урок для одаренных детей
план-конспект по литературе по теме

Котляренко Екатерина Ивановна

Урок посвящен гениальному русскому человеку, М.В. Ломоносову. Были даны ответы на следующие вопросы:

Гениями рождаются или становятся?,

Кто такой Гений?

Каков путь гения?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dlya_odarennyh.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-проект «Звездный путь к успеху»

«Поверь в свой разум, в свой талант и руки

 И вслед моим направь свои стопы!..»  

М.В.Ломоносов.

Цели урока: создание условий для развития творческих способностей учащихся; размышления о роли знаний, образования и культуры в жизни человека.

Форма урока: урок-проект

Метод: проектно-исследовательский

Оборудование. Оформление доски — тема, портрет Ломоносова, эпиграф; презентация к уроку, раздаточный материал для учащихся.

Проблемный вопрос: Гениями рождаются или становятся?

Урок предназначен для учащихся 5-8 классов

Ход урока

Слово Учителя: (2 слайд)Ребята, сегодня мы с вами постараемся ответить на вопрос,  рождаются ли гениями  или ими  становятся? Как вы думаете? ( ответы учащихся)
Человек, о котором сегодня пойдет речь еще при жизни был больше, чем просто ученым, он стал символом. Этаким образцом того, как беспредельны могут быть человеческие возможности. Это тот самый образ гения, который создал себя сам.(3слайд) Михаил Ломоносов. История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия – вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след.

(4 слайд) А.С.Пушкин писал, что, «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей».

(5 слайд) Проследим тот путь, который прошел М.В.Ломоносов.

Словарная работа

Путь Гения… 

Путь – это дорога, стремление к новому, непознанному, постоянный поиск.

 Гений  - это человек, наделенный каким-то особым даром, выдающимися способностями.

(6слайд)Начало пути - детство.

(7 слайд)Уже с детства Михаил Ломоносов начал тяжелую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком сопровождал он отца в его далеких и часто опасных путешествиях. С большим интересом наблюдал он жизнь и природу родного края, обычаи и нравы его обитателей. Путешествуя с отцом, Михаил познакомился с различными производствами. Особенно большое впечатление произвели на него верфи Северной Двины, где строились военные и торговые корабли. С изумлением следил Ломоносов, как руками человека создается величественный корабль. На поморских солеварнях Белого моря он хорошо изучил производство соли. Интерес к промышленности сохранился у Ломоносова на всю жизнь.

Все виденное мальчиком вызывало необычную в ребенке его лет жажду знания. Возвращаясь из плавания, Ломоносов брался за книги. Рано научившись читать, он вскоре знал наизусть те немногие книги, которые смог достать. Однако это были церковные книги, и в них он не находил ответа на интересовавшие его вопросы. С большим трудом удалось ему достать немногочисленные в то время недуховные книги. «Славянская грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого открыли мальчику неизвестный до тех пор мир – мир знания. Эти книги являлись в некотором роде энциклопедиями тех времен.

Несчастливой была домашняя жизнь Михаила Ломоносова. Мать его, Елена Ивановна Сивкова, умерла, когда он был еще ребенком. Много лет спустя Ломоносов писал, что злая  мачеха всячески старалась произвести гнев в его отце, представляя, что мальчик всегда сидит по-пустому за книгами, потому он  вынужден был читать и учиться «в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод».

(8 слайд)Преследования мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и непреодолимое стремление к знанию, которое нельзя было удовлетворить на родине, заставили Ломоносова решиться уйти из родного дома. Зимой 1730 г. он ушел с обозом в Москву.

 (9слайд)Здесь в январе 1731 г. Ломоносов поступил в  славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение Московской Руси. Нелегки были годы учебы. Вот как об этом он вспоминал впоследствии: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил». В этих трудных условиях, усугубляемых насмешками младших школьников, – «смотри-де какой болван лет в двадцать пришел латыне учиться», – Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год. В Славяно-греко-латинскую академию Михайла приняли: сказал, что он сын холмогорского дворянина. В народе эту академию звали попросту “Спасскими школами”

Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:

- Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!

- Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?". Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей всё знает, - шептались школяры.

10 слайд) Когда Михайло учился в последнем классе, пришла бумага. Было велено отобрать из учеников двадцать человек “в науках достойных” и отправить их в Академию наук. Первым назвали Ломоносова. В конце декабря 1735 года будущих студентов благословили на дорогу, посадили в сани. Прощай, Москва!

(11 слайд) В конце 1736 года из Кронштадта вышло в море парусное судно “Фербот”. Дул крепкий ветер, готовый вот-вот превратиться в яростный шторм. Корабль сильно качало. Но трое русских студентов, сидя в тесной каюте, беззаботно шутили и смеялись. Впереди у них была новая, интересная жизнь. Ехали они в город Марбург, где находился один из старейших университетов. Там им надлежало как следует обучиться разным наукам. После этого следовало перебраться в другой город, Фрейберг, в край рудников и шахт, и основательно изучить горное дело и металлургию.

(12 слайд) ЛОМОНОСОВ стал самым образованным человеком в России

  1. Он был организатором многих научных, технических и культурных начинаний, сыгравших огромную роль в развитии России
  2. Стал членом Российской и Шведской академий наук, дворянином, ученым, признанным не только в России, но и во всей Европе
  3. Знал несколько языков.
  4. Сочинил множество стихов.
  5. Преподавал в Академии наук русский язык,  историю, физику, химию и другие предметы.
  6. Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории.
  7. Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и    дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и др.
  1. Слайд)В 1755 г. по его инициативе и проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян, позже ставший знаменитым МГУ имени М.В.Ломоносова.  

(14 слайд)Заключительное слово учителя. "Моё единственное желание, — писал Ломоносов незадолго до смерти, — состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы".

Ломоносову недостаточно было выразиться в своих научных и художественных созданиях. Зажечь от своего огня как можно больше искренних молодых сердец — только так, считал Ломоносов, можно прожить жизнь не напрасно.

Поэтому завершить сегодняшний урок хотелось бы знаменитым обращением Ломоносова к молодому поколению, которое через века звучит как его нравственное завещание потомкам:

(15 слайд)

О вы, которых ожидает

Отечество из недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать

Мини-проекты учащихся

На основе услышанного написать небольшое сочинение:

  1. «Путь гения»
  2.  «Какие качества помогли Ломоносову стать гениальным человеком?». 
  3. «Каким я вижу Ломоносова»
  4. Объясните смысл эпиграфа.

Прочитать сочинения, выделить качества. Оформить

Итог

М.В. Ломоносов был человеком любознательным, трудолюбивым, целеустремленным, упорным и настойчивым в достижении своей цели, он стремился все начатые дела доводить до конца. Он хотел много знать, ему было интересно изучать все науки: и химию, и физику, и астрономию, и словесность, и горное дело, и музыку, и многое другое. А главное, он стремился поделиться своими знаниями и открытиями с людьми.
С честью и достоинством перенося тяжелые испытания, зависть врагов, он преданно служил на благо России, русской науки и русского народа, не думал о собственной славе.
Многие люди задают вопрос: что нужно сделать для развития своих способностей? Нам кажется, что каждый человек наделен талантом, но для его развития нужно много работать, искать, творить, стремиться к новым знаниям и не останавливаться на полпути к достижению своей цели.
  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

      Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)

Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...