Лирический календарь природы И.А.Бунина
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Мастер-класс по лирике И.А.Бунина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liricheskiy_kalendar_prirody_i.a.bunina.doc | 57 КБ |
liricheskiy_kalendar_prirody_i.a.bunina.pptx | 794.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРА, УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ «ЛИРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ И.А.БУНИНА» ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ – 45МИНУТ 11 КЛАСС ТЕХНОЛОГИИ: ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. |
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ «ЛИРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ И.А.БУНИНА»
СУБОЧ РАИСА ИВАНОВНА(raisasuboch@mail.ru), УЧИТЕЛЬ МОУ «СОШ № 27
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Г.БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Цель урока: расширить представления учеников о русской пейзажной лирике; познакомить их со стихотворением И.А.Бунина; показать, как через пейзаж переданы чувства, настроения поэта; развивать навыки анализа поэтического текста с помощью технологии развития критического мышления.
Методические приёмы: выразительное чтение, чтение с остановками, элементы анализа текста с определением/прогнозированием эмоционального восприятия текста, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.
Оборудование урока: записи популярной классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского), записи «голосов природы»; репродукции картин Левитана, Шишкина, Саврасова и др.; портрет И.А.Бунина; мультимедийные информационные технологии.
Содержание урока
1. Стадия вызова (Слайд 1 презентации)
- Часто ли вы бываете на природе?
- Какие чувства вы испытываете, когда выбираетесь на природу? (Слайд 2)
- Тема нашего урока «Лирический календарь природы И.А.Бунина». Как вы понимаете слово «природа»? (Слайд 3)
Варианты ответов: поля, леса, горы, водные пространства.
- Ваши ассоциации можно объединить одним значением – места вне городов. А человек, земля, небо, звёзды входят в понятие «природа»? (Слайд 4)
То есть всё существующее во Вселенной тоже входит в понятие «природа».
- Итак, природа – понятие многозначное, широкое. Она является неисчерпаемым и благодатным источником поэзии, музыки, живописи, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Эти чувства, ощущения, переживания трудно, порой невозможно высказать, но можно передать и услышать в поэзии, в живописи, в музыкальных картинах и зарисовках. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту.
Людей искусства отличает умение увидеть в обыденном новое и необычное. Вспомним знаменитые «Времена года» П.И.Чайковского, в которых можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день. А картины русских художников, которые открывают нам удивительный мир природы! Они требуют от зрителей сопереживания, соучастия.
Сходную цель имеет и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая за явлениями природы, передаёт своё мироощущение, настроение, состояние души.
- Какие поэты обращались в своём творчестве к теме природы? (Слайд 5)
Предполагаемый ответ: В.А.Жуковский, А.К.Толстой, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет и др.
- Сегодня мы обращаемся к лирике И.А.Бунина, откроем лишь одну страницу его лирического календаря. Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?
- Давайте скажем, а зачем проводится такой урок, что мы должны узнать сегодня на уроке? На какие вопросы получим ответы?
Предполагаемый ответ: познакомиться с пейзажной лирикой Бунина; узнать, как создаётся картина природы, в каких образах её представил поэт; как создавались эти образы; научиться выразительному чтению.
- Запишите в тетради цели, которые вы считаете важными.
2. Стадия осмысления содержания
– Открываем лирическую страницу календаря поэта. (Слайд 6)
(Выразительное чтение стихотворения учителем.)
Зелёный цвет морской волны
Сквозит в стеклянном небосклоне,
Алмаз предутренней звезды
Блестит в его прозрачном лоне.
И, как ребёнок после сна,
Дрожит звезда в огне денницы,
А ветер дует ей в ресницы,
Чтоб не закрыла их она.
- Какие два образа, два полюса, противоположные по эмоциональному звучанию, сразу обращают на себя внимание?
Предполагаемый ответ: это морская волна и предутренняя звезда.
- Какую рифму использует? (Перекрёстная, точная небосклоне-лоне; неточная волны-звезды).
- Размер стиха? (Четырёхстопный ямб, но не всегда выдерживается, сбивается на трёхстопный ямб, что придаёт стихотворению удивительную плавность.)
- Первый образ – это образ морской волны, выстроим вокруг этого образа лексическую цепочку с определением изобразительных средств. (Слайд 7)
Предполагаемый ответ: «Зелёный цвет морской волны/ Сквозит…» (метафора), « в стеклянном небосклоне» ( эпитет); можно сказать, что первые две строки – это развёрнутая метафора, в которой каждое слово вносит свой «вклад» в создание удивительного и неожиданного образа морской волны.
- Какие ассоциации вызывает образ морской волны в первой строфе?
Предполагаемый ответ: море, простор, свежесть, безбрежность, красота.
- Там, у горизонта, как кажется лирическому герою, морская волна слегка обнаруживается на неподвижном, пустом небосклоне, поэт находит точное слово «сквозит». Есть ли сопутствующие образы, расширяющие, углубляющие значение этого ключевого образа?
Предполагаемый ответ: нет.
- Второй образ, названный нами, это образ предутренней звезды. Выстроим вокруг него лексическую цепочку, определим изобразительные средства, используемые автором. (Слайд 8)
Предполагаемый ответ: «Алмаз предутренней звезды /Блестит в его прозрачном лоне» - это развёрнутая метафора.
- Какие ассоциации вызывает образ предутренней звезды?
Предполагаемый ответ: яркость, блеск, свет, красота.
- Благодаря развёрнутой метафоре поэт выделяет этот образ. Звезда притягивает своим блеском, яркостью красотой и превосходством над другими образами. Если по отношению к морской волне небосклон неподвижен, то для звезды он «прозрачное лоно», устаревшее, высокое слово «лоно» подчёркивает не только ширь и глубь небосклона, но и то, что небо для звезды родное место, материнское лоно.
- Что вы можете сказать о рифме в 1 строфе стихотворения?
Предполагаемый ответ: рифма перекрёстная, причём если небосклоне – лоне рифма точная, то волны – звезды отсутствие точной рифмы, именно этим поэт выделяет два ключевых образа стихотворения.
- Обратимся ко второй строфе. Какой образ в центре внимания?
Предполагаемый ответ: образ звезды.
- Выстроим вокруг него лексическую цепочку, определим изобразительные средства, используемые автором.
Предполагаемый ответ: «И, как ребёнок после сна,…» - метафорическое сравнение; «Дрожит звезда в огне денницы,…/» - развёрнутая метафора.
- Какие ассоциации вызывает образ предутренней звезды здесь?
Предполагаемый ответ: ребёнок, человек, молодость, волнение.
- Прозрачные ассоциации с человеческой, а не с природной средой вызывает у нас развёрнутое сравнение, оно выводит нас на восприятие звезды не только как явления природы, но и явление, связанное с человеческой природой – в одном из значений звезда определяется как знаменитость, например, восходящая звезда.
- Какие сопутствующие образы расширяют, углубляют значение этого ключевого образа?
Предполагаемый ответ: образ ветра.
- Продолжим лексическую цепочку, связанную с образом предутренней звезды.
Предполагаемый ответ: «А ветер дует ей в ресницы,/ Чтоб не закрыла их она» - развёрнутая метафора.
- Какие ассоциации вызывает образ ветра?
Предполагаемый ответ: движение, сила, очищение.
- Образ ветра перекликается со словом «сквозит» в первой строфе. Этот глагол имеет значение движения, возможно под влиянием ветра. Именно благодаря этому образу и волна, и звезда неразрывно связаны в единый образ природы. А кто наблюдает эту картину природы?
Предполагаемый ответ: человек, лирический герой стихотворения.
- Что вы можете сказать о нём? (Слайд 9)
Предполагаемый ответ: чувствует связь человека с природой, замечает тонкости в изменениях природы, её красоту, сам является часть природы.
- Что чувствует лирический герой? (Слайд 10)
Предполагаемый ответ: радость, восторг, счастье.
- Прочитаем стихотворение выразительно, чтобы передать эти чувства.
Учащиеся читают стихотворение. (Слайд 11)
3. Стадия рефлексии
- Подведём итоги по проделанной работе. Вернёмся к началу урока, к записи наших целей.
Мы познакомились с новым стихотворением И.А.Бунина; узнали, что природа даёт человеку всё: радость, красоту, ощущение родства с ней, счастья, которое, по Бунину, возможно лишь в слиянии с природой; учились выразительно читать стихотворение. Выполнили мы поставленные цели?
Сегодня мы с вами испытали счастье общения с природой, а это доступно лишь тем, кто проник в её тайны, кто внимателен, кто «видит и слышит». (Слайд 12). Бунинский календарь природы утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом. Мы увидели мир глазами поэта и почувствовали гармонию этого мира. Спасибо вам за это!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Природа поля леса горы моря Природа
… В се существующее во Вселенной Земля Человек Небо Звёзды
Иван Алексеевич Бунин
Зелёный цвет морской волны Сквозит в стеклянном небосклоне, Алмаз предутренней звезды Блестит в его прозрачном лоне. И, как ребёнок после сна, Дрожит звезда в огне денницы, А ветер дует ей в ресницы, Чтоб не закрыла их она.
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств Зелёный цвет морской волны Сквозит (метафора) …в стеклянном небосклоне ( эпитет) Развёрнутая метафора Морская волна Ассоциации море красота легкость свежесть безбрежность
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств Алмаз предутренней звезды (метафора) Блестит в его прозрачном лоне (развёрнутая метафора) И, как ребёнок после сна, ( сравнение) Дрожит звезда в огне денницы (развёрнутая метафора) А ветер дует ей в ресницы, Чтоб не закрыла их она. ( развёрнутая метафора) Предутренняя звезда Ассоциации яркость блеск свет красота детство человек волнение изменения
Очень внимателен и чуток. Видит эту удивительную картину природы, слушает и слышит звуки моря, ветра, приближающегося утра. Замечает тонкости изменений природы, её красоту. Лирический герой стихотворения
Море – человек – звезда Лирический герой испытывает чувство радости, восторга, счастья. Что чувствует лирический герой?
Лирический календарь природы И.А.Бунина утверждает неповторимую ценность всякой минуты , прожитой человеком под открытым небом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс чтецов стихов "Календарь природы.Весна", 1-4 классы
Сценарий конкурса чтецов стихов о замечательном времени года с подборкой стихов по темам:время года - весна, оживление природы весной, животные весной....
Календарь природы в стихах Ф.И.Тютчева
Внеклассное мероприятие: Конкурс чтецов или просто праздник поэзии...
календарь природы
рассказывается о приметах погоды...
Стендовый материал. Календарь природы.
Материалы могут быть использованы для оформления уголков природы....
Календарь природы
Март. Весна светаМесяц мартТемпература воздуха: от -8° C до 0° C;Световой день: 11 ч. 54 мин;Погода: мокрый снег с оттепелями;Живая природа: прилет птиц, просыпаются лягушк...
М.М. Пришвин «Календарь природы»
quot;Экология и литература"...
Дидактическое пособие "Календарь природы"
Данное дидактическое пособие предназначено для детей дошкольного возраста 3–7 лет, прекрасно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.Пособие может быть использовано в с...