Варианты итоговой работы по литературе в 10 классе
материал по литературе (10 класс) по теме

Сорокина Марина Александровна

Этот материал был подготовлен для итоговой работы по литературе в профильном социально-гуманитарном классе. Построена работа по типу ЕГЭ, весь материал соответствует программе 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon varianty_itogovoy_raboty_po_literature_v_10_klasse.zip33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1- В6

- Дай же отряхнуться, папаша, - говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки, - я тебя всего запачкаю.

  • Ничего, ничего, - твердил, умильно улыбаясь, Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто. - Покажи-ка себя, покажи-ка, -прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же пошел торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее».

Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.

-        Папаша, - сказал он, - позволь познакомить тебя с моим
добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал.
Он так любезен, что согласился погостить у нас.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.

-        Душевно рад, - начал он, - и благодарен за доброе намере
ние посетить нас; надеюсь... позвольте узнать ваше имя и отче
ство?

-        Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужест
венным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Нико
лаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом,
кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленова
тыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно
оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и

ум.

-        Надеюсь, любезнейший Евгений Васильевич, что вы не соскучитесь у нас, - продолжал Николай Петрович.

Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.

  • Так как же, Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, - сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы отдохнуть хотите?
  • Дома отдохнем, папаша; вели закладывать.
  • Сейчас, сейчас, - подхватил отец. - Эй, Петр, слышишь? Распорядись, братец, поживее.

Петр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.

(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

В 1.        Принципы какого литературного направления опреде
ляют особенности созданной И.С. Тургеневым картины мира?

Ответ:        .

В 2.        Назовите героя произведения, который станет идейным
антиподом Базарова.

Ответ:        .

В 3.        Какое место занимает приведённый эпизод в сюжете
произведения?

Ответ:        .

В 4.        Как называется форма общения между персонажами, ос
нованная на обмене репликами и использованная
И.С. Тургеневым в данном фрагменте?

Ответ:        .

В 5.        Назовите средство создания образа героя, строящееся на
описании его внешности («Длинное и худое, с широким лбом,
кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленова
тыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно
оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и
ум»).

Ответ:------------------------------------------------------------------.

В 6. Как называется изобразительная подробность, при помощи которой писатель создает художественный образ («обнаженная красная рука», «высокий лоб»)?

Ответ:        .

Задания с развёрнутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений)

1) В чем, по Тургеневу, заключается сложность диалога «отцов» и «детей»

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В 7 – В 12

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

(Ф.И. Тютчев)

В 7.        Какому жанру классической поэзии близко это стихо
творение?

Ответ:        _        .

В 8.        Первая и вторая строки второй и третьей строф построе
ны на противопоставлении реально существующего осеннего по
этического мира миру ушедшему и миру наступающему. Как на
зывается этот художественный прием?

Ответ:        .

В 9.        Для создания поэтического настроения Ф.И. Тютчев ис
пользует определения «чистая», «теплая» и др. Как называется
это художественное средство?

Ответ:        _        .

В 10.        Определите размер, которым написано стихотворение
Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».

Ответ:        .

В 11.        Укажите номер строфы, в которой характер рифмовки
отличается от характера рифмовки остальных строф. Номер
строфы запишите словом.

Ответ:         .

В 12.        Укажите средство иносказательной выразительности,
которое использует Тютчев для создания поэтического образа во
второй строфе («на
праздной борозде»).

Ответ:        .

Задания с развёрнутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений)

  1. (С 3) Почему Ф.И. Тютчева, певца природы, называют поэтом-философом?
  2. (С 4) Какие русские поэты, изображая природу, стремились осмыслить вечные вопросы бытия?

Часть 3

Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

3. Почему судьбы героев Ф.М.Достоевского чаще всего складываются трагически?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по литературе 7 класс.

1.      Структура работыКаждый вариант  экзаменационных заданий по литературе в 7-м классе со­стоит из 3 частей.Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста ...

Итоговая работа по литературе. 10 класс

Данная работа позволит проверить знания десятиклассников по литературе в конце учебного года....

итоговая работа по литературе 5 класс

Данная работа  является итоговой за курс литературы 5 класса. Разные виды заданий   направлены не только на проверку знания   художественных  произведений, но и на умение анал...

Итоговая контрольная работа по литературе 9 класс 1 вариант

Работа содержит задания (с выбором ответа) по основным произведениям,изученным в 9-ом классе...

Итоговая контрольная работа по литературе 9 класс 2 вариант

Работа содержит задания по произведениям, изученным в 9-ом классе...

Итоговая работа по литературе 7 класс

Итоговая контрольная работа  по литературе проводится в 7 классе  предусматривает проверку их знаний  по основным разделам программы....

Итоговая контрольная работа по литературе (7 класс; Меркин) - упрощённый вариант

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса для детей с ОВЗ....