ЗНАМЕНИТЫЕ РАССКАЗЧИКИ
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

ЛИТЕРАТУРА И РУССКИЙ ЯЗЫК. ТЕАТР И УРОК, А МОЖЕТ БЫТЬ СПЕКТАКЛЬ ИЛИ КВН? ИНТЕРЕСНО ДЕТЯМ И ПОЛЕЗНО УЧИТЕЛЯМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znamenitye_rasskazchiki.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

 Знаменитые рассказчики

Театрализованное представление

Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья. Начинаем нашу игру. Сегодня в гостях у эрудитов знаменитые литературные герои — барон Мюнхгаузен, капитан Врунгель и Шерлок Холмс.

Мюнхгаузен. Приветствую вас! Мне не терпится рассказать о своих новых приключениях.

Врунгель. Славная яхта «Беда», счастливо избежав все беды, завершила очередное кругосветное путешествие. Передаю вам привет от членов ее экипажа.

Холмс. А я, друзья, никуда не выезжал с Бейкер-стрит, но раскрыл ряд преступлений в разных концах света.

Литературные герои занимают свои места. Ведущий представляет команды эрудитов и жюри. Входит почтальон Печкин.

Печкин. Скажите, кто здесь будет капитан Врунгель?

Врунгель. Я Врунгель! А в чем дело?

Печкин. А вы уверены, что Врунгель — это действительно вы?

Врунгель. Ну, знаете ли...

Печкин. Паспорт у вас с собой?

Врунгель. Паспорта нет, зато есть кортик... и трубка...

Печкин. Курить — здоровью вредить (откладывает трубку). А кортик настоящий, капитанский! (Прикладываетруку к ушанке и no-военному докладывает.) Товарищ адмирал, вам — пакет.

Врунгель. Вольно, Печкин! Давайте его сюда.

Печкин уходит.

Врунгель. О, конверт с марками. Сингапур, Малайя — знакомые места. Любопытно, любопытно. Почитаем: «Капитан!

Фукс втравил нас в очередную историю. На восточном базаре он выменял ваш парадный китель на необыкновенный растворитель. Растворяет все! Согласитесь, капитан, вещь незаменимая в нашем морском хозяйстве. Но на второй день он растворил банку, в которую был налит, хотя мы еще успели перелить его в канистру. Капитан, постепенно в ход пошли все емкости, все кастрюли, и мы перешли с Фуксом на сухой
паек. Что делать?! Боимся, растворит саму яхту и нас с Фуксом. Вылить? Жалко. Рыбу жалко. Идем к берегу за очередными кастрюлями. Выручайте! Ваш помощник — Лом».

Холмс. Врунгель, у вас замечательные помощники. Я бы не отказался от такого растворителя...

Врунгель, Мне, Холмс, не до смеха. Нужно срочно что-то придумать.

Ведущий. Капитан, давайте попросим эрудитов выручить ваших помощников.

Врунгель. Буду рад их помощи.

Ведущий. Итак, вопрос: если изобрести универсальный растворитель, то как его хранить?

Правильный ответ. Нужно перевести этот растворитель в другое агрегатное состояние (например, заморозить). Возьмем в качестве иллюстрации такой растворитель, как вода. Вода растворяет соль, сахар и многие другие вещества. Вода в виде льда этими качествами уже не обладает.

Входит Печкин. Он тащит огромную посылку.

Мюнхгаузен. О! А это что еще за экзотический груз? Да ведь это посылка для Холмса. Смотрите, надпись — Шерлоку Холмсу.

Печкин ошарашен напором Мюнхгаузена. Отдает посылку и уходит.

Холмс. Мой друг Ватсон не сидит без дела. Давайте посмотрим, что в этом кожаном коричневом дипломате фирмы «Роялстар» с инициалами К. Ф. на внутренней подкладке.

Врунгель (разворачивает посылку, достает описанный Холмсом дипломат). Клянусь китовым усом акулы, Холмс! Как вы догадались о содержимом посылки? И о том, что она от вашего друга Ватсона?

Холмс. Дедукция, мой друг, дедукция! Я сам попросил Ватсона отправить этот дипломат багажом, решив, что его история может заинтересовать эрудитов. Этим делом я занимался последний месяц. Известный авантюрист, некто Крис Фаин, постоянно вывозил через границу драгоценности. Лейстред несколько раз «потрошил» его на границе, но ничего не нашел. Тогда я поручил Ватсону раздобыть дипломат Фаина, когда тот будет возвращаться в Лондон. Итак, посмотрим, что пишет Ватсон. (Читает.) «Холмс, я все сделал, как вы просили, но вынужден вас разочаровать, это самый обыкновенный дипломат, а его содержимое — привычный набор джентльмена. Убедитесь в этом сами и признайтесь, что интуиция, Холмс, вам в первый раз изменила. Привет от миссис Хадсон. Ваш друг Ватсон». (Открывает дипломат, быстро окидывает содержимое взглядом.) Ватсон, как всегда, прав — обыкновенный джентльменский набор. Но интуиция мне не изменила.

Врунгель. Вы раскрыли преступление?!
Мюнхгаузен. Это поэма!

Ведущий. Дорогой Холмс, вы говорили, что эта история может заинтересовать эрудитов...

Холмс. Да, я предлагаю эрудитам самим определить по содержимому дипломата, в чем перевозил Крис Фаин драгоценности.

Ведущий. Итак, содержимое дипломата Фаина на обратном пути в Лондон. (Достает по одной вещи и показывает: полотенце, бритвенный набор, туалетная вода, зубная паста, записная книжка, визитные карточки, рубашка.) Я передаю дипломат эрудитам и прошу их за минуту распутать эту детективную историю.

Правильный ответ. Крис Фаин перевозил драгоценности в зубной щетке. Именно ее не хватает в его дипломате.
Входит Печкин.
Печкин. Свежая почта!

Врунгель. Клянусь усами синего кита, это письмо и бандероль адресованы вам, дорогой барон.
Печкин уходит.

Мюнхгаузен. Мне? Как это приятно получать письма! (Берет письмо и читает.) О! Да это письмо от моих старых знакомых из клуба юных археологов! «Дорогой барон! Мы знаем, что вы коллекционируете исторические курьезы и курьезные истории. Посылаем для вашей коллекции одну Филькину грамоту...»

Врунгель (смеется). Барон, вы коллекционируете Филькины грамоты? Наверное, собираетесь издать продолжение ваших правдивейших записок?

Мюнхгаузен (обескуражен). Я действительно коллекционирую и курьезные истории, и исторические курьезы... Но прислать мне, правдивейшему барону Мюнхгаузену, Филькину грамоту... Нет, это уж слишком. (Обиженно.) Я немедленно уезжаю... (Делает попытку удалиться.)

Холмс. Одну минутку, барон. Мне кажется, что вы зря горячитесь. Ваши друзья прислали действительно очень ценный подарок.

Врунгель. Да, бандероль ценная. (Читает штамп на бандероли.) Но как вы догадались, что там внутри? Опять дедукция?
Холмс. На этот раз скорее эрудиция. Садитесь, дорогой друг. (Мюнхгаузену.) И давайте посмотрим, сумеют ли наши эрудиты догадаться, что находится в этой бандероли?
Ведущий. Отвечают эрудиты.

Правильный ответ. Автором выражения «Филькина грамота» был царь Иван IV Грозный. В числе противодействующих Ивану Грозному был митрополит Московский — Филипп. В своих многочисленных посланиях-грамотах к Грозному он убеждал его распустить опричнину и отказаться от жестокости и насилия. Строптивого митрополита Иван IV презрительно именовал Филькой, а его грамоты — Филькиными грамотами. С «легкой руки» царя уменьшительное Филька стало синонимом недотепы, разини. Отсюда же и наше — простофиля. А выражение «Филькина грамота» обрело значение — не имеющий силы, безграмотно составленный документ.

Ведущий передает слово жюри. Жюри подводит итоги конкурса.

Мюнхгаузен. Друзья! Мне не терпится рассказать вам об одном казусном случае, который случился со мной прошлым летом в Африке. Представьте себе, во время охоты на крокодилов мне на ногу наступил слон...

Врунгель. Подумаешь! Мне в детстве медведь на ухо наступил — и ничего.

Мюнхгаузен. Вы ничего не поняли, капитан. Мне действительно на ногу наступил слон. И знаете, оказывается, это не так уж страшно. Ощущение такое, будто тебе опустили на ногу мешок с зерном.

Врунгель. Видимо, это был не слон, а такой малюсенький, малюсенький слоненочек...

Мюнхгаузен. Уверяю вас, это был самый настоящий, взрослый слон.

Холмс. А взрослый слон, между прочим, весит три—четыре тонны!

Врунгель. А мешок зерна — около полусотни килограммов!

Мюнхгаузен. Так вы мне не верите? Не верите?..

Ведущий. Не волнуйтесь, уважаемый Мюнхгаузен. Пусть эрудиты попробуют разобраться в вашей истории. Итак, может ли человек, которому слон наступил на ногу, отделаться, как говорится, легким испугом?

Правильный ответ. Слон при ходьбе наступает на два передних пальца, снабженных копытами. Ступня при этом земли не касается. Пятка же у слона похожа на мягкую эластичную подушку. Если попасть под передние пальцы, то окажешься раздавленным в лепешку. Мягкая же пятка слона эластично обтекает неровности почвы. На попавшую под нее ногу человека ложится не весь целиком вес слона, только небольшая его часть.
Врунгель. Мне тоже есть что рассказать! Вы знаете, конечно, что у нас в кают-компании, на стене, висит ружье. Старинное охотничье ружье. Так вот, это самое ружье непременно раз в год стреляет. И в этом году тоже — как бабахнет! Мы как раз стояли у острова Борнео. Я сбегаю с мостика, врываюсь в кают-компанию, и что же я вижу? Ружье раскачивается на стене, как маятник в шторм, а пуля пробила насквозь аквариум с моими любимыми золотыми рыбками... Вода выливается через дыру, как сквозь кингстоны, а бедные рыбки подпрыгивают, бьются о дно... Пришлось мне заткнуть пробоину своим телом и вызвать своих помощников...

Холмс. Капитан, вы рассказали замечательную, почти детективную историю. Но есть здесь одна деталь, которая меня очень смущает...

Ведущий. Одну минуточку, уважаемый Холмс. Может быть, эрудиты сумеют обнаружить необычную деталь в рассказе капитана Врунгеля? Пожалуйста, ребята, вам слово!

Правильный ответ. Пуля, попадающая в сосуд с водой, разбивает его вдребезги, так как давление передается водой одинаково по всем направлениям (закон Паскаля). Если бы пуля попала в пустой аквариум, то она бы не разбила его вдребезги.

Входит Печкин.

Печкин. Холмс, вам шифровка.

Холмс (удивленно). Мне?

Печкин. Если вы — Холмс, то вам! (Протягивает шифровку.)

Холмс. Но здесь нет моей фамилии.

Печкин. Зато есть шифровка! А кто же может ее разгадать, если не Шерлок Холмс?

Врунгель. Верно! Разве эти значки не напоминают вам знаменитых пляшущих человечков?

Холмс. Ну что вы, друзья, это же...

Мюнхгаузен. Холмс, не раскрывайте секрет раньше времени (берет шифровку). Пусть эрудиты поломают голову над этой шифровкой.

Ведущий передает шифровку эрудитам.

Ведущий. Итак, ребята, что вы можете сказать по поводу этой шифровки?

Правильный ответ. Шифровка представляет собой последовательность символов для написания индексов на конвертах. Каждый символ нарисован вместе со своим зеркальным отражением.

Ведущий. Я передаю слово жюри.

Жюри подводит итоги конкурса. Входит Печкин.

Печкин. Свежая почта!

Мюнхгаузен. От кого письма, Печкин?

Печкин. Не знаю!

Врунгель. А кому?

Печкин. Холмсу. Ведь адреса назначения здесь тоже нет. (Выкладывает письма и уходит.)

Врунгель (берет три больших конверта). Это письмо пришло от... Что-то я не вижу здесь обратного адреса... И здесь его тоже нет... (Достает письма, просматривает.) Мне кажется, что эти письма доставлены не по адресу...

Холмс. Позвольте взглянуть (рассматривает письма). Это же письма литературных героев. Вас, капитан, смущает то, что эти конверты не подписаны? Ну что ж, я вижу здесь отличный вопрос для эрудитов. Будьте добры, барон, раздайте командам чистые конверты. (Мюнхгаузен раздает командам по три больших чистых конверта.) Сейчас вы услышите отрывки

из писем, которые так заинтриговали капитана Врунгеля.
Ваша задача при этом — надписать конверты по возможности более полно, то есть заполнить графы — куда, кому, от кого. И указать, из каких произведений пришла к нам эта корреспонденция.

Мюнхгаузен. Позвольте мне прочитать эти необычные письма.

Мюнхгаузен берет письма и читает по очереди три отрывка.

1-е письмо. «Отчего зимою день короткий, а ночь длинная, а летом наоборот? День зимою оттого короткий, что подобно всем прочим предметам видимым и невидимым, от холода сжимается и оттого, что солнце рано заходит, а ночь от возжения светильников и фонарей расширяется, ибо согревается. Потом я открыл еще, что собаки весной траву кушают подобно овцам и что кофей для полнокровных людей вреден, потому что производит в голове головокружение, а в глазах мутный вид и тому подобное прочее. Много я сделал открытий и кроме этого хотя и не имею аттестатов и свидетельств».

Правильный ответ. А. П. Чехов «Письмо к ученому соседу». Подпись под письмом: «Войска Донского отставной урядник из дворян, ваш сосед Василий Семи-Булатов. Село Блины-Съедены».

2-е письмо. «Голубушка моя, Катерина Александровна!
Весьма перед тобой виноват. Бросил тебя, бедную, одну в такое время. Должен тебе все рассказать. Ты меня поймешь и, можно надеяться, согласишься.

Теперь читай внимательно. Мы скоро заживем иначе. Помнишь, я тебе говорил про свечной заводик. Будет он у нас, и еще кое-что, может, будет. И не придется уже тебе самой обеды варить да еще столовников держать. В Самару поедем и наймем прислугу.

Тут дело такое, но ты его держи в большом секрете, никому, даже Марье Ивановне, не говори...»

Правильный ответ. И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев». Письмо отца Федора, писанное им в Харькове, на вокзале, своей жене в уездный город Н.

3-е письмо. «Помнишь, как мы с тобой бедствовали, обедали нашерамыжку и как один раз было кондитер схватил меня за воротник по поводу съеденных пирожков на счет доходов аглицкого короля? Теперь совсем другой оборот. Все мне дают взаймы сколько угодно. Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер. Ты, я знаю, пишешь статейки: помести их в свою литературу».

Правильный ответ. Н. В. Гоголь. «Ревизор». На конверте подпись: «Ст.-Петербург. Тряпичкину.

Город N, Хлестаков Иван Александрович».

Ведущий. Передаю слово жюри для подведения итогов конкурса.

Жюри подводит итоги конкурса.

Печкин. Я тоже хотел бы дать задание эрудитам. Можно?

Ведущий. Конечно, конечно. Вы, Печкин, сегодня так помогли нам...

Печкин. Знаете, я с детства люблю басни И. А. Крылова. Ведь все, что пишет о повадках зверей Крылов, — все можно наблюдать в живой природе и жизни. Особенно о котах хорошо писал Крылов. Помните? «Урча, трудился над курчонком». Это ведь про нашего Матроскина! Так вот. Я бы хотел проверить знание эрудитами басен Крылова, но еще не придумал, как это сделать...

Мюнхгаузен. Грандиозная идея! Мне нравится! У меня есть
предложение. Мы с Холмсом и Врунгелем вспомним три басни Крылова. (Врунгелю.) Капитан, надеюсь, вы любите басни Крылова?

Врунгель. Клянусь капитанским кортиком, это лучшее, что я читал в своей жизни.

Мюнхгаузен. Вот видите! Итак, мы готовим басни, а эрудиты

предлагают по одному человеку от команды, который бы мог эти басни показать за 30 секунд. Ловко я придумал?

Печкин. Мысль интересная...

Холмс. А вам не кажется, барон, что это очень сложно - показать басню за 30 секунд. Я сомневаюсь, что вы бы смогли это сделать.

Мюнхгаузен. Я! Барон Мюнхгаузен! Нет ничего, чего бы не смог барон Мюнхгаузен. Давайте басню!

Холмс. Пожалуйста (шепчет на ухо Мюнхгаузену): «Слон и Моська». Покажите это, барон, а эрудиты попробуют отгадать название басни.

Мюнхгаузен показывает пантомиму. Эрудиты отгадывают.

Врунгель. Браво, барон. Мне нравится ваша затея. Пусть теперь показывают эрудиты.

Ведущий. Ну что ж, я попрошу по одному лицедею от команды на игровую площадку. Вот здесь три конверта с названиями басен, приготовленные нашими гостями. Кто первый? Пожалуйста, берите конверт. Внимание. Вы показываете басню своей команде. Это должна быть чистая пантомима. Команда должна по ней угадать название басни. А жюри будет оценивать и ваше мастерство, и эрудицию ко-
манды. Начали!

Ребята по очереди показывают басни («Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Кот и Повар», «Демьянова уха», «Лебедь, Рак и Щука» — три на выбор).

Ведущий. Спасибо, ребята. Печкин, вы довольны?

Печкин. Печкин доволен!

Врунгель. Я думаю, и Иван Андреевич Крылов был бы доволен тоже.

Ведущий. Прошу жюри подвести итоги и этого интересного соревнования.

Жюри подводит итоги.

Печкин. До новых встреч, друзья!

Врунгель. Клянусь капитанским кортиком, это было захватывающее зрелище. До встречи!

Холмс. Помните, главное — знания, выдержка, хладнокровие. И, конечно, дедукция. Желаю успехов и побед!

Мюнхгаузен. Я так и не успел, друзья, рассказать вам обо всех моих приключениях! Экая жалость!

Ведущий. Но мы еще встретимся! До свидания!

Литература

Вартаньян, Э. Путешествие в слово. — М, 1982.

Панов, Е. Знаки, символы, языки. — М., 1983.
Фолсом, Ф. Книга о языке. — М., 1984.
Шанский, Н. В мире слов. — М., 1985.
Энциклопедический словарь юного биолога. — М., 1986.
Энциклопедический словарь юного физика. — М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч. (УМК Коровина)

Конспект урока изучения нового материала. Цель: 1) Познакомить со страницами жизни и творчества м.М. Пришвина, начать знакомство с главами притчи «Кладовая солнца»...

Первое знакомство с рассказчиком (по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Место  романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в программе по литературе вполне оправдано. Это произведение может быть как юношеской книгой, так и книгой для зрелого читателя. На наш взгля...

Урок литературы в 8 классе «Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении»

Тема.   Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема  моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении.Цель:  обогатить знан...

И.А.Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя. (Методическая разработка урока в 8 классе. Программа под редакцией В.Я.Коровиной)

Счастье – когда тебя любит тот, кого любишь ты, а быть счастливым – значит любить и быть любимым , несмотря ни на что... Давайте обратимся к рассказу И.А.Бунина «Кавказ» и посмотрим, счастливы ли двое...

Конспект урока литературы Мастерство Чехова-рассказчика. 10 класс

Конспект урока литературы на тему "Мастерство Чехова-рассказчика". 10 класс...

Конспект урока по литературе. 6 класс "И.С. Тургенев «Бежин луг»: образы автора и рассказчика".

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве И.С. Тургенева. И.С. Тургенев ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека. Герою-крестьянину посвящён ...