«Сердце полно вдохновенья…»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Гавриленко Надежда Ильинична

Урок-семинар по творчеству Алексея Константиновича Толстого

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serdce_polno_vdohnovenya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

«Сердце полно вдохновенья…»

Урок-семинар по творчеству Алексея Константиновича Толстого

Цели: познакомиться с творчеством А.К.Толстого, его мировоззрением, многообразием тем лирических произведений;

          Развивать у учащихся самостоятельность, познавательные и творческие способности; умения анализировать, сопоставлять лирические произведения;

          Воспитание мыслящего человека-творца, способного развивать себя.

         

Оборудование урока: презентации: «Музей-усадьба А.К.Толстого в Красном Роге», «Сердце полно вдохновенья…», «Когда природа вся трепещет и сияет…»; портрет поэта, записи романсов на стихи поэта; выставка «А.К.Толстому – 190 лет»; проектор, экран

                                       

                                           Ход урока

Слово учителя:

/слово учителя на фоне показа презентации «Сердце полно…» /

Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо,

 В полуденных лучах следы недавней стужи

 Дымятся. Теплый ветр повеял нам в лицо

 И морщит на полях синеющие лужи.

Еще трещит камин, отливами огня

 Минувший тесный мир зимы напоминая.

 Но жаворонок там, над озимью звеня,

Сегодня возвестил, что жизнь пришла  иная.

        И в воздухе звучат слова, не знаю чьи

Про счастье, и любовь, и юность,  и доверье,

И громко вторят им бегущие ручьи,

 Колебля тростника желтеющие перья.

Пускай же, как они по глине и песку        

Растаявших снегов, журча, уносят воды,        

Бесследно унесет души твоей тоску        

Врачующая власть  воскреснувшей природы!

Наш сегодняшний разговор пойдет о нашем земляке, замечательном поэте, Алексее Константиновиче Толстом.

А. К. Толстой — поэт своеобразный. Его стихи нельзя не выделить из массы других. Они музыкальны, пластичны, написаны богатым, образным языком; изображение в них всегда строго подчинено внутренней логике, и каждая деталь в этом изображении оправдана и необходима. Точность и жи вописность языка в сочетании с мастерской отделкой стиха сделали поэзию Толстого образцовой. Время не властно над большими поэтами.

Неослабевающую притягательную силу поэзии Толстого со ставляют глубокий патриотизм, гуманизм и совершенство ху дожественной формы. Тематически его поэзия разнообразна. В ней можно выделить темы родины, свободы и борьбы про тив светского общества, правящей верхушки, тему ухода дво рянского класса с исторической арены, темы любви, роли по эта и поэзии в общественной жизни. Стихи поэта своеобразно отражают общественную борьбу своего времени. Утвержде ние любви к родине, осуждение деспотизма в любой форме, провозглашение идеала свободной личности, служение красо те, возвышающей человека,— вот в чем состоит пафос луч ших из них.

Готовясь к семинару по поэтическому творчеству А.К.Толстого, вам необходимо было познакомиться с биографическими данными поэта, его мировоззрением, многообразием тематики произведений. И здесь, на уроке, мы увидим результат вашей самостоятельной работы, насколько творчески вы подошли к выполнению задания.

1. Красный Рог в жизни и творчестве  А.К.Толстого. /заочная экскурсия/

2. Сложность и противоречивость мировоззрения писателя. / Толстой был идейным противником революционной демократии 60-х годов XIX века. В то же время он отрицательно относился и к правящей верхушке, и к полицейскому государству.

-  Используя стихотворение «Двух станов не боец. _но только гость случайный...»,  раскройте противоречивост ьмировоззрения Толстого.

-  Покажите, что в стихотворении «В совести  искал я долго-обвиненья...» раскрыты черты личности поэта — чистота души, благородство, вечное недовольство собой.

  - Утверждение духовности, высокого представления о смысле и ценности человеческих чувств и стремлений — лейтмотив всей» поэзии, всего творчества Толстого. Как этот лейтмотив выражен в стихотворениях «Сердце, сильней разгораясь от году до году...» н «Я    вас узнал, святые  убежденья…»./

3. Тема родины.

 Важнейшей темой лирики Толстого является тема Роди ны. Поэт писал о Родине всегда с глубокой любовью, взвол нованно, часто с грустью. Его патриотизм можно в известной мере   сравнить с   патриотизмом   Лермонтова.  

  Перечитав стихотворения «И.С.Аксакову», «Ты знаешь край…»,    «Благовест», «Колокольчики

 мои», «Ой стоги, стоги»,  «Край ты мой, родимый край...», «В колокол, мирно дремлющий…» Баллады,     докажите, что поэт знал  и любил  всю необъятную Россию.

  -  Сделайте вывод, какую любит поэт родину, что ценит в ней?

  -  Что называет своей Родиной?

  -  В чем проявляется патриотизм поэта?

4. Певец природы родного края.

- Анализируя пейзажную лирику Толстого, покажите глубокую любовь поэта к родной природе и тонкое ощущение ее красоты.

- Чем отличается ранняя пейзажная лирика Толстого от его ли рики 70-х годов? Сравните «Край_ты_мой, родимый край...» и «Во дни минувшие бывало...» (В ранних описаниях предельно обобщенный пейзаж, в зрелых стихах — реальный)

- На примере одного из стихотворений 70-х годов или 10—16 строф из поэмы «Садко» тщательно проследите умение поэта схватить и передать в словах краски, звуки и запахи природы.

- Как в стихотворении «Вндвь_растворилась дверь на_влажное крыльцо...» раскрыто единство поэта с родной природой, ее могущественное воздействие на душу "человека? Можно ли утверж дать, что это стихотворение и о любви к родине, хотя прямо об этом не говорится?

 5. Любовная лирика Толстого.

Почти вся любовная лирика Толстого посвящена Софье Ан дреевне, ставшей его

женой, его вдохновительницей и критиком. Стихи Толстого о любви —

своеобразный лирический дневнико трудной и светлой любви, которая исцеляет

 душу сильного че ловека.

- Подтвердите анализом любовных стихотворений Толстого, что в большинстве

 из них два героя: «я» и «ты» (любимая), и что об раз любимой проникнут

 чистотой нравственного чувства, подлин ной человечностью.

- Выявите в любовной лирике Толстого мотив облагораживаю щего воздействия

 любви, а в стихотворениях «Меня, во мраке и в пыли...» и «Слеза дрожит

 в твоем ревнивом взоре...» изображе ние любви как высшего откровения, как

 сущности бытия.

- Как в стихотворении «Тебя так любят все! Один твой тихий вид...»

выражено высокое отношение к любви и женщине?

- Проследите, какими словами поэт часто характеризует свои собственные

 переживания и переживания любимой в стихотворе ниях «Средь шумного бала,

 случайно...», «Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо...», «О, если б ты

могла хоть на единый миг...».

- Какое стихотворение Толстого на любовную тему тебя особенно трогает и

 почему?

6. Толстой в музыке  /индивидуальное задание/

 111.  Практическая работа    

- Стихотворение Толстого «Господь, меня готовя к бою...» перекликается с «Пророком» Пушкина. Сравните, чем отличается: облик поэта у Пушкина и Толстого.

  - Сравните по идее и настроению «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо...» со стихотворением «Когда волнуется желтею щая   нива...» Лермонтова

- Чем стихотворение «И. С. Аксакову» Толстого связано с «Ро диной»  Лермонтова и что  их  отличает?   (Использованы  цитаты из Лермонтова, утверждение любви  к простой народной жизни и родной природе. Но у Толстого – неудовлетворенность    земной действительностью, романтическое влечение в «беспредельность»).        

Итог урока

Поэтическая сила и обаяние лирики Толстого прежде всего в непосредственности чувства, задушевности тона, в умении раскрыть «диалектику души». В его стихах ярко выраженное соседствует со смутными переживаниями, полутонами и намеками.

А. К. Толстой — выдающийся лирик, автор своеобразных былин и баллад, создатель драматической трилогии, замечательный сатирик. Лучшие создания Толстого выдержали испытание времени и вошли в золотой  фонд русской  литературы.

Сегодняшний наш разговор касался Толстого-поэта. Я преследовала цель раскрыть ваше сердце для восприятия духовного наследия нашего земляка, заключенного в его стихах. И если ваша рука потянется к томику Толстого, чтобы перечитать понравившиеся строки или открыть для себя что-то новое, значит я, как учитель, выполнила свою миссию.

Дом. задание: анализ лирического стихотворения /1 вариант - «То было раннею весной», 2 - «Средь шумного бала»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку «Сердце полно вдохновенья…»

Урок-семинар по творчеству Алексея Константиновича Толстого «Сердце полнов дохновенья…»...

" Не жалейте сердца...Добру откроются сердца".

Занятие на тему: "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"Цель: воспитание потребности  в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм ...

От сердца к сердцу

Эта работа привитие любви к учебе....

"Мост доверия - От сердца к сердцу"

Тренинг для налаживания взаимоотношения между родителя и детьми...

Урок по русскому языку в 10 классе по теме: «Правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях».

Урок по русскому языку в 10 классе по теме: "Правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях ." Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала. У...

План урока 9 Г класс (четверг) Тема «Полная механическая энергия. Закон сохранения и изменения полной механической энергии. Общефизический закон сохранения энергии»

В рамках дистанционного обучения  возникает необходимость разработки подробного плана занятий для школьников в соответствии со школной программой и поурочным планированием....

Рекомендуемый план урока для обучающихся 9 класса инженерного профиля по теме "Полная механическая энергия. Законы сохранения и изменения полной механической энергии" Урок №81 в соответствии учебным планом.

В рамках дистанционного обучения обучающимся предложен план занятий по отработке решения задач с опрой на видио материалы В.И.Чивелева по решению задач на закон сохранения и изменения механической эне...