Тема "маленького человека" в русской литературе XIX века
презентация к уроку литературы (8 класс) по теме
Тема «маленького человека» – одна из традиционных тем в русской литературе двух последних веков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.pptx | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема «маленького человека» – одна из традиционных тем в русской литературе двух последних веков.
В качестве причин этого можно назвать, наверное, то, что изображение маленького человека характерно , прежде всего, для реализма , а этот художественный метод окончательно оформился только в XIX веке.
Впервые данная тема появилась в русской литературе именно в XIX веке ( в «Бедной Лизе» Карамзина ). Сцена из "Бедной Лизы" Н.М. Карамзина (1947)
Однако эта тема могла бы быть актуальной в любой исторический период.
Она предполагает описание отношений человека и власти, а отношения эти существуют с древнейших времен.
Следующим (после «Бедной Лизы») значительным произведением, посвященным данной теме, можно считать «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина . Хотя для Пушкина это вряд ли было характерной темой.
Одно из максимальных проявлений тема маленького человека нашла в творчестве Н. В. Гоголя, в частности в его повести «Шинель».
Акакий Акакиевич Башмачкин (главный герой повести) – один из типичнейших маленьких людей. Это чиновник, «не то чтобы очень замечательный». титулярный советник, до крайности беден , абсолютно беззащитен, нет у него в жизни никаких перспектив, вследствие своего невысокого чина он полностью зависит от начальства, «вечный титулярный советник». Добытую после таких трудов и мучений шинель у него в самом скором времени отбирают на улице. Казалось бы, есть закон, который его защитит. Но оказывается, что никто не может и не хочет помочь ограбленному чиновнику, даже те, кто просто обязан был бы это сделать.
Башмачкина Гоголь называет « одним чиновником», и служит Башмачкин в «одном департаменте», и человек он самый заурядный. Все это позволяет говорить, что Акакий Акакиевич – обычный маленький человек, в его положении находятся сотни других чиновников. Такое положение слуги власти характеризует соответствующим образом и саму власть. Власть бессердечна и безжалостна.
Таким же беззащитным показан маленький человек у Ф . М. Достоевского в его романе « Преступление и наказание».
Здесь, как и у Гоголя, маленьким человеком представлен чиновник – Мармеладов. Этот человек оказался на самом дне. За пьянство его выгнали со службы, а после этого его ничто уже не могло остановить. Он пропил все, что мог пропить, хотя отлично понимал, до чего он доводит семью. Он сам о себе говорит: «Я звериный образ имею». Конечно, он больше всех виноват в своем положении, но примечательно и то, что ему никто не хочет помочь, все над ним смеются, лишь немногие готовы ему помочь (например, Раскольников, который отдает семье Мармеладова последние деньги). Маленького человека окружает бездушная толпа. «Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу…», – говорит Мармеладов. «Жалеть! зачем меня жалеть!» – восклицает он и тут же признает: «Меня жалеть не за что!»
К маленьким людям относится и Соня, дочь Мармеладова, и бывший студент Раскольников. Но здесь важно то, что эти люди сохранили в себе человеческие качества – сострадание, милосердие, чувство собственного достоинства .Они еще не сломлены, еще способны бороться за жизнь.
Достоевский и Гоголь приблизительно одинаково изображают социальное положение маленьких людей, но Достоевский, в отличие от Гоголя, показывает и внутренний мир этих людей.
Тема маленького человека присутствует и в произведениях; М. Е. Салтыкова-Щедрина. Возьмем, например, его сказку « Мед» ведь на воеводстве». Все персонажи здесь даны в гротескной форме, это одна из особенностей сказок Салтыкова-Щедрина. В рассматриваемой сказке есть маленький, но весьма содержательны, эпизод, касающийся темы маленьких людей. Топтыгин «Чижика съел». Съел просто так, без, причины, не разобравшись. И хотя его сразу засмеяло все лесное общество, важна сама возможность беспричинного нанесения вреда начальником маленькому человеку.
Маленькие люди показаны и в «Истории одного города», причем показаны очень своеобразно. Здесь они – типичные обыватели. Идет время, сменяются градоначальники, но обыватели не изменяются. Они остаются все той же серой массой, они зависимы полностью, безвольны и глупы. Градоначальники берут город Глупов приступом, ходят на него в походы. Но обыватели к этому привыкли. Они хотят только, чтобы градоначальники почаще их хвалили, называли их «ребятами», выступали с оптимистичными речами. Органчик говорит: «Не потерплю! Разорю!» А для обывателей это нормально. Затем, обыватели понимают, что «бывший прохвост» Угрюм-Бурчеев олицетворяет собой «конец всего», но безмолвно лезут останавливать реку, когда он приказывает: «Гони !» Автор здесь не только описывает положение маленьких людей , но и обвиняет их самих в бездействии, в нежелании изменить их же положение.
“Маленький человек” нашего города 60-х - 70-х г. не способен выбраться на поверхность жизни и громко заявить о своем существовании. Но ведь и он - человек, а не вошь, как хотел доказать самому себе Раскольников, и он заслуживает не просто внимания, но и лучшей доли. Путь к достижению этого открыли ему те, кто в наше время стремился “спины выпрямить горбатым.” Новые писатели вступают в защиту правды и совести, они формировали человека нового. Поэтому нельзя закрывать последнюю страницу в огромной книге посвященной ему - “маленькому человеку! ”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочно- модульная система в изучении темы «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»
Блочно- модульная система в изучении темы «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»...
Образ "маленького человека" в русской литературе ХIХ века
Тема не новая, но её знание необходимо и учащимся, и поступающим в вузы....
Урок литературы в 9 классе. "Лишний человек" в русской литературе 19 века
Урок литературы в 9 классе. "Лишний человек" в русской литературе 19 века.Урок с применением сингапурских структур...
Урок литературы в 9 классе. "Лишний человек" в русской литературе 19 века
Урок обощающий пр произведениям А.С.грибоедова "Горе от ума", А.С. Пушкина "Евгений Онегин", М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"с использованием сингапурских структур....
Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."
Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....