"Великая любовь к людям" (Слово о Данко)
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме

Любовь Александровна Кирейшина

Урок развития речи, позволяющий обобщить знания легенды о Данко, о творчестве М Горького,обратить внимание на словарь легенды. Используются элементы мастерской творческого письма.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_razvitiya_rechi_v_7_klasse.doc65.5 КБ
Файл maksim_gorkiy.rar702.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи по литературе в

7 классе.

Урок №  в блоке изучения творчества М.Горького.

Тема предыдущего урока:     «Урок – практикум. Композиция легенды о Данко. Словарная работа»

Цель:        подготовка к написанию творческой работы.

Домашнее задание:        завершить словарную работу по подбору и выписке ключевых слов, цитат; написать небольшое сочинение по схеме мастерской творческого письма

        («Природа в легенде о Данко» - 1 ряд;

         «Свет, звуки и цвета в легенде» - 2 ряд;

         «Данко и его племя» - 3 ряд).                                

Тема следующего урока:    Чтение рассказа Л.Н. Андреева «Кусака». Слово о писателе.

Тип урока:                              комбинированный, сочетание традиционного и нетрадиционного, использование мастерской творческого письма (новой педтехнологии) для написания сочинения-эссе.

Образовательная цель:      обучение написанию сочинения по схеме мастерской творческого письма с опорой на особенности речи писателя, обобщение знаний по творчеству М. Горького и теории литературы.

Воспитательная цель:         воспитание внимания к товарищам по классу, слову писателя, формирование гуманных отношений друг к другу.

Развивающая цель:              развитие навыков творческого письма, умений оригинально написать сочинение, развитие устной и письменной речи.

Главная задача:                    дать возможность для познания себя и других.

Формы и методы обучения: 

  1. по числу учащихся – сочетание общеклассной и индивидуальной форм обучения;
  2. по источникам знаний – устная и письменная работа со словами, практические методы, изучение мультимедиапрезентации по творчеству М. Горького;
  3. по степени взаимодействия учителя и учащихся – беседа, обмен мнениями, выписанными словами и цитатами, работа с мультимедиапрезентацией,
  4. в зависимости от конкретных дидактических задач – закрепление и усовершенствование навыков работы по мастерской творческого письма, подготовка написанию сочинения-эссе, решение задач по теории литературы;
  5. по способу учебной работы – исследовательский, эвристический методы;
  6. по характеру движения мысли от незнания к знанию – сочетание индуктивного (от частного к общему) и дедуктивного (от общего к частному) методов.

Ход урока

 

№ п/п

Деятельность учителя

Время

Деятельность учеников

I


1слайд

       

Организационно – подготовительный этап

( приветствие, запись отсутствующих).

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим урок развития речи, на котором обобщим знания по творчеству М. Горького, теории литературы, уделим большое внимание словарной работе с одним из текстов автора.



3 мин.



Слушают


II


1.

2слайд








3 , 4 слайды




5слайд



6, 7 слайды





8 слайд





9 слайд









10 слайд






2.

11слайд









3.

12 слайд

Этап обобщение и систематизации знаний.


Литературоведческая разминка.

  1. Соотнесите жанр и произведение:

1)автобиографическая повесть

2)реалистический рассказ

3)романтический рассказ

1) «Старуха Изергиль»

2) «Детство»

3) «Хамелеон»



Автобиографическая повесть «Детство». Иллюстрации к повести «Детство»

  1. Как повлияли на писателя люди, окружавшие его в детстве?




  1. Настоящее имя и фамилия Горького? Почему А.А.Пешков избрал такой псевдоним?


Реалистический рассказ «Хамелеон».

  1. Кто автор?
  2. Объясните название.




Романтический рассказ «Старуха Изергиль».





  1. О ком рассказ?




  1. Что такое легенда?





  1. Три философии принципа жизни. Соотнесите их, кому принадлежат?

«Жить без людей и только для себя»

«Жить с людьми, но для себя»

«Жить с людьми и для людей»


Работа над текстом легенды о Данко.

  1. Тема?


  1. Идея?


  1. Герои?





Композиция рассказа. «Найди соответствие»:

  1. Экспозиция
  2. Завязка, развитие действия
  3. Кульминация
  4. Развязка
  5. Эпилог

мин.




Устное решение задания:

- «Детство»

- «Хамелеон»

- «Старуха Изергиль»

(пояснение выбора ответа)




Бабушка, отец, Цыганок – положительный, дед – деспот, но любил внука, обучал грамоте.


«В людях» - много пережил, «горькая жизнь».



А.П. Чехов.

Люди меняют свое мнение о соб. в зависимости от того, кому она принадлежит.


(сочетание реалистичного и романтического, вымышленного, взятого из легенд)


легенда о Ларре, история жизни Изергиль, легенда о Данко.


Легенда – произведение, созданное народной фантазией, сочетающее реальное и фантастическое.




- Ларра

- старуха Изергиль

- Данко



- Повествование о подвиге Данко.

- «В жизни всегда есть место подвигу».

- Данко, «веселые, сильные и смелые люди», «сильные и злые врачи», природа (второй герой).

III

13 слайд

1.







2.



































































































































4.

Этап осуществления контроля и самоконтроля. Словарная работа.

(Итог урока-практикума и домашнее задание).

Ознакомление с домашним заданием к уроку. Выписка цитат, ключевых слов по темам:

1. Природа в легенде о Данко.

2. Свет, звуки и цвета в легенде.

3. Данко и его племя.


«В помощь сценаристам».

(Зачитывание и пояснение ключевых слов, фраз, цитат из домашней работы)


1 ряд. «Природа в легенде о Данко».














2 ряд. «Свет, звуки и цвета в легенде».

























































3 ряд. «Данко и его племя».
























































Зачитывание домашних сочинений – ответов по темам, названным выше.



 мин.



(Слушают)











непроходимые леса; степь, болота, тьма; смрад; тьма_______; болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей; деревья заступали дорогу могучей стеной; все чаще становился лес; деревья казались живыми, их корявые длинные руки пытались остановить людей; что-то страшное, темное и холодное.


тьма, лес был старый и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, лучи солнца едва могли пробить дорогу до болот; _____стояли молча в сером сумраке дня и еще плотнее сдвигались в сумраке по вечерам, когда загорались костры; кольцо крепкой тьмы точно собиралось раздавить их; стало так темно, точно в нем собрались все ночи, сколько их было на свете, молнии освещали его (лес) на минуты синим, холодным огнем; из тьмы ветвей смотрело что-то страшное, темное и холодное; горящее сердце, оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, море солнечного света и чистого воздуха, сияло солнце, блестела трава, золотом сверкала река, вечер, от лучей заката река казалась красной, как кровь Данко;

молча лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню, глухой шум леса; трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче; стали роптать; гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно;  великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни; торжествующий шум леса; ревели (люди); лес все пел свою мрачную песню, гром гремел, лил дождь…;

весь лес замолчал, освещенные факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота; лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих; немой (лес).


«веселые, сильные и смелые люди», «иные племена, … сильные и злые врачи», «все-таки сильные люди», «ослабли от дум», «страх родился среди них, сковал им крепкие руки,  ужас родили женщины плачем над трупами умерших от_____», «скованные страхом», «никто уже не боялся рабской жизни», «Данко – один из тех людей», «молодой красавец», «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня»; «дружно все пошли за ним – верили в него», «все меньше было сил», «а он был бодр и ясен», «маленькие люди…утомленные, падали духом», «в злобе и гневе обрушились на Данко», «усталые и злые, стали судить Данко», «ничтожный и вредный человек для нас», «утомил и за это ты погибнешь», «как звери, как волки, на было на лицах их благородства», «он любил людей и думал, что без него они погибнут», «в очах засверкали лучи того могучего огня», «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой», «люди же, изумленные, стояли как камни», «очарованные, бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца», «гордый смельчак Данко», «радостный взор на свободную землю», «засмеялся гордо», «люди, радостные и полные надежд, не заметили смерти его», «смелое сердце», «один осторожный человек, боясь чего – то, наступил на гордое сердце ногой…»

IV

Этап  познания нового. Составление текста единого сочинения «Слово о легенде о Данко» путем соединения микротекстов, написанных по разным темам.

- Какой вывод можно сделать, заслушав эти работы.

Познание других.

  1. Давайте «подарим» друг другу наши работы, помня, что слушаем внимательно, уважая мнение читающего, ищем достоинства каждой работы.
  2. Спасибо, молодцы. Если позволите, и я прочитаю свою работу.



10 мин.



Чтение 3 – ех работ учениками, работы учителя.

(*Желательно мастерскую планировать на 2 урока, т.к. все успеют прочитать работы).

V

Этап рефлексии.

 - Помогает ли мастерская творческого письма успешно выразить мысли, передать особенности речи автора?

 - Можно ли назвать Максима Горького талантливым и выдающимся писателем? 

 - Что позволило ему добиться успеха?


 - А это и есть основа мастерской творческого письма. Спасибо всем за работу на сегодняшнем уроке! Молодцы!





2 мин.


(Ребята выражают свои мысли, говорят о том, что работы получаются интереснее, красивее. Мастерская помогает лучше написать, значит, она полезна, развивает речь.

Великая любовь Горького к книгам, чтению, внимание к слово, любовь к людям.



VI

Д/зад.: Л.Андреев, биография, чтение рассказа «Кусака».

Печорин и Максим Максимыч. Что представляют собой их души ?

Запись д/зад.

           



Подписи к слайдам:

1868-1936
Литературоведческая разминка
Автобиографическая повестьРеалистический рассказРомантический рассказ
«Старуха Изергиль»«Детство»«Хамелеон»
? … о Данко
Соотнесите жанр и произведение
Прочтите «Детство» Горького… Какая у него бабушка!А. Блок
Она была человеком с талантом жизни…
Дед- деспот, самодур…, казалось бы, во всем противопоставляется поэтичной натуре бабушки.
Алексей Максимович Пешков
Литературоведческая разминка
Автобиографическая повестьРеалистический рассказРомантический рассказ
«Старуха Изергиль»«Детство»«Хамелеон»
? … о Данко
Рассказ «Хамелеон»
А.П. Чехов
Литературоведческая разминка
Автобиографическая повестьРеалистический рассказРомантический рассказ
«Старуха Изергиль»«Детство»«Хамелеон»
? … о Данко
Рассказ «Старуха Изергиль»
Легенда о Ларре
История жизни Изергиль
Легенда о Данко
«… он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего».
Выбери соответствие:
ЛАРРАИЗЕРГИЛЬ ДАНКО
«Жить с людьми и для людей»;«жить без людей и только для себя»;«жить с людьми, но для себя».
Легенда о Данко
Тема –
Идея –
Герои –
повествование о подвиге Данко, спасшем своих соплеменников.
«В жизни всегда есть место подвигу!»
Данко, «веселые, сильные и смелые люди», «сильные и злые врачи», природа.
Найди соответствие
ЭкспозицияЗавязкаРазвитие действияКульминацияРазвязкаЭпилог
«Вот откуда они, голубые искры степи…»«Жили на земле в старину одни люди…»«…вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце…»«… пришла однажды тяжёлая пора…явился Данко и спас всех один. Дружно все пошли за ним.»«Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом…»«…кинул он радостный взор на свободную землю…упал и –умер. …один осторожный человек,боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…»
Проверим домашнее задание
Природа в легенде о Данко.Свет, звуки и цвета в легенде.Данко и его племя.
Словарь легенды о Данко
Природа
Свет:
леса,степь,болота,смрад,великаны-деревья,ветер,гроза,солнце,ширь степи,река.
степной простор,кольцо крепкой тьмы,факел великой любви к людям,море света.
Звуки:
плач,деревья скрипели и гудели сердитые песни,гром гремел,лил дождь,топот бегущих ног.
Цвета:
тьма,синий, холодный огонь молний,золотом сверкала река,река казалась красной.
Данко:
молодой красавец,бодр и ясен,гордый смельчак,смелое сердце
Племя:
веселые, сильные и смелые люди,усталые и злые, как звери, как волки,изумленные, очарованные, радостные, полные надежд,один осторожный человек
Враги:
иные племена,сильные и злые враги.
Сочинение-миниатюра по схеме мастерской творческого письма
Природа в легенде о Данко.Свет, звуки и цвета в легенде.Данко и его племя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Всякая любовь – великое счастье». Тема любви в рассказах И.А.Бунина.

И.А.Бунин. Сборник рассказов "Тёмные аллеи". Удивительная, неповторимая книга о любви. Фрагменты урока, посвящённые автору, книге, рассказам "Тёмные аллеи", "Чистый понедельник", "Холодная осень"...

"Любовь – великая радость или тяжкий крест?"

Урок - викторина по пьесе А.Н. Островского "Гроза" и очерку Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"...

Открытый урок "Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")

"Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")...

Любовь никогда не перестаёт (великая княгиня Елизавета Федоровна и великий князь Сергей Александрович Романовы)

Литературно-музыкальная композиция, посвященная любви и судьбе великой княгини Елизаветы Федоровны и великого князя Сергея Александровича Романовых...

Сочинение ученицы МБОУ "Холмечская СОШ" Бурдужан Любовь "Память сильнее времени" (посвящённое 75-летию Великой Победы)

Рассказ о нашей землячке, учительнице Холмечской школы Романенковой (Крашенинниковой) Людмиле Дмитриевне, смелой и отважной партизанке партизанского отряда имени Пожарского...