Варианты итоговой работы по литературе в 10 классе
материал по литературе (10 класс) по теме
Этот материал был подготовлен для итоговой работы по литературе в профильном социально-гуманитарном классе. Построена работа по типу ЕГЭ, весь материал соответствует программе 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
varianty_itogovoy_raboty_po_literature_v_10_klasse.zip | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант 1
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1- В6
- Дай же отряхнуться, папаша, - говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки, - я тебя всего запачкаю.
- Ничего, ничего, - твердил, умильно улыбаясь, Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто. - Покажи-ка себя, покажи-ка, -прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же пошел торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее».
Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.
- Папаша, - сказал он, - позволь познакомить тебя с моим
добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал.
Он так любезен, что согласился погостить у нас.
Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.
- Душевно рад, - начал он, - и благодарен за доброе намере
ние посетить нас; надеюсь... позвольте узнать ваше имя и отче
ство?
- Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужест
венным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Нико
лаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом,
кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленова
тыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно
оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и
ум.
- Надеюсь, любезнейший Евгений Васильевич, что вы не соскучитесь у нас, - продолжал Николай Петрович.
Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.
- Так как же, Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, - сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы отдохнуть хотите?
- Дома отдохнем, папаша; вели закладывать.
- Сейчас, сейчас, - подхватил отец. - Эй, Петр, слышишь? Распорядись, братец, поживее.
Петр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.
(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
В 1. Принципы какого литературного направления опреде
ляют особенности созданной И.С. Тургеневым картины мира?
Ответ: .
В 2. Назовите героя произведения, который станет идейным
антиподом Базарова.
Ответ: .
В 3. Какое место занимает приведённый эпизод в сюжете
произведения?
Ответ: .
В 4. Как называется форма общения между персонажами, ос
нованная на обмене репликами и использованная
И.С. Тургеневым в данном фрагменте?
Ответ: .
В 5. Назовите средство создания образа героя, строящееся на
описании его внешности («Длинное и худое, с широким лбом,
кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленова
тыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно
оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и
ум»).
Ответ:------------------------------------------------------------------.
В 6. Как называется изобразительная подробность, при помощи которой писатель создает художественный образ («обнаженная красная рука», «высокий лоб»)?
Ответ: .
Задания с развёрнутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений)
(С 1) В чем, по Тургеневу, заключается сложность диалога «отцов» и «детей»
Часть 2
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В 7 – В 12
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
(Ф.И. Тютчев)
В 7. Какому жанру классической поэзии близко это стихо
творение?
Ответ: _ .
В 8. Первая и вторая строки второй и третьей строф построе
ны на противопоставлении реально существующего осеннего по
этического мира миру ушедшему и миру наступающему. Как на
зывается этот художественный прием?
Ответ: .
В 9. Для создания поэтического настроения Ф.И. Тютчев ис
пользует определения «чистая», «теплая» и др. Как называется
это художественное средство?
Ответ: _ .
В 10. Определите размер, которым написано стихотворение
Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».
Ответ: .
В 11. Укажите номер строфы, в которой характер рифмовки
отличается от характера рифмовки остальных строф. Номер
строфы запишите словом.
Ответ: .
В 12. Укажите средство иносказательной выразительности,
которое использует Тютчев для создания поэтического образа во
второй строфе («на праздной борозде»).
Ответ: .
Задания с развёрнутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений)
- (С 3) Почему Ф.И. Тютчева, певца природы, называют поэтом-философом?
- (С 4) Какие русские поэты, изображая природу, стремились осмыслить вечные вопросы бытия?
Часть 3
Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.
3. Почему судьбы героев Ф.М.Достоевского чаще всего складываются трагически?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа по литературе 7 класс.
1. Структура работыКаждый вариант экзаменационных заданий по литературе в 7-м классе состоит из 3 частей.Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста ...
Итоговая работа по литературе. 10 класс
Данная работа позволит проверить знания десятиклассников по литературе в конце учебного года....
итоговая работа по литературе 5 класс
Данная работа является итоговой за курс литературы 5 класса. Разные виды заданий направлены не только на проверку знания художественных произведений, но и на умение анал...
Итоговая контрольная работа по литературе 9 класс 1 вариант
Работа содержит задания (с выбором ответа) по основным произведениям,изученным в 9-ом классе...
Итоговая контрольная работа по литературе 9 класс 2 вариант
Работа содержит задания по произведениям, изученным в 9-ом классе...
Итоговая работа по литературе 7 класс
Итоговая контрольная работа по литературе проводится в 7 классе предусматривает проверку их знаний по основным разделам программы....
Итоговая контрольная работа по литературе (7 класс; Меркин) - упрощённый вариант
Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса для детей с ОВЗ....