Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе под редакцией Беленького Г. И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temat.plan_.po_lit.6_kl..doc307 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

№  урока

Да

та

        Тема урока

Соответствие         с учебным

материалом

Прогнозируемый результат

Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ

 1 четверть

18 час (из них 1  р/р)

Введение

1 час

1

1

Введение. Человек как главный предмет  изображения в художественной литературе.

стр. 3-9    

повторить изученное в 5 классе; дать представление о главном в художественной литературе  - изображение человека;    

знакомство с формами тестовых заданий;

Устное народное творчество

Былины    

2 часа

2

1

Русские былины и их герои. «Илья Муромец и Соловей разбойник».

стр. 10-20

дать понятие о былине как одном из видов устного народного творчества;

дидактич. матер. с.8, №10 - 17;

3

2

О построении и языке былин. «Вольга и Микула Селянинович».

стр. 20-29

знать особенности построения и языка былин;

работа с понятиями «былинный стих», «гипербола»;

Древнерусская литература

2часа

4

1

Древнерусская летопись. Отражение народных идеалов в «Повести временных лет».

стр. 30-44,                    

показать,  как отражены в летописи народные  идеалы; закрепить ощущение связи времен, подлинности описанного в летописи;

выявит исторические события, отраженные в повести;

№136,137,139;

В1-В4 (с.19); тест стр. 342 мет. пособ.;

5

2

Реальные исторические факты и вымысел в произведении  «Евпатий Коловрат».

стр. 46-49            

Литература Х1Х века

Баллады

4часа

6

1

В.А. Жуковский-автор баллад. Вольные переводы баллад Гете и Шиллера.

стр. 50-56

дать понятие балладе как литературном жанре, о фольклорной основе баллад;

Д. м. с. 43, №99-113;

7

2

Смелость, благородство и бесстрашие героев баллад А. Майкова «Емшан» и А. Толстого «Канут».

стр. 57-68

раскрыть связь баллад с устным народным творчеством, особенности балладного сюжета и их нравственный смысл;

Д.м. с. 41, №92-93;

А1-А5, с. 122;

8

3

О рифме и строфе. Развитие понятий.

стр.69-72

расширить представление о понятиях  «рифма»  и «строфа»; уметь определять вид рифмы;

В1-В4, с.125;

Д.м. №94;

А. С. Пушкин

 10 часов

9

1

А. С. Пушкин. Интерпретация летописного сказания о смерти киевского князя Олега.    

 

стр.88-96

раскрыть широту интересов поэта: историческое прошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве; дать понятие о летописном источнике «Песни...», ее балладном характере;

формирование умение выявлять структурные особенности произведения;

10

2

Анализ и комментированное чтение «Песни о вещем Олеге». Тест.

стр.91-97

наизусть

рассмотреть художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси; выявить смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва);

тестирование;

11

3

Народно-поэтический колорит стихотворений «Зимнее утро», «Няне», отрывка «Осень».

стр.97-102 наизусть

уметь воспринимать поэтическое слово через выражение чувств, через обращение к сведениям по теории литературы;

С. 133, А1-А5;

12

4

Отражение вольнолюбивых устремлений поэта в стихотворении «Узник».

стр.102-103 наизусть

13

5

История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский». Ссора К. П. Троекурова и А. Г. Дубровского. Суд и его последствия.

стр.106-120

гл.1-3

знать об истории создания романа; рассмотреть характер взаимоотношений между героями;

С. 27, А1-А5;

14

6

Прощание В. Дубровского с отцом и домом. Пожар в  Кистеневке.

стр.120-132

гл.4-7

рассмотреть изображение чувств, переживаний героя; через анализ текста выявить мотивировку поступков героя;

анализ текста;

15

7

Учитель. Авторское отношение к героям

стр.147-166

гл.8-10

дать понятие об авторском отношении к героям; уметь вести пересказ с изменением лица рассказчика;

анализ художественного текста, выявление художественно- выразительных средств в в описании образа-характера героя;

16

8

«Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе.

стр.147-166

гл.11-16

выявить характер отношений между Машей и Дубровским;

Д. м. с. 78,

№201-206; тестирование;

17

9

Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в построении романа.

стр.166-176

гл.17-19

раскрыть мастерство писателя в изображении характеров героев, пейзажа, в построении романа

характеристика особен ностей изобразительно-выразительных средств, их роли;

18

10

Р. р. Контрольное сочинение по роману А. С.  Пушкина «Дубровский».

уметь работать над сочинением по литературному произведению;

сочинение по литературному произведению;

2 четверть

15 час (из них1  р/р)

М. Ю. Лермонтов

4 часа

19

1

М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Мотив борьбы и свободы в стихотворении «Парус».

стр.181-185

наизусть

ознакомить с личностью поэта, его жизненными условиями, породившими чувства одиночества и грусти; дать понятие о символическом значении образов в стихотворении «Парус»;

работа с понятием «эпитет»;

20

2

Мотив одиночества и странничества в стихотворениях «Тучи», «Утес», «На севере диком».

стр.186,192-195

наизусть

выявить настроение лермонтовских стихотворений, аллегорический смысл стихотворения «Три пальмы»;

работа с понятиями «аллегория», «параллелизм»;

21

3

Листая страницы избранных стихов поэта. Анализ стихотворений «Три пальмы», «Казачья колыбельная», «Кинжал».

стр.187-192

выявить параллелизм в стихотворении «Тучи»; уметь выразительно читать стихотворения;

работа с понятиями «антитеза», «сравнение»;

22

4

О стихотворных размерах.

стр.195-198

знать стихотворные размеры;

определение стихотворных размеров;

Н. В. Гоголь

4 часа

23

1

Н. В. Гоголь. О жизни писателя.  «Майская ночь, или Утопленница».

стр.200-216          гл.1-3

расширить знания учеников о Н. В. Гоголе, истории создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»; дать представление о сказочности повести «Майская ночь, или утопленница»;

С.36, А1-А3;

24

2

Конфликт героев повести.  Его причины и развитие событий.    Соотношение лирического и комического в повести.

с.216-235          гл.4-6 вопр. стр.234

дать понятие о конфликте героев, его причинах, развитии событий; выявить соотношение лирического и комического в повести (ироническое изображение «власти» (пана головы);

С.36, А4-А5;

25

3

Описания природы в повести. Их роль и своеобразие.

с.210 наиз. «Знаете ли вы ...»

через анализ текста раскрыть яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы;

С.37, В1-В4;

26

4

Вн. чт.  Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение народных поверий и представлений в повести.

с.236-242          

расширить представление о творчестве писателя, рассмотреть отражение народных поверий и представлений в повести «Ночь перед Рождеством»;

А1-А5, с.23;

С. Т.  Аксаков

1час

27

1

С.Т. Аксаков. Жизнь природы - основная тема творчества писателя. «Очерк зимнего дня».

с.243-254

расширить сведения о жизни писателя; дать понятие о тонком чувстве природы, знании русской деревенской жизни писателем;

восприятие и анализ художественного  текста;

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

 3 часа + 1 р/р

28

1

Красота русской природы в стихотворениях  Н. П. Огарева,  А. К. Толстого, А. Н. Плещеева.

с.255-261

наиз.  - 264           наиз.

с.265-270

дать понятие о теме дороги, вольной волюшки, необъятных просторов в стихах русских поэтов;  раскрыть проникновенный лиризм стихотворений; углубить понятия об изобразительно-выразительных средствах языка;

определить способы создания образов;

работа над понятиями «сравнение, эпитет, олицетворение»;                

29

2

Образы и настроения пейзажной лирики А. А. Фета,  И. С. Никитина, И. З. Сурикова.

30

3

Р. р. Контрольное сочинение на тему «Изображение родной природы в стихотворениях русских поэтов 19 века».

проверить умение строить письменное высказывание, выражая свое отношение  к прочитанному;

сочинение-анализ поэтического текста;

К. М. Станюкович  

  2часа

31

1

К. М .Станюкович. Морская тема произведений писателя. Быт русских матросов в рассказе «Человек за бортом!».

с.271-296                    

выявить значение изображаемой ситуации  для раскрытия характеров персонажей и их взаимоотношений;

Д. м. с. 78,

№68-70;

32

2

Нравственная проблематика рассказа «Человек за бортом!».

с.297

раскрыть смысл названия рассказа;

выделение смысловых частей текста;

33

3

Проверочный тест по теме «Произведения писателей 19 века».

проверить знания по изученным произведениям раздела «Литература 19 века»;

тестирование;

3 четверть

20 часов ( из них 1 часов р/р)

А. П. Чехов

 4 часа

34

1

А. П. Чехов. О жизни писателя. Ранние рассказы «Лошадиная фамилия» и «Пересолил».

с.6 -10                  

расширить сведения о биографии писателя, жанре юмористического рассказа;

восприятие и анализ художественного  текста;

35

2

 Смешное и грустное в рассказе «Толстый и тонкий».

с.12-16                    

дать понятие о смешном в художественном произведении;

определение рода и жанра литературного произведения;

36

3

Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя.

с.16-26

раскрыть роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя;

с. 40, А1-А4;

37

4

Сатирическое обличение уродливых явлений человеческой жизни в рассказах «Смерть чиновника» и «Маска». Тест.

с.16-26

знать приемы создания комических эффектов в чеховских рассказах;

тестирование;

В. Г. Короленко

5 часов + 2 р/р+ 1 вн. чт.

38

1

В. Г. Короленко. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».

с.32-52, 79-80

расширить сведения о жизни писателя через раскрытие событий, отразившихся в повести «В дурном обществе»;

с. 43, А2-А4;

39

2

Одиночество главного героя повести «В дурном обществе».

гл.1-3

уметь давать характеристику литературному герою;

восприятие и анализ художественного  текста;

40

3

 Дружба Васи с Валеком и Марусей. Образ Тыбурция.

с.52-68,81

гл.4-6

раскрыть значение дружбы в жизни юных геров;

выделение смысловых частей художественного текста;

41

4

Последняя осень Маруси. Новые отношения между отцом и Васей.

с.68-78, 82

гл.7-8

дать представление об утверждении в повести доброты и уважения к человеку, о нравственном взрослении героев;

Д. м. с. 78,

№45-46;

42

5

Автор и рассказчик в произведении. Портрет литературного героя.

с.78-79, 82-86

раскрыть особенности повествования (рассказ от первого лица); раскрыть понятие «портрет литературного героя»;

выражение своего отношения к прочитанному;

43

6

Р. р. Контрольное сочинение по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» на тему  «Что изменила в Васе дружба с Валеком и Марусей?»

проверить умение строить письменное высказывание в связи с изученным произведением и выражать свое отношение к прочитанному;

составление собственного текста на заданную литературную тему;

44

7

Р. р. Написание сочинения.

45

8

Вн.чт.   Шолом-Алейхем. «Мальчик Мотл», «Улица чихает».

с.87-100

выявить художественные особенности произведения;

восприятие и анализ художественного  текста;

Н. Д. Телешов

1 час

46

1

Н. Д. Телешов. О писателе. Нравственный выбор героев произведений писателя. Рассказ «Домой».

с.101-121

знать сведения о жизни писателя; выявить мотивы поведения осиротевшего мальчика, человечность старика-каторжника; рассмотреть изображение трагической участи и нищеты народа;

отзыв о прочитанном произведении;

  1. Литература ХХ века

  2.  А. П. Платонов

2 часа+ 2 часа вн. чт.

47

1

А. П. Платонов. Биография писателя. Характер героини рассказа «Песчаная учительница»

с.123-134

знать сведения о жизни писателя; выявить нравственную основу жизни героини (труд), ее самоотверженность, доброту, отзывчивость;

определение рода и жанра литературного произведения;

48

2

 А. Платонов. «Корова».

с.134,

уметь анализировать художественный текст; выявить основную идею произведения - труд как основа жизни на земле;

выделение смысловых частей худож. текста;

49

3

Вн. чт. А. Р. Беляев. Фантастический мир писателя. Научная фантастика в рассказе «Мистер Смех».

с.135-161

знать жанровые особенности произведения;

выражение своего отношения к прочитанному;

50

4

Вн. чт. Литературный жанр-эссе. Белл Кауфман. «Искусство рассказчика, вызывающее смех, слезы, раздумье».

с.162-165

знать жанровое своеобразие эссе;

работа с малыми жанрами сочинения;

М. М. Пришвин

4 часа + 1 р/р + 2 вн. чт.

51

1

М. М. Пришвин. Сказка - быль «Кладовая солнца». Особенности жанра.

 

с.166-170

иметь представление о творческой биографии писателя; выявить особенности жанра  произведения «Кладовая солнца»;

восприятие и анализ художественного  текста;

52

2

Человек в окружающем мире. «Что есть правда».

 с.170-185

показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы, веру в доброту человека и мудрость по отношению к природе;

выделение смысловых частей художественного текста;

53

3

Жизнь Насти и Митраши в единстве с природой. Труд в жизни детей.

   206-207

  гл.1-6          

сопоставить образы героев; выявить нравственную суть взаимоотношений Насти и Митраши, роль труда в жизни детей;

А1-А5; (с.131-132)

Д.м. №49-52.

4 четверть

17 часов ( из них 1 р/р)

54

4

Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев.

с.185-203

гл.7-12

выявить значение истории Травки для понимания идеи произведения, одухотворение природы, ее участие в судьбе героев;

В1-В4; С1; (с.132-133);

55

5

Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М. М. Пришвина  «Кладовая солнца».

с.203

 уметь строить письменное высказывание на тему «В чем был прав и в чем ошибался Митраша?» // «Чем похожи и чем отличаются друг от друга по характеру и отношению к жизни Настя и Митраша?»

сочинение;

56

6

Вн. чт. Картины русской природы в лирике И. А.Бунина и И. Северянина.

с.209-212

чтение       наизусть

уметь анализировать лирическое стихотворение;

анализ лирического произведения;

57

7

Вн. чт. Мирная тема весны в лирике «поэтов, потрясенных войной»: А. Т. Твардовского и А. П. Межирова.

с.213-218

чтение наизусть

дать понятие о мирной теме в лирике поэтов  А. Т. Твардовского и А. П. Межирова;

определение рода и жанра литературного произведения;

В. Г. Распутин

 4 часа + 1 вн. чт.

58

1

В. Г. Распутин. Отражение в рассказе «Уроки французского»  трудностей послевоенного времени.

с.219-238          

знать  биографию  и главные темы в творчестве писателя; уметь воспринимать и анализировать художественный текст;

анализ художественного текста;

59

2

Самовоспитание героя в нелегких условиях жизни.

с.238-250          

выяснить мотивы поведения главного героя рассказа;

работа с понятиями «антитеза», «диалог»;

60

3

Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.

с.251-254

раскрыть душевную щедрость учительницы, выявить ее роль в жизни мальчика;

выявление художественно- выразительных средств в в описании образа-характера героя;

61

4

Смысл названия рассказа. Изображение человека в эпическом произведении.

с. 255 - 267

раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память»; знать способы изображения человека в эпическом произведении;

№136,137,139;

В1-В4 (с.29);

62

5

Вн.чт.  Ф. Искандер. Нравственные вопросы в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла».

с.269-272

ознакомить с биографией писателя, своеобразием его прозы; пробудить интерес к творчеству Искандера;

анализ художественного текста;

Д.  Олдридж

2 часа

63

1

Д. Олдридж. «Последний дюйм». Исключительные обстоятельства  героев.

с.255-282

знать сведения о жизни писателя; выявить,  как испытываются мужество, воля, упорство , жизнестойкость героев рассказа «Последний дюйм»;

различные виды пересказа;

64

2

Смысл названия рассказа «Последний дюйм».

с.255-282

раскрыть смысл названия рассказа;

высказывание кратких оценочных суждений;

Человек и родная природа

6 часов

Ю. М. Нагибин

65

1

Ю. М. Нагибин.  «Первый подвиг» и «труд души» главного героя рассказа «Старая черепаха».

с.284-299

выявить идею произведения; уметь анализировать художественный текст, давать характеристику героям;

формулировка темы и идеи произведения;

66

2

Поэтический мир А. Л. Яшина. «Люблю все живое».

с.301-303

наизусть

раскрыть поэтический мир Л. Яшина; уметь анализировать лирические произведения;

анализ поэтического текста;

67

3

Любовь к природе и боль за ее судьбу в лирике А. В. Жигулина.

с.304-308

наизусть

выявить художественные особенности поэзии Н. Рубцова; уметь анализировать поэтический текст;

выявление видов выразительн. средств и их функций;

68

4

Вн. чт.   Б. Полевой «Повесть о настоящем  человеке».

уметь высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном;

высказывание кратких оценочных суждений;

69

5

Итоговый тест за курс 6 класса.

проверить знания по изученным   произведениям за курс 6 класса;

тестирование.

70

6

Подведение итогов. Рекомендации для летнего чтения.

с.311-313

подвести итоги учебного года, ознакомить со списком литературы для летнего чтения;

Контрольные работы:

1 четверть – 1 классное сочинение;

2 четверть – 1 классное сочинение;

3 четверть -  1 классное  сочинение;

4 четверть – 1 домашнее сочинение.

Итого:

классное сочинение -3

домашнее сочинение - 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...