План - конспект урока "Биогафия Н.А.Клюева"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УРОК 1
ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ Н.А.КЛЮЕВА
К этому уроку учащимся можно дать опережающие задания. 1.Подготовить выразительное чтение стихотворений «Любви начало было летом…»(1908), «Плясея. Девка – запевало»(1912) и любое понравившееся. 2.Подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответы по творчеству поэта. Материал для учителя До сих пор ни критика, ни публика не знает, как относиться к Николаю Клюеву. Что он - экзотическая птица, странный гротеск, толь- ко крестьянин – по удивительной случайнос- ти пишущий безукоризненные стихи, или провозвестник новой силы..? Н.Гумилев. Николай Алексеевич Клюев – самый крупный влиятельный представитель новокрестьянского течения в русской поэзии, выступавший его идеологом. Родился Николай Клюев в д. Коштуга, Вытегорского уезда Олонецкой губернии (ныне Вологодская область). Семья была приписана к крестьянскому сословию, но утратила земельный надел. Отец поэта, сиделец казенной винной лавки, был, по словам С.Есенина, «богаче всех наших книг и прений». Дед – старообрядец, ходивший с медведем по деревням. Его мать, одаренная сказительница и плачея, приобщила сына к фольклору, к так называемой отреченной литературе, бытовавшей в раскольничьей среде. «Родовое древо мое, - писал Клюев в автобиографии, - замглено коренем во временах царя Алексея, закудрявлено ветвием в предивных строгоновских письмах в сусальном полыме вещных действий и потешных теремов. До соловецкого страстного сиденья восходит древо мое, до палеостровских самосожженцев…» Клюев окончил церковно–приходскую школу и двуклассное городское училище (в Вытегре). В доме Клюевых было много старопечатных и рукописных книг, древних икон, у них часто останавливались странники. Религиозно-обрядческая атмосфера семьи и - шире – Заонежья и Беломорья тех лет во многом определила поэтическое мировоззрение и поведение Клюева. После окончания училища он год учился в Петрозаводской фельдшерской школе, из которой ушел по болезни. С этого времени начались долгие странствия будущего поэта по монастырям и старообрядческим скитам не только Севера, но и других земель. Он, возможно, побывал даже в Иране, Индии и Китае. Клюев овладел обширными и разнообразными знаниями – от фольклора до современного ему искусства, от различных религиозных и языческих учений до марксизма. Он знал 3 европейских языка. Клюев, разумеется , был неординарным представителем крестьянства: он разбирался в тонкостях древнерусской архитектуры и литературы ( духовной и светской), хорошо ориентировался в эпосе не только западных, но и восточных народов , был ценителем и глубоким толкователем иконописи. Впервые Клюев опубликовал стихи в малоизвестном альманахе «Новые поэты»(1904г.). Печатался в сборниках «народного кружка» П.А.Травина «Волны», «Прибой»(1905г.). За участие в революционной агитации отбывал в 1906 году тюремное заключение. В октябре Клюев впервые написал Блоку. Их переписка продолжалась около 7лет, а в 1911 году состоялась их первая встреча. Блок проявлял большой интерес к Клюеву как представителю народной России; опубликовал выдержки из его писем и очерка «С того берега». Блок посылал ему книги современных поэтов, связал его с Городецким, Брюсовым. В журнале кружка «Новая земля» Клюев печатался в 1910 -1912г.г. К 1917 году Клюев был уже известен как автор сборников «Сосен перезвон»(1911), «Братские песни «(1912), «Лесные были»(1913) и «Мирские думы»(1916). Кроме Н.Гумилева и О.Мандельштама, о нем писали В.Брюсов, А.Блок, С.Городецкий и др. Знакомство с С.Есениным в 1915 дало новые импульсы к творчеству. На ранних стихах Клюева сказалось влияние «гражданской лирики» Надсона. Стихотворения той поры , отразившие пережитое страной в годы реакции: казни, тюрьмы, жертвенную гибель молодых, - религиозно окрашены, нередко имеют эпиграфы из Евангелия. Из церковно – религиозного обихода черпает Клюев образы в картинах природы. Клюев учится у символистов. Его первая книга «Сосен перезвон» вышла с посвящением «Александру Блоку – Нечаянной Радости» и предисловием Брюсова. Вслед за символистами Клюев стремился постичь не только богатство видимого мира , но и постичь тайны, скрытые от поверхностного взгляда. Вдохновленный блоковской поэзией, он увлекся идеями вечной красоты, которую готов интерпретировать по-своему, убежденно и пламенно. Третий сборник «Лесные были» - этап творчества Клюева как новокрестьянского поэта. «Новокрестьянское» поэтическое «направление» было одной из наиболее ярких и трагичных страниц не только в истории русской, но и мировой культуры. Насильственная коллективизация жестко диктовала литературе отказ от вековых традиций, от поэтизации крестьянского труда, уклада, нравственных устоев. Н.А.Клюев, С.А.Клочков(1889-1937), С.А.Есенин(1895-1925), П.В.Орешин(1886-1938), А.В.Ширяевец(1887-1924).. Кто из них пережил 30-е годы? Их «непролетарская» поэзия была поводом для репрессий. Крестьянские поэты выражали в своих стихах мироощущение человека, близкого к природе, защищали культуру, освещали трогательную красоту, образную полнозвучность… Крестьянские поэты обогащали язык введением в литературный обиход многочисленных диалектных, народно-просторечных, разговорных слов, веками развивавшиеся традиции. Формировались замечательные творческие индивидуальности. В первые послеоктябрьские годы Клюев разрабатывал жанр новой былины. Наряду с надеждами выражена тревога и пророчески тяжкие опасения за судьбу веры и красоты. В 1922 году в Петрограде вышел сборник стихов «Четвертый Рим», посвященный С.Есенину, а в Москве опубликована была книжка стихов «Львиный хлеб». В текстах сборника – тот же яростный голос протеста против унификации слова, спор с критиками, упрекающими поэта в приверженности к старому. Клюев с детства был увлечен борьбой за справедливость по отношению к крестьянскому миру, с его трудом, нуждой, истинной духовной полнотой. Клюев от природы был наделен особенным даром чувствовать неуловимые процессы жизни : «У кого уши не от бадьи дубовой, тот и ручеек учует, как он на своем струистом языке песню поет». После опубликования Н.Бухариным «Злых заметок», направленных против С.Есенина и деревенской поэзии в целом, печатать Н.Клюева не решаются ни издательства, ни журналы. Последним изданным при жизни сборником оказался «Изба и поле», вышедший в 1928 году. Репрессированный в 30-е годы, затравленный критикой как кулацкий и реакционный, Клюев не доходит до читателя, т.к. прижизненные его издания стали библиографической редкостью, а неизданные были надолго похоронены в архивах НКВД – КГБ, не нашли своего хранителя, т.к. даже хранение «крамольных « текстов было сопряжено с риском для жизни. В конце жизненного пути, будучи тяжело больным, отторгнутым от литературного труда, изолированным от поэтической атмосферы, он писал: «Но я слушаюсь жизни, того, что неистребимо никакой революцией, что не подчинено никакой власти и силе, кроме власти жизни». Его слова можно воспринять как клятву, которой верен остался поэт всю жизнь и оплатил эту верность самой высокой ценой. В 1934 году он был арестован и сослан в Нарымский край, затем жил в Томске, где и умер.
Выразительное чтение стихотворений Н.А.Клюева «Любви начало было летом…»(1908) «Плясея. Девка – запевало»(1912)
Обязательно возьму для знакомства старшеклассников с творчеством поэта стихотворение «Пушистые, теплые тучи»(1915 или 1916г.) и расскажу, как впервые его читала… Подъёлыш с ольховой лазункой Таятся в родимом дупле. Эти строчки меня просто заворожили. Не дочитав стихотворение до конца, я вновь вернулась к ним. Подъёлыш…Что это за чудо? И представляется этакий маленький росточек. Ольховая лазунка…Вижу тоненькую веточку ольхи, такую незащищенную… Чтение стихотворения предваряю вопросами: - О чем оно? Как раскрывает автор тему Родины? Что его волнует? Чем оно современно? Дело в том , что речь идет о знакомой для нас всех проблеме: как проложить дорогу, не уничтожив окружающую природу (вспомним недавнюю полемику по поводу дороги через Серебряный Бор). - А как об этом сказано здесь? Иль чует древесная сила, Провидя судьбу наперед, Что скоро железная сила Ей хвойную ризу прошьет? И : Природы великий поминок Вещает Лесной Пономарь. Новые веяния времени угрожают сказкам, былям, «теплым тучам», «ельникам», «Лесному Пономарю». -Почему в сказочный мир вторгается реальная жизнь? Будучи человеком от земли, русским поэтом – пророком, сознавая необходимость прихода цивилизации, Клюев не разделяет оптимистических ожиданий чудес от «Чугунки « или от трактора (поэма «Деревня» ). - Какие художественные средства использует автор в стихотворении? Зачем? Образ Родины окружен здесь диалектными словами (подъёлыш, поминок), метафорами (« железная жила ей хвойную ризу прошьет»), эпитетами («соловая марь», «древесная сила»), сравнением («Осенняя явь Обонежья ,/ Как сказка, баюкает дух»), словами – символами Чугунка, Лесной Пономарь (отзвуки влияния символизма). В стихотворении мы слышим знакомый мотив – мотив железной дороги ( вспомним Н.А.Некрасова и его «Железную дорогу» ). Клюев считал себя выразителем настроений, дум и чаяний крестьянства, продолжателем традиций не только крестьянских поэтов ( Кольцова А., Никитина И.), но и Пушкина А.С., Тютчева Ф.И., Фета А.А., Некрасова Н.А.
Подведение итогов урока.
Урок 2 Из цикла «Избяные песни» «Четыре вдовицы к усопшей пришли…» Одно из вершинных созданий Н.Клюева – цикл «Избяные песни» (1914 -1916), воплотившие черты миросозерцания северо – русского крестьянства, поэзию его верований, обрядов, его связь с землей, деревенским «вещным» миром. Поэтический мир Клюева – это крестьянский мир. Чем больше государство проводило «опытов» над крестьянством, тем больше хотелось поэту защитить его, запечатлеть в своих стихах. Изба в поэзии Клюева – это крестьянская Русь, «матерь – отчизна», «матерь – земля», « мать – природа», где в согласии должны были жить люди, звери, гады и боги, каждый зная свое место. Но жизнь была сложнее и не уклады-валась в клюевские схемы. Этот цикл был написан накануне больших перемен, которых ждали, боялись и на которые надеялись. А когда поэт пытался изменяться, шагать в ногу с революцией, его не понимали, называли «кулацким поэтом», каковым он не был. Для него изба – символ мироздания, подобие вселенной. В избе рождаются и умирают, любят и женятся, поют и сказки сказывают, пекут, угощают, молятся… Об этом и в статье Клюева: «избяной рай» - величайшая тайна эзотерического мужицкого ведения. Клюев , по словам его друга – врага С.Есенина, - поёт Россию, но по книжным летописям. (Интересно, что сам Клюев говорил и о творческой близости с царем Давидом, поэтому свои стихи он нередко называл «песнями».Отсюда ,наверно, и «Избяные песни».) Но в погоне за яркой образностью поэт перенасыщает стихи бытовыми деталями, диалектизмами, библейскими символами и т.п. Мир избы для Клюева был главным.( Даже в свою петербургскую квартиру он перенес олонецкую избу.) В основе образности, метафоричности Клюева – олицетворение природных сил.
После одного – двух прочтений идет разговор о первичном восприятии стихотворения «Четыре вдовицы к усопшей пришли…» Какое впечатление у вас осталось? Чем оно вызвано? Почему, в какой момент возникло?
Далее идет чтение стихотворения по строфам и его комментарий. 1-я строфа - Какая картина предстает перед нами? Четыре вдовицы к усопшей пришли… Грустная, печальная картина посещения вдовами умершей подруги. - Но почему следующие 3 строчки посвящены описанию природы? Почему кричат журавли в небе? С одной стороны, птицы прощаются с родными местами, улетая в чужие края, кричат. С другой стороны, их крик как бы символизирует те эмоции, которые должны вырваться из груди женщин. Отметим аллитерацию: подчеркнем во 2-й строке звук (р), он повторяется 4 раза, образно передавая курлыканье птиц. В 3 и 4 – звук (с). Он повторяется 8 раз, передавая мягкий шелест падающих листьев и … вот – вот готовый вырваться женский стон. Интересны эпитеты : сентябрь – скопидом, сынок – листодер. Почему скопидом? В сентябре листопад только начинается, деревья «экономно» сбрасывают листву. И автор увидел это. Сынок – листодёр… -Как вы понимаете этот образ? Что это такое? Ученики догадываются , что речь идет о ветре, неожиданном, порывистом. Интересна метафора, причем инверсированная :»в котловин сундуки»( для нас удобней было бы – в сундуки котловин. Так и представляешь ямки на земле, заполняемые листвой. 2 –я строфа Автор возвращает нас к пришедшим, добавляет деталь «в поминальных платках» (эта традиция сохранилась и до наших дней) и передает весь обряд проводов покойницы, который завершатся в 3 –ей строфе. «Та с гребнем» - гребень обычно кладут в гроб; «та с пеплом». Зачем? Найдем ответ в стихотворении. Посыпали пеплом на куричий хвост, Чтоб немочь ушла, как мертвец ,на погост. Все становится понятным. В следующих двух строчках узнаем о назначе –нии принесенного рядна ( здесь: ряднина – диал. –толстый холст кустарного производства) : Хрущатой рядниной покрыли скамью, На одр положили родитель мою. И снова информация (при первичном прочтении этот факт не зафиксировался в нашей памяти): мы узнали, кого провожали в последний путь: это была мать лирического героя. В 3 строфе мирно «ужились» слова высокие («одр») и низкие, диалектные («хрущатой»). Интерес поэта к диалектизмам диктовался стремлением правдиво отразить жизнь деревни, сельского быта.
4 –я строфа Как ель под пилою, вздохнула изба… Мы услышали долго сдерживаемый вздох , о котором упоминалось при анализе 1 и 2 строфы. Метонимия «вздохнула изба» дала возможность автору более кратко сформулировать свою мысль. В другом случае ему пришлось бы написать: в избе стали вздыхать все, кто пришел на похороны. Многоточия в строфе подчеркнули важность, таинство происходящего и неуместность говорения.
5 –я строфа А здесь – как в сказке : сказочные журавли уносят душу в сказочную страну и трубят в полете: Мы матери душу несем за моря, Где солнцеву зыбку качает заря, Где в красном покое дубовы столы От мис с киселем, словно кипень, белы,- Там Митрий Солунский , с Миколою Влас Святых обряжают в камлот и атлас. (Камлот – род плотной шерстяной или полушерстяной ткани, вырабатывавшейся в 19 веке.) Автор использует церковные образы: святых, иорданскую водицу, стихарь -упоминает святых: крестителя Иоанна ( по –народному – Иван ), Великомученика Дмитрия Солунского (здесь – Митрий Солунский), которому молились при глазных болезнях и которого просили о покровительстве православных воинов и армии.
6 –я строфа В избе грустно, тяжело, а на природе Зарделось оконце…Закат – золотарь Шасть в избу незваный… Природа как бы пришла поблагодарить усопшую «за песни в бору,/ За думы в рассветки, за сказ ввечеру…» - Каким человеком была мать? - Как ведет себя сын в последние минуты пребывания матери на земле? К каким силам обращается он за правильностью проведения ритуала и за поддержкой? А вынос блюсти я с собой приведу Сутемки, зарянку и внучку – звезду… Сутемки, вероятно, сумерки, а зарянка – заря. Мы видим, что природа у Клюева живет самостоятельной жизнью.
Читаем стихотворение целиком. Пытаемся выделить мысль –ощущение, протянутую через все стихотворение: любовь к родовому гнезду –избе, природе, ко всему, что окружает человека, что является священным для него. Мотив опустевшего дома расширяется до масштаба раздумий о смерти.
Особенности стихосложения
Посмотрим на окончания строк и определим, что рифмы – мужские (пришли – журавли). Строки, связанные рифмой, стоят рядом и объединяются в 1-ой строфе в две группы: 1) аа 2) бб Во 2 –ой строфе – в три группы: 1) аа 2) бб 3) вв Такая рифма , как мы помним, называется смежной. Соединенные воедино строфы чередуются и образуют в 1,3,5,6 - четверостишие ( катрен), во 2, 4 – шестистишие ( секстину), в 7 – восьмистишие (октаву). Каждое новое сочетание строф помогает всему стихотворению звучать по – новому. Стихотворение написано трехсложным размером (амфибрахий четырехстопный, 4 –я стопа неполная). Это помогает поэту добиться гибкости, ярких звуковых созвучий, наполнить поэтический текст аллитерацией.
А.А.Блок очень точно определил: Стиль каждого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный взгляд может увидеть душу по стилю, путем изучения формы проникнуть до глубины содержания. Чем сильнее лирический поэт, тем полнее судьба его отражается в стихах». Эти слова по праву можно отнести и к Клюеву Н.А.
Домашнее задание : проанализировать 1 стихотворение (на выбор) из данного цикла и подумать над вопросами: 1)Какое место занимает стихотворение в цикле? 2) Изменился ли лирический герой? Как?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока "Биогафия Н.А.Клюева"
Жизнь, творчество, личность Н.А.Клюева...
План - конспект урока "Биогафия Н.А.Клюева"
Жизнь, творчество, личность Н.А.Клюева...
План - конспект урока "Биогафия Н.А.Клюева"
Жизнь, творчество, личность Н.А.Клюева...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...