Русский характер
презентация к уроку (литература, 7 класс) по теме
На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством А.Н. Толстого, изучают историю жизни главного героя рассказа Егора Дрёмова, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, прослеживают судьбу поколения военных лет. Решаются нравственные проблемы, воспитывается патриотизм и гуманизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_harakter.docx | 16.66 КБ |
prez.ppt | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока: познакомиться с жизнью и творчеством писателя; рассмотреть тему и главную мысль рассказа, изучить эпизод из истории страны и жизни целого народа; проанализировать главных героев произведения и понять, кто же такой русский человек; развить речь учащихся; воспитать чувство патриотизма и гуманизма.
Оборудование: доска с записями, презентации, иллюстрации, тетради, текст произведения.
Эпиграф:
Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа. (Н.М. Карамзин)
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы собрались на необычный урок, это урок-память, урок-посвящение тем, кто более шести десятилетий назад боролся с фашизмом за свободу и независимость нашей страны. И победил, победил, несмотря на тяжелейшие 4 года жестокости и ненависти, крови и бедствий, но также любви и милосердия. Что же помогло нам, русским, победить фашистскую орду, выжить в тылу и остаться самой сильной и мужественной страной. А это то, что есть в русском человеке, это наш характер, удивительный и непредсказуемый, когда надо - жесткий, когда надо - милосердный. Но всегда стойкий и мужественный.
И вот сегодня пойдёт речь о нашем русском характере, ведь рассказ А.Н. Толстого так и называется "Русский характер".
(Презентация о жизни и творчестве А.Н. Толстого)
2. Комментарий учителя.
Итак, мы знаем, что автором рассказа является А.Н. Толстой, но ведь есть еще один автор, рассказчик истории о Егоре Дрёмове. Кто же он?
(Рассказ об Иване Судареве) Готовит учащийся по материалам произведения.
3. Вопросы по тексту.
- Когда был написан рассказ, где впервые напечатан?
- Кто же является главным героем произведения?
- Что случилось с Егором Дрёмовым? Почему он оказался уродом? В какой битве он получил увечья?
(Ответы с применением текста)
- За эту битву Егор получил звание Героя Советского Союза. За что давали это звание?
(Сообщение учащегося о звании Герой Советского Союза)
4. Комментарий учителя.
Курская битва явилась для Егора границей между той жизнью, где он -молодой, отважный, красивый внешне, и другой, где он - молодой, отважный, но уродливый внешне. Давайте прочтем, как он ощущает себя при этом?
5. Работа с текстом
- Вот состояние Егора. Мы видим, и медсестра, и генерал отводят глаза от лица героя. А что же близкие? Кто ждёт его дома?
(Сообщение о семье героя)
- Поехал ли Егор домой? Как его встретили? (Работа по тексту) -Почему Егор не признался родителям и невесте, что это он?
Комментарий учителя.
Трагически окончилась встреча Егора в родном доме. А что же дальше? Так и не смог наш герой огорчить близких, или всё-таки смог пересилить себя?
(Чтение письма от матери)
- А что же после письма? (Встреча с матерью и Катей, см. текст.) -Какими предстают здесь герои? Что помогло им встретиться вновь?
(Ответы учащихся)
6. Обобщение материала.
- Сегодня на уроке мы много раз употребляли слово "характер". А что же оно обозначает? (см. слайд)
- А что же такое русский характер?
- А как об этом говорит сам Толстой? (см. слайд и текст)
- Давайте вернёмся в начало урока и посмотрим на эпиграф, слова историка и писателя 18 века о русском народе. Как вы понимаете их? (Обращение к эпиграфу)
- А кто же это простой русский народ?
Вот они на ваших иллюстрациях к данному рассказу. (Обращение к иллюстрациям)
Комментарий учителя.
Сегодня мы познакомились с рассказом "Русский характер", с главным героем Егором Дрёмовым. Но ведь Егор не один. Сколько их, танкистов, горевших в танках, летчиков, горевших и погибавших в самолётах, пехотинцев, разведчиков, связистов, героев, которые отдали свою жизнь за наше счастье. И сегодня мы отдаём дань памяти всем героя Великой войны. Минута памяти.
(Слайд Вечного огня. Песня из кинофильма "Офицеры")
7. Домашнее задание.
Выбрать и посмотреть любой фильм о Великой Отечественной войне, определить главную мысль фильма, охарактеризовать героев.
(Прилагаются презентации, сообщения учащихся)
Семья Егора Дрёмова. Катя Малышева.
Семья Егора Дрёмова жила в приволжском селе Саратовской области. Сам Егор так говорил о своём отце: "Отец мой - человек степенный, первое - он себя уважает. Ты, говорит, сынок, многое увидишь на свете и за границей побываешь, но русским званием - гордись...". О матери мы можем сказать, что она была простой крестьянской женщиной, которая всю свою любовь и страдание, своё горе излила в письме к Егору.
Мы видим, что мать не обманешь, и Марья Поликарповна материнским сердцем почувствовала, что это её сын. Это настоящая русская женщина, вынесшая на своих плечах все тяготы и невзгоды войны. И, конечно же, Катя Малышева - единое целое с семьёй Егора. Девушка, которая любит не за красивую внешность, не за богатство, а за душевную красоту. Она верна своему жениху, каким бы он ни был - красивым или уродливым. И у этих людей, живших в тылу и приближавших победу, свой стойкий мужественный характер, настоящий русский. В них тоже ядро, о котором говорил Иван Сударев.
Рассказчик Иван Сударев в произведении А.Н. Толстого "Русский характер"
Иван Сударев, автор истории о Егоре Дрёмове, друг Егора, такой же боец, человек, на которого можно положиться. Он и является соучастником этой истории. Многие события Иван Сударев комментирует, даёт оценку, в рассказе он повествует не только о Егоре Дрёмове, но и о самом себе. Например, он рассуждает о жизни людей на фронте и говорит о том, что "...вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке - ядро. Разумеется - у одного оно покрепче, у другого послабже, но и те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем".
Из этого сразу видно, что и Иван Сударев - человек с ядром. Да и мнение Сударева об истории с Егором дома, (когда Егор рассказывает ему все, говорит о многом: "Дурень ты, дурень, пиши скорее матери, проси у неё прощенья, не своди её с ума... Очень ей нужен твой образ! Таким-то она тебя еще больше станет любить".)
А вот размышление о русском характере, которым заканчивается рассказ, показывает нам, что настоящим русским характером обладает и автор Толстой, и рассказчик Иван Сударев. Такие произведения в русской литературе носят название рассказ в рассказе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одно из первых изданий рассказа А.Н. Толстого «Русский характер» (библиотека красноармейца)
Алексей Николаевич Толстой Работу выполнили учащиеся 7б класса МОУ «СОШ п. Новопушкинское» Кураева Наталия и Славягина Юлия.
Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года в городе Николаевске, ныне городе Пугачеве Саратовской области.
Отец Алексея Николаевича Толстого- Николай Александрович Толстой
Его мать Александра Леонтьевна Толстая, урожденная Тургенева
Детство Алексей провёл своё детство в семье отчима в Сосновке недалеко от Самары.
Учёба и литература Окончил Санкт-Петербургский машиностроительный институт. В литературе дебютировал в 1907 году поэтическим сборником "Лирика". В 1910-1912 гг. опубликовал романы "Чудаки", "Хромой барин" и цикл рассказов и повестей. В середине 20-ых годов была издана первая часть знаменитой трилогии Толстого "Хождение по мукам" - роман "Сестры" . Вторая часть трилогии, "Восемнадцатый год", вышла в 1928 г., третья, "Хмурое утро", - в 1941 году. В начале 30-ых годов Толстой приступил к своему роману "Петр Первый" (1930-1945). -19 марта 1943года за роман "Хождение по мукам" присуждена Сталинская премия первой степени. Кроме того, в 1935 году он выпустил сказку "Приключения Буратино", которая стала одной из любимейших книг детворы.
Годы войны В годы первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом. После Октябрьской революции он уехал из России и поселился во Франции. В эмиграции он опубликовал автобиографический роман "Детство Никиты" (1921), а год спустя фантастический роман "Аэлита". В 1923 году Толстой вернулся в Россию. 30 марта 1943года появилось сообщение в газетах о том, что Алексей Толстой передает присужденную ему премию в сто тысяч рублей на постройку танка "Грозный". В годы Великой Отечественной войны Толстой опубликовал сборник статей «Родина», а 7 мая 1944 года в газете «Красная звезда» был опубликован рассказ «Русский характер».
Награды Алексея Толстого Творчество Толстого отмечено множеством наград, в том числе тремя Сталинскими премиями - за трилогию "Хождение по мукам", за роман "Петр Первый" и за пьесу "Иван Грозный".
Дом- музей Дом - музей в г. Самаре.
Памятник А.Н.Толстому
Солдат Иван Сударев, рассказчик истории
Танкист Егор Дрёмов
5 июля-23 августа 1943 года
Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных.
Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов. Большие надежды возлагались на новейшие танки "тигр" и "пантера", штурмовые орудия "Фердинанд", самолеты-истребители "Фокке-Вульф-190-А" и штурмовики "Хейнкель-129".
Советское командование решило сначала обескровить ударные группировки врага в оборонительных сражениях, а затем перейти в контрнаступление. Начавшаяся битва сразу же приняла грандиозный размах и носила крайне напряженный характер .
Наши войска не дрогнули. Они встретили лавины танков и пехоты врага с невиданной стойкостью и мужеством. Наступление ударных группировок противника было приостановлено .
Окончательно похоронило гитлеровскую операцию "Цитадель" крупнейшее за всю вторую мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой. Оно произошло 12 июля.
В нем с обеих сторон одновременно участвовали 1200 танков и самоходных орудий. Это сражение выиграли советские воины. Фашисты, потеряв за день боя до 400 танков, вынуждены были отказаться от наступления.
12 июля начался второй этап Курской битвы - контрнаступление советских войск. 5 августа советские войска освободили города Орел и Белгород.
Вечером 5 августа в честь этого крупного успеха в Москве впервые за два года войны был дан победный салют. С этого времени артиллерийские салюты постоянно возвещали о славных победах советского оружия.
23 августа был освобожден Харьков. Так победоносно завершилась битва на Курской огненной дуге.
В ходе нее было разгромлено 30 отборных дивизий противника. Немецко-фашистские войска потеряли около 500 тыс. человек, 1500 танков, 3 тыс. орудий и 3700 самолетов.
За мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов - участников битвы на Огненной дуге, были награждены орденами и медалями. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утверждён внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда»
Мать и отец Егора Дрёмова
Катя Малышева, невеста Егора
Характер – совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.
Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила – человеческая красота. А.Н. Толстой
Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа Н.М. Карамзин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения А.Н.Толстой "Русский характер"
ЦЕЛЬ: Показать учащимся на примере произведения А.Н. Толстого, как выковывался и закалялся русский характер в горниле кровопролитных битв Великой Отечественно...
"Русский характер" А.Толстой
Компьютерная презентация к уроку внеклассного чтения по литературе в 7 классе.Цель: воспитание патриотизма; привитие интереса к литературе о Великой Отечественной войне....
Интегрированный урок "Особенности русского характера"
Интегрированный урок истории и литературы,на котором дети, анализируя художественные произведения и моменты истории, пытаются определить главные черты русского национального характера....
открытый урок А.Н.Толстой "Русский характер"
открытый урок А.Н.Толстой Русский характер...
"Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны (Курская битва) и в рассказе А.Н. Толстого "Русский характер".
Тема урока поможет учащимся почувствовать себя русскими, осознать себя частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный отцами и дедами в годы Вел...
Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")
Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")...
О статье Д.С.Лихачёва «Русская природа и русский характер»
Эту статью можно использовать в старших классах на уроках развития речи при изучении темы "Публицистический стиль и его особенности"....