути, способы воспитания и развития своих учеников.
Я поставила перед собой задачу воспитать в детях не исполнительного ученика, запоминающего необходимый объем учебной информации, а человека, улавливающего все нюансы, эмоции, постигающего жизнь через осмысление Слова, потому что «в начале было Слово».
В настоящее время разработано большое количество современных образовательных технологий, позволяющих сделать учебный процесс наиболее эффективным. Технология традиционного обучения практически не формирует навыки совместной деятельности, а содержание учебного материала без «погружения» через общение не дает основы для развития личности учащихся, творчества, сопереживания, без чего урок литературы, по моему мнению, нельзя назвать Уроком. Часто активная, самостоятельная позиция учащегося идет вразрез с учительским планом занятия и поэтому не принимается педагогом. В результате школьники – подростки оказываются не готовы к сотрудничеству, не умеют находить свое место в общем деле, избегают ответственности. Все это заставило по–новому взглянуть на взаимоотношения с учащимися, а также на само преподавание литературы. Проблему развития личности я решаю через технологию сотрудничества.
Авторитарный стиль взаимоотношений между учителем и учеником на уроках (особенно литературы ) уже давно изжил себя .Учитель не может быть «непререкаемым авторитетом»,он должен превратиться во внимательного и заинтересованного со-беседника и со-трудника. Постановка «открытых» вопросов, то есть таких, которые заранее ориентированы не на единый – «правильный»– ответ, на высказывание различных точек зрения по проблеме, а также определение собственной позиции дает учащимся возможность во время занятий высказывать «правильные» и «неправильные точки зрения без боязни, что их одернут, остановят, а это значит, что собственное «я» школьника услышано учителем. Педагог должен «видеть» и «слышать».каждого ученика, замечать и грамотно реагировать на малейшие изменения во внешнем облике и внутреннем состоянии учеников, стараться, чтобы ученики могли сами больше говорить, высказывать свои мысли, предлагать идеи. Чтобы заинтересовать учащихся ,нужно идти на урок не с темой , а с проблемой.
Не секрет. что дети читают очень мало и неохотно. Чтобы заставить взять книгу и прочитать ее до конца , стараюсь найти в каждом произведении проблему, важную и интересную для подростка. Например. при изучении романа «Евгений Онегин»,ставлю проблему: всегда ли «неопытность к беде ведет» ? Или еще до знакомства с романом задаю вопрос: «Мог ли Онегин стать вашим «добрым приятелем»?» Чтобы ответить на первый вопрос, школьник должен задуматься : что за беда , какая и с кем она должна произойти , а затем соотнести поступок (признание Татьяны первой в любви )со своим жизненным опытом ,а ответ на второй вопрос заставляет учащихся внимательно взвесить всё «положительное» и «отрицательное» в образе Онегина и – следовательно прочитать роман. Не все, конечно, учащиеся «попадаются» на такую уловку учителя, но, как показывает моя практика , читать стали больше и внимательнее. Тем более, проблемный вопрос – всегда хороший повод для общения на уроках, уроках – диспутах, уроках –диалогах, уроках – «озарениях» ,которые часто провожу с ребятами.
После изучения творчества А.Н.Островского проводили урок-дискуссию («стенка на стенку»): столкновение двух философий, двух мировоззрений: Варвары и Катерины (пьеса «Гроза»). Философия Варвары: «А по – моему: делай, что хочешь, только шито да крыто было».Философия Катерины : «Не хочу я так…Уж я лучше буду терпеть, пока терпится».Учащиеся разделились на «сторонников» Варвары и «сторонников Катерины. Урок был построен по такому принципу: от художественного произведения – к современному обществу – от общества – к конкретному ученику. Кроме того я предложила ребятам решить жизненные ситуации: сначала от имени «своего»героя (как бы поступила в данной ситуации Варвара, а что бы сделала Катерина), а затем учащиеся делились собственным жизненным опытом, отстаивали свою точку зрения.
Насторожило то, что большинство учащихся разделяет философию Варвары, они видят в ней жизнь «за окном»,но несколько учащихся в результате долгого спора изменили свои взгляды (и это уже радует).
Итоговый урок по творчеству И.А.Гончарова проводила в форме ролевой игры: в результате «отборочного тура» учащиеся разделились на «литературных героев» и «читателей». «Героям» необходимо было перевоплотиться и стать либо Обломовым, либо Ольгой Иьинской, либо Борисом Райским, Юлией Тафаевой, Штольцем.и.т.д. «Читатели» «пытали» своих «героев».Я была на уроке лишь «наблюдателем»
Эти формы обучения важны для учащихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи. Подобные занятия, как отмечают психологи, позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не быть только созерцателями, кроме того, они психологически привлекательны для учащихся.
Чтобы вовлечь учащихся в активный процесс обучения и переработки знаний, использую работу в малых группах .
Например, на первом уроке по изучению творчества И.С.Тургенева даю учащимся перспективное задание, деля их (по желанию) на группы:: представить и защитить проект по теме ,связанной с определенным периодом жизни и творчества писателя : детские и юношеские годы;40-е ;50-е ;60-е и последние годы жизни и творчества. Учащиеся самостоятельно распределяют «обязанности» между собой . Рассказывая о последних годах жизни писателя, ребята назвали свой проект «Жизнь «без гнезда».Подводя итог своей жизни, И.С.Тургенев писал: «Осужденный я на цыганскую жизнь, и не свить мне, видно, гнезда нигде и никогда». Эти слова писателя стали «изюминкой»проекта учащихся. Они рассказали о жизни Тургенева за границей, о постоянной тоске по родине, по его любимому старому дубу, о «торжествующей» любви писателя к Полине Виардо, к Юлии Вревской, к Марии Савиной; представили творческие работы (интерпретации лирических миниатюр «Памяти Юлии Вревской», «Без гнезда» ),рассказали об особенностях жанра «стихотворения в прозе»,показали художественное чтение наизусть.
Приведу отрывок из творческой работы ученицы «Мир – это шанс найти себя» по стихотворению Тургенева «Без гнезда».
«Мир. Какое прекрасное и великое слово! Прекрасное потому, что оно является синонимом гармонии, умиротворения, великое потому, что наш мир очень огромен, он кажется нам порою бесконечным. Впрочем, он действительно бесконечен, если сравнить его с таким маленьким существом, как человек. Маленький человек и огромный мир. И это противопоставление придает слову «мир» совсем иной смысл . Теперь мир – это широкая бездна, в которой очень легко может затеряться человек.
Ищет себя в этом мире и лирический герой Тургенева. Автор не дает имени герою, не описывает его внешность. Скорее всего, это и есть сам автор, его вечно «скитающаяся цыганская душа»…Герой стоит на распутье дороги жизни, у него нет своего «гнезда»,как и у одинокой бедной птицы…
Как выжить потерянному человеку? Сложить «крылья» и с протяжным стоном броситься в море? Позволить морю поглотить себя? Или лететь дальше?
Сделать выбор сложно, но необходимо. Нельзя позволить волне поглотить себя. Нужно жить, нужно лететь вперед. Нельзя падать духом, складывать крылья, нужно обязательно долететь до «зеленого островка».
Пусть ветер надежды овеет крылья тех, кто ищет приюта в этой жизни.
Ведь мир – это не сплошная пустыня с мёртвыми морями, мир – это не бездонная пустота. Мир – это шанс найти себя».
Другие группы пошли иным путем: составляли кроссворды, викторины, защищали опорные конспекты ,рассказывали об экранизации произведений писателя с просмотром фрагментов на уроке.
Или при изучении рассказов «Записки охотника» было предложено группам учащихся провести частично – поисковую работу: первой - найти, обобщить и систематизировать образы крестьян, второй – образы помещиков, третьей – образ самого автора в рассказах. А работая над художественными особенностями романа «Отцы и дети», учащиеся были вовлечены в исследовательскую работу: каждой группе было дано индивидуальное задание (найти и «защитить» портреты героев, речь героев, пейзажные зарисовки). Каждому была предоставлена возможность проявить себя, свое творчество. Процесс воспитания и образования – непрерывные процессы, и они не могут вмещаться только в рамки урока. Поэтому рядом с основной формой – уроком, в традиционном и нетрадиционном понимании, на равных правах я провожу с учащимися элективные курсы, индивидуально – групповые, внеклассные мероприятия. Индивидуально – групповые занятия предшествуют уроку, там мы готовимся к семинарам, составляем планы творческих работ, проводим исследования, «погружаемся» в произведение.
Социальными психологами доказано, что творческое, абстрактное мышление у человека включается и продуктивно работает главным образом в уединении. Поэтому домашние задания учащимся предлагаю преимущественно творческого характера.
Проявить свое творчество и фантазию предлагаю учащимся на литературных вечерах, в салонах поэзии, на балу литературных героев, где можно воочию увидеть и взять интервью у Онегина ,Печорина,Татьяны Лариной, Наташи Ростовой, Базарова, Обломова и.т.д.(См. приложение).
Сущность своей работы я могу выразить формулой трех «к» к + к = К, где первая «к» - это коммуникативность, вторая «к» – это красота, а сумма этих «к» дает «К» большую –креативность (от лат. «творить, создавать»), то есть путь к творчеству(без чего не может быть урок литературы) лежит через постижение красоты при тесном сотрудничестве ученика и учителя.
Еще Ф.М. Достоевский сказал, что «красота спасет мир», а слово «красота» многогранно.
Красота, в моем понимании, - это умение улавливать мгновения и чувствовать поэзию, живопись, музыку, это умение подобрать меткое, образное слово, это удивление и радость, это высшая духовность человека.
Постичь эту «красоту» можно только через общение: Общение с книгой, с писателем, Общение с учителем и Общение друг с другом (новая формула трех О).
Но какие бы цели и задачи учитель ни ставил перед собой, перед учащимися, главное, по моему мнению, видеть в каждом «маленьком человечке» Человека и помочь ему стать личностью.
И в заключение мне бы хотелось привести строчки из своего небольшого «стишка»:
Входишь в класс – и видишь лица
Дерзкой детворы.
Помоги им научиться
С жизнью быть на «ты»,
Помоги им улыбнуться
И добрее стать,
Помоги им ,споткнувшись,
Все же устоять.
Если так и не удастся
Избежать беды,
В этом тоже виноваты
Не они, а мы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Каменная летопись Древней Руси". Презентация к урокам мировой художественной культуры, основ православной культуры.
Давайте отправимся в увлекательное путешествие в русскую старину, увидим своими глазами эту необыкновенную красоту русских храмов и соборов. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Первое путешествие, которое ч...
Развлекательно-познавательный вечер "От культуры полезности, к культуре достоинства"
Как воспитать культуру в детях? Лучше всего это сделать ненавязчиво, чтобы дети сами дошли до этого, делая и показывая сами. О культуре общения, о гармоническом единстве внутренней и внешней куль...
"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.
Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...
Интернет-сайты по физической культуре, полезные для обучающихся (олимпиады, конкурсы, публикации)
Конкурсы, викторины и олимпиады по физической культуре. Сайты для публикации обучающихся....
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....