Знакомство с ДВОРЯНСКОЙ усадьбой при изучении романа Пушкина «Дубровский» в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Знакомство с ДВОРЯНСКОЙ усадьбой при изучении романа Пушкина «Дубровский» в 7 классе
При изучении романа А. С. Пушкина «Дубровский» многие учителя пользуются классической системой уроков В. Г. Маранцмана, неоднократно представленной им в методической литературе. Первый урок в системе носит название «Барская усадьба» и проводится в форме заочной экскурсии. На нем учащиеся должны познакомиться с бытом русской дворянской усадьбы, с неоднородностью как крестьянства, так и – прежде всего – дворянства.
«Изысканное великолепие и пресыщенность вельможи, грубость и властность поместного повелителя, гордость и стремление к независимости “обиженных родов” — эти три слоя русского дворянства должны быть в центре внимания учеников на вступительном занятии. Без этого конфликт романа лишится исторических опор, анализ пойдет лишь в русле отвлеченно-нравственных проблем» – пишет В. Г. Маранцман[1].
В романе изображены три дворянских усадьбы, и каждая из них дополняет образ своего хозяина. Диапазон их масштабов огромен: от 70 душ у Дубровского, до 3000 у Верейского. Но не только бедность или богатство определяют лицо каждой усадьбы, характер ее хозяина и психологию принадлежащих ему крестьян. Пушкина волнуют и проблемы просвещения, в котором невидит он панацеи от пороков власть имущих («просвещенный» западник Верейский, с его утонченными манерами и увеселениями, завуалированным сластолюбием и холодной жестокостью оказывается даже менее человечным, чем невежественный Троекуров, с его грубыми забавами, пьянством, обжорством и крепостным гаремом), и искажение нравственных качеств социальными условиями (гордость и вспыльчивый, крутой нрав принимают у Троекурова и Дубровского разные формы, ввиду разного их положения).
Сопоставляя «Дубровского» с предшествовавшим ему романом Д. Бегичева «Семейство Холмских», Н.Н.Петрунина пишет: «… Пушкин в “Дубровском” не просто констатирует факт разорения дворянина. Он осмысляет этот факт как звено в своей концепции русской истории, видит в частной судьбе героя свидетельство того революционизирующего воздействия, которое оказывает процесс раздробления и отчуждения имений на “наше старинное дворянство”. “Эдакой страшной стихии мятежей нет и в Европе”, — писал поэт два года спустя (XII, 335). В “Дубровском” эта идея приобрела конструктивное значение. Незавершенный роман Пушкина стал опытом органического слияния картин реальной действительности и обширной исторической идеи.
Для Пушкина было естественно понять бунт Островского как одно из проявлений “страшной стихии мятежей”. Земельную тяжбу, имевшую столь важные последствия, он соответственно осмыслил <…> как столкновение тех двух сил, которые, по мысли поэта, со времен петровского переворота определяли развитие русского дворянства». [2]
Около тридцати лет назад был создан ряд учебных телепередач по литературе, которые вел В. Г. Маранцман. Одна из них называлась «Барская усадьба»[3] и могла быть использована на вступительном уроке. Однако современного школьника такого рода передача уже не удовлетворит, в силу того, что визуальный ряд там довольно скромен и не совсем внятен. Да и достать ее запись весьма проблематично. В методических рекомендациях подробного сценария урока нет.
Поэтому, опираясь на идеи Маранцмана, мы попробуем предложить свой вариант урока.
Прежде всего, отметим, что в начале урока совсем не лишне уточнить представления учащихся о том, кто такие помещики-дворяне, крепостные и дворовые. Несмотря на то, что эти вопросы уже обсуждались при изучении повести И. С. Тургенева «Муму» и должны быть известны ученикам из уроков истории, часто семиклассники имеют об этом самое туманное представление. (В 10 классе при изучении поэзии Некрасова мы столкнулись с тем, что далеко не самые невежественные дети считают, что дворовые люди – это люди, служившие при царском дворе[4]).
Можно составить с учащимися небольшой словарик.
Помещик – дворянин, имеющий собственные земли.
Крепостное право – право помещика распоряжаться личностью, трудом и имуществом принадлежащих ему крестьян.
Крепостной крестьянин – крестьянин, принадлежащий помещику, работающий на него.
Дворовые люди (дворня) – крепостные крестьяне, лишенные земельных наделов, которых использовали в качестве домашней прислуги.
Поместье (синоним: имение) – земельное владение с помещичьим хозяйством.
Усадьба – комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, составляющих единое целое, а также, как правило, усадебный парк.
Расскажем, что в состав барской усадьбы обычно входили барский дом, несколько флигелей[5], конюшня, псарня, сараи, постройки для прислуги и др. Усадебный парк чаще всего был пейзажным, в нем устраивались пруды, строились беседки и другие парковые сооружения. В крупных усадьбах имелась собственная церковь.
Затем познакомим учеников с теми имениями, которые послужили прототипами поместий героев «Дубровского».
Известно, что при создании романа на Пушкина повлияли Болдинские впечатления. Незадолго до начала работы над ним поэт был в Болдино, где крестьяне требовали смещения управляющего. Действие романа происходит в Поволжье, о чем свидетельствует вид на Волгу из окон имения князя Верейского. Выбор места не случаен: именно Поволжье славилось крестьянскими бунтами. Пушкину также было известно судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого в 1802 году незаконно было отнято имение. Дубровский, однако, послал туда своих крестьян за лесом. Кистеневкой называлось сельцо неподалеку от Болдина, полученное поэтом от отца, а Троекуров – фамилия нижегородского землевладельца.
Однако прототипами описанных в романе поместий стали поместья псковщины и подмосковья, которые были больше знакомы Пушкину. В Кистеневке мы можем узнать черты Михайловского, в Покровском – Петровского (усадьбы двоюродного деда Пушкина, отставного генерал-майора П. А. Ганнибала), в Арбатове – Архангельского (имения князя Н. Б. Юсупова, с которым Пушкин был дружен).
Познакомимся поближе с каждым из них.
Михайловское.
Расскажем ученикам о том, что Михайловское, расположенное в псковской области, – это родовое имение матери А.С. Пушкина, пожалованное прадеду поэта, Абраму Петровичу Ганнибалу – «арапу Петра Великого» – императрицей Елизаветой Петровной. Для Пушкина оно стало поэтической родиной, местом духовного становления, хотя родился он в Москве, а отрочество провел в Царском Селе. В Михайловском он жил и творил в 1817, 1819, 1824-1826, 1827, 1835 и 1836 годы.
Покажем ученикам живописные виды Михайловского (илл. 1, 2), единственное сохранившееся изображение усадьбы пушкинского времени – литографию сельца Михайловского П. Александрова 1838 года, сделанную по рисунку псковского землемера И. Иванова (илл. 3), фотографии скромного господского дома (илл. 4) и его интерьеров – столовой и кабинета (илл. 5, 6). Обратим внимание на красоту простого русского пейзажа и отсутствие роскоши в усадьбе. Отметим такие детали, как фамильные портреты в столовой и деловую обстановку рабочего кабинета[6].
Петровское.
Более богато выглядит имение двоюродного дяди Пушкина – Петровское. Усадьба расположена на восточном берегу озера Кучане. Регулярный парк, разбитый на склоне пологого холма, выходит непосредственно к пологому берегу озера. Центр его планировочной композиции – круглый дерновый партер[7], от которого расходятся четыре аллеи.
Покажем ученикам большой господский дом (илл.7) и парк с парковой архитектурой (илл.8).
Скажем, что Пушкин, интересовавшийся историей своих предков, неоднократно был у своего деда (правда, в основном, когда тот жил в другом имении – в селе Сафронтьево).
Архангельское.
Третья усадьба, с которой мы знакомим учеников, – подмосковное Архангельское. С ее владельцем, князем Н. Б. Юсуповым, Пушкин был знаком с детства. Несмотря на то, что князь был намного старше, между ними сложились дружеские отношения.
Усадьба Юсупова резко отличается от двух предыдущих роскошью и масштабами. Она похожа на царскую резиденцию и построена по европейскому образцу. Недаром современники называли ее «подмосковным Версалем».
Н. Б. Юсупов много лет провел в Европе. Он собрал богатейшую коллекцию изобразительного и прикладного искусства и разместил ее в своем имении. Он любил празднества и утонченные наслаждения, собрал в имении обширную библиотеку.
Рассмотрим фотографии дома (илл.9) и парка. Парк состоит из трех частей, разных по стилю. Первая – итальянский парк, который представляет собой две террасы, огороженных балюстрадами (илл.10). В России такого рода сооружения, типичные для Италии, почти не встречались. На балюстрадах мы видим скульптуры и бюсты, привезенные Юсуповым из Европы (илл. 11). Далее лестница ведет во французский регулярный парк (илл.12). При Юсупове там были также расположены оранжереи, в которых выращивали апельсины, лимоны, другие экзотические растения. Летом в хорошую погоду кадки с ними выносили на улицу, и вид их поражал гостей резиденции. Во французской части парка мы видим небольшие зеленые коридорчики «берсо», в которых гости могли укрыться от солнца (илл.13).
Третий парк – английский пейзажный. Он начинается за небольшой аркой, названной «Руинной» (илл.14). Всякого рода романтические руины, гроты, беседки и мавзолеи были обязательной принадлежностью английского парка.
Параллельно нашей экскурсии учащиеся заполняют таблицу[8].
Усадьба-прототип и ее владелец | Основные особенности | Запомнившиеся детали, объекты |
Михайловское (А. С. Пушкин) | Скромный деревянный дом | Фамильные портреты |
Петровское (П. А. Ганнибал) | Большой дом на холме Регулярный парк | Беседка |
Архангельское (Н. Б. Юсупов) | Большая Богатый каменный дом Огромный парк из 3 частей
| Коллекция живописи Статуи в парке |
Увиденные в ходе учительского рассказа иллюстрации помогут учащимся лучше представить усадьбы Дубровского, Троекурова и Верейского, прояснят некоторые детали.
После этого обратимся к усадьбам, изображенным в романе.
Учащимся предлагается иллюстрация Д. Шмаринова к роману, изображающая усадьбу Троекурова (илл.15). Спросим: Какая из усадеб изображена на иллюстрации? По каким признакам вы это определили?
Спросим учащихся, какой видитсяим каждая из усадеб. Каким представляют они парк, дом? Какие события происходят в каждой усадьбе? Чем более всего заняты их хозяева? Как выглядят избы крестьян и сами крестьяне? Каковы их отношения с господами?
Рассмотрим три иллюстрации (илл. 16, 17, 18). Как каждая из иллюстраций отражает особенности изображенной на ней усадьбы и характер хозяев? Какие детали служат этой цели?
В ходе этой части урока учащиеся заполняют следующую таблицу[9]:
Усадьба и ее владелец в романе | Описание усадьбы (характерные детали) | Какая жизнь протекает в усадьбе | Положение крестьян, взаимоотношения крестьян и барина |
Кистеневка (Дубровский) | Серенький деревянный дом, бедность, отсутствие парка. Деревянная церковь. | Простая патриархальная семейная жизнь. | Крестьяне преданы своему барину. Живут бедно. Не терпят несправедливости. |
Покровское (Троекуров) | Огромный каменный дом с бельведером. Дом на холме. Регулярный парк. Роскошная псарня. Беседка. Каменная церковь. | Грубые увеселения, пиры, охота. | Крестьяне боятся барина, но тщеславятся его силой, чувствуют себя под его защитой безнаказанными по отношению к другим, даже помещикам. |
Арбатово (Верейский) | Каменный огромный дом, похожий на замок. Роскошная зала. Галерея картин. Большой английский парк. Озеро с островами. Романтическая парковая архитектура. | Утонченные наслаждения, искусство. | Чистые веселые избы крестьян. Безлюдье. Крестьяне невидимы. |
В качестве основного текстового материала используются фрагменты, представленные в приложении, привлекаются и другие фрагменты текста.
В конце урока подведем итоги.
Во-первых, мы видим, что конфликт, который далее будет двигать действие романа, имеет под собой социальную почву. Пушкин показывает нам разные типы помещиков и их поведение во многом определяется разностью их социального положения (несмотря на то, что все они дворяне).
Во-вторых, учащиеся приходят к мысли, высказанной В. Г. Маранцманом в статье учебника: «В романе Пушкина крестьяне оказываются во многом зависимы от облика того помещика, которому они принадлежат»[10]. Добавим, что «… подчеркнутая зависимость крестьян от владельца рождена идеей дворянской ответственности за судьбы народа…»[11]. Здесь можно привести пушкинскую мысль из его наброска «О дворянстве» о том, что дворяне – это «люди, которые имеют время заниматься чужими делами»[12]: владение землями и крестьянами освобождает их от необходимости трудиться, но за это они должны платить заботой о народе и процветании государства. Невыполнение этой миссии и может привести к «стихии мятежей».
Приложение
Кистеневка:
«Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу, и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.
Через 10 минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу, и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника».
Покровское:
«Вот Покровское! Дубровский поднял голову. Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер[13] огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями».
«Старинный сад с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями ему не понравился; он любил английские сады и так называемую природу, но хвалил и восхищался…».
Арбатово:
«Два дня спустя после сего посещения Кирила Петрович отправился с дочерью в гости к князю Верейскому. Подъезжая к Арбатову он не мог не любоваться чистыми и веселыми избами крестьян и каменным господским домом – выстроенным во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густозеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон. Хозяин встретил гостей у крыльца, и подал руку молодой красавице. Они вошли в великолепную залу, где стол был накрыт на три прибора. Князь подвел гостей к окну, и им открылся прелестный вид. Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекою - тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность. Потом они занялись рассмотрением галерей картин, купленных князем в чужих краях. Князь объяснял Марьи Кириловне их различное содержание, историю живописцев, указывал на достоинство и недостатки. Он говорил о картинах не на условленном языке педантического знатока, но с чувством и воображением. Марья Кириловна слушала его с удовольствием. Пошли за стол. Троекуров отдал полную справедливость винам своего Амфитриона и искусству его повара, а Марья Кириловна не чувствовала ни малейшего замешательства или принуждения в беседе с человеком, которого видела она только во второй раз отроду. После обеда хозяин предложил гостям пойти в сад. Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами. Вдруг раздалась духовая музыка, и шестивесельная лодка причалила к самой беседке. Они поехали по озеру, около островов – посещали некоторые из них – на одном находили мраморную статую, на другом уединенную пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью, возбуждавшей в Марьи Кириловне девическое любопытство, не вполне удовлетворенное учтивыми недомолвками князя – время прошло незаметно – начало смеркаться. Князь под предлогом свежести и росы спешил возвратиться домой – самовар их ожидал. Князь просил Марью Кирилловну хозяйничать в доме старого холостяка. Она разливала чай – слушая неистощимые рассказы любезного говоруна – вдруг раздался выстрел – и ракетка осветиланебо. Князь подал Марье Кириловне шаль и позвал ее и Троекурова на балкон. Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, и снова вспыхивали. Марья Кириловна веселилась как дитя».
[1] Маранцман В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина // Изучение литературы в 7 классе. Методическое пособие для учителя / Автор-составитель докт. Пед наук. Н. М. Свирина. – М.: Классикс-Стиль, 2002. – С. 133-134.
[2] Петрунина Н. Н. Пушкин на пути к роману в прозе: "Дубровский" // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — Т. 9. — С. 144.
[3] Главная редакция научно-популярных и образовательных программ «Просвещение», 1989 г.
[4] Слово это действительно имеет такое значение, но только по отношению к Древней Руси.
[5] Флигель – жилая пристройка сбоку главного здания или отдельно стоящая дополнительная постройка; дом во дворе большого здания.
[6] Более подробно о Михайловском и его роли в жизни Пушкина мы будем говорить на уроке в 9 классе, описанном в следующей нашей статье.
[7] Партер – открытая часть сада или парка (в регулярном парке – участки правильной формы, в пейзажном – в виде лужаек) с газонами, цветниками, водоемами, бордюрами из кустарника.
[8] Таблица заполняется учениками. Мы даем лишь приблизительный возможный результат.
[9] Таблица заполняется учениками. Мы даем лишь приблизительный возможный результат.
[10] Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса средних общеобразовательных школ / Под ред. В. Г. Маранцмана. – СПб.: Спецлит, 2000. – С. 188.
[11] Там же.
[12]Пушкин А. С. О дворянстве // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т.8. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние,1978. – С 104.
[13] Бельведер – круглая или граненая надстройка с проемами, завершающая усадебный дом или особняк и позволяющая обозревать окрестности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый практикум по роману А.С.Пушкина «Дубровский». 6 класс
Практикум выполняется на итоговом занятии по роману А.С.Пушкина "Дубровский". Этот вид работы готовит детей к домашнему сочинению по роману....
Итоговый практикум по повести А.С.Пушкина "Дубровский". 6 класс
Вопросы и задания практикума позволяют обобщить наблюдения детей над содержанием, образами героев, композицией произведения....
Тест по роману А.С. Пушкина. "Дубровский" 6 класс. Урок литературы.
Презентация-тест по роману А.С. Пушкина "Дубровский" для учащихся 6 класса....
Контрольный тест по роману А.С.Пушкина "Дубровский", 6 класс
Тест состоит из двух вариантов....
Тест по роману А.С.Пушкина "Дубровский" (6 класс)
Тест по роману А.С.Пушкина "Дубровский"...
Конспект урока по русской литературе на тему «Добро и зло» в романе А.С. Пушкина «Дубровский» 6 класс
Тип урока: педагогическая мастерская с применением ИКТ.Методы: проблемный, исследовательский.Цели урока:Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, и...
Тест по роману А.С.Пушкина "Дубровский" (6 класс)
Тест по литературе по роману А.С.Пушкина "Дубровский" (с ответами)....