Анализ стихотворения Э. Багрицкого
материал (литература) по теме
анализ стихотворения Эдуарда Багрицкого "Птицелов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_stihotvoreniya_e.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ стихотворения Э.Багрицкого «Птицелов»
В 1928 году Эдуард Багрицкий выпустил в свет свою первую книгу «Юго-запад», куда вошли произведения, написанные с 1918 по 1924 годы, публиковавшиеся в различных газетах и журналах.
Условно книгу можно разделить на несколько разделов, каждый из которых – условный этап эволюции лирического героя. Это движение от традиционно романтического «Птицелова», через драматическую «Бессонницу», «Думу про Опанаса», к трагическому разладу с действительностью «Стихи о соловье и поэте» и, наконец, к наметившемуся выходу в социальную проблематику «Папиросный коробок».
В существе своем творчество Багрицкого всегда остаётся романтическим, но меняется сам характер романтических тенденций, содержание романтического идеала. Поэт движется от общегуманнистического идеала к идеалу революционному, классовому; от абстрактно понимаемой воли, от свободно творящей личности (Дидель, Тиль Уленшпигель) к поэтизации человека, сформированного революцией, носителя революционных идеалов.
Стихотворение «Птицелов» написано в 1918 году и воплощает традиционно-романтическое видение. Тема стихотворения – свобода. Стихотворение носит отпечаток «книжности», его герой – Дидель – традиционный образ, заимствованный у немецких романтиков, олицетворяющий абстрактно понимаемую волю, свободу.
Бесконечные просторы: дальние дороги, безбрежное небо, рощи и леса – распахнуты перед героем:
Так идет веселый Дидель
С палкой, птицей и котомкой
Через Гарц, поросший лесом,
Вдоль по рейнским берегам.
По Тюрингии дубовой,
По Саксонии сосновой,
По Вестфалии бузинной,
По Баварии хмельной.
Здесь нет «прозы жизни», но лишь традиционный для романтиков гимн человеку, растворенному в природе, «естественному человеку», свободному и счастливому.
На первый взгляд может показаться, что Багрицкий сознательно отворачивается от социальной действительности: стихи о радостно поющем птицелове появляются в трудном и героическом восемнадцатом году. Но здесь не было никаких противоречий. Тот восторг, что был вызван происходящим, реализовался здесь в романтических образах. Это был гимн самому духу революции, освободившей людей от рабства, социального угнетения, вызвавшей чувство свободы личности, ощущение радостной свободы.
Человек находится в полной гармонии с окружающим его миром. И сам мир, яркий и звонкий, предстает развернутой метафорой «мир – птица».
Этот контраст был воплощением контраста между преходящим бытом и восторжествовавшим бытием. Отсюда и внутренняя гармония мира стихотворения, где даже антитеза (верх – низ, плакать – смеяться) воплощение органически прекрасного мира: прекрасен мир – «зеленый снизу, голубой и синий сверху», удивительно – восторженное состояние владеет человеком в этом мире: «надо ль плакать, если… Дидель… смеётся невзначай». Это «невзначай» особенно показательно: человек счастлив, он смеётся, он рад полноте жизни, ему не нужны особые поводы для ощущения гармонии; радость, выраженная в смехе – обычное его состояние.
Гармония внутренней жизни героя подчеркнута строением стихотворения. В нем 14 строф, каждая строфа – законченное предложение. Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Рифмы – созвучия на конце строк – нет, но в конце каждой строки ударение падает на предпоследний слог (женская рифма), что дает более мягкое звучание, и только в последней строке каждой строфы ударение падает на последний слог (мужская рифма), что придает твердость звучанию, логично завершает предложение.
Ритмический рисунок очень четкий:
В бузине, сырой и круглой,
Соловей ударил дудкой,
На сосне звенят синицы,
На березе зяблик бьет.
_ _ _/ _ _/ _ _/ _
_ _ _/ _ _/ _ _/ _
_ _ _/ _ _/ _ _/ _
_ _ _/ _ _/ _ _/
Поэт в этой строфе использует анакрузы. В других строфах – пиррихий:
Но, шатаясь по дорогам,
Под заборами ночуя,
_ _ _/ _ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _ _/ _
Автор использует синтаксический параллелизм, одинаково построены строфы, рассказывающие о березовом и бузинном манках:
Дунет он в манок бузинный,
И звенит манок бузинный,-
Из бузинного прикрытья
Отвечает соловей.
Дунет он в манок сосновый,
И свистит манок сосновый,-
На сосне в ответ синицы
Рассыпают бубенцы.
В этих же строфах используется звукопись: сочетания (ан, зинн, зни, ан, зинн, зинн), передающие звук бузинного манка, и сочетания (ан, сосн, ов, свис, ан, сосн, ов,), передающие свист соснового манка.
Березовый манок «самый легкий, самый звонкий» и, вероятно, самый любимый. К нем Дидель относится «нежно». Котомка же, в которой хранятся манки названа «заповедной». Птицы радостно отвечают на звуки манков. Природа созвучна, гармонична настроению, светлым чувствам героя.
В стихотворении «Птицелов» складывается традиционно-романтический мир Багрицкого, заявляется тема свободы, бунтарства, одиночества поэта.
В последующих стихотворениях социальные мотивы проникают в лирику Багрицкого. Первая его книга «Юго-запад» запечатлела и эволюцию самого поэта, и, в известной мере, путь советской романтической поэзии первого пореволюционного десятилетия; от традиционно романтических стихотворений до переосмысления самого понятия «романтизм» и «романтика».
Трудно дело птицелова:
Заучи повадки птичьи,
Помни время перелетов,
Разным посвистом свисти.
Но, шатаясь по дорогам,
Под заборами ночуя,
Дидель весел, Дидель может
Песни петь и птиц ловить.
В бузине, сырой и круглой,
Соловей ударил дудкой,
На сосне звенят синицы,
На березе зяблик бьет.
И вытаскивает Дидель
Из котомки заповедной
Три манка - и каждой птице
Посвящает он манок.
Дунет он в манок бузинный,
И звенит манок бузинный,-
Из бузинного прикрытья
Отвечает соловей.
Дунет он в манок сосновый,
И свистит манок сосновый,-
На сосне в ответ синицы
Рассыпают бубенцы.
И вытаскивает Дидель
Из котомки заповедной
Самый легкий, самый звонкий
Свой березовый манок.
Он лады проверит нежно,
Щель певучую продует,-
Громким голосом береза
Под дыханьем запоет.
И, заслышав этот голос,
Голос дерева и птицы,
На березе придорожной
Зяблик загремит в ответ.
За проселочной дорогой,
Где затих тележный грохот,
Над прудом, покрытым ряской,
Дидель сети разложил.
И пред ним, зеленый снизу,
Голубой и синий сверху,
Мир встает огромной птицей,
Свищет, щелкает, звенит.
Так идет веселый Дидель
С палкой, птицей и котомкой
Через Гарц, поросший лесом,
Вдоль по рейнским берегам.
По Тюринии дубовой,
По Саксонии сосновой,
По Вестфалии бузинной,
По Баварии хмельной.
Марта, Марта, надо ль плакать,
Если Дидель ходит в поле,
Если Дидель свищет птицам
И смеется невзначай?
1918
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Анализ стихотворения «Воробей»
Задание для самостоятельной работы...
Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.
Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)
Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...