Урок по творчеству Тургенева " ТРАГИЧЕСКИЙ КРИЗИС МИРОВОЗЗРЕНИЯ БАЗАРОВА"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Боткина Ирина Викторовна

 

 

ЦЕЛИ УРОКА:

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Донести до уч-ся причины краха мировоззрения главного героя романа «Отцы  и дети».

2. Выяснить, в чем трагизм личности Базарова, когда и как он пришел
к непониманию самого себя.

3. Познакомить уч-ся с причинами, побудившими писателя взяться за
создание образа Базарова.

РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ:

Привлекать уч-ся к самостоятельному мышлению, к умению анализировать, к работе с текстом.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ:

Воспитывать интерес к литературе 19 века, уважение к классике,
к авторам, поднимающим вечные, актуальные жизненные вопросы.

Оформление доски:       иллюстрации к роману «Отцы и дети»

         Эпиграф : «И всюду страсти роковые и от судеб защиты нет» А.С.Пушкин «Цыганы».

ВИД УРОКА : Урок -дискуссия

ХОД УРОКА:

Объявление предмета дискуссии.

         Вопрос  к классу:

         В чем же трагизм личности Базарова?

         Когда и почему его мировоззрения терпят крах?

         В какой момент он вступает в конфликт с самим собой?

         В чем причины внутреннего конфликта Базарова?

         Когда встают на его пути силы красоты и гармонии, любви и искусства?

 

         Для того, чтобы ответить на эти вопрос, давайте проследим и
обобщим образ главного героя на протяжении всего романа: от его рождения в воображении Тургенева и до его смерти на последних страницах
книги.

 

     Сообщение ученицы о статье Добролюбова, полемизирующей с обществом
и политическими взглядами Тургенева.

 

     СЛОВО УЧИТЕЛЯ: о возникновении в сознании Тургенева образа нового героя, убежденного в том, что естественнее науки объясняют все в человеке и обществе.

 

I. Анализ конфликта с аристократами, братьями Кирсановыми.

Вопрос к классу: в чем прав и не прав Базаров? В чем прав Павел Петрович?

     Уч-ся отвечают, что у молодого поколения должно быть почтительное отношение к культуре прошлого, что история и культура не потерпит
произвола бесцеремонного обращения с ней, что невозможно отрицание
любви, искусства, литературы, музыки.

а) зачитываем момент спора (глава 10)

     Уч-ся делают вывод, что в груди у Базарова бьется тревожное
и уязвимое сердце, и в этом нигилисте скрыто многое из того, что он
отрицает:  умение любить, семейное начало, патриотизм.

II.   Конфликт с самим собой. Испытание любовью.

1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Любовь к Одинцовой - начало трагического возмездия
заносчивому Базарову; она раскалывает душу героя на две половины:
одна из них - Базаров убежденный противник романтических чувств,
другая - герой  страстно и одухотворенно любящий человек.

«... он легко справился бы со своей кровью, но что-то другое в него
вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил,
что возмущало всю его гордость?"

     Вопрос к классу: Что начинает понимать Базаров?

     Ответ уч-ся: Он начинает понимать, что жизнь гораздо сложнее, чем
представляют ее физиологи, чем представлял ее он сам.

2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Обычно истоки трагизма базаровской любви ищут в Одинцовой, т.к. считается, «то эта изнеженная барыня,аристократка
не способна откликнуться на чувство Базарова. Это не совсем так.
Подумайте, что вдруг поняла Одинцова, чего она испугалась?

     Ответ уч-ся: - (они зачитывают сцену объяснения в любви Базарова
Одинцовой) и говорят, что, полюбив, Базаров не хочет пустить в душу это
чувство, он гонит его, он борется с собой. Одинцова понимает, что ее чувство- ничто по сравнению со страстью Базарова - она пугается этой страсти.

3. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: - уроки любви повлекли за собой тяжелые последствия в душе Базарова. Они привели к кризису его взгляды на жизнь. А мы видим, что и любовь, и поэзия, и сердечное воображение прочно живут в его душе.

Ш.  Конфликт с родителями

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: трагизм положения Базарова усугубляется еще более
под кровом родительского дома. Мрачному и замкнутому герою противостоит великая сила беззаветной родительской любви, но Базаров безжалостно давит в себе сыновье чувство. Почему?

         Ответ уч-ся: зачитываем сцену Базарова с родителями.

Уч-ся говорят, что Базаров попадает в историю, аналогичную той,
которую он не принимал в имении Кирсановых. Там он смеялся над мечтательностью Николая Петровича, над его любовью к природе, музыке,
поэзии, а теперь у своего отца, он столкнулся с тем же.

         Сцена отъезда Базарова и горе родителей - начало финального
конца, котором завершится роман (зачитываем сцену отъезда Базарова).

IV. Смерть Базарова.  Примирение с «вечными» законами жизни.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Перед лицом смерти слабыми оказались опоры, поддерживающие некогда базаровскую самоуверенность: медицина и естественные науки отступили, обнаружив свое бессилие. А на помощь к нему приходят силы, когда-то им отрицаемые. Умирая, он думает не о себе, а о своих
родителях, готовя их к страшному концу.

(Зачитываем сцену смерти Базарова).

         Как мы можем проанализировать заключительные строки романа?

Ответ уч-ся:зачитываем заключительные строки романа («... есть
маленькое, сельское кладбище..»)

         Герой усыновлен Россией, которая любит его и помнит о нем. Здесь
мы слышим нравственное оправдание героя и понимаем, что природа,
любовь и смерть непобедимы, перед их лицом бессильна борьба «грешного
и бунтующего сердца».

     ИТОГ УРОКА:

     Вопрос: почему Тургенев сделан Базарова трагическим героем, лишил веры
в светлое идеалы и заставил умереть?

         Уч-ся делают вывод о том, что Тургенев, будучи либералом, не возлагал надежд в переустройстве общества на революционеров-демократов, они казались ему трагическими одиночками. Поэтому, по-видимому, роман «Отцы и дети» - это личный взгляд писателя на перспективы развития революционной демократии. А образ, созданный Тургеневым, действительно - фигура сумрачная, дикая, большая, сильная, добрая, честная — и все-таки обреченная на гибель.

         ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

         

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - эссе "Новое время - новые люди" (Итоговый урок по творчеству .Тургенева ,Чернышевского, Некрасова, Достоевского ).

Цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческих способностей культуры устной и письменной речи; формирование активной гражданской позиции....

Урок на етму "Обобщающий урок по творчеству И.С. Тургенева

данный урок является обобщением знаний по основным этапам жизни и творчества И.С.Тургенева...

Цикл уроков по творчеству И.С. Тургенева

На изучение творчества И.С.Тургенева в 7 классе отведено немного  часов,  поэтому необходимо  вместить в урок самое основное, чтобы у детей сформировалось представление о личности писат...

Урок по творчеству И.С. Тургенева "Из Записок охотника" ("Бежин луг") Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

Данный материал может быть использован при подготовке к уроку как молодыми учителями, так и учителями - стажистами....

Презентация к уроку по творчеству И.С.Тургенева Бирюк

Презентация состоит из пяти слайдов, необходимых для знакомства со сборником "Записки охотника"...

Урок по творчеству И.С.Тургенева

"Прекрасное  разлито  повсюду… Но  нигде  оно не сияет с такой силой,  как ? (в человеческой индивидуальности.») Цель  урока:  формирование у  школьников н...

«Вся моя биография - в моих сочинениях». Обобщающий урок по творчеству И.С.Тургенева.

Урок позволяет с помощью заданий игрового характера проверить знание биографии И.С.Тургенева, содержания романа, расширить  представление о романе и его героях....