тесты по литературе в оболочке
тест по литературе (7 класс) по теме

Жулёва Ирина Евгеньевна

Презентации  к урокам по жизни и творчеству поэтов и писателей

Тесты по литературе составлены в оболочке MyTestX

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хетагуров Коста Леванович Жизнь и творчество «Я счастия не знал, но я готов свободу, Которой я привык, как счастьем, дорожить, Отдать за шаг один, который бы народу Я мог когда – нибудь к свободе проложить».

Слайд 2

Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова Тяжёлое и безрадостное детство было у Коста . Он рано осиротел, его мать Мария Гавриловна Губаева умерла после рождения Коста . Рано он узнал нужду и горе.

Слайд 3

Учился Коста сначала в сельской школе. Потом в Ставропольская мужской гимназии В это время отец Коста Леван Елизарович служил в русской армии и на склоне лет вышел в отставку в чине подпоручика. Он рассчитывал, что его сын Коста пойдёт по его стопам и станет военным, но Коста осенью 1881 года уезжает и поступает в Петербургскую академию художеств.

Слайд 4

Коста долгие годы провёл вдали от родного края и теперь его потянуло на родину. Он возвращается. Он видит тяжёлое и бесправное положение народа. Он переживает. Коста пишет стихи, поэмы, пьесы. Ш ли годы, и у автора возник замысел отдельной книги. И вот в 1898 году вышло пробное издание, а в 1899 году книга « Ирон фандыр » становится книгой всенародного чтения. В неё входят и стихи для детей и о детях

Слайд 5

Пьеса «Поздний рассвет» была написана в то время, когда он учился в Петербургской Академии Художеств Главный герой, молодой художник Борис — революционно настроенный юноша, решивший посвятить свою жизнь освобождению народа. Ради достижения этой цели он отвергает любящую его девушку Ольгу. На её вопрос, что он хочет делать, Борис отвечает: «Я хочу служить народу». Он хочет покинуть Петербург навсегда и трудиться на благо народа, что он и считает высшим своим долгом. Ольга старается отговорить его от этих намерений, говоря что «его долг служить общему благу тем, в чём его призвание — высокое свободное искусство», являющееся «лучшим проповедником свободы» и «высоких идей». А его мечты она называет «бредом безумных мечтаний». «Поздний рассвет»

Слайд 6

В этом стихотворении из сборника «Осетинская лира» Коста описывает один вечер из жизни многодетной горянки-вдовы из его родного села Нар. Женщина возится с костром, а вокруг неё — пятеро её детей, босых, голодных. Мать утешает их тем, что скоро будут готовы бобы, и каждый получит вдоволь. Измученные дети засыпают. Мать плачет, зная, что все они погибнут. Потрясает конец стихотворения: «Мать сирот» Детям говорила: «Вот бобы вскипят!» А сама варила Камни для ребят. Это стихотворение, пожалуй, выразительней всех его произведений показывает нищету и обездоленность народа.

Слайд 7

Памятник Памятники К.Хетагурову в г. Владикавказе. На стене дома, где Хетагуров жил во время учёбы в Академии художеств, установлена памятная доска

Слайд 8

2009 год – явился годом памяти Коста Левановича Хетагурова, так как ему бы исполнилось 150 лет со дня рождения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народ и родина в лирике Некрасова

Слайд 2

Некрасов Николай Алексеевич принадлежал к дворянской , некогда богатой семье Ярославской губернии. Это был человек, много испытавший на своём веку. Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешневе . В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Учился он плохо, занятия большей частью прогуливал. 1838 году 16-летний Некрасов отправился в Петербург, для определения в дворянский полк. Поступил в Петербургский университет на филологический факультет. Опять она, родная сторона, С ее зеленым, благодатным летом, И вновь душа поэзией полна... Да, только здесь могу я быть поэтом! Н. А. Некрасов

Слайд 3

В лирике Некрасова слились воедино два понятия: народ и родина. Они были для поэта неразделимы. Так как Некрасов провёл детство в имении своего отца на берегу Волги, С ранних лет он видел жизнь крестьян, их радости и горести, их тяжелый труд и редкие праздники. Уже тогда поэт научился любить свой народ, свою родину. Для Некрасова существовало как бы две России: Россия помещиков-крепостников, чиновников, равнодушных к бедам народа, бездарных правителей и другая Россия – Россия народная, близкая и понятная поэту. Некрасов ненавидел первую Россию и всем сердцем любил вторую.

Слайд 4

В стихотворении «Элегия» поэт написал: «Я лиру посвятил народу своему…» Он определил главную тему своего творчества – «страдания народа». Пока народ находился в неволе, лира поэта должна служить народу. Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая "страдания народа" И что поэзия забыть ее должна. Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!... Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!... Толпе напоминать, что бедствует народ В то время, как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира - Чему достойнее служить могла бы лира? Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен... Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба... Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленьи ... "Довольно ликовать в наивном увлеченьи ,- Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?.. ….

Слайд 5

Личность Некрасова крайне сложна. Мемуаристы отмечают, что он был «кающимся дворянином», то есть испытывавшим угрызения совести перед угнетенным народом. Он старался своей поэтической деятельностью как бы искупить грех своего привилегированного происхождения.

Слайд 6

Некрасов писал, что самое главное — это любить народ и родину и «служить им сердцем и душой». Русский народ, в неограниченные возможности которого Некрасов свято верил, и родная земля с ее удивительно суровой, но бесконечно прекрасной природой — неиссякаемый источник вдохновения поэта. Образ матери-родины проходит через всё его творчество. «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!» — слова, с которыми обращался поэт к родине. На чужбине Некрасов тосковал, томился от бездействия, пребывал в творческом тупике. Но стоило ему вернуться, вдохнуть знакомые с детства запахи и увидеть родные пейзажи, он переживал творческий подъем. РУСЬ

Слайд 7

РУСЬ Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! Сила народная, Сила могучая — Совесть спокойная, Правда живучая! Сила с неправдою Не уживается, Жертва неправдою Не вызывается, — Русь не шелохнется, Русь — как убитая! А загорелась в ней Искра сокрытая, — Встали — небужены, Вышли — непрошены, Жита по зернушку Горы наношены! Рать подымается — Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая! Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка-Русь!..

Слайд 8

И вот они опять, знакомые места, Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров, бессмысленного чванства, Разврата грязного и мелкого тиранства; Где рой подавленных и трепетных рабов Завидовал житью последних барских псов, Где было суждено мне божий свет увидеть, Где научился я терпеть и ненавидеть, Но, ненависть в душе постыдно притая , Где иногда бывал помещиком и я; Где от души моей, довременно растленной, Так рано отлетел покой благословенный, И неребяческих желаний и тревог Огонь томительный до срока сердце жег... Воспоминания дней юности - известных Под громким именем роскошных и чудесных, - Наполнив грудь мою и злобой и хандрой, Во всей своей красе проходят предо мной... Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальной Мелькает меж ветвей, болезненно - печальный? Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя! Кто жизнь твою сгубил... о! знаю, знаю я!.. Навеки отдана угрюмому невежде, Не предавалась ты несбыточной надежде - Тебя пугала мысль восстать против судьбы, Ты жребий свой несла в молчании рабы... Но знаю: не была душа твоя бесстрастна; Она была горда, упорна и прекрасна, И все, что вынести в тебе достало сил, Предсмертный шепот твой губителю простил!.. И ты, делившая с страдалицей безгласной И горе и позор судьбы ее ужасной, Тебя уж также нет, сестра души моей! Из дома крепостных любовниц и псарей Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила Тому, которого не знала, не любила... Но, матери своей печальную судьбу На свете повторив, лежала ты в гробу С такой холодною и строгою улыбкой, Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой. Вот серый, старый дом... Теперь он пуст и глух: Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, - А встарь?.. Но помню я: здесь что - то всех давило, Здесь в малом и в большом тоскливо сердце ныло. Я к няне убегал... Ах, няня! сколько раз Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час; При имени ее впадая в умиленье, Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?.. Ее бессмысленной и вредной доброты На память мне пришли немногие черты, И грудь моя полна враждой и злостью новой... Нет! в юности моей, мятежной и суровой, Отрадного душе воспоминанья нет; Но все, что, жизнь мою опутав с первых лет, Проклятьем на меня легло неотразимым, - Всему начало здесь, в краю моем родимом!.. И с отвращением кругом кидая взор, С отрадой вижу я, что срублен темный бор - В томящий летний зной защита и прохлада, - И нива выжжена, и праздно дремлет стадо, Понурив голову над высохшим ручьем, И набок валится пустой и мрачный дом, Где вторил звону чаш и гласу ликований Глухой, и вечный гул подавленных страданий, И только тот один, кто всех собой давил, Свободно и дышал, и действовал, и жил...

Слайд 9

Его стихи — «свидетели живые за мир пролитых слез». В своей поэзии Некрасов полностью погружается в чисто русские заботы: «Несжатая полоса» (1854), «Забытая деревня» (1855), «На Волге» (1860), «В полном разгаре страда деревенская» (1864), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Железная дорога» (1864). Некрасову не нужно разъяснять свое понимание родины, искать пути к народу.

Слайд 10

У бурмистра Власа бабушка Ненила Починить избенку лесу попросила. Отвечал: нет лесу, и не жди - не будет!" "Вот приедет барин - барин нас рассудит, Барин сам увидит, что плоха избушка, И велит дать лесу",- думает старушка. Кто-то по соседству, лихоимец жадный, У крестьян землицы косячок изрядный Оттягал, отрезал плутовским манером. "Вот приедет барин: будет землемерам!- Думают крестьяне.- Скажет барин слово - И землицу нашу отдадут нам снова «….

Слайд 11

Поэт призывал «не робеть за отчизну любезную», так как верил, что народ завоюет себе счастье. «Я верую в народ», — говорил поэт. Эта великая вера Некрасова имеет особое значение в наше сложное, полное тяжких испытаний время. Без Некрасова нельзя понять ни прошлого русской поэзии, ни ее настоящего….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правда Сони Мармеладовой

Слайд 2

Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве

Слайд 3

Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью.

Слайд 4

Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим Сонечкину теорию — “ теорию Бога”. Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям.

Слайд 5

Соне чуждо само понятие “необыкновенный человек”, так же как неприемлема возможность преступить “закон “Божий”. Для нее все - равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу.

Слайд 6

Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь придти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым, везде и всегда будет вместе с ним.

Слайд 7

Проститутка, вызывающая уважение, любовь всех окружающих, - это чисто по-достоевски , идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановне, и ее дети, и соседи, и каторжники, которым Соня безвозмездно помогала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме географические оболочки Земли 7класс

Обобщение по теме географические оболочки тест...

Тесты по литературе за курс 10 класса, созданные при помощи тестовой оболочки MyTestX

MyTest X- это  система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставле...

Тест по литературе для неслышащих учащихся 8 класса. Тест по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".

Данный  материал разработан для неслышащих учащихся 8 -го класса. Задания оформлены в виде теста по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". В тесте  ведётся работа по отработке сравнительной хар...

Тест "Строение атома. Электронная оболочка атома"

Тестовая работа включает 10 вопросов, 4 варианта. Задания на выбор одного верного ответа из четырех предложенных, задания на соответствие....

Тест по литературе на основе учебно-методического пособия Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина«Тесты» Литература 5-8 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа» 1997 в программеАйрен 2002-2009 Сергей Останин вебсайт irenproject.ru

Тест по литературе составлен на основе учебно-методического пособия Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина«Тесты» Литература 5-8 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа» 1997в программеАйрен 2002-2009 Сергей Ост...

Тест по теме :Тест по литературе «Распутин В. Г. «Уроки французского»» для 6 класса

Тест по теме :Тест по литературе «Распутин В. Г. «Уроки французского»» для 6 класса...