"Великая любовь к людям" (Слово о Данко)
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме
Урок развития речи, позволяющий обобщить знания легенды о Данко, о творчестве М Горького,обратить внимание на словарь легенды. Используются элементы мастерской творческого письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_razvitiya_rechi_v_7_klasse.doc | 65.5 КБ |
maksim_gorkiy.rar | 702.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока развития речи по литературе в
7 классе.
Урок № в блоке изучения творчества М.Горького.
Тема предыдущего урока: «Урок – практикум. Композиция легенды о Данко. Словарная работа»
Цель: подготовка к написанию творческой работы.
Домашнее задание: завершить словарную работу по подбору и выписке ключевых слов, цитат; написать небольшое сочинение по схеме мастерской творческого письма
(«Природа в легенде о Данко» - 1 ряд;
«Свет, звуки и цвета в легенде» - 2 ряд;
«Данко и его племя» - 3 ряд).
Тема следующего урока: Чтение рассказа Л.Н. Андреева «Кусака». Слово о писателе.
Тип урока: комбинированный, сочетание традиционного и нетрадиционного, использование мастерской творческого письма (новой педтехнологии) для написания сочинения-эссе.
Образовательная цель: обучение написанию сочинения по схеме мастерской творческого письма с опорой на особенности речи писателя, обобщение знаний по творчеству М. Горького и теории литературы.
Воспитательная цель: воспитание внимания к товарищам по классу, слову писателя, формирование гуманных отношений друг к другу.
Развивающая цель: развитие навыков творческого письма, умений оригинально написать сочинение, развитие устной и письменной речи.
Главная задача: дать возможность для познания себя и других.
Формы и методы обучения:
- по числу учащихся – сочетание общеклассной и индивидуальной форм обучения;
- по источникам знаний – устная и письменная работа со словами, практические методы, изучение мультимедиапрезентации по творчеству М. Горького;
- по степени взаимодействия учителя и учащихся – беседа, обмен мнениями, выписанными словами и цитатами, работа с мультимедиапрезентацией,
- в зависимости от конкретных дидактических задач – закрепление и усовершенствование навыков работы по мастерской творческого письма, подготовка написанию сочинения-эссе, решение задач по теории литературы;
- по способу учебной работы – исследовательский, эвристический методы;
- по характеру движения мысли от незнания к знанию – сочетание индуктивного (от частного к общему) и дедуктивного (от общего к частному) методов.
Ход урока
№ п/п | Деятельность учителя | Время | Деятельность учеников |
I 1слайд
| Организационно – подготовительный этап ( приветствие, запись отсутствующих). Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим урок развития речи, на котором обобщим знания по творчеству М. Горького, теории литературы, уделим большое внимание словарной работе с одним из текстов автора. | 3 мин. | Слушают |
III 13 слайд 1. 2. 4. | Этап осуществления контроля и самоконтроля. Словарная работа. (Итог урока-практикума и домашнее задание). Ознакомление с домашним заданием к уроку. Выписка цитат, ключевых слов по темам: 1. Природа в легенде о Данко. 2. Свет, звуки и цвета в легенде. 3. Данко и его племя. «В помощь сценаристам». (Зачитывание и пояснение ключевых слов, фраз, цитат из домашней работы) 1 ряд. «Природа в легенде о Данко». 2 ряд. «Свет, звуки и цвета в легенде». 3 ряд. «Данко и его племя». Зачитывание домашних сочинений – ответов по темам, названным выше. | мин. | (Слушают) непроходимые леса; степь, болота, тьма; смрад; тьма_______; болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей; деревья заступали дорогу могучей стеной; все чаще становился лес; деревья казались живыми, их корявые длинные руки пытались остановить людей; что-то страшное, темное и холодное. тьма, лес был старый и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, лучи солнца едва могли пробить дорогу до болот; _____стояли молча в сером сумраке дня и еще плотнее сдвигались в сумраке по вечерам, когда загорались костры; кольцо крепкой тьмы точно собиралось раздавить их; стало так темно, точно в нем собрались все ночи, сколько их было на свете, молнии освещали его (лес) на минуты синим, холодным огнем; из тьмы ветвей смотрело что-то страшное, темное и холодное; горящее сердце, оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, море солнечного света и чистого воздуха, сияло солнце, блестела трава, золотом сверкала река, вечер, от лучей заката река казалась красной, как кровь Данко; молча лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню, глухой шум леса; трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче; стали роптать; гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно; великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни; торжествующий шум леса; ревели (люди); лес все пел свою мрачную песню, гром гремел, лил дождь…; весь лес замолчал, освещенные факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота; лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих; немой (лес). «веселые, сильные и смелые люди», «иные племена, … сильные и злые врачи», «все-таки сильные люди», «ослабли от дум», «страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от_____», «скованные страхом», «никто уже не боялся рабской жизни», «Данко – один из тех людей», «молодой красавец», «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня»; «дружно все пошли за ним – верили в него», «все меньше было сил», «а он был бодр и ясен», «маленькие люди…утомленные, падали духом», «в злобе и гневе обрушились на Данко», «усталые и злые, стали судить Данко», «ничтожный и вредный человек для нас», «утомил и за это ты погибнешь», «как звери, как волки, на было на лицах их благородства», «он любил людей и думал, что без него они погибнут», «в очах засверкали лучи того могучего огня», «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой», «люди же, изумленные, стояли как камни», «очарованные, бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца», «гордый смельчак Данко», «радостный взор на свободную землю», «засмеялся гордо», «люди, радостные и полные надежд, не заметили смерти его», «смелое сердце», «один осторожный человек, боясь чего – то, наступил на гордое сердце ногой…» |
IV | Этап познания нового. Составление текста единого сочинения «Слово о легенде о Данко» путем соединения микротекстов, написанных по разным темам. - Какой вывод можно сделать, заслушав эти работы. Познание других.
| 10 мин. | Чтение 3 – ех работ учениками, работы учителя. (*Желательно мастерскую планировать на 2 урока, т.к. все успеют прочитать работы). |
V | Этап рефлексии. - Помогает ли мастерская творческого письма успешно выразить мысли, передать особенности речи автора? - Можно ли назвать Максима Горького талантливым и выдающимся писателем? - Что позволило ему добиться успеха? - А это и есть основа мастерской творческого письма. Спасибо всем за работу на сегодняшнем уроке! Молодцы! | 2 мин. | (Ребята выражают свои мысли, говорят о том, что работы получаются интереснее, красивее. Мастерская помогает лучше написать, значит, она полезна, развивает речь. Великая любовь Горького к книгам, чтению, внимание к слово, любовь к людям. |
VI | Д/зад.: Л.Андреев, биография, чтение рассказа «Кусака». Печорин и Максим Максимыч. Что представляют собой их души ? | Запись д/зад. |
Подписи к слайдам:
Литературоведческая разминка
Автобиографическая повестьРеалистический рассказРомантический рассказ
«Старуха Изергиль»«Детство»«Хамелеон»
? … о Данко
Соотнесите жанр и произведение
Прочтите «Детство» Горького… Какая у него бабушка!А. Блок
Она была человеком с талантом жизни…
Дед- деспот, самодур…, казалось бы, во всем противопоставляется поэтичной натуре бабушки.
Алексей Максимович Пешков
Литературоведческая разминка
Автобиографическая повестьРеалистический рассказРомантический рассказ
«Старуха Изергиль»«Детство»«Хамелеон»
? … о Данко
Рассказ «Хамелеон»
А.П. Чехов
Литературоведческая разминка
Автобиографическая повестьРеалистический рассказРомантический рассказ
«Старуха Изергиль»«Детство»«Хамелеон»
? … о Данко
Рассказ «Старуха Изергиль»
Легенда о Ларре
История жизни Изергиль
Легенда о Данко
«… он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего».
Выбери соответствие:
ЛАРРАИЗЕРГИЛЬ ДАНКО
«Жить с людьми и для людей»;«жить без людей и только для себя»;«жить с людьми, но для себя».
Легенда о Данко
Тема –
Идея –
Герои –
повествование о подвиге Данко, спасшем своих соплеменников.
«В жизни всегда есть место подвигу!»
Данко, «веселые, сильные и смелые люди», «сильные и злые врачи», природа.
Найди соответствие
ЭкспозицияЗавязкаРазвитие действияКульминацияРазвязкаЭпилог
«Вот откуда они, голубые искры степи…»«Жили на земле в старину одни люди…»«…вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце…»«… пришла однажды тяжёлая пора…явился Данко и спас всех один. Дружно все пошли за ним.»«Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом…»«…кинул он радостный взор на свободную землю…упал и –умер. …один осторожный человек,боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…»
Проверим домашнее задание
Природа в легенде о Данко.Свет, звуки и цвета в легенде.Данко и его племя.
Словарь легенды о Данко
Природа
Свет:
леса,степь,болота,смрад,великаны-деревья,ветер,гроза,солнце,ширь степи,река.
степной простор,кольцо крепкой тьмы,факел великой любви к людям,море света.
Звуки:
плач,деревья скрипели и гудели сердитые песни,гром гремел,лил дождь,топот бегущих ног.
Цвета:
тьма,синий, холодный огонь молний,золотом сверкала река,река казалась красной.
Данко:
молодой красавец,бодр и ясен,гордый смельчак,смелое сердце
Племя:
веселые, сильные и смелые люди,усталые и злые, как звери, как волки,изумленные, очарованные, радостные, полные надежд,один осторожный человек
Враги:
иные племена,сильные и злые враги.
Сочинение-миниатюра по схеме мастерской творческого письма
Природа в легенде о Данко.Свет, звуки и цвета в легенде.Данко и его племя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Всякая любовь – великое счастье». Тема любви в рассказах И.А.Бунина.
И.А.Бунин. Сборник рассказов "Тёмные аллеи". Удивительная, неповторимая книга о любви. Фрагменты урока, посвящённые автору, книге, рассказам "Тёмные аллеи", "Чистый понедельник", "Холодная осень"...
«Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений А.М.Горького. «Легенда о Данко» - утверждение подвига во имя людей.Романтический сюжет и романтический образ Данко»
Урок литературы в 7 классе...
"Любовь – великая радость или тяжкий крест?"
Урок - викторина по пьесе А.Н. Островского "Гроза" и очерку Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"...
Многоликость великого чувства. Любовь на страницах романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Урок литературы в 10 классе...
Открытый урок "Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")
"Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")...
Любовь никогда не перестаёт (великая княгиня Елизавета Федоровна и великий князь Сергей Александрович Романовы)
Литературно-музыкальная композиция, посвященная любви и судьбе великой княгини Елизаветы Федоровны и великого князя Сергея Александровича Романовых...
Сочинение ученицы МБОУ "Холмечская СОШ" Бурдужан Любовь "Память сильнее времени" (посвящённое 75-летию Великой Победы)
Рассказ о нашей землячке, учительнице Холмечской школы Романенковой (Крашенинниковой) Людмиле Дмитриевне, смелой и отважной партизанке партизанского отряда имени Пожарского...