Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе по Меркину.
календарно-тематическое планирование по литературе на тему
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе по программе Г.Меркина 102 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._merkin_9_kl.doc | 377.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по литературе в 9 классе
Примечание.
К. – коммуникативная компетенция;
Р. – рефлексивная компетенция.
ЦО. – ценностно-ориентационная;
СП. – смыслопоисковая;
ЛС. – личностное саморазвитие
№ п/п | Система уроков (тема и цель урока) | Дидактическая модель обучения | Педагогические средства, формы | Практическая часть | Планируемый результат и уровень освоения. Компетенции | Дата | |||||
Учебно-познавательная | Информационная | ||||||||||
Базовая программа | Продвинутый уровень | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
1 | Введение. Немеркнущее Слово: основные вехи отечественной литературы.. Ц е л и: дать представление о литературе как искусстве слова, ее роли в жизни человека. | Объяснительно-иллюстра-тивная. Опорные записи, материалы из учебника истории, иллюстрации. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | З н а т ь: образную природу литературы как искусства. У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа (П). Продуктивный уровень: К., СП. | Сочинение-миниатюра (попытка создать свой художественный образ) (Т). Продуктивный уровень: К., СП. | Умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью | |||||
2. | Что читает современный ученик. «Мое летнее чтение». Диагностический контрольный срез. Ц е л и: закрепить представление о литературе как искусстве слова, ее роли в жизни человека, проверка и диагностика ЗУН по предмету. | Поисковая. Тестирование. | Организация совместной учебной деятельности | Вн.чт. | З н а т ь: образную природу литературы как искусства. У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа (П). Продуктивный уровень: К., СП | Использование дополнительных источников информации Продуктивный уровень: К., СП. | Умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью | ||||
3
| ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. | Поисковая. | Организация совместной учебной деятельности | З н а т ь: содержание и историческую основу “Слова …”. У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр произведения Продуктивный уровень: К., ЦО. | Использование материала с уроков ИЗО, МХК. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение информации из различных источников | |||||
4 | Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Жанр и композиция «Слова…» Ц е л и: сформировать представление о жанрах древнерусской литературы, о высоких нравственных и духовных качествах людей, старины русской, о «Слове…» как образце. | Объяснительно-иллюстра-тивная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | З н а т ь: содержание «Слова…», черты жанра. У м е т ь: анализировать образы, определять тематику и проблематику произведения. Продуктивный уровень: К., СП. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать. Продуктивный уровень: К., СП. | Владение монологической и диалогической речью | |||||
5 6. 7. 8. | Патриотическое звучание основной идеи по эмы, ее связь с проблематикой эпохи. Образ Русской земли в «Слове…» | Объяснительно-иллюстра-тивная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Р/Р Дом. соч. | З н а т ь: особенности литературы XVIII века, черты классицизма. У м е т ь: анализировать и воспринимать услышанное, давать характеристику. Продуктивный уровень: К., ЦО. Творческий уровень: К., Р. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать. Продуктивный уровень: К., СП. | Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение информации из различных источников Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий | ||||
Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. | |||||||||||
Проблема авторства «Слова…» | |||||||||||
Подготовка к домашнему сочинению по произведению древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» Ц е л и: познакомить со спецификой жанра слова, раскрыть особенности языка, образов. Подготовиться к д/с | |||||||||||
9. 10. 11. | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика литературы XVIII века. Ц е л и: дать понятие классицизма; раскрыть особенности литературы XVIII века, указать на отличительные черты русского классицизма. | Объяснительно-иллюстра-тивная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | З н а т ь: черты биографии.содержание стихотворения, черты классицизма. У м е т ь: анализировать образы, определять тематику и проблематику произведения. Продуктивный уровень: К., ЦО. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Владение монологической и диалогической речью | |||||
Формирование «новой» русской литературы в начале столетия (А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский | |||||||||||
М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом, реформаторе русского языка и стихосложения. «Вечернее размышление…» Содержание, форма произведения. Ц е л и: познакомить с творчеством М.В.Ломоносова; раскрыть особенности теории «трех штилей». | |||||||||||
12. | М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…». Ода как жанр лирической поэзии Ц е л и: продолжать знакомить с творчеством М.В.Ломоносова; раскрыть особенности оды как жанра лирической поэзии.. | Объяснительно-иллюстра-тивная | Беседа, работа с книгой, демонстрация | З н а т ь: черты биографии.содержание стихотворения, черты классицизма. У м е т ь: анализировать образы, определять тематику и проблематику произведения. Продуктивный уровень: К., ЦО. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Владение монологической и диалогической речью | |||||
13. 14. | Новая русская драматургия (А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, В.В.Капнист, Я.Б.Княжнин) – обзор. Ц е л и: знакомство с новой русской драматургией 18 века, с творчеством А.П.Сумарокова, Д.И.Фонвизина, В.В.Капниста, Я.Б.Княжнина; раскрыть особенности драматургии 18 века. | Объяснительно-иллюстра-тивная | Беседа, работа с книгой, демонстрация | З н а т ь: черты биографии.содержание произведений, имнть понятие о трагедии, комедии, принцип «трех единств», герой-резонер, интрига. У м е т ь: анализировать образы, определять тематику и проблематику произведения. Продуктивный уровень: К., ЦО. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Владение монологической и диалогической речью | |||||
Расцвет отечественной драматургии. Д.И. Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события. | |||||||||||
15. | Г.Р. Державин. Традиции и новаторство поэзии. Проблематика произведений «Фелица», «Памятник» Ц е л и: дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; познакомить со слогом и интонациями произведения. | Объяснительно-иллюстра-тивная. Опорные записи, материалы из учебников литературы. | Беседа, работа с книгой, демонстрация | З н а т ь: черты биографии.содержание стихотворения, черты слога и интонации. У м е т ь: анализировать образы, определять тематику и проблематику произведения. Продуктивный уровень: К., ЦО. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Извлечение информации из различных источников | |||||
16. | Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Мос кву» как явление литературной и общественной жизни Ц е л и: дать представление об основных фактах биографии писателя и особенностях его творческой манеры; познакомить со слогом и интонациями произведения, дать понятие путешествия как жанра. | Объяснительно-иллюстра-тивная. Опорные записи, материалы из учебников литературы. | Лекция,беседа, работа с книгой, демонстрация | З н а т ь: черты биографии.содержание произведения, черты языка и интонации, иметь представление о жанре путешествия. У м е т ь: анализировать образы, определять тематику и проблематику произведения. Продуктивный уровень: К., ЦО. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Владение монологической и диалогической речью | |||||
17.
| Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина, черты сентиментализма и предромантизма в его произведениях Ц е л и: создать условия для понимания вопроса о роли писателя в литературе XVIII в.; дать понятие о сентиментализме как литературном направлении; проследить черты сентиментализма в повести. | Объяснительно-иллюстра-тивная. | Аналитическая беседа | З н а т ь: основные этапы жизненного пути Н. М. Карамзина; условия возник. сентиментализма как лит. направлен; содержание повести. У м е т ь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр лит. произв; формулировать идею, проблематику произведения; давать характ. герою (П). | Мини-сочинение “Какими приемами раскрывает автор “жизнь сердца” своих героев? (Т). Продуктивный уровень: К., ЦО. | Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал. Владение монологической и диалогической речью | |||||
18- 19 | Классное сочинение на тему «Литература XVIII века в восприятии современного человека» (на примере одного-двух произведений). Ц е л ь: формировать навык написания сочинения на заданную тему | Исследовательская | Самостоятельная работа над сочинением | Р/Р Кл. соч | З н а т ь: содержание прочитанных произведений. У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. | У м е т ь: писать сочинения в жанре проблемной аналитической статьи. Творческий уровень: К., Р. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | ||||
20 | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. Становление и развитие русского романтизма в первой чет верти XIX века, его исторические предпосылки и на циональные особенности Ц е л и: дать понятие романтизма, реализма; раскрыть особенности литературы XIX века, указать на отличительные черты русского романтизма | Объяснительно-иллюстра-тивная | Лекция, аналитическая беседа; работа с текстом учебника | З н а т ь:общие черты литературы XIX века; этапы формирования, жанры. У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по проблемам; | У м е т ь: рассуждать о роли романтизма в русской литературе Сообщения: – Романтизм в мировой литературе. – Что такое реализм? (Т). | Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога | |||||
21- 22.
| Поэзия чувственных радостей К.Н.Батюшкова. Разочарование в любви как черта лирики Е.А.Баратынского. Ц е л и: обучение анализу лирического произведения | Объяснительно-иллюстра-тивная | Аналитическая беседа; работа с книгой | Вн. чт. Р/Р | З н а т ь: содержание изучаемых произведений; находить черты романтизма. У м е т ь: выразительно читать лирическое произведение; участвовать в диалоге по вопросам (П). | Письменный ответ “Лирика – отражение души ” (Т). Продуктивный уровень: К., СП. | Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога | ||||
23. | Жизненный и творческий путь В.А.Жуковского. Элегии и баллады. Ц е л и: сформировать представление о романтических мотивах в творчестве Жуковского; выделить основные проблемы лирических произведений. | Поисковая. | Проблемные задания | З н а т ь: содержание изучаемых произведений; систему лирических образов. У м е т ь: выражать свое отношение к чувствам и мыслям автора; выявлять авторскую позицию (П). | Сообщение: – Роль пейзажа в лирическом тексте; (Т). Продуктивный уровень: К., СП. | Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога | |||||
24. 25. | Влияние творчества поэта на последующий литературный процесс Ц е л и: создать условия для раскрытия понятия баллады; отметить душевное богатство, нравственную чистоту, народную основу образов. Поэты-элегики и представители «гражданского романтизма» | Объяснительно-иллюстра-тивная. | Аналитическая беседа | З н а т ь: содержание изучаемого произведения; систему художественных образов. У м е т ь: строить устные и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам героев; участвовать в диалогах (П). Продуктивный уровень: К., СП. | Инсценировка отрывков из баллады. (Т). Продуктивный уровень: К., СП. | Владение монологической и диалогической речью. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатные материал | |||||
26. | А. С. Грибоедов. Личность и судьба. Кавказ в жизни драматурга. Ц е л и: создать условия для понимания и раскрытия личности драматурга; роль жизни на Кавказе в судьбе Грибоедова. | Исследовательская | Самостоятельное планирование и проведение исследования | РК | З н а т ь: исторические сведения о Кавказе в 19 в; содержание изучаемого материала, его проблематику. У м е т ь: выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному (П). Продуктивный уровень: К., СП. | Индивидуальные сообщения Продуктивный уровень: К., СП. | Владение монологической и диалогической речью; умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий |
27 28 29 30 31 | Творческая история комедии «Горе от ума» Ц е л и: рассмотреть глубину, противоречивость образов, созданных автором, место Чацкого в системе образов. | Поисковая. Привлечение материала из учебника | Проблемные задачи, аналитическая беседа | З н а т ь: содержание изучаемого материала; позицию автора к рассматриваемой проблеме. У м е т ь: выделять смысловые части драматического произведения; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; Продуктивный уровень: К., СП. | Сообщение (группам): – Особенности композиции комедии; – Общечеловеческое звучание образов персонажей; (Т). Продуктивный уровень: К., СП. | Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владение монологической и диалогической речью | ||
Своеобразие кон фликта и тема ума в комедии | ||||||||
Идеалы и антиидеалы Чацкого | ||||||||
Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия | ||||||||
Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. | ||||||||
32 | Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний») Ц е л и: создать условия для понимания учащимися проблем, поднятых в произведении; подвести учащихся к самостоятельной оценке основных понятий и проблем, поднятых автором, путем сравнения и сопоставления | Поисковая. | Организация совместной учебной деятельности | Р/Р | З н а т ь: содержание и проблематику комедии (П). У м е т ь: глубоко анализировать художественный текст (П); сопоставлять эпизоды и сравнивать поступки и характеры героев; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа. | Ваше отношение (рассуждение): – Роль эпиграфа ; – “Честь” – как “внутреннее нравственное достоинство человека” или отжившее дворянское понятие? | Отделение основной информации от второстепен ной; владение основными видами публичных выступлений | |
33- 34.
| Классное сочинение по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Ц е л и: продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему; соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам | Исследовательская | Самостоятельное планирование и проведение исследования | Р/Р Кл. соч. | З н а т ь: содержание и проблематику изученного произведения. У м е т ь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное (П). Продуктивный уровень: К., Р. | Т е м ы: 1. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии 2. Читая комедию Грибоедова… 3. «София начертана не ясно…» (А.С.Пушкин) | Поиск нужной информации и по заданной теме. Свободная работа с текстом художественного произведения | |
35. | «Пушкин есть явление чрезвычайное» (Гоголь) (основные вехи жизненного и творческого пути великого художника). Стихи о Кавказе. Ц е л и: дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; познакомить с лирикой, символическими образами. | Объяснительно-иллюстра-тивная. | Беседа, работа с книгой | РК | З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по заданной теме (П). Продуктивный уровень: К., СП. | У м е т ь: делать сообщение о творчестве Пушкина Продуктивный уровень: К., ЛС. | Использование различных видов чтения. Владение монологической и диалогической речью Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий |
36. 37 38 | Темы, мо тивы и жанровое многообразие его лирики. Тема поэта и по эзии («Арион», «Пророк», «Ан чар», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг неру котворный...») Ц е л и: создать условия для понимания поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека, его чувств и настроений | Объяснительно-иллюстра-тивная. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | З н а т ь: содержание изучаемого произведения. У м е т ь: анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета. | У м е т ь: делать сообщение о творчестве Пушкина Продуктивный уровень: К., ЛС. | Владение монологической и диалогической речью | ||
Лирика любви и дружбы («К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла..,», «Во глубине сибирских руд...», «Я вас любил...», «К***») | ||||||||
Тема природы («Осень», «Деревня») в лирике А.С.Пушкина. | ||||||||
39. 40. 41. | Романтическая поэма «Кавказский плен ник», ее художественное своеобразие и проблематика Ц е л и: создать условия для понимания идейного содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости; совершенствовать навык анализа поэтического текста в единстве формы и содержания, письменно высказываться на предложенную тему | Объяснительно-иллюстра-тивная. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Вн. чт. | З н а т ь: содержание изучаемых произведений. У м е т ь: анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, выразительно читать стихотворения (П). Продуктивный уровень: К., СП. | Иллюстрации в произведениях Пушкина | Способность передавать содержание прочитанного текста в развернутом виде; владение монологической и диалогической речью | |
Герои и проблематика «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» | ||||||||
Нравственные уроки «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина. | ||||||||
42.
| Философское звучание поздней лирики Пушкина. Обучение анализу одного стихотворения. Ц е л и: создать условия для понимания идейного содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости; совершенствовать навык анализа поэтического текста в единстве формы и содержания, письменно высказываться на предложенную тему | Поисковая. | Организация совместной учебной деятельности | Р/Р | З н а т ь: содержание изучаемого произведения; У м е т ь: анализировать поэтические произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, (П). Продуктивный уровень: К., СП. | Продуктивный уровень: К., СП. | Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал | |
43 | Проза Пушкина о Кавказе. Контрольный тест по лирике А.С.Пушкина. | Объяснительно-иллюстра-тивная. | Организация совместной учебной деятельности | РК Тестирование | Продуктивный уровень: К., СП. | Продуктивный уровень: К., СП. | Умение перефразировать мысль; использование различных видов чтения | |
44 | «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в сти хах Цели: дать представление об особенностях романа в стихах, об истории создания, совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей. | Поисковая. | Проблемные задания | З н а т ь: содержание поэмы; наизусть отрывок. У м е т ь: делать выводы в результате анализа текста, фрагмента; выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть. Продуктивный уровень: К., СП. | Комплексный анализ; исследование фрагмента текста. | Умение перефразировать мысль; использование различных видов чтения; выбор и использование выразительных средств языка | ||
45 | Автор и его герой в образной системе романа Ц е л и: дать представление об особенностях произведения, совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия. | Поисковая. | Проблемные задания | З н а т ь: содержание романа; наизусть отрывок. У м е т ь: делать выводы в результате анализа текста, фрагмента; выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть. Продуктивный уровень: К., СП. | Комплексный анализ; исследование фрагмента текста. | Умение перефразировать мысль; использование различных видов чтения; выбор и использование выразительных средств языка Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий | ||
46 47 48 49
50 51 | Тема оне гинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав» Ц е л и: дать представление об особенностях произведения, совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей, совершенствовать умение выразительного чтения, умение письменно высказываться на предложенную тему. | Объяснительно-иллюстра-тивная. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | З н а т ь: особенности романа в стихах; литературного жанра; (П) У м е т ь: составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа. Продуктивный уровень: К., СП. | Характеристика действующих лиц, устное рисование | Использование различных видов чтения; владение монологической и диалогической речью | ||
Онегин и Ленский | ||||||||
Образ Татьяны Лариной как «милый иде ал» автора | ||||||||
Картины жизни русского дворянства в романе. | ||||||||
Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина» | ||||||||
Пушкинский роман в зеркале критики. В.Белинский, Д.Писарев, А.Григорьев. | ||||||||
52- 53 | Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Ц е л и: выявление степени усвоения учениками основных положений текста произведения и проблематики; систематизация и обобщение изученного. | Исследовательская | Самостоятельная работа над сочинением | Р/Р Кл. соч | З н а т ь: содержание прочитанного произведения. У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. | У м е т ь: писать сочинения в жанре проблемной аналитической статьи. Творческий уровень: К., Р. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | |
54 | Публичная защита рефератов по творчеству А.С. Пушкина | Исследовательская | Аналитическая беседа, работа с книгой, демонстрация. | Р/Р | Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий | |||
55 | Промежуточный контрольный срез (тестирование). Ц е л ь: проверка знаний. | Объяснительно-иллюстра-тивная | Самостоятельная работа | Тестирование | Свободная работа с текстами | . | ||
56 | М. Ю. Лермонтов. Кавказ в судьбе поэта. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. Ц е л и: дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; познакомить с лирикой, символическими образами | Объяснительно-иллюстра-тивная. В/ф “С Лермонтовым в Кисловодске”, романс Рубинштейна и Варламова “Горные вершины” | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | РК | З н а т ь: основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; | Рассуждения: – Сравнение как основной композиционный прием в стихотворениях поэта (Т). Продуктивный уровень: К., ЛС. | Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смысло-вого анализа текста | |
57 | Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова Ц е л ь: раскрыть глубину и непосредственность чувств лирического героя Лермонтова. | Объяснительно-иллюстра-тивная | Беседа, работа с книгой, демонстрация | З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути Лермонтова; Уметь: анализировать лирическое произведение. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Уметь раскрывать живописность и музыкальность стихотворений | Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть | ||
58 59 60 61 62 63 | «Неведомый избранник» (Ранняя лирика Лермонтова) Ц е л ь: раскрыть глубину и непосредственность чувств лирического героя Лермонтова | Объяснительно-иллюстра-тивная. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути Лермонтова; Уметь: анализировать лирическое произведение. Продуктивный уровень: К., ЦО | Интеграция с уроками русского языка. | Способность передавать содержание прочитанного текста; владение монологической и диалогической речью | ||
«Железный стих» (Поэт и толпа в лирике Лермонтова) | ||||||||
«Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить» | ||||||||
Любовь и Муза (Интимная лирика Лермонтова) | ||||||||
«Люблю Отчизну я…» (тема России в лирике Лермонтова) | ||||||||
«Под бременем познанья и сомненья» (Образ «потерянного» поколения в лирике Лермонтова) | ||||||||
64 | Письменная работа по лирике Лермонтова (тестирование или в форме анализа одного стихотворения) Ц е л и: совершенствовать навык анализа лирических произведений, учить умению видеть авторскую позицию, совершенствовать навык устного и письменного высказывания | Поисковая | Организация совместной учебной деятельности | Р/Р РК | З н а т ь: содержание изучаемого произведения; прием “контраста”. У м е т ь: при анализе текста сопоставлять эпизоды; участвовать в диалоге (П). Продуктивный уровень: К., СП. | Размышление: – Что такое Родина? (Т) | Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога | |
65
| Тема Родины в поэзии В.Слядневой. Характер лирической героини. | |||||||
66 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Ц е л и: создать условия для понимания главной мысли романа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика | Объяснительно-иллюстра-тивная. | Аналитическая беседа, проблемные задачи | З н а т ь: содержание романа; приемы анализа текста. У м е т ь: сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа (П). Продуктивный уровень: ЦО. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы | Владение основными видами публичных выступлений; поиск нужной информации по заданной теме Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий | ||
67 | Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа в главах «Бэла», «Максим Максимыч». Ц е л и: создать условия для понимания главной мысли романа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика | Исследовательская | Самостоятельное планирование и проведение исследования | З н а т ь: содержание романа; приемы анализа текста. У м е т ь: сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа (П). Продуктивный уровень: ЦО. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы | Умение выразительно читать произведение, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; умение вступать в речевое общение |
68 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист». Ц е л и: создать условия для понимания главной мысли романа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика | Поисковая | Проблемные задания | З н а т ь: содержание романа; приемы анализа текста. У м е т ь: сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа (П). Продуктивный уровень: ЦО. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы | Владение монологической и диалогической речью | |||||||||||
69- 70 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. Ц е л и: создать условия для понимания главной мысли романа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика | Объяснительно-иллюстра-тивная | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | З н а т ь: содержание романа; приемы анализа текста У м е т ь: характеризовать изобразительно-вырази-тельные средства. Продуктивный уровень: К., СП. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы | Владение монологической и диалогической речью | |||||||||||
71 | Споры о романтизме и реализме романа. Творчество Лермонтова в оценке В.Белинского. Ц е л и: познакомить учащихся с оценкой творчества Лермонтова В.Белинским, вызвать интерес к его произведениям. | Объяснительно-иллюстра-тивная | Лекция, рассказ, беседа, работа с книгой | З н а т ь: основные факты из произведений Белинского; У м е т ь: анализировать текст; выделять смысловые части; формулировать тему, идею, проблему произведения; выражать свое отношение | Мини-сочинение “О Лермонтове” (Т) | Владение монологической и диалогической речью; поиск нужной информации по заданной теме | |||||||||||
72- 73 | Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова Ц е л ь: формировать навык написания сочинения на заданную тему | Исследовательская | Самостоятельная работа над сочинением | Р/Р Кл. соч | З н а т ь: содержание прочитанного произведения. У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. | У м е т ь: писать сочинения в жанре проблемной аналитической статьи. Творческий уровень: К., Р. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | ||||||||||
74 | Кавказские пейзажи в романе Лермонтова «Герой нашего времени. Ц е л и: вызвать интерес к произведениям о Кавказе, развивать умение давать устный и письменный ответ на тему, совершенствовать речевые навыки | Исследовательская | Беседа, работа с книгой | РК | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | ||||||||||||
75 76. | Н. В. Гоголь – писатель-сати-рик. Страницы жизни и творчества. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника Ц е л и: дать представление об истории создания поэмы; совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей, совершенствовать умение выразительного чтения произведения, умение письменно высказываться на предложенную тему | Объяснительно-иллюстра-тивная. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | З н а т ь: особенности жанра; определение понятия “поэма” (П) У м е т ь: составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа. Продуктивный уровень: К., СП. | Характеристика действующих лиц поэмы, устное рисование | Использование различных видов чтения; владение монологической и диалогической речью | |||||||||||
77. | «Вся Русь явится в нем!» (Замысел и история создания поэмы «Мертвые души» | Объяснительно-иллюстра-тивная. | Работа с книгой, демонстрация | З н а т ь: основные факты жизни и творчества писателя (Р). | З н а т ь: отрывок наизусть (Т). Размышление: | Осознанное и беглое чтение текста различных |
78 | Губернский город NN и его обитатели Ц е л и: совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей. | Объяснительно-иллюстра-тивная. | Работа с книгой, демонстрация | У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения (П); формулировать тему, идею, проблематику произведения (П); выразительно читать произведения (П). Продуктивный уровень: К., СП. | стилей и жанров | |||
79 80. 81. 82. | «Русь с одного боку» (образы помещиков в поэме) Ц е л и: совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей. Народная тема в поэме «Любезнейший Павел Иванович». Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме Крестьянская Русь в поэме: от смирения к бунту. | Объяснительно-иллюстра-тивная | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | З н а т ь: содержание изучаемых произведений (Р); образную природу словесного искусства. У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст (П); характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию. Продуктивный уровень: К., СП. | Сообщения: – История Чичикова; – Кого, что высмеивает в своей поэме Н.В.Гоголь? (Т) | Использование различных видов чтения; умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий | ||
83. 84. | «Мертвые души» – поэма о величии России. Обучение пересказу с элементами цитирования. Фигура автора и роль лирических отступлений. Поэма в оценке В.Белинского. Ц е л и: совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия. | Объяснительно-иллюстра-тивная | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Р/Р | З н а т ь: содержание произведения. У м е т ь: определять нравственную проблематику произведения; | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию | Владение монологической и диалогической речью | |
85- 86. | Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя. Цель: контроль знаний | Объяснительно-иллюстра-тивная | Самостоятельная работа | Р/Р Кл. соч. | Свободная работа с текстами | |||
87 | Проблематика рассказов В.Грязева «Чумной» и Г.Баева «Павлюк». Ц е л и: дать представление о фактах биографии писателей, об истории создания произведений, жанровом новаторстве. | Объяснительно-иллюстра-тивная. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | РК | З н а т ь: содержание изучаемого произведения. У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения (П); формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; дать характеристику героев (П). Продуктивный уровень: К., СП. | Сообщение: – Тема родины в произведениях ставропольских авторов. | Поиск нужной информации по заданной теме; использование различных видов чтения | |
88. 89. | ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. Развитие традиций отечественного реализма в русской ли тературе 1840—1890-х годов Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века. Ф.И. Тютчев - поэт-философ и поэт родной природы. Ц е л и: дать представление о фактах биографии поэта, об истории создания произведений, новаторстве. | Поисковая | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Вн.чт. | З н а т ь: содержание изучаемого произв; образную природу словесного искусства (П). У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию. | Размышления: – Роль художественных изобразительных средств (Т) | Поиск нужной информации по заданной теме: владение основными видами публичных выступлений |
90 | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Тема «Невыразимого» в лирике Фета. Ц е л и: совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия. | Объяснительно-иллюстра-тивная. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Вн.чт. | З н а т ь: содержание изучаемого произведения. У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения (П); формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; дать характеристику героев (П). | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию. | Владение монологической и диалогической речью | |
91. | Поэзия Н.А. Некрасова. Своеобразие некрасовской Музы. Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом..» Ц е л и: воспринимать и анализировать лирический текст, формулировать тему, идею, проблематику | Объяснительно-иллюстра-тивная | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Р/Р | З н а т ь: содержание повести. У м е т ь: характеризовать изобразительно-выразительные средства. Продуктивный уровень: К., СП. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы | Владение монологической и диалогической речью | |
92. | Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа ве ков Ц е л и: дать представление о личности и творчестве Чехова, воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев | Объяснительно-иллюстра-тивная. Илюстрации к рассказу | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Вн. чт. | З н а т ь: содержание рассказа.. У м е т ь: характеризовать изобразительно-вырази-тельные средства воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части , составлять план прочитанного; формулировать тему | Интеграция с уроками русского языка. Наблюдать: роль речевых повторов, эпитетов, однородных членов предложений (Т) | Способность передавать содержание прочитанного текста; владение монологической и диалогической речью | |
93.
| А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. «Смех сквозь слезы». Рассказы Чехова. |
94. 95. | ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА. Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, А. Куприн). Литература Ставрополья. Жанры и направления. Ц е л и: дать представление о жанрах и направлениях рус лит, совершенствовать навык анализа художественного произведения | Объяснительно-иллюстра-тивная. Выставка художественных книг | Аналитическая беседа, работа с книгой | Вн.чт.
РК | З н а т ь: жанры и направления лит ХХ века(Р). У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Сочинение-мини-атюра: – Проблемы века на страницах книг; – “Ты пойми меня…” (Письмо другу) (Т) | Владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение, участие в диалоге, диспуте | |
96. | Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм) (обзор) Многообразие поэтических голосов эпохи. (Защита проектов). Ц е л и: учить умениям выразительно читать стихотворение, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста | Объяснительно-иллюстра-тивная | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | З н а т ь: содержание произведения. У м е т ь: определять нравственную проблематику произведения; | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию. | Владение монологической и диалогической речью | ||
97. | Своеобразие отечественного романа первой половины XX века. Гуманизм шолоховской прозы. Особенности композиции и сюжета рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» | Объяснительно-иллюстра-тивная | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Вн.чт. | З н а т ь: содержание произведения. У м е т ь: определять нравственную проблематику произведения; | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию. | – Поиск нужной информации по заданной теме. – Использование различных видов чтения Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий | |
98. | Литературный процесс 50—80-х годов В.Г.Распутин «Деньги для Марии» Цели: воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев | Объяснительно-иллюстра-тивная | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Вн.чт. | З н а т ь: содержание произведения. У м е т ь: определять нравственную проблематику произведения; | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию. | – Поиск нужной информации по заданной теме. – Использование различных видов чтения Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий | Объяснительно-иллюстра-тивная |
99
| «Опаленная земля» (сборник произведений ставропольских авторов о ВОвойне). Цели: воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев | Объяснительно-иллюстра-тивная. Иллюстрации | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | РК | З н а т ь: содержание произведения; образную природу словесного искусства (П). У м е т ь: выразительно читать; строить устные и письменные ответы; участвовать в диалоге по прочитанному произведению (П). Продуктивный уровень: К., ЦО. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию. | Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение необходимой информации из источников; владение основными видами публичных выступлений | |
100 | Автобиографическая основа рассказа А. Солженицына «Матренин двор». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве Ц е л и: познакомить учащихся с личностью А. Солженицына и его творчеством; донести философский смысл рассказа, художественные особенности и стиль | Поисковая | Проблемные задачи | Вн.чт. | З н а т ь: основные факты биографии писателя; содержание рассказа (П). У м е т ь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение (П); определять род и жанр литературного произведения; выявлять авторскую позицию; | Размышление: – Чем мне близки проблемы рассказа? (Т) | Владение монологической и диалогической речью. Поиск нужной информации по заданной теме | |
101 | Поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого. Барды Ставрополья. Ц е л и: учить умениям выразительно читать стихотворение, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста | Поисковая | Проблемные задания | Вн. чт РК | У м е т ь: выразительно читать стихотворение, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста. З н а т ь: содержание произведения; образную природу словесного искусства (П). Творческий уровень: К., ЛС. | Умение выразительно читать произведение, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; умение вступать в речевое общение | ||
102
| Но вейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (обзор). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы по УМК Г.Меркина
Календарно-тематическое планирование уроков литературы по УМК Г.Меркина...
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс (учебник Меркина Г.С.)
Данное тематическое планирование по литературе составлено к учебнику Меркина Г.С....
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)
Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....