Лирический календарь природы И.А.Бунина
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Мастер-класс по лирике И.А.Бунина

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРА, УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

«ЛИРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ И.А.БУНИНА»

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ – 45МИНУТ

11 КЛАСС

ТЕХНОЛОГИИ: ТЕХНОЛОГИЯ  КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ «ЛИРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ И.А.БУНИНА»

СУБОЧ РАИСА ИВАНОВНА(raisasuboch@mail.ru), УЧИТЕЛЬ МОУ «СОШ № 27
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Г.БАЛАКОВО    САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


   Цель урока: расширить представления учеников о русской пейзажной лирике; познакомить их со стихотворением  И.А.Бунина; показать, как через пейзаж переданы чувства, настроения поэта; развивать навыки анализа поэтического текста с помощью технологии развития критического мышления.

Методические приёмы: выразительное чтение, чтение с остановками, элементы анализа текста с определением/прогнозированием эмоционального восприятия текста, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.

Оборудование урока: записи популярной классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского), записи «голосов природы»; репродукции картин Левитана, Шишкина, Саврасова и др.; портрет И.А.Бунина; мультимедийные информационные технологии.

                        Содержание урока

       1. Стадия вызова (Слайд 1 презентации)

 - Часто ли вы бываете на природе?

     - Какие чувства вы испытываете, когда выбираетесь на природу? (Слайд 2)

     - Тема нашего урока «Лирический календарь природы И.А.Бунина». Как  вы понимаете слово «природа»? (Слайд 3)

Варианты ответов: поля, леса, горы, водные пространства.

- Ваши ассоциации можно объединить одним значением – места  вне городов. А человек, земля, небо, звёзды  входят в понятие  «природа»? (Слайд 4)

То есть всё существующее во Вселенной тоже  входит в понятие «природа».

  - Итак, природа – понятие многозначное, широкое. Она является неисчерпаемым и благодатным источником поэзии, музыки, живописи, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Эти чувства, ощущения, переживания трудно, порой невозможно высказать, но можно передать и услышать в поэзии, в живописи, в музыкальных картинах и зарисовках. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту.

  Людей искусства отличает умение увидеть в обыденном  новое и необычное. Вспомним знаменитые «Времена года» П.И.Чайковского, в которых можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день. А картины русских художников, которые открывают нам удивительный мир природы! Они требуют от зрителей сопереживания, соучастия.

  Сходную цель имеет и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая за явлениями природы, передаёт своё мироощущение, настроение, состояние души.

- Какие поэты обращались в своём творчестве к теме природы? (Слайд 5)

 Предполагаемый ответ: В.А.Жуковский, А.К.Толстой, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет и др.

  - Сегодня мы обращаемся к лирике И.А.Бунина, откроем лишь одну страницу его лирического календаря. Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?  

           - Давайте скажем, а зачем проводится такой урок, что мы должны узнать сегодня на уроке? На какие вопросы получим ответы?

     Предполагаемый ответ: познакомиться с пейзажной лирикой Бунина; узнать, как создаётся картина природы, в каких образах её представил поэт; как создавались эти образы; научиться выразительному чтению.

   -  Запишите в тетради   цели, которые вы считаете важными.

2. Стадия осмысления содержания

 – Открываем лирическую страницу календаря поэта. (Слайд 6)

    (Выразительное чтение стихотворения учителем.)

Зелёный цвет морской волны

Сквозит в стеклянном небосклоне,

Алмаз предутренней звезды

Блестит в его прозрачном лоне.

И, как ребёнок после сна,

Дрожит звезда в огне денницы,

А ветер дует ей в ресницы,

Чтоб не закрыла их она.

- Какие два образа, два полюса, противоположные по эмоциональному звучанию, сразу обращают на себя внимание?

Предполагаемый ответ: это морская волна и предутренняя звезда.

- Какую рифму использует? (Перекрёстная, точная небосклоне-лоне; неточная волны-звезды).

- Размер стиха? (Четырёхстопный ямб, но не всегда выдерживается, сбивается на трёхстопный ямб, что придаёт стихотворению удивительную плавность.)

 - Первый образ – это образ морской волны, выстроим вокруг этого образа лексическую цепочку с определением изобразительных средств. (Слайд 7)

Предполагаемый ответ: «Зелёный цвет морской волны/ Сквозит…» (метафора), « в стеклянном небосклоне» ( эпитет); можно сказать, что первые две строки – это развёрнутая метафора, в которой каждое слово вносит свой «вклад» в создание удивительного и неожиданного образа морской волны.

- Какие ассоциации вызывает образ морской волны в первой строфе?  

Предполагаемый ответ: море, простор, свежесть, безбрежность, красота.

- Там, у горизонта, как кажется лирическому герою, морская волна слегка обнаруживается на неподвижном, пустом небосклоне, поэт находит точное слово «сквозит». Есть ли сопутствующие образы, расширяющие, углубляющие значение этого ключевого образа?

    Предполагаемый ответ: нет.

- Второй образ, названный нами, это образ предутренней звезды. Выстроим вокруг него лексическую цепочку, определим изобразительные средства, используемые автором. (Слайд 8)

  Предполагаемый ответ: «Алмаз предутренней звезды /Блестит в его    прозрачном лоне» - это развёрнутая метафора.

      - Какие ассоциации вызывает образ предутренней звезды?

     Предполагаемый ответ: яркость, блеск, свет, красота.

     - Благодаря развёрнутой метафоре поэт выделяет этот образ. Звезда  притягивает своим блеском, яркостью красотой и превосходством над другими образами. Если по отношению к морской волне небосклон неподвижен, то для звезды он «прозрачное лоно», устаревшее, высокое  слово «лоно» подчёркивает не только ширь и глубь небосклона, но и то, что небо для звезды родное место, материнское лоно.

- Что вы можете сказать о рифме в 1 строфе стихотворения?

 Предполагаемый ответ:  рифма перекрёстная, причём если небосклоне – лоне рифма точная, то волны – звезды  отсутствие точной рифмы, именно этим поэт   выделяет два ключевых образа стихотворения.

- Обратимся ко второй строфе. Какой образ в центре внимания?

 Предполагаемый ответ:  образ звезды.

- Выстроим вокруг него лексическую цепочку, определим изобразительные средства, используемые автором.

Предполагаемый ответ:  «И, как ребёнок после сна,…» - метафорическое сравнение; «Дрожит звезда в огне денницы,…/» - развёрнутая метафора.

- Какие ассоциации вызывает образ предутренней звезды здесь?

   Предполагаемый ответ: ребёнок, человек, молодость, волнение.

- Прозрачные ассоциации с человеческой, а не с природной средой вызывает у нас развёрнутое сравнение, оно выводит нас на восприятие звезды не только как явления природы, но и явление, связанное с человеческой природой – в одном из значений звезда определяется как знаменитость, например, восходящая звезда.

- Какие сопутствующие образы расширяют, углубляют значение этого ключевого образа?

 Предполагаемый ответ: образ ветра.

- Продолжим лексическую цепочку, связанную с образом предутренней звезды.

Предполагаемый ответ: «А ветер дует ей в ресницы,/ Чтоб не закрыла их она» - развёрнутая метафора.  

- Какие ассоциации вызывает образ ветра?

Предполагаемый ответ: движение, сила, очищение.

- Образ ветра перекликается со словом «сквозит» в первой строфе. Этот глагол имеет значение движения, возможно под влиянием ветра. Именно благодаря этому образу и волна, и звезда неразрывно связаны в единый образ природы. А кто наблюдает эту картину природы?

Предполагаемый ответ: человек, лирический герой стихотворения.

- Что вы можете сказать о нём? (Слайд 9)

Предполагаемый ответ: чувствует связь человека с природой, замечает тонкости в изменениях природы, её красоту, сам является часть природы.

- Что чувствует лирический герой? (Слайд 10)

Предполагаемый ответ: радость, восторг, счастье.

- Прочитаем стихотворение выразительно, чтобы передать эти чувства.

Учащиеся читают стихотворение. (Слайд 11)

3.  Стадия рефлексии

-  Подведём итоги по проделанной работе. Вернёмся к началу урока, к записи наших целей.

  Мы познакомились с новым стихотворением И.А.Бунина; узнали, что природа  даёт человеку всё: радость, красоту, ощущение родства с ней, счастья, которое, по Бунину, возможно лишь в слиянии с природой; учились выразительно читать стихотворение. Выполнили мы поставленные цели? 

  Сегодня мы с вами испытали счастье общения с природой, а это доступно лишь тем, кто проник в её тайны, кто внимателен, кто «видит и слышит».  (Слайд 12). Бунинский  календарь природы утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом. Мы увидели мир глазами поэта и почувствовали гармонию этого мира. Спасибо вам за это!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лирический календарь природы И.А.Бунина Автор: Субоч Раиса Ивановна, учитель МОУ «СОШ №27 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Балаково Саратовской области

Слайд 2

Природа поля леса горы моря Природа

Слайд 3

… В се существующее во Вселенной Земля Человек Небо Звёзды

Слайд 4

Иван Алексеевич Бунин

Слайд 5

Зелёный цвет морской волны Сквозит в стеклянном небосклоне, Алмаз предутренней звезды Блестит в его прозрачном лоне. И, как ребёнок после сна, Дрожит звезда в огне денницы, А ветер дует ей в ресницы, Чтоб не закрыла их она.

Слайд 6

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств Зелёный цвет морской волны Сквозит (метафора) …в стеклянном небосклоне ( эпитет) Развёрнутая метафора Морская волна Ассоциации море красота легкость свежесть безбрежность

Слайд 7

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств Алмаз предутренней звезды (метафора) Блестит в его прозрачном лоне (развёрнутая метафора) И, как ребёнок после сна, ( сравнение) Дрожит звезда в огне денницы (развёрнутая метафора) А ветер дует ей в ресницы, Чтоб не закрыла их она. ( развёрнутая метафора) Предутренняя звезда Ассоциации яркость блеск свет красота детство человек волнение изменения

Слайд 8

Очень внимателен и чуток. Видит эту удивительную картину природы, слушает и слышит звуки моря, ветра, приближающегося утра. Замечает тонкости изменений природы, её красоту. Лирический герой стихотворения

Слайд 9

Море – человек – звезда Лирический герой испытывает чувство радости, восторга, счастья. Что чувствует лирический герой?

Слайд 11

Лирический календарь природы И.А.Бунина утверждает неповторимую ценность всякой минуты , прожитой человеком под открытым небом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов стихов "Календарь природы.Весна", 1-4 классы

Сценарий конкурса чтецов стихов о замечательном времени года  с подборкой стихов по темам:время года - весна, оживление природы весной, животные весной....

Календарь природы в стихах Ф.И.Тютчева

Внеклассное мероприятие: Конкурс чтецов или просто праздник поэзии...

календарь природы

рассказывается  о приметах погоды...

Стендовый материал. Календарь природы.

Материалы могут быть использованы для оформления уголков природы....

Календарь природы

Март. Весна светаМесяц мартТемпература воздуха: от -8° C до 0° C;Световой день: 11 ч. 54 мин;Погода: мокрый снег с оттепелями;Живая природа: прилет птиц, просыпаются лягушк...

М.М. Пришвин «Календарь природы»

quot;Экология и литература"...

Дидактическое пособие "Календарь природы"

Данное дидактическое пособие предназначено для детей дошкольного возраста 3–7 лет, прекрасно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.Пособие может быть использовано в с...