Урок по роману А.Дюма "Три мушкетера"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Кокина Светлана Владимировна

Данная разработка помодет учителю при проведении урока внеклассного чтения по изучаемому роману А.Дюма. Пока что методических материалов по данной теме очень мало.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_romanu_a.dyuma_.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения  в 8 классе.

Тема урока: «По страницам романа А.Дюма «Три мушкетёра»

Цели урока:

Воспитательная.  Формирование у обучающихся нравственных и эстетических чувств через категории и ценности бытия романа: добро и зло, истина, справедливость, совесть, дружба и любовь, свобода и ответственность.

Развивающая. Развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения и читательской культуры; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств; развитие устной и письменной речи учащихся.

Образовательная. Развитие  навыков анализа художественного произведения с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведении конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

Методические приемы: сообщение ученика, пересказ и анализ текста, беседа по вопросам, инсценировка эпизода романа Дюма «Три мушкетёра».

Оборудование: презентация к уроку, фрагменты фильма Г.Юнгвальд – Хилькевича             «Д, Артаньян и три мушкетёра».

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя (!)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по страницам  прекрасного произведения, одной из самых захватывающих книг зарубежной литературы, повлиявшей на умы многих поколений людей во всем мире, мы совершим путешествие  по страницам романа А.Дюма «Три мушкетёра». Запишите, пожалуйста Тему сегодняшнего урока»

(!)Цели нашего урока: Кратко пересказать и проанализировать понравившиеся эпизоды романа.

Выявит значение данного произведения на развитие  других искусств.

Продолжить обучение   навыкам анализа художественного произведения с привлечением базовых литературных понятий .

Развивать умение строить монолог.

Путешествуя по стране Литературии, вы прочитали  много книг, со полюбили многих литературных героев, узнали много интересного о писателях и поэтах, русских и зарубежных. А вот с творчеством французского писателя А.Дюма встречаетесь впервые. Послушаем небольшое сообщение о писателе.

  1. (!)Ученик выступает с сообщением о жизни и творчестве А. Дюма.

Александр Дюма родился 24 июля 1802 года во французском небольшом городке Вилле-Котре близ Парижа. Его отец, генерал Дюма, когда-то служил у наполеона. Потом вышел в отставку и вскоре умер. Тогда Александру было всего 4 года. Семья осталась без средств к существованию. Писатель Дюма унаследовал многие черты характера от своего отца и щедро наделял ими своих героев.

«Это не человек, а сила природы,» - говорил о писателе историк Жюль Мишле, трудами которого восхищался А.Дюма. Мишле платил ему такой же монетой.

Гигант, живший не по средствам, широкая натура, тонкий знаток кулинарного искусства, неистощимый автор, которого всегда сопровождали успех и долги. В этом весь Александр Дюма. Более того, жизнь писателя – сплошной роман в роде тех, что писал он сам: история о великане-обжоре, торопившемся съесть всё и сразу; жизнь, приключения, размышления, мечты. О своей жизни писатель поведал читателям в книге воспоминаний «Мои мемуары».

И так, в 20 лет Дюма оказался в Париже! «Этот неуч Александр, - говорили о нем кумушки Вилле-Котре,- уже служит писателем  у герцога Орлеанского.» ( Будущего короля Луи-Филиппа.) Александр Дюма был уверен, что завоюет Париж, францию, весь мир своим пером. Будущее показало его правоту.

После нескольких бесплодных попыток написать произведение для театра, наконец, пришел успех. На сцене была поставлена первая пьеса А.Дюма «Генрих III и его двор». Герцог Орлеанский лично способствовал успеху премьеры.. Пьеса, правда, вызывала гнев у сторонников классицизма, но годом позже Дюма вновь одержал победу во время легендарной битвы вокруг пьесы «Эрнами». Театр дал первый билет к славе Александра Дюма.

 (Учащиеся записывают годы жизни писателя)

  1. (!)Дополнения к сообщению (учитель)

Александр Дюма

Французский романист и драматург, обычно называемый Дюма-отцом

Родился 24 июля 1802г. в Вилле-Котре (деп. Эна), сын республиканского генерала.

1822 – не получив почти никакого систематического образования, двадцатилетний Дюма, имея в кармане пятьдесят три франка, отправляется завоевывать Париж.

1825 – начинает литературную деятельность как драматург, создав пьесу «Охота и любовь» (La chasse et l’amour).

1829 –Дюма создаёт первую подлинно романтическую драму «Генрих III и его двор», с шумным успехом поставленную в «Комеди-Франсез» и очень удачную в финансовом отношении.

1830 –Принимает участие в июльской революции.

1831 – современная комедия нравов «Антони», в которой писатель предпринимает первую в сценической практике попытку исследовать психологию романтического героя. Также написана пьеса «Наполеон Бонапарт, или Тридцать лет истории Франции», которая вызывает недовольство Луи Филиппа. Тогда Дюма обращается к нему с открытым письмом, в котором просит не считать его более на службе у Орлеанского дома.

(V) 1844 – выходит роман «Три мушкетёра», принадлежащий к числу самых популярных исторических повествований всех времён. Он написан в сотрудничестве с О.Маке. Сюжетная линия почти целиком заимствована из так называемых «Мемуаров господина д'Артаньяна» Готьена де Куртиль де Сандра .

Перу А.Дюма принадлежат романы: «Двадцать лет спустя» , «Королева Марго» ,      «Граф Монте-Кристо», «Госпожа Монсоро»,«Сорок пять»,«Виконт де Бражелон».

1858 – выходит путевой очерк, описывающий путешествие в Россию в 1858г. – «Из Парижа в Астрахань»– изобилующий ошибками, но проникнутый симпатией к России. Всего Дюма совершает несколько разорительных путешествий, которым посвятил почти 30 книг своих «Дорожных впечатлений» .

1860 – присоединяется к походу «Тысячи» Дж.Гарибальди, обеспечившему победу Итальянской революции 1859-1860гг.

5 декабря 1870 – Дюма умер почти в полной нищете в Пюи близ Дьепа.

Наследие Дюма составляет почти три сотни томов. Чтобы обеспечить себя достаточным количеством материала, он организовал настоящую фабрику по производству книжной продукции. Сотрудниками Дюма были О.Маке и П.А.Фиорентино. Но одушевляющей искрой был гений Дюма, поскольку ни одному из его сотрудников не удалось самостоятельно создать сколько-нибудь запоминающийся роман. (!)

  1. Беседа по вопросам. (По ходу беседы ребята заполняют таблицу)

-Итак, давайте определим художественные особенности изучаемого произведения. По ходу нашей беседы вам необходимо будет заполнить небольшую таблицу. (!)Когда же «Три мушкетера» Дюма  впервые были опубликованы?  

- В 1844 году. (!)

-(!)К какому роду литературы мы его можем отнести?

Эпос-(!)

-(!)Определите жанр произведения .  

- Роман (!)

- (!)К какому типу хужожественной речи вы отнесете данное произведение?

- Проза. (!)

-(!)А каков тип  сюжета?  

- Авантюрный, исторический. (!)

-Почему роман называют авантюрно-историческим. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

  -(!)Где происходят события романа? Какова его география?

- (!)В каком городе ( в основном) разворачивается действие?

 (!)Какой век изображен в романе? Какие приметы времени вы могли бы назвать?

-Правление Людовика XIII – время бурного развития архитектуры, ландшафтного дизайна, строительства множества дворцов, охотничьих домиков,   расцвета различных видов искусств.

- (!)Какую роль играет пейзаж в романе? Посмотрите на виды Франции, все эти исторические  памятники появились в период правления Людовика XIII.

(!)– Какие интерьеры романа вам особенно запомнились.

-Раз уж мы говорим, что роман А.Дюма и исторический, то здесь должны быть реальные исторические личности. Назовите их.

(!)– Определите, чьи портреты размещены на слайде? (Записать имена исторических личностей романа).

-А какие реальные исторические события мы находим на страницах романа?

-Как вы объясняете название романа? Как известно, друзей, приключения которых в нем описаны, было четверо.

-Каков кодекс чести героев романа?

-(!)Насколько он кажется вам применимым в наше время?

-Какие качества и поступки абсолютно неприемлемы для героев романа? Насколько они неприемлемы для вас?

-Есть ли в романе герой, которого можно считать главным действующим лицом произведения? Кто он?

-Давайте же пройдемся по страницам романа и проследим за приключениями наших героев. Обязательно обратите внимание на то, каким образом писателю удается завлечь, заинтриговать читателя. Как раскрываются характеры героев в том или ином эпизоде?

  1. Пересказ эпизодов романа А.Дюма «Три мушкетера»

(!)Проводы Д, Артаньяна  в Париж.

 Как иллюстрация к роману помогла вам представить, каким Д, Артаньян появился на улицах Парижа ?

(!)Знакомство с мушкетерами.

  1. (!)Инсценировка эпизода «Знакомство»
  2. Пересказ эпизодов романа А.Дюма «Три мушкетера»

(!)Встреча с Д, Тревилем.

(!)  История с подвесками.

(!)Тайна Миледи.

(!)Казнь Миледи.

(!)Смерть Констанции.

  1. (!)Роман  А. Дюма был экранизирован во многих странах. На многих киностудиях.

(!)Мне больше всего нравится фильм нашего, российского, режиссера Юнгвальда-Хилькевича «Д, Артаньян и три мушкетера». В главных роля здесь снялись (!)М.Боярский, В.Смехов, И.Ситарыгин, В. Смирнитский, И.Алферова, А.Фрейндлих, О.Табаков, М.Терехова, Н.Трофимов и другие замечательные актеры.

  1.  По вашим просьбам мы посмотрим эпизод гибели Констанции. В фильме это, действительно, один из самых ярких, трогательных и запоминающихся моментов.

    Просмотр фрагмента фильма. 

  1. Сравните, пожалуйста, как этот эпизод показан  у Дюма  и Юнгвальд-Хилькевича? Что нового дает или не дает  нам фрагмент фильма?

(!)Хочу сказать, что участие в данном фильме имело большую роль в судьбе актеров, сыгравших главные роли. Как и герои романа, они очень дружны, соблюдают тот кодекс чести, которому были верны мушкетеры. Они даже уговорили режиссера снять продолжение фильма.

(!)Мультипликаторы также обращаются к образам знаменитых мушкетеров. Снят прекрасный мультфильм по мотивам романа.

(!)На сценах многих театров мира и сегодня идут постановки по роману А.Дюма. На этих спектаклях не бывает пустых мест.

(!)Композиторами разных стран написано огромное количество мюзиклов. Есть теле- и радиоспектакли  о приключениях мушкетеров.

   Запишите в тетради те виды искусства, художники которых обращались и обращаются к образам романа А.Дюма.

  1. Ребята, как вы думаете, почему роман А.Дюма «Три мушкетёра» не теряет своей актуальности? Почему на протяжение почти двух столетий он вызывает такой интерес у читателей.
  2. (!)Д/З. Написать отзыв о романе А.Дюма «Три мушкетера»
  3. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Презентация к уроку по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Презентация к уроку литературы в 10 классе...

Презентация к уроку по роману Вальтера Скотта "Айвенго". Урок внеклассного чтения в рамках литературы Красного Креста

В сборнике "Литература Красного Креста" для 6 класса, имеющемся в библиотеках российских школ, есть отрывок из повести "Айвенго". Данная презентация помогает раскрыть главную проблему отрывка: кто сил...

Один день из жизни Онегина (Вводный урок по роману А.С. Пушкина) урок в 9 классе

Презентация помогает начать изучение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", определить идею произведения, познакомиться с нравами и бытом дворян 19 века....

Урок литературы в 8 классе. Обобщающий урок по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». (С применением игровых технологий).

Урок литературы в 8 классе. Обобщающий урок по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». (С применением игровых технологий)....